Файл: Мейкляр, М. В. Паровые котлы электростанций [учеб. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 16-2. Схема открытия вентиля с разгрузочной малой тарелкой (обозначения те же, что на рис. 16-1).

а — закрытый вентиль; б — открытие малой тарелки; в — полное открытие вен­ тиля.

устанавливают только для того, чтобы ность полностью прекратить ее подачу. движки допускает только два положения: тие либо полное закрытие.

иметь возмож­ Механизм за­ полное откры­

У задвижек и вентилей одинакова верхняя часть — привод для вращения шпинделя и конструкция сальни­ ка. Как у вентиля, так и у задвижки может быть уста­ новлен вертикальный штурвал с коническим приводом (рис. 16-1) или горизонтальный, соединенный со шпин­ делем цилиндрическими шестернями, показанными пунк­ тиром на рис. 16-3. Дополнительная паразитная шестер­ ня служит для того, чтобы сохранить обычную резьбу на шпинделе и в то же время обеспечить привычное для людей вращение штурвала по часовой стрелке при за­ крытии арматуры вручную.

К нижнему концу шпинделя присоединены две та­ релки, которые при опускании прижимаются к седлам (как показано на рис. 16-3), а при открытии задвижки поднимаются вместе со шпинделем в верхнюю часть корпуса. Симметричное расположение седел и тарелок внутри задвижки позволяет направлять через нее воду или пар в любую сторону.

Если задвижка полузакрыта, то ее седла омываются рабочей средой неравномерно, из-за чего происходит их

2б§

быстрое истирание. За­

 

 

 

 

 

 

 

движку нельзя применять

 

 

 

 

 

 

 

для

регулирования

коли­

 

 

 

 

 

 

 

чества

проходящей

рабо­

 

 

 

 

 

 

 

чей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 16-1 изображе­

 

 

 

 

 

 

 

на прикрепленная шпиль­

 

 

 

 

 

 

 

ками

съемная

 

крышка

 

 

 

 

 

 

 

вентиля.

На

рис. 16-3

 

 

 

 

 

 

 

крышка

находится

вну­

 

 

 

 

 

 

 

три корпуса и под давле­

 

 

 

 

 

 

 

нием воды сжимает коль­

 

 

 

 

 

 

 

цевую набивку.

 

При раз­

 

 

 

 

 

 

 

борке

во

время

ремонта

 

 

 

 

 

 

 

отвинтив шпильки подни­

 

 

 

 

 

 

 

мают

опорный

 

диск

и,

 

 

 

 

 

 

 

опустив немного крышку,

 

 

 

 

 

 

 

вынимают

разъемное

 

 

 

 

 

 

 

кольцо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной

При

закрытии

водя­

 

 

 

 

 

 

 

задвижки

ее корпус

 

 

 

 

 

 

 

остается наполненным во­

Рис. 16-3. Задвижка с встроенной

дой.

Когда открывают по­

дачу

воды по линии

ма­

крышкой при высоком

 

давлении

лого диаметра (байпасу),

рабочей среды.

 

 

 

 

/ — корпус;

2 — бугель;

3 — крышка;

то вода

внизу

корпуса

4 — седло; 5 — тарелка; 6 — грибок; 7 —

расширяется от нагрева­

шпиндель; 8 — разъемное

кольцо;

9 —

пробка

для

соединения

 

водяного

ния

и с

большой

силой

объема

корпуса с байпасной

линией;

10 — набивка

периферийного

сальника

прижимает тарелки к сед­

крышки;

11 — сальник шпинделя:

12

лам.

Возможно поврежде­

набивка

сальника шпинделя;

13 — ко­

робка для

передаточных

шестерен;

ние седел и даже растре­

14 — опорный

диск;

1 5 — шарнир

для

дистанционного управления;

16 — рым

скивание корпуса задвиж­

для транспортировки

задвижки;

17

ки.

Во избежание

этого

штурвал

для

ручного

управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

водяной

объем

 

корпуса

 

 

 

 

 

 

 

через нижнюю пробку соединен с пространством между двумя вентилями на байпасе. Тугое поворачивание шпин­ деля вентиля или задвижки (заедание) чаще всего объ­ ясняется следующими причинами: а) чрезмерным за­ жатием при закрытии арматуры; іб) слишком большой затяжкой сальника и трением между его набивкой и шпинделем; в) перекосом шпинделя; г) смятием резьбы шпинделя или втулки.

Арматуру высокого давления присоединяют к трубо­ проводу на сварке.

