Файл: Поляк, А. Я. Эксплуатация машинно-тракторных агрегатов на повышенных скоростях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тель работает с дымным выхлопом, надо проверить угол начала подачи топлива насосом. Начало подачи в двига­ телях СМД-14 должно соответствовать углу поворота коленчатого вала 18—21° до в. м. т.

Через каждые 1600—1800 ч работы двигателя под нагрузкой рекомендуется снимать топливный насос и про­ верять его на стенде.

Силовая передача. В силовой передаче вследствие уве­ личения мощности и скорости трактора Т-74 необходимо особенно тщательно проверять действие главной муфты сцепления и регулировать ее.

При техническом уходе № 2 проверяют зазоры между фланцем отжимной муфты и концами отжимных рыча­ гов. Величина зазора 3,5—4,5 мм, разница между зазо­ рами отдельных рычагов не должна превышать 0,3 мм. Проверяют зазоры между промежуточными дисками и упорами. Величина зазоров в пределах 1,2—1,8 мм.

Чтобы увеличить срок службы ходовой части трак­ торов, надо следить за величиной износа звеньев каждой гусеницы. Если длина десяти натянутых звеньев правой гусеницы более 1750—1760 мм, ее меняют местами с ле­ вой. При длине десяти звеньев 1810— 1820 мм заменяют пальцы звеньев, переставляя ведущие колеса, чтобы они работали неизношенпой стороной зубьев.

Механизм навески трактора. Для обеспечения надеж­ ной работы подъемника гидравлическую систему заправ­ ляют хорошо отфильтрованным дизельным маслом: летом ДС-11, зимой ДС-8. Уровень масла в гидравлической си­ стеме проверяют через 60 ч, если необходимо — доливают его до нормы. Систематически проверяют крепление кры­ шек бугелей механизма навески, их ослабление может вызвать поломки механизма навески и задпего моста.

Технический уход за колесными тракторами «Бела­ русь». Если в хозяйстве хорошо организован технический уход за этими тракторами, они работают надежно, с вы­ сокой производительностью.

Для обеспечения прямолинейности хода трактора, что особенно важно при обработке междурядий пропашных культур, рулевое управление должно быть надежным. Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 15° (V24 оборота) при положении передних колес, соответст­ вующем прямолинейному движению трактора, и более 30° при повернутых до отказа передних колесах. Если свобод-

268

Рис. 101. Линейка для замера схождения передних колес:

I — подвижный упор; 2 — нажимная пружина; -3 — масштабная линейка; 4 — телескопическая штанга; 5 — цанговый зажим; 6 — неподвижный упор.

ный ход рулевого колеса больше допустимого, проверяют и регулируют зазоры в шарнирных соединениях продоль­ ной и поперечной рулевых тяг, а также толкающей тяги. Если после этого свободный ход не уменьшится до нормы, проверяют и регулируют осевой зазор в подшипниках чер­ вяка и зацеплении червячной пары.

Чтобы обеспечить большую долговечность шин, еже­ дневно перед началом работы проверяют и устанавливают нормальное давление воздуха.

Величина нормального давления для шин задних ко­ лес 1 —1,1 кге/см2 и для передних — 1,7 кгс/см2. Для уве­ личения срока службы шин необходимо соблюдать следую­ щие правила ухода. Не допускать попадания нефтепро­ дуктов па шины. В жаркое время года па стоянке необ­ ходимо защищать покрышки от лучей солнца. При нерав­ номерном износе протектора шин колес их следует менять местами. При длительных перерывах в работе (более трех дней) необходимо трактор устанавливать на козлы и вы­ пускать воздух из шин. Изменяя колею трактора в зави­ симости от характера выполняемой работы, некоторые трактористы регулируют длину поперечных рулевых тяг на глазок, не проверяя при этом схождение передних ко­ лес. Неправильная установка передних колес обусловли­ вает быстрый износ шип, особеппо при работе на транс­ порте, управляемость трактора ухудшается.

Для проверки схождения передних колес трактор устанавливают па горизонтальную, ровную площадку. Пе­ редние колоса ставят в положение, соответствующее дви­ жению трактора по прямой. Специальной линейкой (рис. 101) замеряют расстояние между внутренними кра­ ями шин спереди па уровне оси колес. Затем передвигают трактор настолько, чтобы места замера оказались сзади,

269


и вновь замеряют это расстояние. Размер при переднем положении линейки должен быть на 8—12 мм меньше, чем при заднем. Схождение регулируют, изменяя длину поперечной рулевой тяги. Ежесменно проверяют креп­ ление ведущих колес на полуосях.

Особенности технического ухода за тракторами зимой

Известно, что при низких температурах повышается вязкость масла в агрегатах трактора. Это затрудняет про­ кручивание валов, шестерен двигателя и силовой пере­ дачи, повышает потери на трение в механизмах и пере­ мешивание масла. Повышается вязкость топлива, вследст­ вие чего ухудшается его распыливаиие форсунками. Не­ значительное количество воды в топливе вызывает образо­ вание ледяных пробок и прекращение подачи топлива.

