Файл: Олендер, Л. А. Технология и оборудование шарикового производства [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
38 ГЛ. 2. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, ПРИПУСКИ. ДОПУСКИ И Т. Д.
с размерами и заданными допусками, обусловленными черте жом, а также правильно измерить, использовав необходимые (оптимальные) измерительные средства.
Соединения деталей в какой-либо узел, механизм или ма шину осуществляется с помощью определенных посадок, кото рые выбираются в зависимости от назначения соединения, т. е.
|
|
|
его |
подвижности или не |
|||
|
|
|
подвижности. |
|
|||
|
|
|
Посадкой |
называется |
|||
|
|
|
характер соединения двух |
||||
|
|
|
деталей, |
определяемый |
|||
|
|
|
разностью между диамет |
||||
|
|
|
ром отверстия и вала, ко |
||||
а |
5. |
|
торый создает |
большую |
|||
|
или |
меньшую |
свободу их |
||||
Рис. 9. Посадки с зазором (а) |
и натя |
относительного |
переме |
||||
щения |
или |
некоторую |
|||||
|
гом (б). |
|
|||||
|
|
|
степень |
сопротивления их |
взаимному перемещению. Если у соединяемых между собой деталей размер отверстия больше размера вала, то в соединении будет зазор бі (рис. 9,а). Если же размер вала больше размера отверстия, то в соеди
нении будет натяг 62 (рис. 9,6).
ЕІрименяемые посадки подразделяются на три вида: под вижные, обеспечивающие зазор в соединении, неподвижные, обеспечивающие натяг в соединении, и переходные, название которых обусловлено тем, что до сборки соединения невозмож но сказать, будет ли оно с зазором или с натягом.
Для оценки точности соединения пользуются понятием до пуска посадки. Полем допуска называется интервал значений размеров, ограниченный предельными размера-ми и определяе мый величиной допуска и его расположением относительно номинального размера. При этом в графическом изображении полей допусков и посадок за нулевую линию принимается ли ния, условно соответствующая номинальному размеру, от ко торой откладываются предельные отклонения размеров. Поло жительные отклонения откладываются вверх от нулевой линии, отрицательные — вниз.
В зависимости от назначения по величине полей допусков посадки подразделяются на следующие: скольжения С, дви жения Д, ходовые X, легкоходовые Л, широкоходовые Ш, теп ловые ходовые ТХ, глухие Е, тугие Т, напряженные Н, плот ные П и прессовые Пр.
Совокупность размеров, допусков и посадок называется системой допусков, которая подразделяется на систему отвер
§ 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ |
39 |
стия СА и систему вала СВ, определяемые |
согласно ГОСТу |
7713—62 следующим образом. |
|
Система отверстия — это совокупность посадок, в которых при одном классе точности и одном номинальном размере пре дельные отклонения отверстий одинаковы, а различные посад ки достигаются путем изменения предельных отклонений валов.
Система вала — это совокупность посадок, в которых пре дельные отклонения валов одинаковы (при одном номиналь ном размере и одном классе точности), а различные посадки достигаются путем изменения предельных отклонений от верстий.
Допуски основных отверстий обозначаются буквой А, а основных валов — буквой В с соответствующим числовым зна чением класса точности. Так, например, Аі — допуск основного отверстия 1-го класса точности, Вз — допуск основного вала 3-го класса точности и т. д.
Для обозначения посадок на чертежах применяются как условные обозначения, так и численные величины отклонений размеров деталей. В условном обозначении указывается номи нальный диаметр, система вала или отверстия и выбранный
тип посадки. Так, например, йа сборочном чертеже* может быть
д
указано Q 50-р2-, что означает: номинальный диаметр 50 мм,
соединение выполнено в системе отверстия по посадке скольжения 3-го класса точности. Обозначение в системе вала за-
писывается, например, следующим образом: Q 50-д2-. Здесь в
числителе указывается отклонение для отверстия, а в знаме нателе — для вала. При этом, исходя из приведенных обозна чений, на деталировочных чертежах соответственно указыва
ется: |
на |
отверстии— Q 50А3, Q 50Х3, на валу— 0 50С3, |
|
S) 50В3. |
Так как |
2-й класс точности наиболее распространен |
|
в машиностроении |
и считается основным в системе допусков, |
то при обозначении полей допусков этого класса цифра 2 опускается.
Следует отметить, что система отверстия наиболее эконо мичная и распространенная по сравнению с системой вала, так как при ее использовании имеет место меньшая потребность в различных режущих и мерительных инструментах.
Особо остановимся на рассмотрении посадок подшипников качения.
По точности изготовления согласно ГОСТу 520—71 под шипники подразделяются на 5 классов: 0; 6; 5; 4 и 2. Перечень классов точности дан в порядке повышения точности.
40 |
ГЛ. 2. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, ПРИПУСКИ, ДОПУСКИ И Т. Д. |
При назначении посадок на валы и отверстия для подшип ников качения обычно учитываются (ГОСТ 3325—55):
1)вращение вала или корпуса;
2)вид нагружения (местный, циркуляционный и колеба
тельный) ;
3)режим работы (легкий, нормальный, тяжелый и особо тяжелый) ;
4)тип и размеры подшипника;
5)число оборотов вращающегося кольца;
6)условия монтажа и эксплуатации.
