Файл: Сысоев, К. А. Основы геодезии и картографии учебное пособие для техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
Рис. 69. Сети триангуляции
г) накопление геодезических данных для решения научных задач геодезии — определения общего вида и размеров земного сфероида.
Государственная плановая геодезическая сеть создается ме тодами триангуляции, трилатерации и полигонометрии.
М е т о д т р и а н г у л я ц и и состоит в том, что взаимное по ложение опорных геодезических пунктов определяется по при мыкающим друг к другу треугольникам, вершинами которых являются эти пункты.
В цепи треугольников (рис. 69) измеряют все углы и две стороны. Одна из них CD расположена в начале цепи, вторая MN — в -конце. Стороны CD и MN по условиям местности и вследствие большой длины их непосредственно не измеряют, а вычисляют.
Для этого на местности строят вспомогательные треугольни
ки ABD и АВС, образующие^ |
так называемую б а з и с н у ю |
сеть. Базисной сетью является |
четырехугольник ADBC с дву |
мя диагоналями АВ и CD. В базисной сети измеряют длину базиса АВ и все углы. По измеренным углам и длине базиса
вычисляют длину исходной стороны |
CD, которая называется |
в ых о д н о й . Затем вычисляют все |
стороны в основной цепи |
117
Рис. 70. Знаки триангуляции
треугольников. Зная величину дирекционного угла исходной сто роны CD и координаты одной из точек С или D, вычисляют координаты всех остальных пунктов триангуляции.
В настоящее «время выходные стороны, называемые базис ными, измеряются при помощи прецизионных светодальномеров.
Трангуляция делится на классы: 1, 2, 3, 4. Треугольники разных классов различаются между собой длинами сторон и точностью измерения углов и базисов.
- Развитие сетей триангуляции выполняется с соблюдением основного принципа «от общего к частному», т. е. сначала стро ится триангуляция 1 класса, а затем последовательно 2, 3 и 4 классов.
Пункты триангуляции обозначают на местности в виде пира мид и сигналов (рис. 70, а, б).
В наше время успешно пользуются радиотехническими сред ствами для быстрого определения расстояний между точками
земли с относительными ошибками — ----- ....-----------. Это дает
юоооо юооооо
возможность строить геодезические сети методом линейной три ангуляции — т р и л а т е р а ции, при котором в сетях треуголь ников производится только измерение сторон. Величину углов в треугольниках вычисляют тригонометрическим способом.
М е т о д п о л и г о н о м е т р и и состоит в том, что опорные геодезические пункты связывают между собой ходами, называе мыми полигонометрическими. Полигонометрические ходы отли чаются от описанных выше теодолитных более высокой точ ностью угловых и линейных измерений. Расстояния в полиго
не
нометрии измеряют (непосредственно или вычисляют в неболь ших базисных сетях, в которых измеряют углы и базисы длиной от 24 до 72 м. Полигонометрия в первом случае называется
тр а в е р с н о й , во втором — п а р а л л а к т и ч е с к о й .
Внастоящее время распространение получила так называе мая дальномерная полигонометрия, в которой линейные измере ния проводятся при помощи различных высокоточных электрон
нооптических дальномеров.
Полигонометрические сети развивают самостоятельно, там где нет пунктов трангуляции, или прокладывают между пунк тами триангуляции, когда этих пунктов недостаточно.
Методом полигонометрии создают опорную сеть в равнинных лесных районах и на застроенных участках, где работы по три ангуляции затруднительны.
Государственная высотная геодезическая сеть создается ме тодом геометрического нивелирования, в задачу которого вхо дит получение точных абсолютных отметок ряда точек мест ности.
При нивелировании на местности устанавливаются постоян ные знаки — реперы и марки (см. рис. 6).
§ 41. ПОНЯТИЕ ОБ АЭРОФОТОСЪЕМКЕ
Аэрофотосъемка, т. е. фотографирование земной поверхно сти с самолета, является в наше время основным и экономич ным методом сплошных съемок, широко применяющимся в различных областях народного хозяйства. Фотопланы и другие материалы аэросъемки используются для решения многих воп росов организации сельскохозяйственного производства и лесно го хозяйства, при землеустройстве колхозов и совхозов, состав лении сельскохозяйственных, почвенных, ботанических и других карт и во многих других случаях. Изображение местности при аэросъемке получается на пленке в виде отдельных кадров — а э р о с н и м к о в . Аэрофотосъемку местности ведут с одного или нескольких прямолинейных и параллельных между собой марш рутов. Соседние снимки каждого маршрута имеют общую пло щадь фотографирования, обычно равную 60%. Перекрытие между снимками в пределах одного маршрута называют п р о
д о л ь н ы м . |
Снимки параллельных маршрутов также перекры |
ваются на |
30—40%; такое перекрытие называется п о п е р е ч |
ным. Продольное и поперечное перекрытия пройзводятся для обеспечения сплошной (без пропусков) съемки территории и для дальнейшей обработки снимков.
