Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 32

 

 

Использование

слиш­

Заменить шлифоваль­

 

ком твердого шлифоваль­

ный круг

 

 

ного круга^

 

 

 

 

 

 

Слишком большая про­

Производить

проточку

 

точка

желобов

чугунно­

чугунного диска и прав­

 

го диска или излишняя ку шлифовального круга

 

правка

 

шлифовального

в соответствии с инструк­

 

круга (оставшаяся высо­ цией

 

 

та

желобов

составляет

 

 

 

менее

1/3

диаметра ша­

 

 

 

рика)

 

 

 

 

 

 

Несоответс т в и е

-

Применение

завышен­

Производить

обработ­

шероховатости по­

ных

(форсированных)

ку в соответствии с тех­

верхности

режимов

при

обработке

нологией

 

Штриховые ожо­

ги

Отсутствие

или

недо­

Производить

процесс

статочная

продолжитель­

выхаживания

в соответ­

ность

процесса выхажи­

ствии с технологией

вания

в конце обработки

 

 

 

Плохое качество чугун­

Произвести

переточку

ного диска (раковины,

желобов

или

заменить

пористость,

заниженная

диск

 

 

твердость и т. п.)

 

 

 

 

Несоответствие

объем­

Установить

шлифо­

ного

веса

и

твердости

вальный

круг

в соответ­

шлифовального

круга

ствии с

принятой специ­

или имеющиеся на нем фикацией или заменить

дефекты

(раковины, пу­

(при наличии дефектов)

стоты и т. п.)

 

его новым

Большая

загрязнен­

Очистить бачки и за­

ность смазочно-охлажда­

менить смазочно-охлаж­

ющей жидкости

дающую жидкость

Слишком большая при­

Произвести проточку

работка

желобов чугун­

желобов чугунного диска

ного диска и шлифоваль­

и правку шлифовального

ного круга

 

круга

Наличие твердых включений в чугунном диске или крупных твер­ дых фракций абразивно­ го материала в шлифо­ вальном круге

Неправильная наладка станка (распределитель­ ной коробки, собиратель­ ной пластины и т. п.)

Произвести проточку диска и правку шлифо­ вального круга или заме­ нить их новыми

Произвести качествен­ ную наладку станка

14*


Продолжение табл. 32

2

 

 

 

3

 

 

4

 

 

 

Использование

некаче-

Заменить

некачествен-

 

ственного

инструмента

ный инструмент

 

(короткой или незакален­

 

 

 

 

ной

собирательной

пла­

 

 

 

 

стины,

распределитель­

 

 

 

 

ной коробки с изогнуты­

 

 

 

 

ми пластинами и т. п.)

 

 

 

 

Неправильная

зарубка

Произвести

правиль-

 

«заходов»

чугунного ди-

ную зарубку

«заходов»

 

ска

 

 

 

 

 

диска

 

 

«Глазковые»

Образование

глубокой

Заменить

 

шлифоваль-

ОЖОГИ

или сквозной трещины и

ный круг

 

 

 

сколов на шлифовальном

 

 

 

 

круге

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие

больших

ра-

Произвести

 

переточку

 

ковин,

пористостей,

пу-

чугунного диска и прав-

 

стот и т. п. на желобах

ку шлифовального круга

 

чугунного диска и шли­

 

 

 

 

фовального круга

 

 

 

 

 

Использование

некаче-

Заменить

некачествен-

 

ственного

инструмента

ный инструмент

 

(высокая твердость рас­

 

 

 

 

пределительной

гребен­

 

 

 

 

ки) или выход его из

 

 

 

 

строя

в

процессе работы

 

 

 

 

(«замяло»

распредели­

 

 

 

 

тельную

коробку, сбило

 

 

 

 

собирательную

пласти­

 

 

 

 

ну и т. п.)

 

 

 

 

 

 

Неправильная наладка Произвести качественстанка (распределитель­ ную наладку станка ной коробки, собирательной пластины, «заходов» чугунного диска, некон­ центричность желобов, несовпадение желобов диска и круга и т. п.)

Разрушение

желобов

Произвести

правку

шлифовального

круга

круга

 

§7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОМСАНИТАРИЯ

ИПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ НА ШАРИКОШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ

Поскольку основные положения по соблюдению правил тех­ ники безопасности при работе на шарикообрабатывающем оборудовании были изложены в § 6 гл. Ill и § 5 гл. IV, то здесь



§ 7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

213

 

мы рассмотрим в дополнение к ним только вопросы, непосред­ ственно относящиеся К операциям мягкого и твердого шлифо­ вания, а также к шарикошлифовальному инструменту и обору­ дованию.

