Файл: Малиновский, Е. Ю. Динамика самоходных машин с шарнирной рамой (колебания и устойчивость движения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогично к'г-ь К'%\ к'г+i— в форме

дА

 

Уо

 

Vi

 

 

Уз

 

Уз

 

дус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дА

+

kx

- 2

fei

PlVi

 

 

 

 

 

 

 

ду0

V,

-----

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

дА

h

-----

k\ П

k--) 9

ki

-----

 

 

 

dyi

----- 9lvi

- T '* ? +

- r

v *

-----

H2Va

 

 

 

V

 

V

 

 

 

 

 

дА

 

 

 

fe2

кг

-2

,

^ 3 —2

k% .

 

 

 

 

 

-----

P2V2

3

3

ду2

 

 

 

V

 

0

9 2 +

ц v3

P V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^3

- 2

1

дА

 

 

 

 

 

 

k3

 

-----

v

 

+

дУз

 

 

 

 

 

 

— P3T3

 

k4 9

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ —

^

Если свести воедино выражения (198), (201) и (212), то можно записать искомые уравнения в виде компактной системы (213), описывающей движение «-шарнирной машины. В клетках формы (213) записаны операторные множители для каждой из обобщенных координат системы.

Характеристический определитель, соответствующий системе уравнений (213), можно записать в виде

ОШ 1Ш 2 Ш

^oo^oi:ro2 :

^ 10^ 11^ 12 : г 13

Т20^21 ^22 :^23

Г21

0,

(214)

г31 ^32 D33

dair35

 

 

 

Гя;я—2d n - fi—iD n n

 

 

где элементы имеют смысл

D u -— собственного оператора

шар­

нира, di-i- ь di-i+ 1 — операторов влияния первого соседнего шар­ нира, гi‘t {—2 у ri;i+2 ■— операторов влияния второго соседнего шар­

нира.

Операторы г, d, D можно определить из сопоставления за­ висимостей (213) и (214).

142


У,

У 1

МоР2+ К^Р +

+(Ко + С0)

т0р2 + к0' р -f

+( К 0 + С0)

Со '

«iP 2 +

коР +

+ (К1

+ ci)

AliР2 + К[р +

+ (Ki + Cj)

miP2 + кJp + + (Ki + ci)

Cl

Уг

c2

m2p2 + KjP +

+ (K2 + Co)

Mrp2 + K'2P +

+ (Ki + c.2)

mtp2 + 4 p + + ( « 2 + c2)

Система (213)

Уз

. . .

J'/i+i

^ (p )

l7» (P)

CZ

F\ (P)

m3 P2 + KgP +

^ 2 (P)

+( K 2 + C3)

A13P2 + K3 P +

Кз (P)

+ (K3 -f- C3)

т«Р2 + к^Р +

Affi+iP2 + K n_|_[P +

cn—1

K*+i (P)

+ (k« + c„)

+ (K„+i + Cra-(-i)

 

Из рассмотрения определителя (212) следует, что решение задачи исследования устойчивости движения любой шарнирносочлененной машины сводится к анализу соответствующего ми­ нора определителя (214), выделенного штриховой линией. Для бесшарнирной машины (обычного автомобиля) это минор ОШ, для одношарнирной 1Ш и далее 2Ш, ЗШ... Регулярность струк­ туры системы (214) позволяет с успехом использовать ее для анализа конкретных систем ЭВМ.

Примеры использования общих уравнений для получения частных решений

В качестве примера рассмотрим частные случаи системы (214), соответствующие схемам машин ОШ, 1Ш.

Рис. 58. Расчетные схемы машин:

а — односекционной; б —двухсекционной; в —трехсекционной

Машина ОШ — автомобиль. Принятая расчетная схема пока­

зана на рис. 58, а.

Пусть задано т, J тр2, I,

£ = -у-, £ = 1

— |

= - у и kx=f=k2

(чтобы задача

не потеряла смысла, в дан­

ном

случае нельзя принять k\ = k2).

(203)

и (211)

В соответствии с обозначениями

 

Р и =

0;

Pi2 = 1;

Pi =

pi i i

P i2

— 1,

 

Vn =

1;

v 12 = 0;

V[=Vn + v ? 2

= 1;

 

 

PlVj. = PllVll "Г Pl2V12 — 0.

