Файл: Мясников, Л. Л. Новые методы измерений в подводной акустике и радиотехнике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

результаты также передаются на ЭЦВМ. Следовательно, ЭЦВМ получает данные о положении ИСЗ на орбите и результаты измере­ ний доплеровских смещений по частоте. Поскольку эти измерения однозначно характеризуют положение судна относительно орбиты ИСЗ, то ЭЦВМ может определить место судна.

Если судно во время сеанса связи с ИСЗ находится в движении, то это также влияет на величину доплеровского сдвига. Поэтому параметры движения судна в течение сеанса должны обязательно

вводиться в ЭЦВМ.

В США [53] разработана совмещенная система, в которую авто­ матически поступают данные от доплеровского гидролокатора и ги­ рокомпаса. Эта система обеспечивает непрерывную регистрацию

Рис. 4.13. Схема связей бортовой корабельной аппаратуры с ЭЦВМ.

положения судна и автоматическую коррекцию найденного положе­ ния по ИСЗ с точностью до 60 м. Система определяет сейсмические толчки, обеспечивает индикацию гравитационных сил, выдает сигнал магнетометров в месте толчка на магнитную ленту. Эти и другие функции системы реализуются ЭЦВМ (рис. 4.13). От гирокомпаса в ЭЦВМ поступают данные о курсе, а из ЭЦВМ в гирокомпас — юстировочные команды. От датчика вертикали в ЭЦВМ поступают дан­ ные о крене и дифференте, от измерителя скорости звука — данные

оскорости звука в воде, от доплеровского гидролокатора — данные

оскорости судна, от приемника — навигационные сигналы, приня­ тые со спутников. ЭЦВМ имеет программу, учитывающую комби­ нацию всех входных сигналов и обеспечивающую непрерывное полу­

чение точной информации о положении судна.

В программе предусмотрено отображение положения спутников на орбитах для прогнозирования возможности сеансов связи со всеми ИСЗ, входящими в навигационную систему. Процесс подготовки ЭЦВМ к сеансу заключается в следующем. Оператор последова­ тельно вводит в машину ряд данных: число, номер минуты в сутках по Гринвичу, приближенные значения широты и долготы, курс, скорость, высоту антенны над уровнем моря. Затем машина печатает введенные данные для проверки. Допускается изменение непра­ вильно введенных параметров.

112

После приема сигналов от ИСЗ приемоиндикатор автомати­ чески синхронизируется с приходящей временной меткой и начинает отсчет доплеровского сдвига частоты по запрограммированным интервалам. Значения, полученные при отсчетах по каждому из каналов на 400 и 150 МГц, одновременно с отработкой в ЭЦВМ могут выводиться для печати. Достоверность эфемерид ИСЗ проверяется многократной передачей их в течение сеанса. Окончательно вычислен­ ные и отпечатанные данные места содержат номер карты, день, значения широты и долготы, номер отсчета доплеровского сдвига. Поиск и слежение за сигналом ИСЗ осуществляются также с по­ мощью ЭЦВМ. Благодаря этому уменьшается возможность приема ложных сигналов и сужается диапазон частоты поиска, поскольку при потере сигнала происходит автоматический сдвиг частоты в нуж­ ном направлении. ЭЦВМ сортирует данные о параметрах орбиты

инакапливает значения отсчетов доплеровских сдвигов. Статистическая точность определения места подвижного объекта

спомощью указанной выше аппаратуры с использованием ЭЦВМ приблизительно равна 0,1 км. Такая точность обеспечивается при­ менением методов статистической обработки данных ЭЦВМ на основе фильтра Калмана: исходные данные, поступающие от судо­

вых навигационных средств, приборов и систем, анализируются с целью прогнозирования возникающих ошибок. В дальнейшем фактически измеренные данные сравниваются с предварительно вычисленными. Величина, пропорциональная разности, полученной при сравнении, используется для коррекции моделируемого зна­ чения ошибок.