К посадочным местам под подшипник качения согласно ГОСТу 3325—55 предъявляются определенные требования по шероховатости поверхности и геометрической форме цилиндра. Поэтому, чтобы указать диаметр вала или отверстия, предна значенных под посадки для соединения с подшипником, к обычным обозначениям посадок в сборочных чертежах при бавляется дополнительный индекс в виде буквы «п», напри мер: Ф 50 Сп.
Подробное изложение общей методики выбора определен ной посадки для сопряжения подшипника с валом или корпу сом, а также выбор допусков для соответствующей! обработки валов или отверстий в их корпусах предусмотрены ГОСТом
3325—55.
§ 2. ПРИПУСКИ, ДОПУСКИ И МЕЖОПЕРАЦИОННЫЕ РАЗМЕРЫ ШАРИКОВ
Одним из критериев оценки технического уровня производ ства является величина припусков на механическую обработку деталей, степень совершенства технологических операций, их количество и т. п. Оценивая с этой точки зрения принятый в
СССР технологический процесс изготовления шариков, можно отметить, что в общем он соответствует современному миро вому уровню шарикового производства. В то же время следует указать, что в этом направлении еще многое можно и нужно сделать.
. Величины назначаемых припусков зависят как от степени совершенства технологии, обеспечивающей их получение (штамповка, прокатка и т. п.), так и от совершенства операций последующей обработки, предназначенных для удаления этих припусков.
Сравнительный анализ минимальных и максимальных при пусков на механическую обработку заготовок шариков после операции штамповки, применяемых различными отечественны ми подшипниковыми заводами, показывает, что в вопросе вы
§ 2. ПРИПУСКИ, ДОПУСКИ И МЕЖОПЕРАЦИОННЫЕ РАЗМЕРЫ |
41 |
бора значений припусков пока нет единого мнения и каждый завод пользуется наиболее целесообразными, исходя из сло жившихся условий и особенностей применяемого техпроцесса.
Хаотичность в назначении припусков наглядно видна из рис. 10а, б, на котором графически изображено изменение их
Рис. 10. Минимальные (а) и максимальные (б) при пуски на механическую обработку штампованных ша риков.
минимальных Дт ,-П и максимальных Лтаж (с учетом плюсового допуска) значений для холодной штамповки шариков диамет ром до 28 мм (До — номинальный диаметр готового шарика).
Здесь представлены для примера фактические припуски 1-го ГПЗ (кривые 1), 4-го ГПЗ (кривые 4), 8-го ГПЗ (кри вые S), 11-го ГПЗ (кривые 11), а также припуски (прямые
42 ГЛ. 2. ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ, ПРИПУСКИ, ДОПУСКИ И Т. Д.
пунктирные линии), рассчитанные по формулам [10], рекомен дуемым обычно в заводских инструкциях (например, в инструк ции 11-го ГПЗ № И-250):
Д тіп = 1,0266До+0,3666; Д т а х = 1,0366 • Д 0+0,5666,
где Д т і п и Д т а х — соответственно диаметры штампованных шариков с учетом минимального и максимального припусков.
На рис. 10 а, б также приведены кривые Н, представляющие собой рекомендуемые припуски действующей отраслевой нор мали ВНИИПП Н-1187-50, которые для Атіп полностью совпа дают с данными 11-го ГПЗ (кривая 11).
На графиках (рис. 10 а, б) указаны также кривые, по строенные после анализа существующих на заводах припусков и на основании экспериментов, проведенных по штамповке шариков с уменьшенными припусками [11]. Эти кривые дают значения припусков, подчиняющиеся определенной законо мерности, на основании которой всегда можно получить для требуемого диаметра шарика обоснованные данные. Они отра жают многолетнюю тенденцию шарикового производства в на значении припусков в зависимости от диаметра штампуемого шарцка. Верхние кривые описывают характер изменения величин припусков, значения которых давно достигнуты и превзойдены отечественным производством. Нижние кривые определяют значения припусков, которые по Аты достигнуты пока только для отдельных диаметров шариков некоторыми наиболее передовыми в этом отношении предприятиями, а по Агааж, кроме того, хорошо приближаются к данным, рекомен дуемым отраслевой нормалью ВНИИПП Н-1187-50 и проектом 1-й редакции этой нормали выпуска 1967 г. Уравнения этих кривых следующие:
Атіп — 0,115 • До’624; Атй, = 0,350 • До0'380.
Они могут служить формулами для расчета величин при пусков при холодной штамповке шариков диаметром до 28 мм.
Предлагаемый монотонный характер изменения Аm;n. и Атаж позволит устранить существующую хаотичность при на значении припусков в зависимости от диаметра готового шари ка и тем самым обеспечит закономерное изменение режимов при механической обработке. Вполне понятно, что при назна чении припусков в настоящее время следует ориентироваться на данные, полученные при расчете по последним вышеприве денным формулам значений Ат іп И Атаж (табл. 10).
Рекомендуемые зависимости определения величин Amin и Атаж могут быть использованы также при малооблойной и без-