Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
§ 7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ |
215 |
|
Соответственно установлены и предельно допустимые уров ни громкости шума на производстве: для I класса—90—100 дб,
для II—85—90 дб, для III—75—85 дб.
Для шарикового производства характерен высокочастотный шум, который особенно опасен, если не применять никаких за щитных средств. К основным средствам уменьшения производ ственных шумов можно отнести следующие:
1) индивидуальные средства защиты (наушники, вклады ши, шлемы, шумоизолирующие кабины и т. п.);
2) архитектурно-планировочные решения помещений (об лицовка специальными акустическими плитами, установка пе регородок, подвесок и т. п.);
3) средства, отражающие источник шума от внешней по от ношению к нему среды, т. е. уменьшающие излучение шумов (кожухи, обивки, прокладки, буферные устройства и т. п.).
Однако наиболее эффективное средство—это ликвидация самого источника, производящего повышенный шум. Для ша рикового производства таким источником является установив шийся способ обработки шариков и используемое для этой-це ли оборудование. Поэтому работа по борьбе с шумом в шари ковом производстве—это работа по изысканию оптимальных способов обработки и конструкций оборудования.
В результате систематического воздействия на человече ский организм вредных условий труда, связанных со специфи кой дайной профессии, могут возникнуть профессиональные заболевания. Причинами служат недостаточность производ ственных площадей, ненормальная температура, влажность, давление воздуха, недостаточное или нерациональное освеще ние, применение вредных или отравляющих веществ, наличие вредных излучений, шума, вибрации, неудовлетворительное со стояние бытовых и профилактических помещений и т. д. Для предотвращения профессиональных заболеваний применяются следующие профилактические и защитные мероприятия: улуч шение естественного и искусственного освещения, реконструк ция отопительных установок, использование различных при способлений для защиты от вредных излучений, ремонт венти ляции, переоборудование душевых, умывальников, гардеробов, применение специальных светильников, создание в цехах апте чек, санпостов и т. д. Не меньшую роль в предупреждении про фессиональных заболеваний играет также личная гигиена
и личный режим рабочих.
Применение в производстве шариков нефтепродуктов созда ет опасность возникновения пожара, поэтому очень важны ме роприятия, устраняющие возможные причины пожара, а в слу чае его возникновения ограничивающие распространение, обес
216 |
ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ |
печивающие успешную эвакуацию людей и имущества и даю щие возможность принять действенные меры по его тушению. Пожар может быть вызван неосторожным обращением с огнем (курение в неположенных местах и т. п.), неисправностью ото пительных систем и электропроводки, загрязненностью венти ляционных установок, нарушением технологического процесса, самовозгоранием промасленных тряпок и обтирочного матери ала, возникновением искр и разрядов электрического тока и т. д.
Для тушения пожаров применяется вода в распыленном со стоянии или в виде струй и пара, химические вещества в виде жидкостей и пены, сухие порошкообразные составы (двуугле кислая сода, песок, толченый кирпич и т. д.), специальные флю сы (соли хлористого натрия, кальция и магния), инертные га зы, находящиеся под большим давлением в баллонах, и т. д.
Наиболее удобное и эффективное средство для тушения по жаров в самом начале их возникновения—ручные пенные и углекисл9тные огнетушители, баки с водой, ящики с песком, а также автоматические (самовключающиеся) средства пожаро тушения.
Следует отметить, что важнейшим условием отсутствия на производстве травматизма, профессиональных заболеваний и пожаров является беспрекословное соблюдение правил техники безопасности, промсанитарии и противопожарной безопас ности.
Контрольные вопросы
1.Что представляет собой процесс шлифования металлов и каковы особенности операций мягкого и твёрдого шлифования шариков?
2.Рассказать об устройстве шарикошлифовального станка модели МШ-ЗЗМ.
3.Рассказать об устройстве механизма прижима неподвижного чугун ного диска.
4.Рассказать об устройстве и изготовлении сменного инструмента.
5.Какой существует технологический процесс изготовления шарико шлифовальных кругов?
6.Какие рациональные методы, наладки шарикошлифовальных стан ков применяют в производстве?
7.Какие существуют методы крепления шарикошлифовальных кругов,
вчрм их преимущества и недостатки?
8.Рассказать о недостатках и преимуществах применяемых методов правки шарикошлифовальных кругов.
9.Какие основные виды брака и причины их возникновения могут иметь место в процессе операции мягкого шлифования шариков?
10.Какие основные виды брака и причины их возникновения могут иметь место в процессе операции твердого шлифования шариков?
11.Чем могут быть вызваны несчастные случаи при обслуживании ша рикошлифовального оборудования?
12.Назовите основные причины возможного возникновения пожаров, основные мероприятия по их предотвращению и средства пожаротушения.
