Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38 ГЛ. 2. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, ПРИПУСКИ. ДОПУСКИ И Т. Д.

с размерами и заданными допусками, обусловленными черте­ жом, а также правильно измерить, использовав необходимые (оптимальные) измерительные средства.

Соединения деталей в какой-либо узел, механизм или ма­ шину осуществляется с помощью определенных посадок, кото­ рые выбираются в зависимости от назначения соединения, т. е.

 

 

 

его

подвижности или не­

 

 

 

подвижности.

 

 

 

 

Посадкой

называется

 

 

 

характер соединения двух

 

 

 

деталей,

определяемый

 

 

 

разностью между диамет­

 

 

 

ром отверстия и вала, ко­

а

5.

 

торый создает

большую

 

или

меньшую

свободу их

Рис. 9. Посадки с зазором (а)

и натя­

относительного

переме­

щения

или

некоторую

 

гом (б).

 

 

 

 

степень

сопротивления их

взаимному перемещению. Если у соединяемых между собой деталей размер отверстия больше размера вала, то в соединении будет зазор бі (рис. 9,а). Если же размер вала больше размера отверстия, то в соеди­

нении будет натяг 62 (рис. 9,6).

ЕІрименяемые посадки подразделяются на три вида: под­ вижные, обеспечивающие зазор в соединении, неподвижные, обеспечивающие натяг в соединении, и переходные, название которых обусловлено тем, что до сборки соединения невозмож­ но сказать, будет ли оно с зазором или с натягом.

Для оценки точности соединения пользуются понятием до­ пуска посадки. Полем допуска называется интервал значений размеров, ограниченный предельными размера-ми и определяе­ мый величиной допуска и его расположением относительно номинального размера. При этом в графическом изображении полей допусков и посадок за нулевую линию принимается ли­ ния, условно соответствующая номинальному размеру, от ко­ торой откладываются предельные отклонения размеров. Поло­ жительные отклонения откладываются вверх от нулевой линии, отрицательные — вниз.

В зависимости от назначения по величине полей допусков посадки подразделяются на следующие: скольжения С, дви­ жения Д, ходовые X, легкоходовые Л, широкоходовые Ш, теп­ ловые ходовые ТХ, глухие Е, тугие Т, напряженные Н, плот­ ные П и прессовые Пр.

Совокупность размеров, допусков и посадок называется системой допусков, которая подразделяется на систему отвер­


§ 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

39

стия СА и систему вала СВ, определяемые

согласно ГОСТу

7713—62 следующим образом.

 

Система отверстия — это совокупность посадок, в которых при одном классе точности и одном номинальном размере пре­ дельные отклонения отверстий одинаковы, а различные посад­ ки достигаются путем изменения предельных отклонений валов.

Система вала — это совокупность посадок, в которых пре­ дельные отклонения валов одинаковы (при одном номиналь­ ном размере и одном классе точности), а различные посадки достигаются путем изменения предельных отклонений от­ верстий.

Допуски основных отверстий обозначаются буквой А, а основных валов — буквой В с соответствующим числовым зна­ чением класса точности. Так, например, Аі — допуск основного отверстия 1-го класса точности, Вз — допуск основного вала 3-го класса точности и т. д.

Для обозначения посадок на чертежах применяются как условные обозначения, так и численные величины отклонений размеров деталей. В условном обозначении указывается номи­ нальный диаметр, система вала или отверстия и выбранный

тип посадки. Так, например, йа сборочном чертеже* может быть

д

указано Q 50-р2-, что означает: номинальный диаметр 50 мм,

соединение выполнено в системе отверстия по посадке скольжения 3-го класса точности. Обозначение в системе вала за-

писывается, например, следующим образом: Q 50-д2-. Здесь в

числителе указывается отклонение для отверстия, а в знаме­ нателе — для вала. При этом, исходя из приведенных обозна­ чений, на деталировочных чертежах соответственно указыва­

ется:

на

отверстии— Q 50А3, Q 50Х3, на валу— 0 50С3,

S) 50В3.

Так как

2-й класс точности наиболее распространен

в машиностроении

и считается основным в системе допусков,

то при обозначении полей допусков этого класса цифра 2 опускается.

Следует отметить, что система отверстия наиболее эконо­ мичная и распространенная по сравнению с системой вала, так как при ее использовании имеет место меньшая потребность в различных режущих и мерительных инструментах.

Особо остановимся на рассмотрении посадок подшипников качения.

По точности изготовления согласно ГОСТу 520—71 под­ шипники подразделяются на 5 классов: 0; 6; 5; 4 и 2. Перечень классов точности дан в порядке повышения точности.



40

ГЛ. 2. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, ПРИПУСКИ, ДОПУСКИ И Т. Д.

При назначении посадок на валы и отверстия для подшип­ ников качения обычно учитываются (ГОСТ 3325—55):

1)вращение вала или корпуса;

2)вид нагружения (местный, циркуляционный и колеба­

тельный) ;

3)режим работы (легкий, нормальный, тяжелый и особо тяжелый) ;

4)тип и размеры подшипника;

5)число оборотов вращающегося кольца;

6)условия монтажа и эксплуатации.

