Файл: Мясников, Л. Л. Новые методы измерений в подводной акустике и радиотехнике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
чика. Проблема сводится, таким образом, к установке на каждом подвижном объекте, положение которого определяется, синхронных часов, при этом если часы передающих станций синхронизированы, то бортовые часы, идущие синхронно с часами любой станции, будут синхронизированы и с часами других станций. Данный метод требует только двух измерений дальности для определения пересекающихся окружностей. Если бортовые часы не обладают высокой точностью, соизмеримой с точностью часов Земли, то измерение дальности от третьей станции позволит как бы «замкнуть контур» для перекрест-
y,J'W?кп
Рис. 4.10. Изокривые ошибок при определении координат с помощью гиперболической навигационной системы «Лоран-С».
Числа около кривых соответствуют величинам ошибок, вы ра женным в метрах.
ной калибровки, а также внести поправку в местные часы, которые можно непрерывно корректировать. Поправка местных часов отно сительно ведущих может быть выполнена путем использования периодической последовательности сигналов, присущих системе «Лоран-С». При этом, зная априорное изменение фазы и частоты местных часов, можно применить методику фильтрации Кальмана, которая обеспечивает оптимальную оценку искомых координат (в смысле минимума дисперсии) даже с учетом аномалии в распро странении радиоволн в реальном времени [2].
За последнее десятилетие проводились многочисленные измере ния стабильности фазы сигналов СВ-диапазона. Исследования пока зали, что использование волн СВ-диапазона может обеспечить высокоточное и надежное определение места движущегося объекта
107
в любой точке земного шара. Благодаря таким преимуществам СВ-сигналов, как высокая стабильность и медленное затухание, радионавигационные системы на средних волнах могут обеспечить навигационной информацией весь земной шар при наличии всего нескольких станций.
Гиперболическая фазовая радионавигационная станция дальнего действия «Омега» с восьмью наземными станциями, разнесенными на 5000 миль, как раз и предназначена для выполнения функций глобальной навигации [125]. В этой системе может быть достигнута
-£ |
г J 4 5 х/ЗЮ2км |
- 4 - J -2 -1 0 1 |
Рис. 4.11. Изокривые радиусов ошибок при опре делении координат с помощью навигационной си стемы «Лоран-С», работающей в дальномерном режиме.
высокая избыточность навигационных параметров для приемоиндикаторов плавающих объектов при измерении разности фаз колебаний, поступающих от нескольких пар станций. Станции передают сигналы, создающие стационарное электромагнитное поле, в пределах кото рого положение соответствующего приемника может быть определено с точностью до 1 морской мили. На каждой станции устанавливаются
четыре атомных эталона частоты с общей |
временной |
базой. |
Все |
передатчики синхронизированы по фазе и |
излучают |
на каждой |
|
из трех общих навигационных частот 10,2; |
11,33 и 13,6 |
кГц. |
Пре |
образование гиперболических координат объекта при измерениях в географические (широта и долгота) не составляло бы труда, если бы скорость распространения сигналов на средних волнах была постоян ной. Однако скорость есть функция нескольких параметров: вре мени суток, года, направления распространения, солнечной актив ности, проводимости поверхности и т. д. Самые большие изменения
108
в фазе и частоте сигналов станции «Омега» являются следствием суточных изменений положения ионосферы, зависящего от зенит ного угла Солнца над трассой распространения. Кроме того, имеют место визуальные аномалии фазы, связанные с рентгеновским излу чением Солнца в период солнечных вспышек, которые могут при вести к резкому изменению фазы распространения на освещенных трассах. Однако благодаря высокой стабильности временной базы на каждой станции и высокой точности коррекции средней фазы всей системы (достигаемой за счет интегрирования) можно значи тельно уменьшить все изменения, вызванные суточными флюктуа циями времени распространения и другими кратковременными возмущениями на трассе, а также шумами. Каждая станция сохра няет фазу передаваемого сигнала в пределах стабильности привязки к средней фазе сетки сигналов системы «Омега» (± 1 мкс). Наконец, система «Омега» может обеспечить передачу сигналов точного вре мени в пределах нескольких микросекунд.
В связи с проведением успешных запусков искусственных спут ников Земли (ИСЗ) особую актуальность приобрело использование устанавливаемой на них навигационной аппаратуры для обеспе чения плавания морских судов в любой части акватории земного шара [148].
При установке радионавигационной точки на ИСЗ, движущихся по заранее рассчитанной эфемериде, получается астрономический ориентир, называемый навигационным ИСЗ. Задаваясь определен ными режимами и траекториями полета нескольких ИСЗ, можно создать навигационную систему, которая способна заменить назем ные радионавигационные системы. Определение навигационных пара метров большинства навигационных систем с использованием ИСЗ основано на получении линий положения. Отличительной особен ностью этих систем является то, что установленные на ИСЗ радио навигационные точки флюктуируют относительно расчетных зна чений их координат. Необходима служба по определению и прогно зированию на длительный период траекторий движения (эфемерид) и управлению положением спутника на орбите, поскольку на него действуют различные возмущения (состояние атмосферы, положение Солнца, Луны и т. д.). Для работы систем с использованием ИСЗ необходимо предварительное знание текущих координат ИСЗ и нали чие оборудования на борту спутника и объекта, предназначенного для определения навигационных параметров. Нужно рассчитать оптимальное расположение спутников на одной или нескольких орбитах, при котором обеспечивается перекрытие рабочими зонами необходимых районов земного шара, а также получение углов пере сечений линий положения и расстояний между этими линиями.
