Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

152 § 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ

раствор специального концентрата своего производства марки «Олимете». Завод рекомендует для поддержания высокой про­ изводительности станка добавлять ежесуточно в резервуар 1,5—2,0 кг этого концентрата, а через 100—120 ч работы раст­ вор менять полностью. При этом попадание даже небольшого количества масла в смазочно-охлаждающую жидкость не до­ пускается, так как это значительно снижает ее рабочие свой­ ства [9]. На отечественных подшипниковых заводах при исполь­ зовании указанных станков для операции обкатки шариков применяется смазочно-охлаждающая жидкость собственного приготовления, имеющая химический состав, приведенный ра­ нее в § 1 данной главы.

Станки МРВ-36 и RS-482 приспособлены для работы в ав­ томатическом цикле. После снятия на шариках облоя и полюс­ ных выступов реле максимального тока устанавливается на определенное давление и включается тумблер автоматического режима.

Производственные испытания шарикообкатного станка мо­ дели МРВ-36 во ВНИИПП [9], а также эксплуатация их на опе­ рации обкатки на Саратовском (заводской акт от 17 сентября 1970 г.) и на Минском подшипниковых заводах выявили целый ряд существенных недостатков, как, например:

1) сильный шум при работе станка, общий уровень которого составляет 120 дб;

2) несоответствие фактической производительности станка по съему металла паспортной;

3) сильный нагрев подшипников при достижении усилия прижима дисков в 20 т;

4)элеватор, бункер-накопитель и система лотков не обеспе­ чивают равномерной подачи шариков в зону обработки;

5)недостаточная смазка подшипниковых опор дискодержа­ теля и т. д.

Таким образом, шарикообкатные станки модели МРВ-36 требуют некоторой конструктивной доработки, которая позво­ лила бы ликвидировать имеющиеся недостатки.

Шарикообкатной станок-полуавтомат модели ВШ-305.

Станок-полуавтомат модели ВШ-305—первый отечественный образец оборудования, специально предназначенного для осу­ ществления операции обкатки шариков. Основные технические характеристики этого станка приведены в табл. 20.

Кинематическая схема станка-полуавтомата модели ВШ305 изображена на рис. 55. Она состоит из приводов шпинделя, механизма прижима, элеватора, охлаждения и смазки.

Привод шпинделя 1 с находящимся на нем вращающимся диском 2 осуществляется от электродвигателя (тип А02-82-6,


§ 2. УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И МЕХАНИЗМОВ

153

jV = 40 кет, п = 980 обIмин) 3 через клиноременную передачу 4, цилиндрические прямозубые колеса 5, 6 и 7, сменные колеса 8, 9 и колеса 10, 11, за счет смены которых шпинделю 1 обеспе­ чивается четыре числа оборотов в минуту: 82, 100, 120 и 146.

Привод механизма прижима (гайки) 12 неподвижного (прижимного) диска 13 осуществляется от реверсивного элект­ родвигателя (тип АОЛ2-32-6, N =2,2 кет, п = 950 об/мин) 14 через червячную передачу 15, 16 на вал 17, где свободно сидят цилиндрические зубчатые колеса 18, 19 и на скользящей шпон­ ке двусторонняя кулачковая муфта 20. При включении муфты 20 в зацепление с колесом 19 осуществляется ускоренное уста­ новочное перемещение прижимного диска 13 через зубчатые колеса 19, 21, 22 и 23, приводящие во вращение винт 24. Ввин­ чиваясь или вывинчиваясь в гайку (механизм прижима) 12, закрепленную в гильзе, винт 24 перемещает прижимной диск 13 вперед или назад. При включении муфты 20 в зацепление с другим зубчатым колесом 18 через колеса 18, 25, 22 и 23 осу­ ществляется прижим неподвижного диска 13.

Следует отметить, что переключение муфты 20 автоматиче­

ское. Скорость установочных

перемещений

прижимного ди­

ска составляет 332 мм/мин,

а перемещения

на прижим —

36,9 мм/мин.

 

 

Ручное аварийное перемещение прижимного диска 13 про­ изводится посредством накидной рукоятки 26 через конические колеса 27 и 28, червячную пару 15, 16 и далее по ранее описан­ ной схеме.

Привод наклонного автомата питания 29 осуществляется от электродвигателя переменного тока (тип АОЛ2-22-6, N — 1,1 кет, п = 930 об/мин) 30 через червячную передачу 31, 32 и звездочки 33 и 34 на приводной вал 35, на котором находятся верхние звездочки 36 и 37, соединенные ковшевой цепью с ниж­ ними звездочками 38 и 39. В случае необходимости возможно натяжение ковшевой цепи автомата питания 29, которое производится посредством рукоятки 40, действующей на ниж­ ний вал 41 через пару конических зубчатых колес 42, 43 и вин­ товую передачу 44, 45. Скорость перемещения ковшевой цепи может регулироваться в пределах 17,7—20,8 м/мин за счет сменных звездочек в приводе автомата питания.

Привод подачи охлаждения производится от насоса (тип П90С1Г, А = 0,6 кет, м= 2800 об/мин) 46, который направляет смазочно-охлаждающую жидкость по трубопроводам 47 в зону обработки и в бункер-накопитель. Слив смазочно-охлаждаю­ щей жидкости осуществляется самотеком.