Существуют системы с использованием атомных часов на спут­ никах. Такие системы позволяют судовой аппаратуре работать в дальномерном режиме и определять координаты объекта в любой момент времени.

Рассмотрим пример комплексной спутниковой системы навига­ ции в дальномерном режиме. Совместное использование радио­ навигационных и спутниковых систем дает возможность обеспечить высокоточной информацией неограниченное число потребителей на большой площади земной поверхности. Основная аппаратура си­ стемы — вычислительная машина, антенна с большим коэффициен­ том усиления и передатчик — обычно располагается на наземной станции. Эта же аппаратура используется для получения необхо­ димой информации по регулировке орбит спутников в целях улучше­ ния точности вычисления координат. Система может иметь два режима работы. Один из них активный, когда аппаратура подвиж­ ного объекта передает сигнал-запрос на наземную станцию через

ИСЗ. В этом режиме работы местоположение объекта

известно

на наземной станции. Другой режим — пассивный, когда

потреби­

тель получает информацию, передаваемую со спутника, и определяет свое положение. Потребитель при пассивном режиме работы не пере­ дает сигналов, и его местоположение неизвестно на наземной станции.

В активном режиме для вступления в связь потребитель посылает через спутник последовательность импульсов определенной длитель-

8 Л . Л . М яснико в

113


ности. По их получении наземная станция через спутник передает потребителю последовательность импульсов, которые являются цифро­ вым кодом постоянного адреса потребителя, а также дальномерные импульсы. Потребитель повторяет дальномерные импульсы и ре­ транслирует их через спутник обратно на наземную станцию. На наземной станции измеряется временной интервал между двумя повторениями спутником дальномерных импульсов. На основании этих данных выясняется расстояние от спутника, положение кото­ рого известно, до потребителя. Через несколько микросекунд после первого запроса такой же запрос передается с наземной станции через второй спутник, расположенный в другом месте. Положение подвижного объекта при использовании двух ИСЗ определяется как точка пересечения двух окружностей. Неоднозначность опре­ деления положения устраняется довольно легко, так как точки пересечения настолько удалены друг от друга, что принятие непра­ вильного решения практически исключено.

В пассивном режиме наземная станция в точно назначенное время передает с определенными интервалами код адресов объектов на каждый из двух спутников. После этого станция передает ши­ роту, долготу и высоту каждого из спутников. Затем она посылает импульсы раздельно на каждый из двух спутников так, чтобы эти импульсы принимались спутниками одновременно с точностью 0,1. На подвижном объекте измеряют временные задержки между прие­ мом двух импульсов и вычисляют разность расстояний до двух спутников.

Таким образом определяются гиперболические поверхности, имеющие в качестве фокусов геометрические места точек положения спутников. Линии пересечения этих поверхностей с земным геоидом с учетом высоты объекта над Землей позволяют найти положения спутников в данный момент времени.

Наряду с рассмотренными выше методами использования атом­ ных стандартов частоты в морской навигации в последнее время особую актуальность приобрела проблема возможности создания комплексных систем, предназначенных для воздушной навигации и управления воздушным движением, в том числе для предупрежде­ ния столкновения самолетов над морем [134]. Исследования пока­ зали, что наиболее перспективными являются системы, построенные по частотно-временному принципу с использованием высокоста­ бильных стандартов. Такие системы могут обеспечить надежное измерение дальности и позволяют определять местоположение практически неограниченного числа объектов. Эффективность частот­ но-временной системы зависит от правильности выбора стандарта и методов синхронизации. В качестве самолетных атомных храни­ телей времени и частоты могут быть рекомендованы приборы на газовой ячейке и атомно-лучевые трубки, промышленный выпуск которых достиг достаточно высокого уровня. При долговременной стабильности порядка 2 -10_ 11 доплеровский сдвиг частоты дает ошибку в 1,7 мкс за сутки, что соответствует ошибке по дальности 0,3 мили. Немаловажную роль в получении навигационной информа-

114


ции имеет и выбор метода синхронизации, которая должна осуще­ ствляться с точностью, определяемой требованиями, предъявляе­ мыми к системе. Так, для систем предупреждения столкновения самолетов синхронизация бортовых часов должна осуществляться в пределах 250 нс.

