ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
Повышение магнитной проницаемости дает возможность ис пользовать большие значения магнитной индукции. Это приводит к уменьшению поперечного сечения магнитопровода трансформато ра и числа витков его обмоток, т. е. уменьшает расход стали и ме ди. В современных трансформаторах для изготовления магнитопроводов применяют холоднокатаную электромеханическую рулонную сталь марок Э-330 и Э-ЗЗОА толщиной 0,35 мм с жаростойким изоляционным покрытием.
В зависимости от формы магнитопровода и расположения об моток на нем однофазные трансформаторы, подразделяют на
стержневые и броневые. |
|
|
|
(рис. |
3, |
а) |
имеет |
два |
|||
С т е р ж н е в о й м а г н и т о п р о в о д |
|||||||||||
|
|
|
стержня, охватываемых обмот |
||||||||
|
|
|
ками. На каждом стержне маг |
||||||||
|
|
|
нитопровода |
помешена |
катушка, |
||||||
|
|
|
состоящая из половин |
первичной |
|||||||
|
|
|
и вторичной обмоток. |
|
|
||||||
|
|
|
Такое |
расположение обмоток |
|||||||
а) |
|
|
на |
магнитопроводе |
обеспечивает |
||||||
\ |
Г |
N |
лучшую |
магнитную |
связь между |
||||||
ними, чем при размещении пер |
|||||||||||
|
|
вичной и вторичной обмоток на |
|||||||||
|
|
|
различных стержнях, как это ус |
||||||||
|
V. |
! 1 |
ловно изображается на схемах. |
||||||||
Ю |
/ |
Более хорошая |
магнитная |
связь |
|||||||
|
|
уменьшает изменения |
вторичного |
||||||||
Рис. 3. Схемы устройства транс |
напряжения трансформатора, ко |
||||||||||
торые возникают при изменениях |
|||||||||||
форматоров: |
|
|
|||||||||
. а — стержневого, 6 — броневого. |
в — |
его |
нагрузки. |
|
|
|
|
|
|||
ленточного стержневого, г — ленточного |
|
Половины |
каждой |
обмотки, |
|||||||
броневого |
|
|
|
помещенные на правом и левом Стержйях магнитопровода, соеди няют между собой последовательно, чтобы их намагничивающие
силы совпали по направлению.
В т р а н с ф о р м а т о р е б р о н е в о г о т и п а (рис. 3, 6 ) пер вичная и вторичная обмотки помещены на среднем стержне магни топровода. Таким образом, в этом трансформаторе обмотки ча стично охватываются (бронируются) ярмом. Магнитный поток, пронизывающий стержень магнитопровода, разветвляется на две части. Поэтому сечение ярма вдвое меньше сечения стержня.
Ленточные сердечники из холоднокатаной стали могут быть также стержневыми (рис. 3, б) и броневыми (рис. 3, г). При сбор ке трансформатора с ленточным сердечником магнитопровод раз резают, чтобы поместить обмотки на сердечнике; затем верхнюю
.и нижнюю половины магнитопровода соединяют вместе. Трансформаторы больших и средних мощностей выполняют
стержневыми, так как в броневых трансформаторах обмотки ВН сложно изолировать от магнитопровода. Трансформаторы малой мощности часто выполняют броневыми.
14
Б р о н е в о й м а г н и т о п р о в о д |
обладает |
рядом |
конструк |
тивных достоинств — один комплект |
обмоток |
вместо |
двух при |
стержневом магнитбпроводе, более высокий коэффициент заполне ния окна магнитопровода обмоточным проводом, частичная защи та обмотки ярмом от механических повреждений.
