Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
§ 5. ПРАВКА ШЛИФКРУГОВ |
203 |
|
цесса шлифования. В связи с этим данному вопросу уделяется большое внимание. Изучение его показывает, что он зависит от целого ряда факторов, в том числе от режимов шлифования, характеристики шлифкруга, физико-механических свойств по верхностного слоя шариков, требований к качеству обрабаты ваемых шариков, метода и режима предыдущей правки, если
Рис. 76. Шаровая шарошка, предназначенная для безалмазной правки шарикошлифовальных кругов.
она производилась, квалификации наладчика, обслуживающе го данное оборудование.
Проведенные эксперименты и опыт производства показыва ют, что оптимальное время работы шарикошлифовального кру га с начала хода процесса обработки или между соседними правками составляет для операции мягкого шлифования ша риков диаметром до 1" (25,4 мм) в среднем 6—7 ч, а для опе рации твердого шлифования—5—6 ч. Следует иметь в виду, что это оптимальное время получено для определенных сло жившихся условий, характеризуемых вышеуказанными факто рами, и в другой обстановке может несколько колебаться в ту
или другую сторону.
На некоторых подшипниковых заводах для правки шарико шлифовальных кругов применяются так называемые «шаровые шарошки». Они представляют собой чугунный диск, в котором с обеих торцовых сторон нарезается по 6 концентрических же-
204 ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ
Параметры «шаровых шарошек»
|
Диаметр |
вставля |
Размеры желоба диска, м м |
|
||||
|
емого шарика |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|||
Тип шарошки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дюймы |
М М |
д |
в |
Н |
|
h |
|
Новая |
1 |
/2 |
1 2,7 |
1 2 ,8 + °.! |
1 1 ,5 |
10,4-ЮЛ |
1,0 |
|
Восстановленная |
19 |
/32 |
15,08 |
1 5 ,2 + 0' 1 |
1 3 ,5 |
12 ,3 |
10,1 |
1,0 |
» |
4 1 |
/6 4 |
16,27 |
1 6 ,4 + 0-1 |
14,3 |
13 ,5 |
101 |
1,0 |
* |
7 |
/8 |
2 2 ,2 2 |
2 2 ,3 + 0’1 |
17,2 |
19,1 |
*01 |
1,0 |
лобов специального профиля, предназначенных для установки шариков. Профиль желобов сделан с таким расчетом, чтобы находящиеся в нем шарики не могли выпасть и в то же время выступали над плоскостью диска (рис. 76).
На обеих сторонах диска прикрепляются с помощью 8 вин тов с потайной головкой 2 съемные вставные пластины разме ром 280X60X35 мм, которые снимаются при вставке и замене шариков. На периферии диска имеется 3 резьбовых отверстия М22, предназначенных для ввертывания рымболта в случае необходимости транспортирования диска с помощью какоголибо подъемно-транспортного механизма типа кранбалки и т. п.
В новую изготовленную шаровую шарошку вставляется 807 штук обычных шариков из стали ШХ-15 диаметром 1/2". После длительной работы изношенные желоба диска восста навливаются посредством переточки на больший размер с целью использования шариков большего диаметра. Размеры новых и восстановленных желобов диска (см. рис. 76), а так же диаметр и количество шариков, которые необходимо вста вить в каждый из 12 желобов, по данным Гомельского под шипникового завода, приведены в табл. 30.
Диск правящего инструмента обычно изготовляется из ста ли 20. При этом желоба подвергаются цементации на глубину 1,5—2,0 мм, затем калятся до твердости HRC 50-53.
Процесс правки с помощью шаровой шарошки производит ся следующим образом. Со шлифовального станка с помощью подъемно-транспортного механизма снимается рабочий чугун ный диск с «окном» и взамен его устанавливается шаровая ша рошка, которая под некоторым давлением прижимается к вращающемуся шарикошклифовальному кругу. При этом же лоба диска со вставленными в них шариками расположены таким образом, что в процессе правки шарики соприкасаются
§ 5. ПРАВКА ШЛИФКРУГОВ |
205 |
|
Таблица 30
для правки шлифкругов
Количество шариков в желобах шарошки (счет желобов от периферии)
|
|
|
|
|
Всего |
I |
II |
іи |
IV |
V |
VI |
182 |
165 |
142* |
125 |
105 |
88 |
807 |
150 |
138 |
120 |
106 |
90 |
75 |
679 |
142 |
128 |
112 |
98 |
82 |
70 |
632 |
104 |
93 |
83 |
72 |
61 |
50 |
463 |
только с перегородками образовавшихся на шлифкруге жело бов и разрушают их.