26Q



16-2. Клапаны

Клапаном называется запорный или регулирующий орган автоматического действия. У паровых котлов име­ ются обратные, питательные, редукционные и предохра­ нительные клапаны.

Обратный клапан препятствует движению рабочей среды в обратном направлении. Так, например, обрат­ ные клапаны на питательных линиях закрываются при аварийном падении давления в питательных трубопро­

водах и препятствуют выпуску

воды

из котла.

близок

Корпус

обратного

клапана

по

конструкции

к корпусу

вентиля.

Он закрывается глухой

плоской

крышкой. Тарелка легко может перемещаться в верти­ кальном направлении без перекосов. При работе котла вода поступает в клапан под тарелку и удерживает ее в поднятом положении. Изменение направления движе­ ния воды приводит к прижатию тарелки к седлу и закры­ тию клапана.

Питательный клапан служит для автоматического регулирования питания котла в соответствии с расходом пара. В клапанах, устанавливаемых на современных котлах высокого и сверхкритического давления, вода прижимает к седлу вертикальный шибер. Соприкасаю­ щиеся поверхности седла и шибера покрыты наплавлен­ ным и затем отполированным слоем твердой высоколе­ гированной стали (на рис. 16-4 эти вертикальные слои металла условно затемнены). На рисунке клапан изо­ бражен в закрытом положении. По мере перемещения шибера вверх все большее число отверстий в седле от­ крывается и пропускает воду, количество которой растет почти пропорционально перемещению шибера.

Рис. 16-4. Нижняя часть регулирующего питательного кла­ пана.

1 — корпус: 2 — шибер:

3 — седло; 4 — слой ме­ талла, наплавленного

седлом; 5 — шток.

Стрел­

ка показывает

направ­

ление движения

воды.

270


Редукционный клапан служит для снижения давле­ ния пара. Такой клапан ставится, например, на трубо­ проводе собственных нужд, подающем пар к мазутным форсункам, обдувочным и другим устройствам. Тарелка клапана прижимается к седлу пружиной или грузом. Натяг пружины или давление на тарелку от груза регу­ лируют таким образом, чтобы пар, пройдя через редук­ ционный клапан, имел необходимое давление.

Предохранительный клапан. Он представляет собой автоматически действующее устройство для выпуска пара из котла в случае, если по какой-либо причине дав­ ление в котле превышает допустимое.

По конструкции предохранительные клапаны делят­ ся на рычажные, пружинные и импульсные. Пружинные клапаны никогда не имели распространения в СССР. Рычажные предохранительные клапаны широко приме­ няются на котлах низкого и среднего давления, но неже­ лательны для котлов высокого давления.

Тарелка рычажного клапана прижимается к седлу весом рычага и надетого на него груза (рис. 16-5,а). Но сила такого прижатия не может быть значительной.

Согласно [Л. 2] при рабочем давлении 100 кгс/см2 та­ релка одного из предохранительных клапанов котла должна подниматься при 105 кгс/см2. Тарелка рычажно­ го клапана во время нормальной его работы должна прижиматься к седлу давлением, равным всего 5 кгс/см2. При диаметре тарелки 25 мм сила прижатия равна лишь около 25 кгс и уменьшается дополнительно, если, напри­ мер, давление в котле возросло от 100 до 102 кгс/см2. В таких условиях трудно обеспечивать плотность предо­ хранительных клапанов, а у неплотного клапана воз­ можно прикипание тарелки к седлу, затрудняющее его открытие.

На отечественных электростанциях высокого и сверх­ критического давления применяют импульсные предо­ хранительные устройства. В главном клапане такого уст­ ройства тарелка, прижимается к седлу давлением пара, т. е. во много раз сильнее, чем в клапанах рычажного типа. При открытии клапана тарелка перемещается вниз, против направления движения пара. Для этого вначале открывается небольшой импульсный клапан (рис. 16-5,а) рычажного типа. Его открытие и закрытие происходит не под действием давления пара, как у других рычажных предохранительных клапанов, но с помощью

271

Рис. 16-5. Схема клапанов импульсно-предохранительного устрой­ ства (оба клапана изображены в закрытом положении).

а — импульсный рычажный

клапан;

б — главный клапан;

І — корпус клапана;

2 — тарелка;

3 — седло;

4 — шпиндель; 5 — поршень;

 

6 — демпферный поршень;

7 — крышка;

8 — рычаг;

9 — груз;

10 — пружина;

1 1 — участок

паросборного

коллектора

перегретого пара; 12 — паровая линия от

барабана к

импульсному

клапану; 13 — линия подачи

пара от импульсного

к

главному

клапану; 14

выход пара

в атмосферу;

1 5 — дренажная линия;

16 и

17 — электромагниты;

18 — верхняя часть барабана

котла.

