Файл: Сысоев, К. А. Основы геодезии и картографии учебное пособие для техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 69. Сети триангуляции

г) накопление геодезических данных для решения научных задач геодезии — определения общего вида и размеров земного сфероида.

Государственная плановая геодезическая сеть создается ме­ тодами триангуляции, трилатерации и полигонометрии.

М е т о д т р и а н г у л я ц и и состоит в том, что взаимное по­ ложение опорных геодезических пунктов определяется по при­ мыкающим друг к другу треугольникам, вершинами которых являются эти пункты.

В цепи треугольников (рис. 69) измеряют все углы и две стороны. Одна из них CD расположена в начале цепи, вторая MN — в -конце. Стороны CD и MN по условиям местности и вследствие большой длины их непосредственно не измеряют, а вычисляют.

Для этого на местности строят вспомогательные треугольни­

ки ABD и АВС, образующие^

так называемую б а з и с н у ю

сеть. Базисной сетью является

четырехугольник ADBC с дву­

мя диагоналями АВ и CD. В базисной сети измеряют длину базиса АВ и все углы. По измеренным углам и длине базиса

вычисляют длину исходной стороны

CD, которая называется

в ых о д н о й . Затем вычисляют все

стороны в основной цепи

117

Рис. 70. Знаки триангуляции

треугольников. Зная величину дирекционного угла исходной сто­ роны CD и координаты одной из точек С или D, вычисляют координаты всех остальных пунктов триангуляции.

В настоящее «время выходные стороны, называемые базис­ ными, измеряются при помощи прецизионных светодальномеров.

Трангуляция делится на классы: 1, 2, 3, 4. Треугольники разных классов различаются между собой длинами сторон и точностью измерения углов и базисов.

- Развитие сетей триангуляции выполняется с соблюдением основного принципа «от общего к частному», т. е. сначала стро­ ится триангуляция 1 класса, а затем последовательно 2, 3 и 4 классов.

Пункты триангуляции обозначают на местности в виде пира­ мид и сигналов (рис. 70, а, б).

В наше время успешно пользуются радиотехническими сред­ ствами для быстрого определения расстояний между точками

земли с относительными ошибками — ----- ....-----------. Это дает

юоооо юооооо

возможность строить геодезические сети методом линейной три­ ангуляции — т р и л а т е р а ции, при котором в сетях треуголь­ ников производится только измерение сторон. Величину углов в треугольниках вычисляют тригонометрическим способом.

М е т о д п о л и г о н о м е т р и и состоит в том, что опорные геодезические пункты связывают между собой ходами, называе­ мыми полигонометрическими. Полигонометрические ходы отли­ чаются от описанных выше теодолитных более высокой точ­ ностью угловых и линейных измерений. Расстояния в полиго­

не


нометрии измеряют (непосредственно или вычисляют в неболь­ ших базисных сетях, в которых измеряют углы и базисы длиной от 24 до 72 м. Полигонометрия в первом случае называется

тр а в е р с н о й , во втором — п а р а л л а к т и ч е с к о й .

Внастоящее время распространение получила так называе­ мая дальномерная полигонометрия, в которой линейные измере­ ния проводятся при помощи различных высокоточных электрон­

нооптических дальномеров.

Полигонометрические сети развивают самостоятельно, там где нет пунктов трангуляции, или прокладывают между пунк­ тами триангуляции, когда этих пунктов недостаточно.

Методом полигонометрии создают опорную сеть в равнинных лесных районах и на застроенных участках, где работы по три­ ангуляции затруднительны.

Государственная высотная геодезическая сеть создается ме­ тодом геометрического нивелирования, в задачу которого вхо­ дит получение точных абсолютных отметок ряда точек мест­ ности.

При нивелировании на местности устанавливаются постоян­ ные знаки — реперы и марки (см. рис. 6).

§ 41. ПОНЯТИЕ ОБ АЭРОФОТОСЪЕМКЕ

Аэрофотосъемка, т. е. фотографирование земной поверхно­ сти с самолета, является в наше время основным и экономич­ ным методом сплошных съемок, широко применяющимся в различных областях народного хозяйства. Фотопланы и другие материалы аэросъемки используются для решения многих воп­ росов организации сельскохозяйственного производства и лесно­ го хозяйства, при землеустройстве колхозов и совхозов, состав­ лении сельскохозяйственных, почвенных, ботанических и других карт и во многих других случаях. Изображение местности при аэросъемке получается на пленке в виде отдельных кадров — а э р о с н и м к о в . Аэрофотосъемку местности ведут с одного или нескольких прямолинейных и параллельных между собой марш­ рутов. Соседние снимки каждого маршрута имеют общую пло­ щадь фотографирования, обычно равную 60%. Перекрытие между снимками в пределах одного маршрута называют п р о ­

д о л ь н ы м .

Снимки параллельных маршрутов также перекры­

ваются на

30—40%; такое перекрытие называется п о п е р е ч ­

ным. Продольное и поперечное перекрытия пройзводятся для обеспечения сплошной (без пропусков) съемки территории и для дальнейшей обработки снимков.

По окончании летносъемочных работ пленку проявляют и по­ лучают аэроснимки (аэронегативы), а с них печатают на фото­ бумаге снимки, называемые к о н т а к т н ы м и о т п е ч а т к а м и . Из центральных частей отпечатков составляют по общим конту­ рам смежных снимков накидной монтаж, прикрепляя отпечатки

М9



к листу фанеры кнопками. По накидному 'монтажу выявляют пропущенные участки съемки и соблюдение продольных и попе­ речных перекрытий. Каждый аэроснимок не является планом, а дает изображение местности в искаженном виде. Снимки по­ лучаются разномасштабными, так как заданная высота самоле­ та при фотографировании местности часто не выдерживается.