Радионавигационные системы с использованием ИСЗ позволяют удовлетворить на практике таким несовместимым по отношению к другим навигационным системам требованиям, как глобальность рабочей зоны, всепогодность, независимость от времени суток и года и, что самое главное, высокая точность при неограниченном числе объектов, положение которых требуется определить. В связи с услож
109
нением геофизических исследований в море и удалением районов этих исследований возникла необходимость в навигационной аппа ратуре, не связанной с береговыми системами и не зависящей от времени суток или гидрометеорологических условий. Навигацион ные системы с использованием ИСЗ позволяют решить и эту проблему.
Рассмотрим некоторые системы, в которых в качестве опорных генераторов достаточно широко представлены атомные стандарты.
Американская спутниковая система «Транзит» широко исполь зовалась надводными кораблями и подводными лодками ВМФ США, исследовательскими и некоторыми другими судами при океаногра фических исследованиях, разведке прибрежных месторождений нефти, прокладке трансатлантического кабеля, при работах карто графической экспедиции в районе Северного полюса, подводных работах с использованием батискафа «Триест-2» и т. д. [124]. Для использования системы «Транзит» суда в зависимости от поставлен ных задач и требуемой точности определения места оснащают раз личными комплектами оборудования. Большинство устройств, вхо дящих в геофизический навигационный комплекс совместно с Navy Navigation Sattelite Sisteme (NNSS) применяется для счисления пути. Опорное место определяется с помощью NNSS. Каждый раз во время пролета ИСЗ системы «Транзит» приемник подвижного объекта (структурная схема которого приведена на рис. 4.12) авто матически опознает его и следит за сигналами спутника. Он при нимает навигационное сообщение и временные метки, передаваемые ИСЗ, измеряет доплеровский сдвиг по частоте принятого сигнала и передает эти данные на ЭЦВМ. ЭЦВМ вычисляет координаты места, которые используются для коррекции местоположения ко рабля. При этом приемник работает в автоматическом режиме, а ЭЦВМ — по заданной программе.
Наиболее важной характеристикой геофизической навигацион ной аппаратуры является то, что в программе ЭЦВМ используется метод статистической фильтрации и коррекции выходных сигналов от каждого из навигационных датчиков. Поэтому система является самооптимизирующейся. Благодаря самооптимизации отпадает необ ходимость проводить отдельные испытания для контроля точности и для калибровки аппаратуры. Калибровка выполняется после долговременной эксплуатации аппаратуры в нормальном рабочем цикле. Для этой цели используются долгие прогоны программ на высоких скоростях.
Каждый навигационный ИСЗ передает: 1) два стабильных радиосигнала на частотах 150 и 400 МГц; 2) навигационные сообще ния (эфемериды ИСЗ); 3) сигналы времени. Навигационное сообще ние и сигналы времени хранятся в памяти ИСЗ и обновляются приблизительно каждые 12 ч. Эфемериды точно описывают положе ние ИСЗ, передающего сообщения каждые две минуты, начиная с четной минуты. Навигационный приемник восстанавливает нави гационное сообщение и передает его на ЭЦВМ. С помощью времен ных меток приемник измеряет доплеровский сдвиг принятых сигна лов, обусловленный относительным смещением ИСЗ и приемника;
110
Антенна
w
Антен ный предуси
литель
фазосин |
Блок АРУ |
Когерентный cos в s i n e |
Дешифратор |
хронный |
|||
приемник |
|
детектор |
кода |
! на У00 МГц |
|
|
|
|
Блок авто |
Фазовый |
|
Регулиру |
детектор |
|
|
ющий |
матичес - |
|
|
доплероб- |
кой раз- |
|
|
ский |
бертки |
|
|
генератор |
|
|
|
Синтеза |
Опорный |
||
тор |
генератор |
||
частоты |
|||
|
|
||
Е |
<L> |
0_> |
|
Доплеров |
|
||
ский сме |
* CD |
||
) |
|
Q «j |
|
Доплеров |
|
|
|
ский |
|
*ч |
|
смеситель |
|
|
ситель |
£ |
Dli |
|
т |
|||
|
|
Регулирую Блок автома щий генера тической роз
тор и |
вертки спред- |
фильтр |
усилителем |
X
Фазосинхрон-
Доплеровс кий счетчик
ШМГц
Доплеровс кий счетчик
150 МГц
Доплеровский суммар
ный синхро низатор
Устроист- < 8о быбо-
да
Выходные
данные
ныи прием - |
Блок АРУ |
Рис. 4.12. Структурная схема судовой ап |
ник |
паратуры для определения местонахож |
|
н а 150 МГи |
|
дения судна. |