ГЛАВА 5

ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

ВДИАПАЗОНЕ СЛЫШИМЫХ ЧАСТОТ

§5.1. МЕТОДЫ АКУСТИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

Предметом акустических измерений является определение зву­ кового давления, колебательной скорости, интенсивности звука и других величин, характеризующих звуковое поле в различных средах (газообразных, жидких, твердых и т. д.). Объектами акусти­ ческих измерений являются источники, приемники и преобразова­ тели звука. Методы и цели акустических измерений неразрывно связаны с теорией звука. Можно утверждать, что акустические изме­ рения преследуют экспериментальное, а теория звука — теорети­ ческое изучение одних и тех же вопросов. Более того, при современ­ ном состоянии акустики невозможно провести разделение теорети­ ческого описания от экспериментального исследования.

Приведем пример, поясняющий это утверждение. Исследование излучения колеблющейся сферы в воде можно считать одной из фундаментальных задач гидроакустики. В результате решения волнового уравнения при заданных граничных условиях определя­ ется поле звуковых давлений в воде, создаваемое данным источником. Задача акустических измерений, решаемая параллельно, состоит в экспериментальном определении этого поля, т. е. измерении звуко­ вого давления в разных точках. Результаты измерений сравниваются с теоретическими данными. Совпадение данных в пределах допусти­ мых погрешностей служит одновременно и подтверждением теории на основе измерений и подтверждением экспериментального метода на основе теории.

Широкое введение электронных вычислительных машин, алго­ ритмов и программ служит свидетельством существенных изменений как в области акустических измерений, так и в области теории звука. Возможности акустических измерений расширяются бла­ годаря введению ЭЦВМ в измерительные схемы; теория звука обога­ щается идеями конструктивной математики и новыми методами вычислений. При этом взаимоотношение экспериментальной и тео­ ретической сторон изменяется: экспериментальные методы, напри­ мер экспериментальное программирование ЭЦВМ, вводятся в тео­ рию и, наоборот, вычислительные машины становятся необходимыми звеньями экспериментальных работ.

8*

115


Электронно-вычислительная техника, применяемая в акусти­ ческих измерениях, преследует задачу как управления акусти­ ческими измерениями, так и обработку измерительных данных. При акустических измерениях используются и аналоговые, и цифро­ вые электронные вычислительные машины (компьютеры), а также

их комбинации.

В работах Бэккера, Хортона и Тротта [48] электронно-вычисли­ тельная техника была применена для определения характеристик направленности излучателей, относящихся к дальнему полю, по результатам измерения звуковых давлений (точнее, амплитуд if фаз звуковых давлений) на заданной поверхности, окружающей источ­ ник. Авторы производили измерения в большом количестве точек ближнего поля, а расчеты дальнего поля выполнялись на электронновычислительной машине.

Автоматическая установка для измерения акустической мощ­ ности и визуализации звуковых полей была создана М. Л. Варла­ мовым и его сотрудниками [48]. В ней было использовано сканиро­ вание характеристики направленности приемника звукового давле­ ния заданной зоны, соответствующей площади излучателя звука. Поскольку сканирование происходило с равномерной скоростью и с определенным шагом, интегрирование квадрата звукового давле­ ния по площади было равноценно интегрированию квадрата давле­ ния во времени. Для проведения подсчетов была использована аналоговая машина. В описываемой работе был подвергнут сканиро­ ванию излучатель площадью 0,75 м2; погрешность измерения соста­ вила около 1 дБ; время проведения одного цикла — 10—20 мин.