Г л а в а VI. МАТЕРИАЛЫ И ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ШАРИКОВ
§ 1. МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШАРИКОВ
В настоящее время для изготовления шариков приме няются самые различные материалы: стали всевозможных марок, пластмассы, твердые сплавы, медь, серебро, ситаллы и т. п.
В зависимости от назначения предъявляемых требований к их качеству и работоспособности шарики изготовляются из следующих марок специальных сталей: ШХ-15, ШХ-15Ш, 55СМА, 55СМ5ФА-Ш + ВД, 9ХС, 9X18, 9Х18Ш, ЭИ-347, ЭИ-229, ЭИ-299, ЭИ-654, Х32Н8, 11Х18М, Х18Н9Т, Х17Н7Ю
и др.
Диапазон материалов, используемых для изготовления ша риков, все время расширяется. Однако наиболее широкое при менение в подшипниковой промышленности СССР нашла спе циальная шарикоподшипниковая сталь марки ШХ-15, поэтому дальнейшее изложение материала будет вестись с точки зре- ‘ния использования для изготовления шариков именно этой стали.
Сталь ШХ-15—хромистая высокоуглеродистая сталь, обла дающая после термообработки высокой твердостью (HRC 6266) и износоустойчивостью. Согласно ГОСТу 801—60, она име ет следующий химический состав: углерода (С)—0,95—1,05%,
марганца (Мп)—0,2—0,4, кремния (Si)—0,17—0,37, хрома (Сг) —1,3—1,65, никеля (Ni) ^0,3, фосфора (Р) ^0,027, серы
(S)s=:0,02, меди (Си) =^0,25, Ni + Cu^0,5% -
Сталь ШХ-15 имеет температуру плавления 1315° С, сопро тивление деформации при температуре плавления оп = =0,84 кг/мм2, температурный коэффициент ß= 6,87 [32].
В настоящее время массовая выплавка шарикоподшипни ковых сталей производится в кислых мартеновских и основных электродуговых печах.
218 ГЛ. 6. МАТЕРИАЛЫ И ТЕРМООБРАБОТКА ШАРИКОВ
Мартеновский процесс, который производится в специаль ных так называемых «мартеновских» печах (кислых или основ ных в зависимости от состава шихты и огнеупорной кладки пе чи), предназначен для выплавки стали заданного состава из твердого или жидкого чугуна, стального и чугунного лома с до бавками железной руды, окалины, флюсов и ферросплавов. При этом отходит шлак. Процесс сводится к физико-химиче скому взаимодействию между металлом, шлаком, газовой сре дой и отчасти огнеупорами печи при высоких температурах. Он производится с целью уменьшения до заданной нормы со держания в стали углерода, марганца, кремния и возможно бо лее полного удаления из нее вредных примесей при наимень шем износе печи и затрат горючего.
Выплавка стали в основных электродуговых печах—способ более совершенный, чем мартеновский. Для выплавки стали этим способом применяют трехфазные печи прямого нагрева со стальным кожухом, в которых электродуги образуются ме жду опущенными через свод графитовыми или угольными элек тродами и загруженной в печь металлической шихтой.
В СССР шарикоподшипниковую сталь ШХ-15 разливают в изложницы квадратного сечения. Вес слитков на различных ме таллургических заводах принимается разным—в пределах 0,2—6,0 т. Эти слитки подвергаются многократной прокатке на специальных прокатных станах до получения необходимых профилей, которые после ряда отделочных операций (напри мер, волочение, калибровка, шлифование, отжиг) поступают потребителям.
Прокатываются слитки по режиму, обычно применяемому для прокатки углеродистых сталей. Опыты по замеру усилий прокатки слитков весом 3,8 тиз стали ШХ-15 на блюминге за вода «Красный Октябрь» показали, что удельные давления при этом практически изменяются в пределах 8,1 —11,0 кг/мм2. Перед прокаткой для предупреждения обезуглероживания сталь нагревается в печи с окислительной атмосферой до тем пературы не выше 1220° С.
В работе М. А. Зайкова [33] указано, что температурный ре жим прокатки и охлаждения шарикоподшипниковых сталей оказывает решающее воздействие на структуру и качество про ката. Чем выше конечная температура прокатки, при прочих равных условиях, тем более грубыми получаются структурные составляющие этой стали. Поэтому температура конца прокат-* ки допускается в пределах 850—900° С, так как ее понижение вызывает появление полосчатой структуры с наличием так на зываемых «карбидов».