Привод подачи смазки производится прсредством лопаст­ ного насоса (тип Г12-41 Б, Q= 3 л/мин) 48, работающего от


154 ГЛ. 4. ОБДИРКА, ОПИЛИВАНИЕ И ОБКАТКА ШАРИКОВ

электродвигателя типа АОЛ 22-4 (jV = 0,4 кет, п= 1400 об/мин). От насоса 48 через напорный золотник (тип Г54 = 22) 49 масло по трубопроводу 50 поступает в реверсивный золотник с элект­ роуправлением (тип 54ПБГ73-11) 51, который при включенном электромагните 52 обеспечивает дальнейшее поступление мас­ ла в трубопровод 53, а по нем в левую полость цилиндра пере­ ключения муфты 54. Поступление масла в левую полость ци­ линдра 54 обеспечивает сдвиг муфты 20 вправо на соединение с цилиндрическим зубчатым колесом, 19, а следовательно, как указывалось ранее, в этом случае осуществляется ускоренный подвод или отвод прижимного диска 13.

При отключенном электромагните 52 масло по трубопрово­ ду 55 попадает в правую полость цилиндра 54, перемещая муф­ ту 20 влево на соединение с шестерней 18. Далее, как указыва­ лось ранее, происходит прижим неподвижного диска 13.

Сброс масла с напорного золотника 49 по трубопроводу 56 направляется к распределительной коробке 57, а оттуда ко всем точкам смазки станка-полуавтомата. Слив масла в резер­ вуар 58 обеспечивается самотеком.

Общий вид шарикообкатного станка-полуавтомата модели ВШ-305 изображен на рис. 56. Он имеет жесткую станину, на которой смонтированы бабка шпинделя вращающегося диска, имеющего горизонтальную ось вращения шпинделя, бабка при­ жимного диска, механизм прижима. К левому торцу станины и корпуса шпиндельной бабки крепится коробка скоростей; на передней стенке у рабочей зоны на специальном кронштейне смонтирован пульт управления.

Вокруг станины расставлены следующие механизмы: 1) узел привода, состоящий из электродвигателя, смонтирован­ ного на специальной плите, и клиноременной передачи; 2) бак охлаждения; 3) агрегат смазки; 4) элеватор (спереди станка), имеющий наклонное перемещение несущих цепей и позволяю­ щий осуществлять циклическую подачу шариков в двух на­ клонных плоскостях; 5) электрошкаф, который может быть установлен в любом месте, удобном для потребителя.

Проведение испытания первого образца станка модели ВШ305 и результаты конструктивного поиска позволили прийти к несколько иной компоновке этого станка. В последнем вари­ анте она в основном аналогична компоновке станка модели МШ-ЗЗМ и имеет кольцевой ковшовый элеватор с горизонталь­ ной осью вращения и несколько усиленным приводом.

В настоящее время полуавтомат модели ВШ-305 представ­ ляет собой новейшую конструкцию шарикообкатного станка, созданного с учетом опыта эксплуатации отечественных (МШ-

ЗЗМ, ВШ-304, ВШ-304М, ВШ-304МІ) и зарубежных (RS = 482,


§ 3. СМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТ И МЕТОДЫ НАЛАДКИ

155

 

Италия, МРВ-36, Румыния, «Kochler» модель 36, США) стан­ ков, предназначенных для выполнения этой операции.

Описание основных узлов и механизмов станка модели ВШ305 нами не приводится, поскольку в работе подробно описы-

Рис. 56. Шарикообкатной станок-полуавтомат модели ВШ-305.

вались станки модели ВШ-304М1 и МШ-ЗЗМ, на базе которых он создан.

Следует отметить, что на 1-м Московском подшипниковом заводе произведена непосредственно модернизация станка мо­ дели МШ-ЗЗМ с целью усиления его узлов, которая позволила создать станок модели ВШО-33, предназначенный для обкатки шариков (см. табл. 20).

§ 3. с м е н н ы й и н с т р у м е н т и р а ц и о н а л ь н ы е м е т о д ы

НАЛАДКИ

Для производства операций опиливания и обкатки шариков используются специальные опиловочные и обкатные диски, про­ цесс изготовления которых, а также применяемые исходные материалы различны.

Опиловочные диски. Для различных моделей шарикоопиловочных станков используются опиловочные диски цилиндриче­ ской формы, имеющие наружные диаметры в пределах 315—

156

 

ГЛ. 4. ОБДИРКА, ОПИЛИВАНИЕ И ОБКАТКА ШАРИКОВ

700

мм,

внутренние диаметры—85—170 мм, толщину—35—

100

мм.

Общий вид пары рабочих опиловочных дисков, приме­

няемых на шарикоопиловочном станке модели ШОС-13, пред­ ставлен на рис. 57. Исходными заготовками для них служат обычно поковки из стали ШХ-15, которые отковываются на

J

1 ФЮ5

' ѵ/ / ,;///> /

Y / / / '. / 63

Рис. 57. Вращающийся (а) и неподвижный (б) опиловочные диски к шарикоопиловочному станку модели ШОС-13:

/ — накатанный зуб; 2 — выемка («карман»); 3 — строганный зуб.

своем заводе или присылаются с других заводов по коопера­

ции.

Механическая обработка этих заготовок включает в себя токарные операции по обточке наружного и внутреннего диа­ метров, строгальные или токарные операции по обработке плоскостей (торцов) дисков до требуемых размеров, а также операцию по накатке или строганию зубьев определенного раз­ мера с установленным для различных диаметров опиливаемых шариков шагом, которые наносятся на рабочем торце диска. Кроме того, для неподвижных опиловочных дисков, используе­ мых на станках моделей ШОС-13, ВШ-304М1 и других с гори­ зонтальной осью вращения шпинделя, производится операция фрезерования так называемых «карманов», представляющих собой неглубокую закругленную по краям выемку металла относительно рабочей плоскости со стороны внутреннего отвер­ стия диска, которая предназначена для лучшего захода шари­ ков в пространство между дисками (см. рис. 57).

Следует отметить, что на различных отечественных подшип­ никовых заводах для операции опиливания шариков применя­ ются опиловочные диски, отличающиеся по конструкции в