Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
Из анализа системы |
(223) |
|
следует, что |
коэффициент а6 в |
||||||||
этом случае |
равен |
определителю, составленному из свободных |
||||||||||
членов операторов |
г, d, D, |
соответствующих уравнениям |
(223): |
|||||||||
С\2 |
__ _ |
|
|
|
/ |
|
Cyl |
| |
Ci 2 \ |
Ci2 |
|
|
l \ |
|
T |
h ~ \ l \ |
' T h j |
h i 2 |
|
|
|||||
cl2 |
I |
Cy2 |
с12 |
j_ |
|
2с12 |
|
C\2 |
Cj2 |
+ |
Cl2 |
|
а. |
+ |
w |
Т |
|
' |
|
hh |
‘ |
l\ |
*2 |
hh |
|
|
|
|
|
|||||||||
Cl2 |
|
f - h2- |
+ |
( In. - p |
Ли. |
It-2 |
|
|
||||
/l/2 |
|
\ |
4 |
|
i\i2 |
h |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(224) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из выражения (224) видно, что в определителе сумма эле ментов двух первых столбцов равна элементам третьего столб ца. Отсюда следует, что а6 = 0. Коэффициент а5 определится из рассмотрения системы (223)
Развертывая это выражение, получим а5 = 0.
Таким образом, исследование устойчивости движения этой схемы сводится к рассмотрению коэффициентов уравнения
2 alP*~l = 0. ;=о
Коэффициент а4 получим, рассмотрев для примера расчет ную схему, соответствующую схеме тележки Рокара. При усло виях, принятых для этой схемы и Ci2= c, система (223) дает характеристический определитель простого вида
148
k |
с — kl |
2c — kl |
|
|
c |
— P |
12 |
l2 |
|
|
l2 |
V |
|
|
|||
|
2c |
2 m p> + ^~ |
|
- |
0, (225) |
|
l2 |
/2 |
|
|
/2 |
|
c |
2c+ £/ |
A |
, c -\-kl |
|
|
l2 |
-----------!----- |
— |
p -|------- |
'---- |
|
l2 |
V |
|
/2 |
откуда коэффициент при p2, т. e.
k |
4c |
k |
. _ ' C — k l |
C + k l |
i l |
«4 = -----JT"----- b 2m |
/2 |
||||
v |
l2 |
v |
/2 |
/4 |
что определяет условие устойчивого движения в виде 2с < 2m v2
~~2~’
т. е. известное условие [24].
Особенности двухшарнирной схемы
Прежде чем перейти к уравнениям движения двухшарнирной схемы, обратим внимание, что свободный член и коэффициент при р в характеристическом уравнении каждой из рассмотрен ных систем обращается в ноль. Следовательно, любая расчетная схема на плоскости отсчета может быть в начальный момент времени помещена произвольным образом относительно начала координат и первоначального направления движения. Это же свойство системы можно вывести формально и из анализа урав нения (213). Действительно, матрица свободных членов уравне ний (213) распадается на сумму двух матриц, одна из которых задана матрицей коэффициентов с, записанных на стр. 139, дру
гая — матрицей коэффициентов к,_], Ко kj+i, записанных на стр. 141.
Как видно из рассмотрения этих матриц, в каждой ее строке сумма всех элементов равна нулю. Таким образом, заменив каждый элемент любого из столбцов матрицы суммой всех чле нов по строке, можно получить нулевой столбец. Из этого сле дует, что свободный член характеристического уравнения всегда обращается в нуль.
Поскольку коэффициент при р в характеристическом уравне нии системы представляет собой сумму произведений всех эле ментов матрицы (стоящих множителем при р) на миноры сво бодных членов, то и этот коэффициент будет также всегда обра щаться в нуль.
Таким образом, передаточная функция по каналу боковое возмущение — смещение для любой колесной машины в общем случае запишется так:
W(p) = p2A(p), |
(226) |
где А (р) — многочлен по р, соответствующий определителю, со ставленному из элементов левой части уравнений (213) с учетом множителя р2.
.149
Множитель р2 в выражении (226) свидетельствует о двух ну левых корнях соответствующего характеристического уравнения.
езультаты исследований этого особенного случая показывают что при надлежащем выборе коэффициентов Д(р) система моет быть ^ сделана устойчивой, но всегда неасимптотически у тоичивои. Для колесной машины неасимптотическая устойчи вость практически эквивалентна технической неустойчивости
системы, что требует непрерывного корректирования водителем курса машины.