Следует отметить, что эти карбиды, представляющие собой
§ 1. ПРИМЕНЯЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
219 |
легированный цемент (FeCr)3 С, т. е. химическое соединение уг лерода с железом и хромом, обеспечивают высокую стойкость рабочих поверхностей подшипников против истирания. Однако это имеет место только в том случае, если они равномерно рас пределены в виде мелких круглых включений. Если карбиды находятся в стали в виде обособленных массивных тел (кар бидная ликвация), в виде групповых скоплений (карбидная по лосчатость) или в виде сетки, окаймляющей зерна металла (карбидная сетка), то они снижают срок службы подшипни ков. При выходе на рабочую поверхность детали крупные кар биды легко выкрашиваются и создают очаги разрушения дета лей подшипников. Чем крупнее карбиды, тем больше возмож ность их выкрашивания.
Специфические условия работы подшипников, при которых нагрузку воспринимают отдельные точки поверхностей дета лей подшипников, требуют, чтобы каждый шарик и ролик об ладали одинаковыми свойствами, т. е. металл должен быть однородным — с одинаковыми характеристиками. Этим объяс няются исключительно высокие требования, предъявляемые к готовой шарикоподшипниковой стали на металлургических заводах. В отношении однородности металла и его чистоты эти требования являются наивысшими из предъявляемых к спе циальным сталям.
Качество шарикоподшипниковой стали во многом зависит также от правильного проведения процесса отжига, который предопределяет исходную структуру и свойства стали в гото вых изделиях. Этот отжиг по существу является подготовитель ным для последующей закалки изготовленных из стали изде лий, качество которых в первую очередь зависит от ее исход ной структуры.
Как показал сравнительный анализ качества подшипнико вой стали, проведенный во ВНИИПП [34], применяемая зару бежными подшипниковыми заводами наиболее распространен ная сталь по своему химическому составу относится к стали типа ШХ-15, хотя несколько отличается от нее по виду излома, прокаливаемости, загрязненности неметаллическими включе ниями, вредными примесями и другими факторами.
Анализ полученных данных позволил прийти к заключению о примерном составе подшипниковой стали типа ШХ-15, преду смотренном стандартами фирм «СКФ», «РИВ» и «Штейер». Эти данные приведены в табл. 33, в которой для сопоставления указаны также нормы стандартов СССР, США и ФРГ [34].
Из табл. 33 видно, что ГОСТ 801—60 предусматривает со держание марганца и хрома в стали марки ШХ-15 меньше, чем стандарты других стран в стали аналогичного типа.
220 |
ГЛ. 6. МАТЕРИАЛЫ И ТЕРМООБРАБОТКА ШАРИКОВ |
Необходимо отметить, что кажущийся недостаток марганца и*хрома в стали, применяемой в США, компенсирован добав кой молибдена (0,08%), который оказывает на свойства стали аналогичное влияние, но в более сильной степени, чем марганец и хром. Основной причиной повышенного содержания марган ца и хрома в подшипниковой стали иностранных фирм являет ся стремление улучшить ее прокаливаемость.
При этом следует отметить, что ГОСТ 801—60 предъявля ет к подшипниковой стали требования по содержанию серы бо лее высокие, чем стандарты стран, указанных в табл. 33.
Таблица 33 [34]
Содержание элементов в стали типа ШХ-15
СССР США ФРГ Швеция Италия Австрия
% |
гост |
ASTM |
DIN |
Предполагаемое содержание |
||
|
801—60 |
А-295-46Т |
17006 |
|
элементов |
|
с |
0,95-1,05 0,95-1,10 0,95-1,05 |
0,95-1,05 |
0,95-1,05 0,95-1,05 |
|||
Мп |
0,20-0,40 0,25—0,45 0,25-0,40 |
0,30-0,50 |
0,30-0,50 0,30-0,50 |
|||
Si |
0,17-0,37 0,20—0,35 0,15-0,35 |
0,20-0,35 |
0,20-0,35 0,20-0,35 |
|||
Р |
0,027 |
0,025 |
— |
0,030 |
0,030 |
0,030 |
S |
0 ,0 2 0 |
0,025 |
— |
0,025 |
0,025 |
0,025 |
Сг |
1,30-1,65 1,30-1,65 1,40-1,65 1,40-1,65 1,40-1,65 1,40—1,65 |
|||||
Мо |
— |
0,08 |
— |
— |
— |
— |
Подшипниковые стали, выплавляемые в США, обладают наиболее однородными свойствами, так как предельные содер жания в них углерода, хрома и сопутствующих примесей (мар ганец, кремний, сера и фосфор) лежат в очень узком интер вале. Сталям США уступают по этому признаку японские, не мецкие и особенно английские стали, судя по химическим составам, предусмотренным стандартами этих стран.
В связи с развитием новых отраслей техники к специаль ным сталям и сплавам, в том числе и подшипниковым, с каж дым днем предъявляются все более высокие требования, осо бенно к их механическим свойствам, контактной выносливости, теплоустойчивости, сопротивлению коррозии и т. д. На каче ство стали влияет наличие вредных примесей. При этом наи большее влияние на снижение долговечности оказывают неме таллические включения на основе окиси алюминия АІ2О3, мень