 

144


^соответствии с формулой

(200)

и значениями коэффициен­

тов Ki—1, Кг, К,+1 И к'{- Ь К'г,

к'г+1

ОПрвДвЛИМ

 

 

 

 

а 2 р

 

 

 

 

 

ata2 рг

 

 

т

/2

 

) ’

тх =-т

 

 

 

 

 

 

т0 = т

|fаха2— р2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

Р

)‘

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(

«? + Р2

 

 

 

 

 

 

 

 

II 3

 

/2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

К0 =г —

;

Ki =

0;

к0 =

0;

 

(215)

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ki =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

ZL

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к ° -

t

 

Kl =

 

Г

 

:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

— — — •

 

К — —

 

 

 

 

 

 

К°

-

 

 

, >

 

,

 

 

 

 

 

Подставив полученные значения в систему (213) будем иметь

МоУо -1— - у 0

I

 

«Ш + -у-г/i =

0;

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(216)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т о У о -----у ~ Уо +

M

t f i

-1----- у

х Л

 

у- Hi

0,

 

I

 

 

 

 

 

v

 

 

I

 

 

 

откуда характеристическое уравнение

 

 

 

 

 

V

у

 

 

I

M lP2 + ^

Р

+

^

 

 

 

 

 

 

у

 

 

/

 

 

-Г- (mlP2 +

 

( у - — т0 Р2)

=

0.

(217)

Последнее

сводится к алгебраическому многочлену

 

 

 

 

si= 0 ^ 4_1‘=°-

 

 

 

 

 

Из уравнения (217)

следует а4 = а3 = 0 и

 

 

 

а2 = М0 — - Мх

I

 

ф

+ т 4

 

т, К

2

0 /

 

 

1

 

 

 

I

 

 

 

Подставив сюда значения М0, Мь /пь то, обозначенные фор­

мулой (215),

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— M l

\

 

felfe2

 

(218)

 

2

 

 

V

 

/2

 

 

у2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

З а к . 673

145


откуда становится известным критерий, описываемый форму­ лой (166).

Машина 1Ш. Соответствующая расчетная схема изображена

на рис. 58,6.

Положим,

что заданы

т.\, т2,

/i = mip^, J2 = m2p2 ,

h, k, £1 = -71

, £2 = -7 -

и соответственно ^

и £2.

/1

 

 

 

 

 

Определим

предварительно:

 

 

 

 

=

0;

vx = 0;

pf =

0;

 

 

р г = 1 ;

р2=1>’

v2 =

0;

 

 

vj = 1;

V2 = 0; р ^ = 0 ;

p2v2 = 0 .

Выражения для приведенных масс раскрывать не будем, по­ лагая, что они известны и заданы в виде

м 0

тй

М1

ГПъ

 

 

(219)

 

тх

м 2

 

 

 

Заметим, что если бы рассматриваемая

расчетная

схема

представляла схему тележки

Рокара, т. е.

конструкцию,

для

которой ki = k2, ai = /i, а2= 0

и т\ = т2 = т,

то ii — 1 ; £i = 0 и

£2= 0; £2=1, откуда в записи

(219)

в соответствии с формулой

(200) все величины, кроме Мь обратились бы в нуль,

a Mt= 2m.

В соответствии с выражениями,

описывающими

приведен­

ную жесткость системы в общем виде (см. стр. 139), запишем

приведенную жесткость системы

 

 

 

 

 

 

 

£l2_

 

 

 

1

^12

С12

\

 

 

С12

 

 

/2

 

 

 

I

 

 

 

 

 

h h

 

 

ч

 

 

 

Ч

Ы

J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/

с12 .

с12

\

с12

 

2Cj2

 

2

/

Cl2

Cl2

\

 

 

 

 

l 2

+

h h

+

/*

 

 

 

(220)

[

Ч

1^

J

{

ч

^

)

 

 

 

 

 

 

Cl2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С12

 

 

М2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

146


Соответствующим образом получим:

ДЛЯ К о э ф ф и ц и е н т о в

Kj-1,

 

K i,

Kj+i

 

 

 

 

 

 

h

 

 

 

/г,

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

к

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

0

(2 2 1 )

s

 

 

 

 

 

/г2

 

k

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

h

 

h

 

 

ДЛЯ коэффициентов к'г_Ь К'г, к'г+I

 

 

 

 

 

 

к _

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

 

 

 

0

 

 

0

( 222)

 

 

 

 

 

 

0

 

k

2

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражения

(219) — (222) позволяют

записать

систему так:

МоУо “Г — Уо+ [ ~

 

— -г- Uo +

 

+

к

 

у

 

1/2

 

к

 

 

 

 

 

Cl2

, Cj2

У\ +

туУг = 0;

 

 

 

~T" +

 

 

 

 

 

ч

 

 

 

 

*1*2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЩУо-

 

+ ^ ) * > + *'Л + (-¥- +

I 2с12

.

С\2 \

,

 

 

/

^12

 

/l2

(223)

+ д г + 7 ) » + " • * - ( 7 -

 

Уг = 0;

Сха

 

™i«/i ■

J^L

J. ( _£ii. _L

/,/1*2 уi

+

/1/2 //о +

 

/2

1 /|

 

+

 

 

&2

 

 

( ~

----Г~ \ Уъ = ^‘

^2 Уъ Н----- //2 +

В соответствии с системой (223) для машины 1Ш характери­ стический определитель сводится к уравнению 6-й степени вида

y W - ('= o . t^o

6* 147