Файл: Решетов, Д. Н. Работоспособность и надежность деталей машин учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В формуле второй член в знаменателе характеризует относительное время простоя; 1 — г] — относительное время простоя одного элемента;

1

— учитывает, что он не отказывает во время ремонта.

НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ С РЕЗЕРВИРОВАНИЕМ

Если требуется высокая надежность системы, состоящей из многих элементов, то повышением надежности элементов часто не удается огра­ ничиться и приходится применять резервирование. Резервирование позволяет уменьшить вероятность отказов на несколько порядков. Применяют; 1) постоянное резервирование с нагруженным, или горя­ чим, резервом, 2) резервирование замещением с ненагруженным, или холодным, резервом.

Резервирование наиболее широко применяют в радиоэлектронной аппаратуре, в которой резервные элементы имеют малые габариты и легко переключаются.

Особенности резервирования в машиностроении: в некоторых системах резервные агрегаты используют как рабочие в часы пик; в ряде систем резервирование обеспечивает сохранение работоспособ­ ности, но с пониженными показателями.

В транспортных машинах, в частности в автомобилях, применяют двойную или тройную систему тормозов. В пассажирских самолетах применяют 3—4 двигателя и несколько электрических машин. Выход из строя одной или даже нескольких машин, кроме последней, не при­ водит к аварии самолета. В морских судах — по две машины. Число эскалаторов, паровых котлов выбирают с учетом возможности отказа и необходимости ремонта. При этом в часы пик могут работать все эскалаторы. В общем машиностроении в ответственных узлах ис­ пользуют двойную систему смазки, двойные и тройные уплотнения. В станках применяют запасные комплекты специальных инструментов. На заводах уникальные станки основного производства стараются иметь по два или более. В автоматическом производстве применяют накопители, станки-дублеры и даже дублирующие участки автомати­ ческих линий.

Применение запасных деталей также можно рассматривать как вид резервиоования.

При п о с т о я н н ом р е з е р в и р о в а н и и резервные эле­ менты или цепи подключают параллельно основным (рис. 44). Вероят­ ность отказа всех элементов (основного и резервных) по теореме умно­ жения вероятностей

Qcr (О = Qi (О Q a (0 -

Qn (О = nQi (0.

где Qi (t) — вероятность отказа элемента i.

Вероятность безотказной работы

 

р ст (0 = 1 -

Qct (0 -

55


Если элементы одинаковы, то

 

QCT (0

=

Q" (t)

и Рот (0

= 1 - Q" (О-

Например,

если

Qx =

0,01 и

« = 2

(дублирование) Рст = 0,9999,

если Qj =

0,01

и п =

3

(двойное резервирование) Рст == 0,999999.

Таким образом, в системах с последовательно соединенными эле­ ментами вероятность безотказной работы определяют перемножением вероятностей безотказной работы элементов, а в системе с параллель­

ным соединением— вероятность

отказа

перемножением

вероятностей

отказа элементов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Q j ( t )

 

 

 

Г -

 

 

- с н

-

ьУ

 

 

 

 

 

 

Рис. 45

 

Если в системе (рис.

45) а элементов не дублированы,

а b элементов

дублированы, то надежность системы

 

 

 

 

 

а

 

Р с т (/)

- ^ Р а U )

Р ь ( 0 ; Р а

(О = П P i (/);

 

 

Pb(rt =

nI[ i - Q

f (/)]•

 

Если в системе несколько основных и несколько резервных элемен­

тов, причем все элементы постоянно включены и работают параллель­ но, то вероятность сохранения работоспособности системы определяет­ ся с помощью биноминального распределения. Степень бинома берут равной общему числу параллельно работающих элементов. Напри­ мер, если в системе предусмотрены два основных и один резервный элемент, то используют разложение бинома третьей степени. Вероят­ ность сохранения работоспособности системы представляется первыми двумя членами, из которых первый выражает вероятность безотказ­

ности всех трех элементов, а

второй — вероятность

безотказности

двух элементов и отказа третьего.

 

При р е з е р в и р о в а н и и

з а м е щ е н и е м

резервные эле­

менты включаются только при отказе основных. Это включение может производиться автоматически или вручную. К резервированию можно отнести применение резервных агрегатов и блоков инструментов, уста­ навливаемых взамен отказавших, причем эти элементы тогда рассмат­ ривают входящими в систему.

56


Для основного случая экспоненциального распределения отказов при малых значениях kt, т. е. при достаточно высокой надежности элементов, вероятность отказа системы (см. рис. 44)

П <?, (/)

П h t

Qct( 0 - ‘ п\

-• 1n!

Если элементы одинаковы, то

 

0я (/) _

(Xt)n _

<?ст it)

n !

n !

Формулы справедливы при условии, что переключение абсолютно надежно. При этом вероятность отказа в п! раз меньше, чем при по­ стоянном резервировании. Меньшая вероятность отказа понятна, так как меньшее количество элементов находится под нагрузкой. Если переключение недостаточно надежно, то выигрыш может быть легко утерян.

Для поддержания высокой надежности резервированных систем отказавшие элементы следует восстанавливать или заменять.

Применяют резервированные системы, в которых отказы (в пре­ делах числа резервных элементов) устанавливают при периодиче­

ских проверках, и системы,

в которых отказы регистрируются при

их появлении.

может начать работать с отказавшими

В первом случае система

элементами. Тогда расчет на надежность ведут за период от последней проверки. Если предусмотрено немедленное обнаружение отказов и система продолжает работать во время замены элементов или восста­ новления их работоспособности, то оценку надежности ведут за время от отказа до окончания ремонта.