 

 

 

 

 

двух электромагнитов, которые включаются порознь в зависимости от положения стрелки контактного манометра (рис. 18-9).

При открытии импульсного клапана пар из него по­ ступает в основной клапан поверх поршня, диаметр ко­ торого больше, чем диаметр отверстия в седле (рис. 16-5,6). Опускаясь, поршень перемещает вниз же­ стко соединенную с ним тарелку.

Демпферный поршень обеспечивает плавное без уда­ ра перемещение тарелки вверх при снижении давления в котле и закрытии клапана. Этот поршень жестко сое­ динен с основным поршнем и с тарелкой клапана. При перемещении демпферного поршня внутри закрытого цилиндра вода или воздух сравнительно медленно пере­

текают

сквозь

имеющиеся

в

поршне

неболь­

шие отверстия, чем замедляется

движение как самого

поршня,

так и

тарелки основного

клапана.

Пружина

272


препятствует опусканию тарелки при отсутствии давле­ ния в котле.

Контактные манометры импульсных клапанов соеди­ няют с сигнальным устройство.м, извещающим находя­ щегося на тепловом щите оператора о нарушении усло­ вий эксплуатации котла.

У барабанных котлов опасно чрезмерное повышение давления как в барабане, так и на выходе пара из паро­ перегревателя. У таких котлов из двух импульсных кла­

панов один соединен

с

паровым

объемом барабана,

а другой — с коллектором

перегретого пара (рис. 16-6).

Но оба

главных клапана

должны

быть установлены

только

на выходе пара

из котла, так как через клапан,

установленный на барабане, часть пара удалялась бы из котла, не проходя пароперегреватель, что приводило бы к опасному повышению температуры остального пара.

У прямоточных котлов как импульсные, так и глав­ ные предохранительные клапаны расположены в зоне выхода из котла первичного пара. Количество клапанов определяется количеством раздельных потоков пара,

Рис. 16-6. Упрощенная схема импульсно-предохранительных устройств котла высокого давления с естественной циркуляцией воды (стрелки показывают направление передачи импульсов. Электриче­ ская связь показана условным пунктиром).

/ — барабан;

2 — камера перегретого пара; 3 — импульсный

клапан;

4 — элек­

троконтактный манометр; 5 — электромагнит импульсного

клапана;

6

импульсная

трубка; 7 — главный предохранительный клапан;

8 — манометр.

2 7 3

а также пропускной способностью главных клапанов, которая по [Л. 2] должна быть не менее производитель­ ности котла по пару.

В промежуточном пароперегревателе предохрани­ тельные клапаны часто устанавливают только на входе пара, чем предохраняют поверхности нагрева от опасно­ сти чрезмерного повышения давления в аварийных усло­ виях. При таком размещении предохранительных клапа­ нов автоматические защитные устройства должны сво­ евременно отключать подачу топлива в топку и таким образом не допускать чрезмерного повышения темпера­ туры труб промежуточного пароперегревателя.

Предохранительные клапаны любого типа открыва­ ются при резких нарушениях условий эксплуатации ко­ тельного агрегата. Иногда котлы работают весьма дли­ тельное время без открытия этих клапанов. Но когда котел находится под давлением, предохранительные кла­ паны должны непрерывно быть в полной исправности и рабочей готовности. Их проверка регламентирована в [Л. 2].

16-3. Водоуказательные приборы барабанных котлов

Водоуказательные приборы служат для контроля за уровнем воды в барабане котла. Они разделяются на водоуказательные колонки, расположенные вблизи бара­ бана и соединенные трубками с его водяным и паровым объемами, и на сниженные указатели уровня, располо­ женные вблизи рабочего места машиниста.

Кроме водоуказательных приборов котлы большой производительности оборудуют сигнализирующими при­ борами, которые привлекают внимание машиниста при значительном отклонении уровня воды в барабане от заданного положения. Кроме того, имеются защитные устройства, автоматически останавливающие котел при чрезмерном и опасном повышении или снижении уровня воды в барабане.

Водоуказательная колонка. В узком пространстве между вертикальными стеклами колонки поддерживает­ ся уровень воды, близкий к ее среднему уровню в бара­ бане. По уровню воды в колонке раньше регулировали вручную питание котла водой во время эксплуатаций. Теперь на большинстве электростанций по водоуказа-

274