Файл: Предмет безопасности жизнедеятельности, его цель и задачи. Цель изучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политический конфликт — это противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов, противоречием между обществом как целостной системой и политическим неравенством (иерархией) включенных в нее индивидуумов и групп.
Различают три основных типа политических конфликтов:

- Конфликты интересов. Преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» вокруг дележа экономического «пирога» (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т. д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение («как это, так и то»).

- Конфликты ценностей. Характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; требуют больше усилий для урегулирования из-за трудностей с нахождением компромиссов («или — или»).

- Конфликты идентификации. Характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.
Их разрешение ведет к частичным изменениям в политике властей.
Существуют четыре способа разрешения конфликтов: - соглашение в результате совпадения мнений всех сторон; - соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы; - соглашение, навязанное одной из сторон конфликта; - застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

- А выигрывает за счет Б;

- Б выигрывает за счет А;

- обе стороны оказываются в проигрыше;

- обе стороны оказываются в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь от развития конфликта.
Выбор пути разрешения конфликта всецело зависит от конфликтующих сторон, но нельзя не учитывать и сопутствующие факторы: наличия в обществе равновесия сил, соответствующего исторического опыта, гласности, институциональных условий для консультаций и переговоров.


24. Основополагающие принципы обеспечения социальной безопасности.

Основные принципы обеспечения социальной безопасности и социального развития

Социальная безопасность — совокупность мер по защите интерсов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса.


С социальной безопасностью тесно связаны понятия социальной сферы и социальной защиты населения. В сущности, социальная безопасность характеризует такое качество социальных отношений, при котором любой член общества мог бы пребывать вне угрозы экономической, социальной и физической деградации вследствие неприемлемого снижения уровня и качества жизни, невозможности с пользой для себя и общества реализовать свой потенциал трудовой, социальной и гражданской активности.
Концепцию безопасности человека, которая состоит из восьми основных категорий:

экономической безопасности;

продовольственной безопасности;

безопасности для здоровья;

экологической безопасности;

личной безопасности;

социальной безопасности;

общественной безопасности;

политической безопасности.
Категории соц. Безопасности:

-категория рабочих,безработных,

- категория ветеранов,молодежи…

-др.категории граждан.
Или:

- качество жизни

-соц.защита

- дифференцированный подход при определении размеров и видов помощи;

- комплексность социальной помощи, предполагающая возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной помощи, помощи в виде услуг и льгот);

- социальное реагирование, предполагающее пересмотр социальных нормативов с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума;

- содействие самопомощи, самообеспечению человека;

- доступность форм и видов социальной защиты;

- преемственность всех форм и видов социальной защиты.
25. Основные направления обеспечения социальной безопасности.


В целом система комплексной безопасности заключается в сферах общественной, техногенной, оборонной, экологической, экономической безопасности, а также в сферах духовной жизни, культуры, науки и в информационной сфере (приложение 1).
Одним из основных направлений комплексной безопасности является безопасность в социальной сфере, которая включает в себя:

обеспечение конституционных прав каждого человека, в том числе и личной безопасности;

повышение уровня и качества жизни граждан, искоренение бедности, обеспечение достойной жизни ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, преодоление кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечение здоровья населения;



развитие жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг;

доступность для всех граждан социального и медицинского обслуживания, образования, дошкольного воспитания, транспорта, связи;

создание условий для свободного функционирования и развития организованных социальных групп и общественных объединений граждан;

поддержка семьи как первоначальной ячейки общества;

совершенствование и развитие системы социальной защиты населения и др.




26.Сущность преступности и тенденции ее развития в России.

Преступность - не просто социальное, но и социально-психологическое явление. Она отражает не просто массовое общественно опасное поведение людей, но виновное поведение в условиях, когда нарушение уголовно-правового запрета не бывает вынужденным, т. е. происходит не в условиях необходимой обороны, крайней необходимости и других предусмотренных главой УК РФ обстоятельств, исключающих преступность деяния.
Основные тенденции:

1.Рост преступности, несмотря на некоторую стабилизацию ее объема в отдельные годы.

2.Опасной тенденцией сегодняшней преступности является увеличение ее общественной опасности.

3.Одной из особенно опасных тенденций сегодняшней преступности является возрастание ее группового характера, и особенно организованности.

4.Беспрецедентные размеры приобрело и распространение коррупции, ее проникновение во все ветви и на все уровни государственной власти.

5.Серьезную опасность для общества создает увеличение (до 65 тыс. в год) преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.

6.Особое место в современной преступности принадлежит преступлениям против собственности.

7.Наконец, особо опасной тенденцией преступности является ее самовоспроизводство, связанное с криминализацией населения страны, возрастанием числа лиц с противоправной установкой, их психологическим принятием (оправданием) преступности.

