Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
Продолжение табл. 32
|
|
Использование |
слиш |
Заменить шлифоваль |
||||
|
ком твердого шлифоваль |
ный круг |
|
|||||
|
ного круга^ |
|
|
|
|
|||
|
|
Слишком большая про |
Производить |
проточку |
||||
|
точка |
желобов |
чугунно |
чугунного диска и прав |
||||
|
го диска или излишняя ку шлифовального круга |
|||||||
|
правка |
|
шлифовального |
в соответствии с инструк |
||||
|
круга (оставшаяся высо цией |
|
||||||
|
та |
желобов |
составляет |
|
|
|||
|
менее |
1/3 |
диаметра ша |
|
|
|||
|
рика) |
|
|
|
|
|
|
|
Несоответс т в и е |
- |
Применение |
завышен |
Производить |
обработ |
|||
шероховатости по |
ных |
(форсированных) |
ку в соответствии с тех |
|||||
верхности |
режимов |
при |
обработке |
нологией |
|
Штриховые ожо
ги
Отсутствие |
или |
недо |
Производить |
процесс |
|||
статочная |
продолжитель |
выхаживания |
в соответ |
||||
ность |
процесса выхажи |
ствии с технологией |
|||||
вания |
в конце обработки |
|
|
|
|||
Плохое качество чугун |
Произвести |
переточку |
|||||
ного диска (раковины, |
желобов |
или |
заменить |
||||
пористость, |
заниженная |
диск |
|
|
|||
твердость и т. п.) |
|
|
|
|
|||
Несоответствие |
объем |
Установить |
шлифо |
||||
ного |
веса |
и |
твердости |
вальный |
круг |
в соответ |
|
шлифовального |
круга |
ствии с |
принятой специ |
или имеющиеся на нем фикацией или заменить
дефекты |
(раковины, пу |
(при наличии дефектов) |
|
стоты и т. п.) |
|
его новым |
|
Большая |
загрязнен |
Очистить бачки и за |
|
ность смазочно-охлажда |
менить смазочно-охлаж |
||
ющей жидкости |
дающую жидкость |
||
Слишком большая при |
Произвести проточку |
||
работка |
желобов чугун |
желобов чугунного диска |
|
ного диска и шлифоваль |
и правку шлифовального |
||
ного круга |
|
круга |
Наличие твердых включений в чугунном диске или крупных твер дых фракций абразивно го материала в шлифо вальном круге
Неправильная наладка станка (распределитель ной коробки, собиратель ной пластины и т. п.)
Произвести проточку диска и правку шлифо вального круга или заме нить их новыми
Произвести качествен ную наладку станка
14*
Продолжение табл. 32
2 |
|
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
|
Использование |
некаче- |
Заменить |
некачествен- |
|||||
|
ственного |
инструмента |
ный инструмент |
||||||
|
(короткой или незакален |
|
|
|
|||||
|
ной |
собирательной |
пла |
|
|
|
|||
|
стины, |
распределитель |
|
|
|
||||
|
ной коробки с изогнуты |
|
|
|
|||||
|
ми пластинами и т. п.) |
|
|
|
|||||
|
Неправильная |
зарубка |
Произвести |
правиль- |
|||||
|
«заходов» |
чугунного ди- |
ную зарубку |
«заходов» |
|||||
|
ска |
|
|
|
|
|
диска |
|
|
«Глазковые» |
Образование |
глубокой |
Заменить |
|
шлифоваль- |
||||
ОЖОГИ |
или сквозной трещины и |
ный круг |
|
|
|||||
|
сколов на шлифовальном |
|
|
|
|||||
|
круге |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие |
больших |
ра- |
Произвести |
|
переточку |
|||
|
ковин, |
пористостей, |
пу- |
чугунного диска и прав- |
|||||
|
стот и т. п. на желобах |
ку шлифовального круга |
|||||||
|
чугунного диска и шли |
|
|
|
|||||
|
фовального круга |
|
|
|
|
||||
|
Использование |
некаче- |
Заменить |
некачествен- |
|||||
|
ственного |
инструмента |
ный инструмент |
||||||
|
(высокая твердость рас |
|
|
|
|||||
|
пределительной |
гребен |
|
|
|
||||
|
ки) или выход его из |
|
|
|
|||||
|
строя |
в |
процессе работы |
|
|
|
|||
|
(«замяло» |
распредели |
|
|
|
||||
|
тельную |
коробку, сбило |
|
|
|
||||
|
собирательную |
пласти |
|
|
|
||||
|
ну и т. п.) |
|
|
|
|
|
|
Неправильная наладка Произвести качественстанка (распределитель ную наладку станка ной коробки, собирательной пластины, «заходов» чугунного диска, некон центричность желобов, несовпадение желобов диска и круга и т. п.)