О. И. Гроссман, А. Е. Колесников и А. В. Прокофьева применили электронно-вычислительную технику для определения коэффициен­ тов звукоизоляции, отражения и поглощения образцов сложной формы [48]. Измерительный комплекс позволял осуществлять измерения величины и направления акустического потока по отно­ шению к поверхности образца. Поток, направляемый внутрь поверх­ ности образца, соответствовал падающему звуковому потоку. Поток, отраженный от поверхности образца, и поток, прошедший через нее, в сумме равны падающему потоку лишь в случае отсутствия

затухания

звука в образце.

Разность

между

падающим потоком

и суммой отраженного и прошедшего

потоков

дала возможность

определить

затухание звука

в образце.

 

А. К- Новиковым и В. М. Стрелковой разработан аналого-цифро­ вой коррелятор для акустических измерений [83].

Группой авторов описана измерительная информационная система для акустических измерений, основанная на использовании электрон­ ной цифровой вычислительной машины [39]. Схема, предназначен­ ная для всесторонних измерений параметров акустических антенн, содержит излучающие и приемные тракты, усилительное устройство, комплекс аналоговых электронных устройств и ЭЦВМ, а также устройства для вывода и записи информации, получаемой при изме­ рениях. В схему входят автоматические подъемно-поворотные устрой­ ства для изменения и регистрации положения акустических антенн

116


и вспомогательных электроакустических систем. В измерительной информационной системе применяются тональные, тонально-импульс­ ные и шумовые сигналы, действующие в достаточно широком диа­ пазоне частот и мощностей.

Измерительный комплекс осуществляет автоматическое снятие частотных характеристик акустических антенн, причем обеспечи­ вается автоматическое изменение частоты излучения. Динамический диапазон приемных систем составляет 60 дБ. Имеются самописцы с аналоговым приводом и осуществляется выдача дискретных данных частот для ввода в цифровую вычислительную машину.

Измерения осуществляются по заранее составленной программе или же управляются с помощью ЭЦВМ. При этом обеспечивается или автоматическое функционирование подтемно-поворотных агре­ гатов, или их управление посредством ЭЦВМ. Измерительная инфор­ мационная система использует различную аппаратуру для памяти, аналоговую аппаратуру магнитной записи, а также различные устройства ввода и вывода информации. Кроме измерения частотных характеристик и характеристик направленности с помощью системы можно находить характеристики к. п. д., мощности акустического сопротивления. Исследования проводятся на системах антенн в ре­ жимах излучениях или приема. Производится также спектральный и корреляционный анализ. Обладая достаточной гибкостью, изме­ рительная информационная система позволяет изменять измери­ тельные задачи, менять свою структуру и варьировать ее для других измерительных целей.

В. Е. Бриккер, В. А. Земцов, М. М. Марьинский, А. В. Михайлов и М. П. Соболева [93] произвели машинные расчеты характеристик отражения от слоя с линейными изменяющимися упругими пара­ метрами. Решение проводилось на аналоговой вычислительной ма­ шине МПТ-9-3, причем для получения квадратов, произведений и корней квадратных использовались блоки нелинейности НБН-1. Данные расчетов представлялись в виде серии графиков. При этом коэффициенты отражения изменялись от 0,1 до 1, а фазы— от 0 до л. В качестве варьируемых параметров были перепад скорости по слою Ас0/с0, потери в слое т] и волновая толщина слоя 1/к0. Вели­ чина г] изменялась от 0,1 до 0,5, а период— от 0,2 до 0,8.

Процедура измерений бывает очень громоздкой и трудоемкой, а иногда ввиду ограниченности времени не достигает цели. В таких случаях экспериментальные действия выполняются расчетами, что оказывается возможным только при наличии быстродействующих ЭЦВМ. С другой стороны, в теории встречаются затруднения при решении многих конкретных задач излучения и распространения звука. В этих случаях экспериментальное определение величин звукового поля, хотя бы в нескольких точках, дает возможность найти теоретические зависимости и эмпирические формулы, построить вычислительные программы. Все это еще больше сближает теорию и эксперимент.

117