Анализ сегодняшних тенденций преступности дает возможность для ее прогностических оценок. По мнению специалистов, тенденции криминальных процессов в ближайшие годы в целом не изменятся, а общей закономерностью будет рост учтенной преступности при некотором снижении его темпов.
27. Криминализация общественных отношений и безопасность российского общества.


Проблемы правовой политики, в частности, бессистемное изменение нормативно-правовой базы, не отвечающее реальным потребностям и тенденциям развития общественных отношений, отсутствие нормативной регламентации значимых вопросов и т.п., подчас приводят к провокации различных негативных явлений и дальнейшему бессилию перед ними.
Одним из таких явлений представляется широкомасштабная криминализация общественных отношений, начавшаяся еще в 90-е гг. XX в. и продолжающаяся до настоящего времени. Криминализация общественных отношений в Российской Федерации — не просто взрыв преступности, коррупции, а ощущение бесперспективности, атмосферы пессимизма. Россия воспринимается мировым сообществом как криминальное общество и государство.

Переживаемый российским обществом всплеск экономической преступности обусловлен не одной какой-то причиной. Речь идет о множественности причин и условий преступности, в числе которых можно выделить следующие.
Негативные тенденции в экономике и социальной сфере:

А) непоследовательность в осуществлении социальных реформ;

Б) финансово-сырьевая направленность экономики;

В) усиление разрыва в жизненном уровне слоев населения;

Г) отсутствие у большинства граждан навыков экономического поведения в условиях рыночных отношений, правовой нигилизм и юридическая неграмотность в осуществлении хозяйственных операций;

Д) целенаправленные действия преступного мира по поглощению экономики.
2. Отсутствие реальной защищенности законом экономических отношений, бессистемное принятие правовых актов применительно к отдельным элементам экономической системы, в связи с чем упомянутые акты не только не соотносятся друг с другом, но иногда носят противоречивый характер.

3. Осуществление приватизации с пренебрежением интересами населения и законами нравственности.

4. Недостатки в организации движения документации и учета материальных ценностей.

5. Недостатки в деятельности правоохранительных органов, их сращивание с криминальными структурами.


28.Истоки российской организованной преступности в социально-экономической сфере и ее опасность для общества.


Начало существования сплоченной преступной среды в России относится по преимуществу ко времени, когда массовая экспроприация земли у крестьян и, следовательно, быстрая национализация создали условия для первоначального капиталистического накопления. Это последняя треть XV — первые десятилетия XVI в. К этому же времени относятся и первые свидетельства о существовании воровских организаций.В предреволюционный период (1917 г.) в условиях экономического и политического кризиса в стране возникла торгово-финансово-промышленно-чиновничья организованная преступность. Получая сверхприбыль на военных поставках и на спекуляции вокруг карточной системы, организованная преступность быстро дестабилизировала страну.


Организованную преступность иногда называют государством в государстве. Действительно, в некотором отношении она вступает в конкуренцию с властными структурами, мешает проведению оптимальной государственной политики, размывает нравственность, отрицает справедливость и правосудие, рекламирует безнаказанность — одним словом, дискредитирует политическую систему общества.
29.Особенности криминализации потребительского рынка в России.


Переход к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования, болезненно отразился на обстановке в сфере потребления. Потребительский рынок насыщен фальсифицированной продукцией, которая нередко представляет опасность для здоровья населения. Это касается, прежде всего, продуктов питания и лекарственных средств. В структуре рыночных отношений продолжают оставаться высокими удельный вес неорганизованной торговли, доля нелегального оборота товаров и услуг. Работа контролирующих органов государственной власти в сфере потребительского рынка недостаточно эффективна и нередко связана с должностными злоупотреблениями.

30.Характеристика негосударственной системы обеспечения безопасности.

Один из системных элементов гражданского общества, состоящий, в свою очередь из негосударственных предприятий, служб и организаций, предоставляющих на возмездной основе услуги по охране интересов граждан, предприятий и организаций, связанных с безопасностью, действующих в условиях рыночной экономики и являющихся реализацией частной предпринимательской инициативы граждан.

Негосударственная система обеспечения безопасности включает три основных типа субъектов: частные детективные бюро (агентства); частные охранные бюро (предприятия), собственные службы безопасности предприятий. Наряду с этими элементами в эту систему входит целый ряд элементов, взаимозависимость и взаимообусловленность функционирования и развития которых настолько сложна и многообразна, что они могут существовать как автономно, так и в тесной связи друг с другом.
31.Основные направления деятельности в сфере борьбы с преступностью.


Правоохранительные органы осуществляют координационную деятельность по следующим направлениям:

1) совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденции развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;