Зная общее уравнение движения многошарнирной машины можно определить условия, которым должна удовлетворять ис ходная система, чтобы быть асимптотически устойчивой. Для этого необходимо учесть, что при возмущенном движении систе мы характеристическое уравнение (226) по отношению к исход
ным уравнениям (213) представляет собой знаменатель общего выражения передаточной функции:
|
WFhji (Р) = |
А'(Р) |
(227) |
|
|
р2А (р) |
|
где |
WF/y.(p) — передаточная функция по г-му каналу |
от входа |
|
F (р) |
к выходу ур Д (р) многочлен по р, соответствующий оп- |
ределителю, составленному из элементов левой части уравне нии (213) с заменой г-го столбца на столбец F(p).
Из выражения (227) следует, что для получения асимпто тической устойчивости системы в данном случае необходимо отыскать условия, при которых числитель (227), т. е. многочлен Д (Р), удается свести к форме Д '(р) = р2,Д"(ру (в этом случае выражение (227) можно сократить на р2) .
Анализ полученных уравнений показывает, что такую форму
можно получить для некоторых типов шарнирных схем, в част ности для двухшарнирных машин.
Исследуем этот вопрос подробнее. Запишем уравнения дви жения двухшарнирной машины (схема 2Ш), воспользовавшись полученными выражениями. Для упрощения выкладок будем
рассматривать |
расчетную |
схему, изображенную на |
рис 58 |
в |
|
приняв |
|
|
|
’ |
’ |
|
т1 = т3 = 0; j 1 = j з = 0; |
|
|
||
|
|
= Дх» |
4 ~ А3; |
|
|
|
h |
I |
tn2 = т; J2 = J. |
|
|
|
ai = — = |
— ; |
|
|
|
Примем, что машина симметрична по развесовке и имеет все |
|||||
шины одинаковой конструкции, |
это позволяет принять kx= kz= k\ |
||||
Ci2 = c23 = c; Д[ = Д3. Чтобы |
различать в уравнениях параметры’ |
||||
относящиеся к |
передней и задней секциям, индексы |
при Д, |
и |
||
Дз сохраним. |
|
|
|
|
|
150
Определим коэффициенты: |
|
|
|
|
|||
|
|
^1 = °; |
vi — i; |
ни = |
0; |
|
|
|
|
v? = |
1; |
= 0; |
|
|
|
|
|
Щ “ |
V2 = |
|
Рз “ |
1," |
|
|
v3 = |
0; pi§ == |
I; |
V3 = |
0; |
fi3v3 = 0. |
|
Выражения для |
приведенных масс запишем, |
как и прежде, |
|||||
в виде таблицы, учитывая, что |
£1 = |
~ |
~ |
тогда |
|||
0 |
|
0 |
|
|
|
|
|
0 |
Ч т Д ) |
"(4~ £) |
|
||||
|
|
||||||
|
«(4~£) |
/ 1^ р2\ |
0 |
||||
|
U |
f2у |
|
||||
|
|
|
|
|
0 |
|
0 |
В соответствии с данными на стр. 139 приведенные жестко сти определятся как
С |
|
|
|
( |
с |
+ — |
) |
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аг1 |
|
|
|
|||||
А? |
|
|
|
U |
|
Ai / J |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
с |
|
2с |
|
/ с |
|
|
|
с |
|
|
|
/_-£_ + |
- ± |
- \ |
~ л [ + ~ V + |
|
|
+ |
|
Т + |
|
с |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А8/ |
|||
[ А? |
^ |
/ |
' ' |
с |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
/ 2 ^ / 2 |
|
+ |
/ 2 |
|
1 |
Аз/ ) |
|
|
||||
|
|
|
/ с |
|
с |
|
с |
_1_ |
с |
- |
, |
2с |
Д- |
|
|
|
|
|
|
|
/2 |
|
Л - |
|
|||||||
С |
|
|
( |
I2 + |
A il |
+ |
^ |
/2 |
^ Д з / |
^ |
|
||||
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|||||||
A J |
|
|
|
|
с |
с |
\ |
|
|
+ |
|
U |
+ v ) |
||
|
|
|
+ |
Т |
+ |
- & |
) |
|
|
|
|
Г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аз |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аз1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Аз |
151