До начала зимней эксплуатации следует выполнить операции сезонного технического ухода и подготовить тракторы к работе в зимних условиях: удаляют накипь из системы охлаждения, применяя содовый раствор с ке­ росином; заменяют смазку в агрегатах трактора; промы­ вают топливные баки, топливопроводы и фильтры; утеп­ ляют кабину трактора; проверяют надежность пускового устройства.

Механизмы трактора в зимний период смазывают ме­ нее вязкими маслами. В картер двигателя заливают зим­ нее дизельное масло ДС-8. В предварительно промытые картеры коробки передач, главной передачи и корпуса бортовых передач заливают зимнее автотракторное транс­ миссионное масло. При температуре ниже —20° С в это масло добавляют 25% зимнего дизельного топлива. В ре­ дуктор пускового двигателя заливают дизельное масло, разбавленное дизельным топливом (20%).

Для утепления тракторы надо снабдить чехлами, на­ деваемыми на радиаторы и копоты двигателей, и плотно подогнать их. При отсутствии чехлов радиатор утепляют дополнительной плотной шторкой.

Систему охлаждения тракторов заправляют жидко­ стью, замерзающей при низких температурах. При моро­ зах до —20° можно пользоваться водой, поддерживать ее температуру на уровне 75—80° С. Применение жидкости, замерзающей при низких температурах, не исключает предпускового прогрева двигателя горячей водой. Для

270

этого жидкость сливают и прогревают двигатель, заливая в систему охлаждения горячую воду. После прогрева воду сливают и вновь заливают в систему жидкость.

При температуре ниже 0° для работы дизеля приме­ няют зимнее дизельное топливо ДЗ (ГОСТ 4749—49). Од­ нако и это топливо при температуре ниже —15° стано­ вится более вязким. Поэтому при температуре ниже — 15° С в дизельное топливо рекомендуется добавлять 10—15% тракторного керосина, а при температуре ниже —30° С — 25—30%. Перед заправкой трактора дизельное топливо и керосин тщательно смешивают в отдельной посуде.

Ходовую часть смазывают в сроки, предусмотренные правилами технического ухода. Верхние поддерживаю­ щие ролики смазывают маслом, разбавленным дизельным топливом (50%), а опорные катки и натяжное колесо — маслом, в которое добавляют 25% дизельного топлива.

Технический уход за сельхозмашинами и орудиями

Для сельскохозяйственных машин, как и для трак­ торов, установлены ежесменные, периодические и послесезонные уходы.

С повышением скорости возрастает влияние техниче­ ского состояния сельскохозяйственных машин и орудий на экономичность работы тракторного агрегата. При ра­ боте с затупленными лемехами плугов и лапами культи­ ваторов резко увеличивается сопротивление орудий, по­ вышается их неустойчивость. Повышение сопротивления машин и орудий может быть вызвано неудовлетвори­ тельной смазкой колес, перекосами, нарушением креп­ лений.

Плуги. В перерыве между сменами плуг очищают от земли и остатков растений. Смазывают подшипники осей полевого и бороздового колес, ступицу заднего колеса при­ цепного плуга, а у навесного подшипники оси опорного колеса и осей дисковых ножей. Проверяют лемеха пред­ плужников и основных корпусов. Лемеха предплужников заменяют, если толщина режущей кромки их лезвий больше 1 —1,5 мм. Лемеха основных корпусов заменяют, если при работе плуг выглубляется или при увеличении ширины затылочной фаски (в результате износа) более 3—5 мм при работе на плотных и 8—10 мм на средних и легких почвах.

271


Для предупреждения увеличения залипания после за­ мены лемехов следят, чтобы поверхность их не утопала и пе выступала над поверхностью отвалов. Головки бол­ тов крепления лемехов также ие должны выступать над рабочей поверхностью. Утопание головок болтов не более 0,5 мм. Проверяют правильность сборки и положение ле­ мехов на плуге шнуром или длинной рейкой. Подняв плуг в транспортное положение, натягивают шнур между кон­ цами носков лемехов первого и последнего корпусов (рис. 102). Носки лемехов остальных корпусов должны быть на линии шнурка. Также проверяют положение леме­ хов по их пяткам. Отклонение концов лемеха не более чем на 5 мм в обе стороны. Неправильное положение лемехов относительно опорной поверхности плуга значительно уве­ личивает тяговое сопротивление.

Перед началом работы проверяют установку предплуж­ ников и дисковых ножей. Расстояние между носками ле­ мехов предплужников и носками лемехов корпусов 200— 250 мм у плугов с расстановкой корпусов 700 мм и 300— 350 мм у плугов с расстановкой корпусов 750—800 мм. Предплужники устанавливают по высоте, чтобы срезае­ мый ими слой почвы независимо от глубины пахоты был не больше 8—10 см (рис. 103).