В автоматических линиях, как известно, часто применяют накопи­ тели, которые разбивают линии на отдельные участки, причем отказ какого-нибудь элемента (станка) вызывает остановку не всей линии, а только одного участка. В это время другие участки продолжают работу, получая заготовки от накопителя или подавая заготовки в на­ копитель. При этом вероятность безотказной работы линии меньше

этой

вероятности

для последнего участка и приближается к ней

при

увеличении

емкости накопителя. Вероятность длительной

безотказной работы линии меньше вероятности для лимитирующего участка.

Эффективность разных способов резервирования проиллюстри­ руем на основной системе из четырех последовательно соединенных элементов с вероятностью безотказной работы каждого 0,9.

Вероятность

безотказной

работы системы без

резервирования

(рис. 46, а)

 

 

 

PCi (/)

= Р\ (0 =

0,94 = 0,65 и QCT (0 =

0,35;

,7


дублированной системы с постоянным резервом в виде такой же си­ стемы (рис. 46, б)

Рст (0 = 1 - Qlr ( 0 = 1 - 0,352 = 0,88;

дублированной системы с ненагруженным резервом и вполне надеж­ ным переключением

Per ( 0 « 1

<?ст (0 _ t

0,352

0,94;

п\

2

 

 

 

системы с независимым постоянным дублированием каждого элемента

(рис. 46, б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Per (0

= [1 — Qf (01* =

(1 -0 , Ю4 *

0,96;

 

 

 

 

 

 

такой же

системы

с независимым

нена­

- о - ш

- ш

- о -

груженным

 

дублированием

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Per (0

\

 

Q\U)

" j

0 , 1 3 ‘

: 0,98.

 

 

 

 

 

 

nl

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если систему рассматривать как тех­

6)

 

 

 

нологическую, например

как

автоматичес­

 

 

 

кую линию,

и поставить в середине нако­

•н О т г О т т О т т О т -

питель

высокой надежности

(рис. 46, г),

[|---1 !',---I ! I г-

нч

Р

то вероятность безотказной

работы подни­

ч н ч

ч ч

мется с 0,65

до величины несколько мень­

Ф

 

н

 

шей 0,81.

 

наглядно показывает, что по­

 

- о -

Пример

 

- □ - □ - о - о

элементное резервирование

гораздо эффек­

 

 

 

 

тивнее,

чем общее,

а резервирование заме­

 

Рис.

46

 

щением

при

совершенно надежном

пере­

 

 

 

 

ключении

эффективнее,

чем

постоянное.

Если ту же систему рассматривать как восстанавливаемую с к о э ф ­ фициентом возможного технического использования каждого эле­

мента 0,9, то коэффициент технического

использования системы

^)ст

1

0,69.

4(1 — 0,9)

 

 

1+ — -----------—

0,9

При постановке в середине высоконадежного накопителя коэффициент технического использования

1 "Пет ' = 0,82.

2 (1- 0 ,9)

1+

0,9

Расчет надежности сложных систем. В технике иногда применяют сложные системы, которые нельзя свести ни к последовательным, ни к параллельным. Рассмотрим основную систему из двух элементов А / ' ,

58


которая дублирована системой ВВ' (рис. 47). Кроме того, предусмот­ рен дополнительно резервный элемент X, который резервирует эле­ менты Л и В и делает систему сложной.

Для расчета подобных сложных систем пользуются теоремой пол­ ной вероятности Байеса, которая в применении к надежности форму­ лируется так. Вероятность отказа системы

 

Qct = Qcт (-Х исправен) Рх + QCT (X неисправен) Qx ,

где

Рх и

Qx — вероятность исправности

и соответственно

неисправности

элемента

X. Структура формулы понятна, так как

Рх

и Qx

можно

представить

как долю

времени при

исправном

и соответственно

неисправном

элементе

X.

 

 

Вероятность

отказа

системы

при ис­

правном элементе X определяют как про­

изведение вероятности отказов обоих эле­

ментов А'

и

В',

т.

е.

 

 

QCT(X исправен) = Qa- Qb- —

= (l — PA')(l — PB-).

Вероятность отказа системы при неисправном элементе X

QCT(X неисправен) = QAA Qbb- = (1 —Ра Ра ') (1 —РвРв-)-

Вероятность отказа системы в общем случае

QCT = (1 - Р А.) (1 - Р в.) Р х + ( 1 - Р а Ра -){1 - Р в Рв') Qx.

З д е с ь

и выше

термин «исправный» п онимается как н еотказав ш и й и по ГОСТ

п о д л е ж и т

за м ен е

на «работоспособны й » .

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ДОЛГОВЕЧНОСТИ ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ИЗДЕЛИЙ

Долговечность ремонтируемых машин может быть физически не­ ограниченной, так как детали поочередно ремонтируются или заме­ няются. Однако со временем эксплуатации .время ремонта и стоимость технического обслуживания растут, межремонтные периоды и про­ изводительность падают.

Универсальным критерием оптимальной долговечности технологи­ ческих машин может быть себестоимость изготовления изделий. Вве­

дем следующие обозначения:

 

и

стоимости

капитальных

С0, Си

С2,

С3— начальная стоимость

tv h,

ремонтов;

 

 

 

 

ts — межремонтные периоды

в часах;

 

nv

п2,

ns — часовая

производительность;

 

Уъ

Уг> Vs — средняя

стоимость

технического

обслуживания

Sn

S 2,

за 1 ч;

 

 

продукции

(кроме стои­

S 3 — себестоимость единицы

 

 

мости материалов).

 

 

 

59