Стержневой трансформатор имеет следующие основные досто инства: большая поверхность охлаждения обмотки; малая индук тивность рассеяния вследствие половинного числа витков на каж
дом стержне и меньшей толщины намотки; мень |
|
|
||
ший расход обмоточного провода, чем у броневого |
|
|
||
трансформатора, так как уменьшение толщины на |
|
|
||
мотки вызывает уменьшение средней длины витка |
|
|
||
обмотки; значительно меньшая, чем в броневом |
|
|
||
трансформаторе, чувствительность к внешним маг |
|
|
||
нитным полям, так как э. д. с. помех, наводимых в |
|
|
||
обеих катушках трансформатора, имеют противо |
|
а) |
||
положные знаки и взаимно уничтожаются. |
1--- |
— |
||
Для уменьшения |
намагничивающего тока маг- |
г=~ |
|
|
' нитопроводы трансформаторов и некоторых случа |
1 |
|||
ях делают с расширенным ярмом. В этом случае |
| |
|||
сечение ярма стержневого трансформатора делают |
1 |
|||
больше сечения стержня, а броневого — больше по |
|
1 |
||
ловины сечения стержня. |
выполняют |
е=----------- |
||
Магнитопроводы |
трансформаторов |
|
*) |
|
стыковыми и шихтованными. На рис. |
4, а схема |
Рис. 4. Схе |
||
тично показана схема сборки стыкового магнито |
мы сборки |
|||
провода, на рис. 4, |
б — шихтованного |
из П-образ- |
магнито- |
|
ных стальных пластин. Пластины могут иметь и |
проводов: |
|||
а —стыкового, |
||||
иную форму (Г-образные, Ш-обр'азные, прямоуголь |
б — шихтован |
|||
ные и т. д.). |
|
|
|
ного |
При сборке встык сердечник состоит из двух ча |
|
|
стей, собранных из стальных пластин; после размещения обмоток на магнитопроводе обе части его скрепляют. При шихтовке пласти ны чередуют так, чтобы у лежащих друг на друге пластин разрезы были с разных сторон сердечника. При этом один слой стальных пластин (например, нечетный) укладывают, как показано сплош ной линией, а другой слой (четный) — как показано прерывистой линией.
При стыковых магнитопроводах размещать обмотки на маг- -нитопроводе проще, чем при шихтованных, так как нет необходи мости в расшихтовке верхнего ярма и последующей его повторной шихтовке при сборке трансформатора на заводе, а также при де монтаже его в процессе ремонта.
Однако при установке ярма встык со стержнями практически невозможно осуществить совпадение пластин стержня и ярма. Вследствие этого пластины стержня и ярма окажутся замкнутыми, резко увеличатся вихревые токи, в результате чего значительно увеличатся потери в стали магнитопровода. Это может вызвать не допустимый нагрев стали в местах стыков, при котором пластины
15
в месте замыкания сплавятся в сплошную массу («пожар» в ста ли) и трансформатор выйдет из строя. Поэтому при сборке стыко вого магнитопровода между ярмом и стержнем устанавливают прокладку из изоляционного материала. Но установка изоляцион ных прокладок в местах стыков увеличивает магнитное сопротив ление магнитопровода и, следовательно, увеличивает реактивный намагничивающий ток, потребляемый трансформатором из сети.
При тщательной сборке шихтованного магнитопровода зазоры между пластинами стержня и ярма можно сделать очень малыми, так что магнитное сопротивление магнитопровода будет относи тельно небольшим.
После сборки магнитопровод стягивают болтами, шпильками или ленточными бандажами. Стяжные планки, болты и т. д. изоли руют от тела магнитопровода электрокартоном или бумагой, чтобы предотвратить возможность образования короткозамкнутых витков вокруг магнитопровода или его части. Образование короткозамкну тых витков приводит к аварии.
§ 6. ОБМОТКИ ТРАНСФОРМАТОРОВ
Обмотки трансформаторов изготовляют из меди или алюминия. Так как удельное сопротивление алюминия примерно на 70% боль ше удельного сопротивления меди, при изготовлении обмоток из алюминиевых проводов поперечное сечение проводов увеличивают по сравнению с сечением медных проводов. Поэтому поверхности охлаждения обмоток из алюминиевых проводов больше, чем из мед ных, и, следовательно, условия охлаждения трансформатора с алю миниевыми обмотками лучше.
Удельный вес алюминия примерно в три раза меньше удельного веса меди, поэтому, несмотря на увеличение поперечного сечения алюминиевых проводов, обмотки из них будут легче, чем из мед ных. Алюминий мягок и легко поддается любой деформации, что позволяет легко изгибать алюминиевый провод. Паять алюминие вые провода менее удобно, чем медные, однако холодная сварка алюминия дешевле пайки медных проводов с припоем.
Для трансформаторов небольшой мощности, т. е. при небольших токах (примерно до 25 а для воздушных и до 45 а для масляных трансформаторов), обмотки выполняют из изолированного прово да круглого сечения. Параллельное соединение витков дает воз можность применить провод круглого сечения при больших токах в обмотках и облегчает процесс их изготовления. При сравнитель но больших мощностях и токах обмотки изготовляют из проводов прямоугольного сечения.