Рис. 103. Проверка угольником установки предплужников.

272

Дисковые ножи устанавливают так, чтобы плоскость их была отведена на 10—20 мм в сторону поля относи­ тельно плоскости нолевого обреза предплужника, а ось Диска — на высоте 20—30 мм от носка лемеха предплуж­ ника. После 2—3 смен работы проверяют вращение и состояние подъемно-регулировочных механизмов и сма­ зывают их.

Дисковые лущильники и бороны. При ежесменном тех­ ническом уходе лущильник или борону очищают от земли и растительных остатков, проверяют наличие маслёнок и их крепление, степень затупления дисков. Тупые диски увеличивают тяговое сопротивление орудия, ухудшают качество его работы и при движении на повышенных скоростях значительно снижают глубину обработки.

При разборке секций для заточки дисков проверяют вкладыши' подшипников, неисправные заменяют. Собран­ ную секцию проверяют на плите или ровной площадке. Все диски должны прилегать к опорной поверхности. Тщательно проверяют прочность и надежность креплений и исправность болтов. При перевозке лущильника па боль­ шое расстояние батареи отъединяют от понизителей и соединяют их последовательно одну за другой. Собран­ ные таким образом батареи присоединяют к средней части лущильника.

Дисковые зерновые сеялки. Ежесменно сеялки очища­ ют от земли и пыли, проверяют крепления и сошники. Расстановку сошников проверяют по меткам на сошни­ ковом брусе или по установочной доске. Погнутые по­ водки сошников выправляют. Через каждые 4—5 ч ра­ боты смазывают подшипники дисковых сошников, буксы автоматов, втулки полуосей ходовых колес; ежесменно смазывают головки шатунов автоматов, подшипники ко­ ленчатых валов. При смазке сошников проверяют лег­ кость вращения дисков и установку чистиков. Зазор меж­ ду чистиком и диском с каждой стороны не более 2 мм. Если диски не задевают за чистик, но вращаются с тру­ дом или не вращаются, нужно отрегулировать конуса, подкладывая под наружный конус прокладочные кольца. При правильно отрегулированных конусах диски должны легко вращаться и не перемещаться в осевом направле­ нии.

Винтовые механизмы регулирования глубины хода сош­ ников должны поворачиваться без зазора, при проверке болтовых соединений ослабленные болты подтягивают.

10 Поляк А. Я., Щулак А. Д.

273

 



При подготовке сеялок для семян другого сорта надо очистить семенные ящики и высевающие аппараты. Уста­ навливая высевающие аппараты на высев семян новой культуры, проверяют рабочую длину катушек. Катушки

всех высевающих аппаратов

должны

быть выдвинуты

одинаково. Разница в длине

рабочей

части катушек

не более ±0,5 мм.

 

 

Квадратно-гнездовые сеялки. В этих сеялках тщатель­ но очищают гнездообразующие клапаны сошников и вы­ севающие аппараты, проверяют четкость работы меха­ низмов, если необходимо, регулируют. Клапаны должны открываться одновременно у всех сошников и после от­ крытия без задеряши и рывков возвращаться в первона­ чальное положение. Величина открытия 30—35 мм.

Очищая высевающие аппараты у прицепных сеялок, проверяют регулировку зубьев отражателя и выталкива­ теля. Нормально отрегулированные зубья должны без за­ едания подниматься от нажима пальца и опускаться под действием пружины. В сеялке СКГН-6 при установке диска высевающего аппарата проверяют положение вы­ талкивателя. Носок выталкивателя должен быть посреди­ не ячейки диска.

Культиваторы. Ежесменно культиваторы очищают от земли, пыли и остатков растений. Туковые банки куль- тиваторов-растениепитателей освобождают от остатков минеральных удобрений и насухо вытирают. Проверяют крепление деталей и узлов. Погнутые поводки и стойки выравнивают. Лапы и бритвы заменяют или затачивают, если лезвия их износились, до толщины 0,5 мм.

Ежесменно смазывают втулки опорных колес навес­ ных культиваторов, ходовых колес и деталей автоматов прицепных культиваторов, а в культиваторах КУТС-4,2А; КУТС-2,8; КРС-8,1 — подшипники вала механизма управ­ ления колесами и кронштейнов ходовых колес.

В культиваторах, предназначенных для обработки междурядий пропашных культур, проверяют на ровной площадке расстановку лап, пользуясь установочной до­ ской, на которой заранее размечают и наносят основные линии рядков. Лапы должны быть расставлены так, чтобы расстояние от внешнего края режущей кромки лапы до центра рядка было в пределах 100—120 мм для первой обработки и 140—160 мм для последующих обработок. Ко­ леса культиватора надо ставить как можно ближе к се­ редине междурядий.

274