Основными причинами несчастных случаев с наладчиками, работающими на операции шлифования шариков, могут быть следующие:

1)несоблюдение правил ношения спецодежды;

2)соприкосновение рабочего с быстровращающимися ча­ стями станка;

3)срыв с планшайбы неправильно закрепленного механи­ ческим путем или плохо приклеенного шлифовального круга;

4)выкрашивание абразивных зерен или разрыв шлифо­ вального круга;

5)срыв с планшайбы неправильно закрепленного чугунно­ го диска;

6)падение стоящих возле станка или неправильно транс­ портируемых к станку шлифовальных кругов или чугунных ди­ сков;

7)несоблюдение существующих правил зарубки «заходов»

чугунных дисков (отсутствие ограждений, очков и т. п.);

8)несоблюдение правил эксплуатации при пользовании подъемно-транспортными механизмами (передача из пролета

впролет, неправильное зачаливание бункеров, неисправность чалок, бункеров и т. п.);

9)несоблюдение правил пользования наждачным точилом при заточке и подгонке сменного инструмента;

10)несоблюдение правил внутреннего распорядка и в пер­ вую очередь в части пожароопасности цеха (курение в неполо­ женных местах, разведение компонентов клея и приклеивание шлифкругов к планшайбам возле станков и т. п.);

И) несоблюдение правил эксплуатации электроустановок и электроаппаратуры.

Как указывалось ранее, в качестве смазочно-охлаждающей жидкости в процессе операции шлифования шариков пока при­ меняется дизельное топливо марки «ДЛ» (ГОСТ 4749—49), которое при отсутствии эффективной вентиляции в цехе может оказывать вредное воздействие на организм человека. Это вредное воздействие усугубляется еще и тем, что в дизельное топливо добавляется присадка синтетических жирных кислот фракции Сі7—Сго, которые также могут оказывать разруша­ ющее действие на некоторые внутренние органы человека (пе­

чень и др.).

В состав дизельного топлива входит керосин, газойль, соля­ ровое масло и другие нефтепродукты, выделяющие пары.


214

ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ

Впроцессе шлифования шариков по мере нагрева станка и смазочно-охлаждающей жидкости интенсивность выделения паров увеличивается, создавая при отсутствии эффективной вентиляционной системы повышенную загазованность в цехе.

Вто же время установлено, что безвредная предельно допу­ стимая концентрация этих паров в воздухе рабочих помещений не более 0,3 мг в 1 л воздуха.

Опыт показывает, что, несмотря на беспрерывно действую­ щую вентиляционную систему, в холодное время года загазо­ ванность в цехе всегда больше, так как в этот период плотно закрываются окна, двери и фрамуги. Поэтому необходимо проветривать рабочие помещения в обеденный перерыв, откры­ вая фрамуги, которые должны иметь механический привод. Более эффективным средством явилась бы вентиляционная си­ стема, которая бы осуществляла индивидуальный отсос паров смазочно-охлаждающей жидкости от каждого станка.

Втом случае, когда дизельное топливо используется для массовой промывки деталей (шариков, колец и т. п.), необхо­ димо так организовать работу, чтобы меньше загрязнялся воз­ дух. Ванны для промывки должны иметь укрытия и местную вытяжку типа бортовых отсосов. Летом промывку лучше всего производить на открытом воздухе.

Следует иметь в виду, что кожа рук от частого и длитель­ ного соприкосновения с дизельным топливом обезжиривается

истановится легко ранимой. Поэтому при промывке детали

нужно погружать в ванны в кассетах, сетчатых корзинах, а для удаления грязи пользоваться щетками, скребками и други­ ми приспособлениями, помогающими меньше соприкасаться руками с дизельным топливом. Наладчики шарикошлифоваль­ ных станков должны пользоваться спецрукавицами.

Перед работой, связанной с дизельным топливом, рекомен­ дуется смазать руки защитной пастой ИЭР-1 или ПМ-1 (одна из них должна быть в цеховой аптечке), после работы тщатель­ но вымыть их, удалить с них всю производственную грязь и слегка втереть в кожу ланолиновый крем, борный вазелин или растительное масло.

В процессе шлифования шариков создается повышенный производственный шум, оказывающий вредное воздействие на организм работающих.

Вообще по спектральному составу шумы делятся на три класса: I—низкочастотные, наибольшие уровни которых рас­ положены в спектре колебаний ниже частоты 360 гц; II—сред­ нечастотные, наибольшие уровни которых расположены ниже частоты 800 гц; III—высокочастотные, наибольшие уровни ко­ торых расположены выше частоты 800 гц.