Преимущество данной конструкции правящего инструмен та заключается в ее большой стойкости, а также обеспечении в процессе правки равномерного и меньшего по величине съема абразива по сравнению с выше рассмотренной конструкцией. К недостаткам следует отнести сравнительно большую продол жительность самого процесса правки и указанных ранее вспо могательных операций, непосредственно с ним связанных.
На 1-м Московском и некоторых других подшипниковых за водах применяется алмазный метод правки шарикошлифоваль ных кругов с помощью специального приспособления, обеспе чивающего беспрерывное алмажение шлифкругов алмазными брусками в процессе работы станка. Общий вид принципиаль ной гидросхемы, обеспечивающей работу указанного приспо собления, показан на рис. 77.
После включения спаренного насоса 1 при открытом про ходном кране 2 масло из емкости 3 по трубопроводу 4 посту пает в реверсивный золотник с электроуправлением 5. В зави симости от положения золотника 5 масло поступает в трубо провод 6 или 7, а далее соответственно в левую или правую по лость цилиндра 8, поршень 9 которого посредством штока 10 соединен с ползушкой 11. В ползушке 11 с помощью упорных винтов с потайной головкой крепятся алмазные бруски 12, ско рость возвратно-поступательного движения которых составля ет в среднем 18—25 двойных ходов в минуту. Шток 10 поршня 9 другим своим концом соединен с кронштейном 13, к которому крепится тяга 14 с находящимися на ней двумя упорами 15 и 16. В случае, когда поршень 9 находится в одном или другом крайнем положении, упоры 15 и 16 попеременно включают ко нечный выключатель 17 и связанные с ним электромагниты 18
206 |
ГЛ. 5. ШЛИФОВАНИЕ ШАРИКОВ |
и 19, которые регулируют положение золотника и соответству ющее поступление масла в трубопровод 6 или 7. В гидросисте ме установлен также регулируемый предохранительный кла пан 20. При повышении давления в системе масло действует на имеющийся в клапане подпружиненный шарик 21, отжима ет пружину 22 и идет на слив в емкость 3, которая на станке МШ-ЗЗМ является общей для гидроприводов алмазного при способления и поршня цилиндра давления.
Указанное алмазное приспособление устанавливается в так называемое «окно» чугунного диска (см. рис. 60, б) и осущест вляет правку шлифовального круга 23, имея длину хода пор шня 9 порядка 60 мм.
Рис. 77. Принципиальная гидравлическая схема, обеспечивающая работу приспособления для алмазной правки шарикошлифовальных кругов.
По данным ВНИИЛП [31], правка шарикошлифовальных кругов с помощью алмазных брусков по сравнению с правкой стальными шарошками имеет следующие преимущества:
1)высокую стойкость алмазных брусков, которая превы шает стойкость одного набора стальных шарошек старой кон струкции (см. рис. 74, а) в 30 раз;
2)уменьшение расхода абразива на 15% (без учета неис пользованной части шлифовального круга);
3)отсутствие надобности во вспомогательном времени, ко
§ 6. ВИДЫ И ПРИЧИНЫ БРАКА |
207 |
торое затрачивается в случае использования стальных ша рошек;
4) некоторое улучшение качества обработки, уменьшение вероятности появления «ожогов» (при хорошей наладке станка).
В то же время этот метод правки имеет и ряд существен ных недостатков по сравнению с правкой стальными шарошка ми, а именно:
1) производительность при обработке шариков на шарико шлифовальных станках, на которых используется алмазная правка, снижается на 15%; 2) затраты на инструмент повы шаются на 30%; 3) фактическая стойкость шарикошлифоваль ных кругов (с учетом неиспользованной части) на 8% ниже, так как почти все круги давали трещину, не отработав даже 50% своей высоты; 4 )-пожароопасность, особенно создающая ся при многостаночном обслуживании, повышена.
§6. ВИДЫ И ПРИЧИНЫ БРАКА В ПРОЦЕССЕ ОПЕРАЦИИ МЯГКОГО И ТВЕРДОГО ШЛИФОВАНИЯ ШАРИКОВ
В процессе операций мягкого и твердого шлифования ша риков могут иметь место различные виды брака, возникающие в результате неправильных методов наладки шарикошлифо вальных станков, применения нерациональных режимов шли фования, несвоевременного проведения правок шарикошлифо-
Рис. 78. Общий вид дефектов, получающихся в про цессе операций мягкого (а, б, в) и твердого (г) шли фования:
а — порубы; б, г — потеря сферической формы; в — плохая шероховатость поверхности.
вальных кругов, использования некачественного и несоответ ствующего по характеристикам инструмента и т. п.
