Файл: Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательном учреждении.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уровни сформированности культуры безопасности школьников по названным выше параметрам (сформированность знаний о безопасности, умений, мировоззренческая готовность, нравственная готовность и т.д.) выделяются с использованием показателей:

Готовность к творчеству в решении проблем безопасности (репродуктивный, продуктивный и творческий уровни).

Готовность к опасным ситуациям: сложным, трудным, опасным, экстремальным, чрезвычайным, критическим ситуациям.

Готовность к опасности в привычной и необычной ситуации.

Готовность к предупреждению, минимизации, преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

Сформированность знаний о безопасности: эмпирические, теоретические знания.

Готовность к самостоятельному решению проблем безопасности и совместным действиям по выживанию.

Подготовленность к действиям в условиях достаточной информации и недостатка информации о грозящей опасности и мерах самозащиты.

Готовность к самозащите в условиях обычного и высокого темпа деятельности.

Готовность к обеспечению безопасности при отсутствии и при наличии помех, неожиданных препятствий.

Системность знаний и умений о безопасности: отрывочные и разрозненные знания и умения, комплекс взаимосвязанных и системных знаний.

Оперативность знаний и умений по проблемам безопасности: готовность к использованию знаний и умений в конкретной опасной ситуации, в различных опасных ситуациях.

Сферы жизнедеятельности, в которых школьник готов к применению знаний о безопасности (быт, досуг, спорт, потребление и т.д.).

Готовность к самосовершенствованию культуры безопасности: сам ставит цели самосовершенствования культуры безопасности, выбирает средства самосовершенствования и т.д.

Готовность к самоконтролю в решении проблем безопасности: итоговый, текущий, прогностический.

Готовность к решению проблем безопасности с помощью специалистов, к самостоятельному решению проблем безопасности.

Готовность к безопасности с использованием специальных средств, приспособленных подручных средств, без применения каких-либо средств.

Готовность к решению своих проблем безопасности, проблем безопасности других людей, проблем безопасности общества и природы.

Готовность к решению проблем безопасности индивидуально, в группе, в коллективе (умение координировать свои действия с действиями других, руководить действиями других участников совместных действий и т.д.).

Готовность к получению помощи от высоконравственных людей, безнравственных людей, криминальных элементов.


Готовность к профилактике и преодолению негативного влияния случайных контактов с контркультурой деструктивности, целенаправленных и систематических влияний контркультуры деструктивности.

Готовность к оказанию помощи другим людям в трудной ситуации, опасной ситуации, экстремальной ситуации.

При использовании названных критериев оценки уровней сформированности культуры безопасности школьников выделяются два и более уровня, т.е. возможно применение различных шкал оценки.

Для эффективного формирования культуры безопасности школьников необходимо располагать своевременной, полной, точной, достоверной и объективной информацией о содержании мотивов, знаний, умений, взглядов, убеждений, готовности к творчеству и самоконтролю в процессе профилактики вредных и опасных факторов жизнедеятельности и в опасных ситуациях. Эта информация является результатом анализа и служит основой оценки и учета культуры безопасности школьников. Такую информацию учитель получает в ходе наблюдения за учащимися, в беседах, при тестировании, анкетировании, в игровых ситуациях, в ходе дискуссий, на основе изучения продуктов деятельности школьников, в ходе бесед и анкетирования родителей и т.д. Особенность сбора сведений о готовности школьников к опасным и экстремальным ситуациям состоит в том, что различные источники информации в разной степени соответствуют требованию надежности, достоверности и объективности. По степени достоверности получаемой информации данные источники подразделяются на объективные (наблюдение за школьниками в реальных опасных ситуациях), относительно объективные (изучение мнений экспертов, родителей, тестирование, наблюдение за действиями школьников в игровых ситуациях) и субъективные (анкетирование, беседа, дискуссия). Данные три группы источников дают разную по достоверности информацию. Действия школьников в реальных опасных ситуациях дают наиболее достоверную информацию. Наименее достоверную информацию о готовности к безопасной жизнедеятельности дают беседы, анкетирование. Существует проблема выбора и использования методов сбора объективной и достоверной информации. Даже в реальной ситуации риска по каким-то причинам школьник может не проявить своих сильных или слабых сторон. Например, плохо подготовленный к опасности ученик случайно может сделать то, к чему был практически не готов. Наоборот, хорошо подготовленный школьник может «расслабиться» и допустить ошибку. В связи с этим для диагностики культуры безопасности необходимо использование комплекса методов - от наблюдения и беседы до анкетирования и создания реальных опасных ситуаций. Причем последовательность использования методов сбора информации может быть различной, например, изучение документов, изучение результатов деятельности школьников, беседа, тестирование, создание игровых ситуаций, имитирующих опасность, наблюдение за действиями школьников в реальных опасных ситуациях.



Свидетельствует ли сказанное о необходимости выделения специального времени и проведения особых диагностических процедур и мероприятий для сбора необходимой информации о культуре безопасности школьников? Отчасти да. Проверка знаний по ОБЖ как раз является этим случаем (экзамен по ОБЖ, урок контроля знаний и умений и т.д.). Однако в процессе формирования культуры безопасности наряду с другими функциями реализуется диагностическая функция. Проводя обучающие и воспитательные беседы, дискуссии, игры, мозговые штурмы, тренинги, решая задачи и задания, обсуждая итоги проделанной работы и т.д. педагог одновременно проводит наблюдение, собирает и систематизирует факты и сведения, опираясь на которые в дальнейшем проводит анализ и оценку культуры безопасности школьников. Наибольшими диагностическими возможностями располагает курс ОБЖ, в котором выделены специальные часы на контроль знаний, т.е. на диагностику культуры безопасности.