К посадочным местам под подшипник качения согласно ГОСТу 3325—55 предъявляются определенные требования по шероховатости поверхности и геометрической форме цилиндра. Поэтому, чтобы указать диаметр вала или отверстия, предна­ значенных под посадки для соединения с подшипником, к обычным обозначениям посадок в сборочных чертежах при­ бавляется дополнительный индекс в виде буквы «п», напри­ мер: Ф 50 Сп.

Подробное изложение общей методики выбора определен­ ной посадки для сопряжения подшипника с валом или корпу­ сом, а также выбор допусков для соответствующей! обработки валов или отверстий в их корпусах предусмотрены ГОСТом

3325—55.

§ 2. ПРИПУСКИ, ДОПУСКИ И МЕЖОПЕРАЦИОННЫЕ РАЗМЕРЫ ШАРИКОВ

Одним из критериев оценки технического уровня производ­ ства является величина припусков на механическую обработку деталей, степень совершенства технологических операций, их количество и т. п. Оценивая с этой точки зрения принятый в

СССР технологический процесс изготовления шариков, можно отметить, что в общем он соответствует современному миро­ вому уровню шарикового производства. В то же время следует указать, что в этом направлении еще многое можно и нужно сделать.

. Величины назначаемых припусков зависят как от степени совершенства технологии, обеспечивающей их получение (штамповка, прокатка и т. п.), так и от совершенства операций последующей обработки, предназначенных для удаления этих припусков.

Сравнительный анализ минимальных и максимальных при­ пусков на механическую обработку заготовок шариков после операции штамповки, применяемых различными отечественны­ ми подшипниковыми заводами, показывает, что в вопросе вы­


§ 2. ПРИПУСКИ, ДОПУСКИ И МЕЖОПЕРАЦИОННЫЕ РАЗМЕРЫ

41

бора значений припусков пока нет единого мнения и каждый завод пользуется наиболее целесообразными, исходя из сло­ жившихся условий и особенностей применяемого техпроцесса.

Хаотичность в назначении припусков наглядно видна из рис. 10а, б, на котором графически изображено изменение их

Рис. 10. Минимальные (а) и максимальные (б) при­ пуски на механическую обработку штампованных ша­ риков.

минимальных Дт ,-П и максимальных Лтаж (с учетом плюсового допуска) значений для холодной штамповки шариков диамет­ ром до 28 мм (До — номинальный диаметр готового шарика).

Здесь представлены для примера фактические припуски 1-го ГПЗ (кривые 1), 4-го ГПЗ (кривые 4), 8-го ГПЗ (кри­ вые S), 11-го ГПЗ (кривые 11), а также припуски (прямые

42 ГЛ. 2. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, ПРИПУСКИ, ДОПУСКИ И Т. Д.

пунктирные линии), рассчитанные по формулам [10], рекомен­ дуемым обычно в заводских инструкциях (например, в инструк­ ции 11-го ГПЗ № И-250):

Д тіп = 1,0266До+0,3666; Д т а х = 1,0366 • Д 0+0,5666,

где Д т і п и Д т а х — соответственно диаметры штампованных шариков с учетом минимального и максимального припусков.

На рис. 10 а, б также приведены кривые Н, представляющие собой рекомендуемые припуски действующей отраслевой нор­ мали ВНИИПП Н-1187-50, которые для Атіп полностью совпа­ дают с данными 11-го ГПЗ (кривая 11).

На графиках (рис. 10 а, б) указаны также кривые, по­ строенные после анализа существующих на заводах припусков и на основании экспериментов, проведенных по штамповке шариков с уменьшенными припусками [11]. Эти кривые дают значения припусков, подчиняющиеся определенной законо­ мерности, на основании которой всегда можно получить для требуемого диаметра шарика обоснованные данные. Они отра­ жают многолетнюю тенденцию шарикового производства в на­ значении припусков в зависимости от диаметра штампуемого шарцка. Верхние кривые описывают характер изменения величин припусков, значения которых давно достигнуты и превзойдены отечественным производством. Нижние кривые определяют значения припусков, которые по Аты достигнуты пока только для отдельных диаметров шариков некоторыми наиболее передовыми в этом отношении предприятиями, а по Агааж, кроме того, хорошо приближаются к данным, рекомен­ дуемым отраслевой нормалью ВНИИПП Н-1187-50 и проектом 1-й редакции этой нормали выпуска 1967 г. Уравнения этих кривых следующие:

Атіп — 0,115 • До’624; Атй, = 0,350 • До0'380.

Они могут служить формулами для расчета величин при­ пусков при холодной штамповке шариков диаметром до 28 мм.

Предлагаемый монотонный характер изменения Аm;n. и Атаж позволит устранить существующую хаотичность при на­ значении припусков в зависимости от диаметра готового шари­ ка и тем самым обеспечит закономерное изменение режимов при механической обработке. Вполне понятно, что при назна­ чении припусков в настоящее время следует ориентироваться на данные, полученные при расчете по последним вышеприве­ денным формулам значений Ат іп И Атаж (табл. 10).

Рекомендуемые зависимости определения величин Amin и Атаж могут быть использованы также при малооблойной и без-