По окончании летносъемочных работ пленку проявляют и по лучают аэроснимки (аэронегативы), а с них печатают на фото бумаге снимки, называемые к о н т а к т н ы м и о т п е ч а т к а м и . Из центральных частей отпечатков составляют по общим конту рам смежных снимков накидной монтаж, прикрепляя отпечатки
М9
к листу фанеры кнопками. По накидному 'монтажу выявляют пропущенные участки съемки и соблюдение продольных и попе речных перекрытий. Каждый аэроснимок не является планом, а дает изображение местности в искаженном виде. Снимки по лучаются разномасштабными, так как заданная высота самоле та при фотографировании местности часто не выдерживается.
Для составления фотопланов каждый аэроснимок необходи мо т р а н с ф о р м и р о в а т ь , т. е. преобразовать в план. В ре зультате трансформирования на аэроснимках устраняются ис кажения, вызванные наклоном оптической оси при фотографи ровании, с одновременным приведением снимков к заданному масштабу. Искажения снимков, обусловленные неровностями местности, при трансформировании не устраняются.
Для трансформирования на каждом аэронегативе необходи мо иметь четыре отчетливо изобразившиеся точки местности, называемые опорными. Такими точками являются геодезические пункты (знаки) теодолитных ходов, точки пересечения дорог, углы контуров ситуации и другие заметные точки.
Опорные точки опознают на местности по снимкам, закреп ляют и производят геодезические измерения, в результате кото рых получают их плановое положение. Эти действия называют ся плановой привязкой аэроснимков. В натуре производят при вязку только нескольких снимков в маршруте. Положение опор ных точек на остальных снимках получают, пользуясь продоль ным и поперечным перекрытиями, графическим'методом — фо- т о т р и а н г у л я ц и и .
Трансформирование аэроснимков после работ по их привяз ке выполняют на фототрансформаторах. Фототрансформатор состоит из трех частей: кассеты для аэронегатива, объектива и экрана. Трансформирование выполняется в такой последова тельности: на экран кладут планшет (лист бумаги) с нанесен ными на нем четырьмя опорными точками в заданном масштабе.
В кассету помещают соответствующий аэронегатив с проко лами четырех опорных точек. Включив источник света над кас сетой, проектируют негатив на экран. На экране через объектив получится изображение проколов негатива в виде четырех яр ких точек, хорошо видимых в затемненном помещении. Переме щая и наклоняя экран и негатив в разные стороны, а также пере двигая планшет в плоскости экрана, добиваются совпадения четырех светящихся точек с соответствующими точками на планшете; на экран кладут вместо планшета светочувствитель ную бумагу и переснимают на нее аэронегатив, в результате
получают трансформированный снимок. |
• |
Из трансформированных снимков |
составляют ф о т о п л а н |
заснятой территории, который является оригиналом. С оригина ла фотоплана изготавливают фотокопии (репродукции).
В некоторых случаях по фотопланам изготавливают топогра фические планы. Для этого на фотоплане обводят тушью кон
120
туры ситуации и заполняют условными знаками, после чего вытравливают фотоизображение.
Для составления топографических планов и карт, а также для других целей аэроснимки дешифрируют. Д е ш и ф р и р о в а н и е м называют процесс опознавания по фотографическому изображению на аэроснимках и фотопланах различных объек тов и контуров местности. Топографическое дешифрирование со стоит в распознаваний всех объектов и контуров местности, необходимых для изображения на топографических планах и картах (реки, дороги, населенные пункты, сельскохозяйствен ные угодия, лес и пр.). Кроме топографического, часто прово дится специальное дешифрирование для решения различных вопросов: почвенных, ботанических, геологических и пр. Дешиф
рирование может |
быть п о л е в о е |
и к а м е р а л ь н о е . |
На полевом |
дешифрировании |
содержание изображенных |
контуров и объектов местности на аэроснимке опознают путем сличения снимков с местностью. Опознанные на аэроснимке контуры и объекты изображают топографическими условными знаками. Полевое дешифрирование позволяет выявлять такие элементы ситуации, которые фотографически не изобразились на аэроснимке, например родники, трубы, мосты, колодцы, ли нии связи, изгороди и др. В этом случае на аэроснимки нано сят все эти предметы, а также названия населенных пунктов, рек, озер, дорог и др. Неизобразившиеся объекты наносят на снимки по линейным промерам в натуре от этих предметов до хорошо заметных предметов на аэроснимке. Для получения планов в масштабе 1 : 10 000 и крупнее производят сплошное полевое дешифрирование.
Во многих случаях содержание аэроснимков распознают пу тем изучения их по образцам без обследования в поле. Такой вид дешифрирования называется к а м е р а л ь н ы м .
При камеральном дешифрировании различные объекты мест ности опознают по демаскирующим признакам: по их форме, размеру, фототону, тени и другим признакам.
По ф о р м е и р а з м е р у и з о б р а ж е н и я легко распоз нать многие объекты местности, контуры которых получаются на аэроснимках подобными их действительным очертаниям в натуре, а размеры — изменяющимися в зависимости от масшта ба снимка. Например, извилистыми линиями изображаются ручьи, малые реки; прямыми с плавными закруглениями — же лезные и автомобильные дороги; кварталы населенных пунктов изображаются параллельными прямоугольниками разных разме ров, обусловленных величиной численного масштаба аэро снимка.
Многие контуры и объекты местности определяют по тону изображения их на аэроснимках и фотопланах. Например, до роги изображаются светлыми тонами, сухой луг тоном светло серого цвета, а сырой — более темным тоном. Серыми тонами
121