Разрушение |
желобов |
Произвести |
правку |
шлифовального |
круга |
круга |
|
§7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОМСАНИТАРИЯ
ИПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ НА ШАРИКОШЛИФОВАЛЬНЫХ СТАНКАХ
Поскольку основные положения по соблюдению правил тех ники безопасности при работе на шарикообрабатывающем оборудовании были изложены в § 6 гл. Ill и § 5 гл. IV, то здесь
§ 7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ |
213 |
|
мы рассмотрим в дополнение к ним только вопросы, непосред ственно относящиеся К операциям мягкого и твердого шлифо вания, а также к шарикошлифовальному инструменту и обору дованию.
Основными причинами несчастных случаев с наладчиками, работающими на операции шлифования шариков, могут быть следующие:
1)несоблюдение правил ношения спецодежды;
2)соприкосновение рабочего с быстровращающимися ча стями станка;
3)срыв с планшайбы неправильно закрепленного механи ческим путем или плохо приклеенного шлифовального круга;
4)выкрашивание абразивных зерен или разрыв шлифо вального круга;
5)срыв с планшайбы неправильно закрепленного чугунно го диска;
6)падение стоящих возле станка или неправильно транс портируемых к станку шлифовальных кругов или чугунных ди сков;
7)несоблюдение существующих правил зарубки «заходов»
чугунных дисков (отсутствие ограждений, очков и т. п.);
8)несоблюдение правил эксплуатации при пользовании подъемно-транспортными механизмами (передача из пролета
впролет, неправильное зачаливание бункеров, неисправность чалок, бункеров и т. п.);
9)несоблюдение правил пользования наждачным точилом при заточке и подгонке сменного инструмента;
10)несоблюдение правил внутреннего распорядка и в пер вую очередь в части пожароопасности цеха (курение в неполо женных местах, разведение компонентов клея и приклеивание шлифкругов к планшайбам возле станков и т. п.);
И) несоблюдение правил эксплуатации электроустановок и электроаппаратуры.
Как указывалось ранее, в качестве смазочно-охлаждающей жидкости в процессе операции шлифования шариков пока при меняется дизельное топливо марки «ДЛ» (ГОСТ 4749—49), которое при отсутствии эффективной вентиляции в цехе может оказывать вредное воздействие на организм человека. Это вредное воздействие усугубляется еще и тем, что в дизельное топливо добавляется присадка синтетических жирных кислот фракции Сі7—Сго, которые также могут оказывать разруша ющее действие на некоторые внутренние органы человека (пе
чень и др.).
В состав дизельного топлива входит керосин, газойль, соля ровое масло и другие нефтепродукты, выделяющие пары.
214 |
ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ |
Впроцессе шлифования шариков по мере нагрева станка и смазочно-охлаждающей жидкости интенсивность выделения паров увеличивается, создавая при отсутствии эффективной вентиляционной системы повышенную загазованность в цехе.
Вто же время установлено, что безвредная предельно допу стимая концентрация этих паров в воздухе рабочих помещений не более 0,3 мг в 1 л воздуха.
Опыт показывает, что, несмотря на беспрерывно действую щую вентиляционную систему, в холодное время года загазо ванность в цехе всегда больше, так как в этот период плотно закрываются окна, двери и фрамуги. Поэтому необходимо проветривать рабочие помещения в обеденный перерыв, откры вая фрамуги, которые должны иметь механический привод. Более эффективным средством явилась бы вентиляционная си стема, которая бы осуществляла индивидуальный отсос паров смазочно-охлаждающей жидкости от каждого станка.
Втом случае, когда дизельное топливо используется для массовой промывки деталей (шариков, колец и т. п.), необхо димо так организовать работу, чтобы меньше загрязнялся воз дух. Ванны для промывки должны иметь укрытия и местную вытяжку типа бортовых отсосов. Летом промывку лучше всего производить на открытом воздухе.
Следует иметь в виду, что кожа рук от частого и длитель ного соприкосновения с дизельным топливом обезжиривается
истановится легко ранимой. Поэтому при промывке детали
нужно погружать в ванны в кассетах, сетчатых корзинах, а для удаления грязи пользоваться щетками, скребками и други ми приспособлениями, помогающими меньше соприкасаться руками с дизельным топливом. Наладчики шарикошлифоваль ных станков должны пользоваться спецрукавицами.
Перед работой, связанной с дизельным топливом, рекомен дуется смазать руки защитной пастой ИЭР-1 или ПМ-1 (одна из них должна быть в цеховой аптечке), после работы тщатель но вымыть их, удалить с них всю производственную грязь и слегка втереть в кожу ланолиновый крем, борный вазелин или растительное масло.
В процессе шлифования шариков создается повышенный производственный шум, оказывающий вредное воздействие на организм работающих.
Вообще по спектральному составу шумы делятся на три класса: I—низкочастотные, наибольшие уровни которых рас положены в спектре колебаний ниже частоты 360 гц; II—сред нечастотные, наибольшие уровни которых расположены ниже частоты 800 гц; III—высокочастотные, наибольшие уровни ко торых расположены выше частоты 800 гц.