Важно ответить на вопрос: возможно ли в принципиальном плане получение полной, достоверной и объективной информации о готовности школьников к безопасной жизнедеятельности? Ведь даже после тщательного отбора, обучения, многократного тестирования, стажировок в ходе профессионального обучения и повышения квалификации представителей опасных профессий (летчиков, пожарных, полицейских и т.д.) нередки неадекватные действия людей в опасных и чрезвычайных ситуациях. В общеобразовательной школе возможностей для детальной и углубленной диагностики готовности к безопасной жизнедеятельности значительно меньше. В частности, здесь ограничены возможности создания ситуаций реального физического риска как для формирования, развития, так и для диагностики готовности к опасностям. В связи с этим важно определить те характеристики процесса диагностики культуры безопасности, которые повышают уровень достоверности, всесторонности и объективности получаемой информации. Проведенное исследование позволило определить ряд таких свойств диагностики культуры безопасности.

Применение комплекса методов получения информации о готовности школьников к безопасной жизнедеятельности: наблюдения, опросы, тестирования, анкетирования, изучения документов, игры, реальных опасных ситуаций и т.д.

Сопоставление данных, полученных при помощи разных методов (названных выше), с целью их взаимопроверки, объяснения, интерпретации и оценки.

Применение комплекса критериев анализа и оценки готовности школьников к безопасности жизнедеятельности: параметров, показателей, эталонов, шкал, норм, эквивалентов.


Сопоставление результатов оценки с применением различных видов критериев, основанных на оценке деятельности, личностных качеств, компонентов культуры безопасности.

Сочетание диагностики учителя и самодиагностики школьников готовности к безопасной жизнедеятельности.

Формирование у школьников опыта самодиагностики культуры безопасности одновременно входит в состав диагностики готовности к безопасности и является одним из моментов организации самовоспитания учащихся. В связи с этим для дальнейшего исследования закономерностей подготовки учащихся к самодиагностике необходимо рассмотреть этот процесс как составную часть процесса возникновения и развития самовоспитания школьников.

Организация самодиагностики школьниками культуры безопасности значительно расширяет возможности повышения эффективности управления процессом формирования культуры безопасности. Для анализа и оценки становятся доступны не только ограниченные эпизоды школьной жизни, но и широкая палитра реальной жизни детей как в школе, так и за ее пределами. Это значит, что помимо учебных информационных ситуаций, игровых ситуаций и ситуаций дозированного риска, иногда возникающих в учебном процессе, объектом анализа и оценки становятся реальные факты действий, решений, поступков учащихся в сложных, трудных, опасных и экстремальных условиях и ситуациях, которыми насыщена жизнь современных школьников. Причем школьник в ходе самодиагностики более готов к объективной оценке уровня адекватности своего поведения в этих и подобных ситуациях. Наедине с самим собой он в большей степени склонен признать свое фиаско в какой-то ситуации или неполноту своих знаний в области безопасности.

Итак, самодиагностика дает информацию об уровне культуры безопасности школьника. Однако дает она информацию школьнику, но не учителю. Возникает ряд вопросов: каков эффект такой информации, как эта информация влияет на процесс воспитания культуры безопасности, может ли учитель использовать результаты самодиагностики школьников и т.д. Отвечая на эти вопросы, отметим следующее. Во-первых, многими итогами самодиагностики школьники при определенных условиях делятся с педагогом. Для этого важны атмосфера доверия, уважения, конфиденциальности, ощущение школьниками своей безопасности в отношениях с педагогом. Во-вторых, в тех случаях, когда результаты самодиагностики школьников не доходят до сведения педагога, такого рода информация все-таки оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс. Это влияние усиливается в случае, если педагог привлекает
школьников к постановке целей совместной деятельности, к выбору предмета и средств деятельности, к организации учебного процесса. Школьник, обнаруживший в ходе самодиагностики те или иные признаки деструктивности, нравственные изъяны (способствующие возникновению опасных ситуаций, саморазрушению) скорее всего не будет афишировать свои не очень утешительные выводы о собственной персоне. Однако он вполне может предложить соответствующую тему для обсуждения (аспект разговора, анализа художественного произведения и т.д.), которая поможет ему найти ответ на вопрос о причинах своих несчастий и путях выхода из сложившейся ситуации. Например, при самодиагностике школьник обнаруживает, что его бьют его же товарищи по двору из-за недостаточного опыта общения (недостаточная коммуникативная готовность к безопасности), не оглашая неприятных выводов, школьник начинает искать информацию по вопросам коммуникации, читает соответствующие разделы в учебнике ОБЖ, задает вопросы педагогу во время урока или на перерыве. Причем зачастую он говорит о неудачах своего соседа, просто делает вид, что вопрос его самого мало волнует. Кстати, в нашей практике преподавания ОБЖ на этот случай для школьников всегда была возможность задавать вопросы и предлагать темы для обсуждения в классе без оглашения данных, кто именно интересуется тем или иным аспектом безопасности. В самом начале своей работы с классом мы всегда предлагали анонимную анкету, в которой школьники формулировали интересующие их вопросы безопасности. Записку с вопросом для обсуждения в классе любой школьник мог оставить в условленном месте только для педагога.

Из рассмотренного следует, что самодиагностика культуры безопасности при определенных психолого-педагогических условиях становится органической составной частью диагностики культуры безопасности школьников и оказывает существенное влияние на содержание, формы и методы воспитания готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Сформулируем некоторые из таких психолого-педагогических условий.

Сочетание диагностики и самодиагностики культуры безопасности при постепенном повышении роли самодиагностики.

Предоставление школьникам в учебном процессе возможностей участвовать в постановке целей и планировании совместной деятельности.