Основные виды брака, вызывающие их причины и меры по устранению, характерные для операции мягкого шлифования шариков, представлены в табл. 31, а для операции твердого
шлифования-—в табл. 32.
Основные виды брака, которые могут получаться в процес се операций шлифования шариков, паказаны на рис. 78.
Таблица 31
Виды и причины брака при мягком шлифовании и меры по его устранению
с
с Виды брака Причины возникновения Меры по устранению
ё
1 |
|
2 |
|
3 |
|
1 |
Не |
выдержан |
Неисправный (просро |
Заменить мерительный |
|
|
технологнч е с к и й |
ченный) |
мерительный |
инструмент |
|
|
размер |
шарика по |
инструмент |
|
|
|
диаметру |
|
|
|
2 Порубы и срезы
3 Наколы
Небрежное отношение Следить за размером наладчика к работе шариков в процессе об
работки
Неправильная |
установ |
Проверить |
положение |
|||||
ка распределительной ко |
распределительной |
ко |
||||||
робки |
|
|
|
робки и в случае необхо |
||||
|
|
|
|
димости |
переналадить |
|||
Использование в рабо |
Заменить собиратель |
|||||||
те короткой |
собиратель |
ную пластину |
|
|
||||
ной пластины |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие раковин в же |
Переточить желоба чу |
|||||||
лобах применяемого чу |
гунного диска или заме |
|||||||
гунного диска |
|
|
нить его другим |
|
||||
Наличие |
|
твердых |
Переточить желоба чу |
|||||
включений в желобах чу |
гунного диска или заме |
|||||||
гунного |
диска, |
которые |
нить его другим |
|
||||
образовались |
в результа |
|
|
|
|
|
||
те нарушения технологии |
|
|
|
|
|
|||
литья |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие |
|
твердых |
Переточить желоба чу |
|||||
включений в желобах чу |
гунного |
диска |
и |
прове |
||||
гунного |
диска, |
которые |
рить |
качество |
термиче |
|||
появились за счет шар |
ской |
обработки |
шаро |
|||||
жирования |
(вдавлива |
шек, |
в случае |
непригод |
||||
ния) |
выкрошившихся |
ности изъять их из упо |
||||||
осколков |
перекаленных |
требления |
|
|
стальных шарошек
4 |
Разноразмерные |
Неравномерная |
подача |
Отрегулировать |
'пода |
|
|
|
шариков в рабочую зону |
чу шариков в |
рабочую |
||
|
|
Залеживание |
шариков |
зону |
|
|
|
|
Отрегулировать |
укло |
|||
|
|
в лотках или в элева |
||||
|
|
ны лотков или в случае |
||||
|
|
торе |
|
необходимости |
произве |
|
|
|
|
|
сти их ремонт; заменить |
||
|
|
|
|
ковши элеватора |
в слу |
|
|
|
|
|
чае их износа или заме |
||
|
|
|
|
нить весь элеватор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение |
табл. |
31 |
||||
1 |
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Завышенный |
вес |
ша |
Производить |
загрузку |
|||||||||
|
|
|
|
риков в |
обрабатываемой |
в станок партии шари |
|||||||||||
|
|
|
|
партии |
|
|
|
|
|
ков |
в соответствии |
с |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
установленным |
техноло |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гией весом |
|
|
|
|||
5 |
. Овальные и гран- |
Нарушение |
установ |
Производить |
обработ |
||||||||||||
|
ные |
|
|
ленных |
технологических |
ку и выхаживание в со |
|||||||||||
|
|
|
|
режимов обработки и вы |
ответствии с технологией |
||||||||||||
|
|
|
|
хаживания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Слишком большая при |
Произвести |
|
проточку |
||||||||||
|
|
|
|
работка |
желобов |
чугун |
желобов |
чугунного |
ди |
||||||||
|
|
|
|
ного диска |
и шлифкруга |
ска |
и правку шлифкруга |
||||||||||
6 |
Несоответствие |
Применение |
завышен |
Производить |
обработ |
||||||||||||
|
шероховатости |
по |
ных |
|
(форсированных) |
ку в соответствии с тех |
|||||||||||
|
верхности |
|
режимов |
при |
обработке |
нологией |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
Отсутствие |
или |
недо |
Производить |
процесс |
|||||||||
|
|
|
|
статочная |
|
продолжи |
выхаживания |
в |
соответ |
||||||||
|
|
|
|
тельность процесса выха |
ствии с технологией |
|
|||||||||||
|
|
|
|
живания в конце обра |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
ботки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плохое |