Для составления фотопланов каждый аэроснимок необходи­ мо т р а н с ф о р м и р о в а т ь , т. е. преобразовать в план. В ре­ зультате трансформирования на аэроснимках устраняются ис­ кажения, вызванные наклоном оптической оси при фотографи­ ровании, с одновременным приведением снимков к заданному масштабу. Искажения снимков, обусловленные неровностями местности, при трансформировании не устраняются.

Для трансформирования на каждом аэронегативе необходи­ мо иметь четыре отчетливо изобразившиеся точки местности, называемые опорными. Такими точками являются геодезические пункты (знаки) теодолитных ходов, точки пересечения дорог, углы контуров ситуации и другие заметные точки.

Опорные точки опознают на местности по снимкам, закреп­ ляют и производят геодезические измерения, в результате кото­ рых получают их плановое положение. Эти действия называют­ ся плановой привязкой аэроснимков. В натуре производят при­ вязку только нескольких снимков в маршруте. Положение опор­ ных точек на остальных снимках получают, пользуясь продоль­ ным и поперечным перекрытиями, графическим'методом — фо- т о т р и а н г у л я ц и и .

Трансформирование аэроснимков после работ по их привяз­ ке выполняют на фототрансформаторах. Фототрансформатор состоит из трех частей: кассеты для аэронегатива, объектива и экрана. Трансформирование выполняется в такой последова­ тельности: на экран кладут планшет (лист бумаги) с нанесен­ ными на нем четырьмя опорными точками в заданном масштабе.

В кассету помещают соответствующий аэронегатив с проко­ лами четырех опорных точек. Включив источник света над кас­ сетой, проектируют негатив на экран. На экране через объектив получится изображение проколов негатива в виде четырех яр­ ких точек, хорошо видимых в затемненном помещении. Переме­ щая и наклоняя экран и негатив в разные стороны, а также пере­ двигая планшет в плоскости экрана, добиваются совпадения четырех светящихся точек с соответствующими точками на планшете; на экран кладут вместо планшета светочувствитель­ ную бумагу и переснимают на нее аэронегатив, в результате

получают трансформированный снимок.

Из трансформированных снимков

составляют ф о т о п л а н

заснятой территории, который является оригиналом. С оригина­ ла фотоплана изготавливают фотокопии (репродукции).

В некоторых случаях по фотопланам изготавливают топогра­ фические планы. Для этого на фотоплане обводят тушью кон­

120


туры ситуации и заполняют условными знаками, после чего вытравливают фотоизображение.

Для составления топографических планов и карт, а также для других целей аэроснимки дешифрируют. Д е ш и ф р и р о ­ в а н и е м называют процесс опознавания по фотографическому изображению на аэроснимках и фотопланах различных объек­ тов и контуров местности. Топографическое дешифрирование со­ стоит в распознаваний всех объектов и контуров местности, необходимых для изображения на топографических планах и картах (реки, дороги, населенные пункты, сельскохозяйствен­ ные угодия, лес и пр.). Кроме топографического, часто прово­ дится специальное дешифрирование для решения различных вопросов: почвенных, ботанических, геологических и пр. Дешиф­

рирование может

быть п о л е в о е

и к а м е р а л ь н о е .

На полевом

дешифрировании

содержание изображенных

контуров и объектов местности на аэроснимке опознают путем сличения снимков с местностью. Опознанные на аэроснимке контуры и объекты изображают топографическими условными знаками. Полевое дешифрирование позволяет выявлять такие элементы ситуации, которые фотографически не изобразились на аэроснимке, например родники, трубы, мосты, колодцы, ли­ нии связи, изгороди и др. В этом случае на аэроснимки нано­ сят все эти предметы, а также названия населенных пунктов, рек, озер, дорог и др. Неизобразившиеся объекты наносят на снимки по линейным промерам в натуре от этих предметов до хорошо заметных предметов на аэроснимке. Для получения планов в масштабе 1 : 10 000 и крупнее производят сплошное полевое дешифрирование.

Во многих случаях содержание аэроснимков распознают пу­ тем изучения их по образцам без обследования в поле. Такой вид дешифрирования называется к а м е р а л ь н ы м .

При камеральном дешифрировании различные объекты мест­ ности опознают по демаскирующим признакам: по их форме, размеру, фототону, тени и другим признакам.

По ф о р м е и р а з м е р у и з о б р а ж е н и я легко распоз­ нать многие объекты местности, контуры которых получаются на аэроснимках подобными их действительным очертаниям в натуре, а размеры — изменяющимися в зависимости от масшта­ ба снимка. Например, извилистыми линиями изображаются ручьи, малые реки; прямыми с плавными закруглениями — же­ лезные и автомобильные дороги; кварталы населенных пунктов изображаются параллельными прямоугольниками разных разме­ ров, обусловленных величиной численного масштаба аэро­ снимка.

Многие контуры и объекты местности определяют по тону изображения их на аэроснимках и фотопланах. Например, до­ роги изображаются светлыми тонами, сухой луг тоном светло­ серого цвета, а сырой — более темным тоном. Серыми тонами

121