качество |
чу |
Переточить |
|
желоба |
||||||||
|
|
|
|
гунного |
диска |
(ракови |
или заменить диск |
|
|||||||||
|
|
|
|
ны, пористость, занижен |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
ная твердость и т. п.) |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
Несоответствие |
объем |
Установить шлифоваль |
|||||||||||
|
|
|
|
ного |
веса |
и |
твердости |
ный круг |
в соответствии |
||||||||
|
|
|
|
шлифовального |
на |
круга |
с |
принятой |
специфика |
||||||||
|
|
|
|
или |
имеющиеся |
нем |
цией |
или |
заменить (при |
||||||||
|
|
|
|
дефекты (раковины, пу |
наличии |
дефектов) |
его |
||||||||||
|
|
|
|
стоты и т. п.) |
|
|
|
новым |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Большая |
|
загрязнен |
Очистить бачки и заме |
||||||||||
|
|
|
|
ность смазочно-охлажда |
нить смазочно-охлажда |
||||||||||||
|
|
|
|
ющей жидкости |
|
|
ющую жидкость |
|
|
||||||||
7 |
Потеря сфериче |
Большая |
разноразмер- |
Осуществлять |
приемку |
||||||||||||
|
ской |
формы шари |
ность в партии шариков, |
партий шариков на пре |
|||||||||||||
|
ков |
(шарики |
с |
полученная |
на |
предыду |
дыдущей операции в со |
||||||||||
|
«хвостами») |
|
щей операции |
|
|
|
ответствии с установлен |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ными |
технологическими |
размерами
Кольцевая выра ботка на шарике
Попадание |
шариков |
Осмотреть и |
очистить |
|
большего размера, остав |
станок |
после |
обработки |
|
шихся в лотках или в |
каждой |
партии |
шариков |
|
элеваторе после обработ |
|
|
|
|
ки предыдущей партии |
Произвести |
проточку |
||
Слишком приработаны |
||||
или даже сошлись жело |
желобов чугунного диска |
|||
ба чугунного |
диска и |
и правку шлифкруга |
||
шлифовального |
круга |
|
|
|
14 Л. А . О лендер
Таблица 32
Виды и причины брака при твердом шлифовании и меры по его устранению
Виды брака |
Причины возникновения |
Меры по устранению |
Срезы, порванные
Разноразмерные
Овальные
Гранные
Неправильная |
наладка |
Произвести |
качествен |
|||||||
станка |
(распределитель |
ную наладку станка |
||||||||
ной коробки, собиратель |
|
|
|
|
|
|||||
ной пластины, «заходов» |
|
|
|
|
|
|||||
чугунного диска и т. п.) |
|
|
|
|
|
|||||
Неравномерная |
подача |
Отрегулировать |
пода |
|||||||
шариков в рабочую зону |
чу |
шариков |
в |
рабочую |
||||||
|
|
|
|
|
|
зону |
|
|
|
|
Залеживание |
шариков |
Отрегулировать |
укло |
|||||||
в лотках или в элеваторе |
ны лотков или в случае |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
необходимости |
произве |
|||
|
|
|
|
|
|
сти их ремонт |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Заменить ковши элева |
||||
|
|
|
|
|
|
тора в случае их износа |
||||
|
|
|
|
|
|
или заменить весь эле |
||||
|
|
|
|
|
|
ватор |
|
|
|
|
Завышенный вес шари |
Загружать |
в |
в |
станок |
||||||
ков |
в |
обрабатываемой |
партии шариков |
соот |
||||||
партии |
|
|
|
|
ветствии с |
установлен |
||||
|
|
|
|
|
|
ным |
технологией |
весом |
||
Нарушение |
установ |
Производить |
обработ |
|||||||
ленных |
технологических |
ку и выхаживание в со |
||||||||
режимов |
обработки |
и |
ответствии с технологией |
|||||||
выхаживания |
(большое |
|
|
|
|
|
||||
давление |
или |
слишком |
|
|
|
|
|
|||
малое |
давление |
ввиду |
|
|
|
|
|
|||
неисправности |
|
стан |
|
|
|
|
|
|||
ка и т. п.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Слишком |
большая |
Произвести |
|
проточку |
||||||
приработка желобов |
чу |
желобов чугунного диска |
гунного диска и шлифо и правку шлифовального
вального круга |
|
круга |
|
||
Несоответствие харак |
Установить |
шлифо |
|||
теристики |
шлифовально |
вальный круг в соответ |
|||
го круга, |
установленной |
ствии с принятой специ |
|||
для |
обработки |
данного |
фикацией |
|
|
диаметра шариков |
|
|
|||
Нарушение |
установ |
Производить |
обработ |
||
ленных технологических |
ку в соответствии с тех |
||||
режимов обработки (сли |
нологией |
|
|||
шком |
малое давление и |
|
|
||
т. п.) |
|
|
|
|
|