Для изоляции обмоток и других токоведущих частей трансфор матора применяют различные изоляционные материалы. Изоляция должна обеспечивать надежную работу трансформатора в условиях его эксплуатации при значительных колебаниях температуры нагрева. В зависимости от нагревостойкости изоляционные мате риалы согласно ГОСТ 8865—70 разделяются на семь классов со
16
следующими предельно допускаемыми температурами: класс У—
90° С, класс А — 105° С, класс Е — 120° С, класс В — 130° С,
класс F — 155° С, класс Я — 180° С, класс С — более 180° С.
К классу У относят не пропитанные и не погруженные в жидкий диэлектрик волокнистые электроизоляционные материалы из цел люлозы или шелка, а также полимерные органические диэлектрики (полиэтилен, полистирол и др.) с .температурой размягчения не ни же 90° — 100° С.
К классу А относят волокнистые электроизоляционные материа лы из целлюлозы или шелка, пропитанные или погруженные в жид-
Рис. 5. Схемы концентрических об- |
Рис. 6. Схема дисковых |
моток трансформатора: |
чередующихся обмоток |
а — простая, б — двойная |
|
кий диэлектрик: изоляцию эмальпроводов на основе масляных илиполиамидных лаков; дерево и древесные слоистые пластики. Про питывающими веществами для материалов класса А являютсятрансформаторное масло, масляные лаки, битумные составы.
Кклассу Е относят литьевые составы и изоляцию эмальпрово дов на основе поливинилацеталевых, полиэфирных, эпоксидных и полиуретановых смол; синтетические материалы.
Кклассу В относят электроизоляционные материалы, изготов ленные на основе неорганических диэлектриков (слюда, асбест,, волокнистое стекло), пропитанных лаками или смолами повышен ной нагревостойкости. К этому же классу относят пластмассы с не органическим наполнителем.
Кклассу В относят электроизоляционные материалы, изготов ленные на основе неорганических диэлектриков и пропитанные ла ками или смолами, модифицированными кремнийорганическими соединениями.
Кклассу Я относят неорганические электроизоляционные ма териалы, пропитанные кремнийорганическими лаками или смолами. Такие материалы не содержат связывающих пргяиямагу.и.у.^ятррия-
лов с нагревостойкостью ниже 180° С. |
I |
Г$о. |
|
2 Заказ 217 |
|
Ькб-жэ 't. |
’ЙТ?/' |
е к з ^ у п р . - о
К классу С относят неорганические электроизоляционные ма териалы, изготовленные без применения органических связываю щих веществ.
Конструкция обмоток должна обеспечивать хорошее их охлаж дение, чтобы температура их нагрева не превышала пределов, ус тановленных для соответствующих классов изоляции. Изоляция об моток должна выдерживать без повреждений длительное воздей ствие на нее переменного электрического поля, имеющегося в трансформаторе при нормальной его работе, и кратковременные перенапряжения, возникающие в условиях его эксплуатации. Об мотки трансформаторов должны выдерживать механические воз действия, которым они подвергаются в процессе сборки трансфор матора и в условиях эксплуатации при коротких замыканиях.
По способу размещения на магнитопроводе обмотки трансфор
маторов могут быть концентрическими и чередующимися. |
цилинд |
К о н ц е н т р и ч е с к и е о б м о т к и выполняют в виде |
|
ров, размещаемых на магнитопроводе концентрически. |
Внутри |
(ближе к сердечнику) обычно размещают обмотку НН, требующую меньшей изоляции относительно стержня магнитопровода, снару жи— обмотку ВН (рис. 5, а). В некоторых случаях для уменьше ния индуктивного сопротивления обмоток, т. е. для уменьшения магнитного рассеяния, применяют двойные концентрические обмотки (рис. 5, б), в которых обмотку НН делят на две части с одинаковым числом витков. Между половинами обмотки НН поме щают обмотку ВН. Подобным образом может быть выполнена тройная концентрическая обмотка, в которой обмотка НН состоит из трех частей, а обмотка ВН — из двух. В СССР применяют глав ным образом концентрические обмотки.
В ч е р е д у ю щ и х с я о б м о т к а х катушки НН и ВН, изготов ленные в виде отдельных секций, размещают на магнитопроводе поочередно (рис. 6). Вся обмотка подразделена на симметричные группы, состоящие из одной или нескольких катушек ВН и распо ложенных по обе стороны от них двух (или нескольких) катушек НН. Чередующиеся обмотки на практике встречаются редко и при меняются в основном для специальных трансформаторов. При вы соких напряжениях эти обмотки не используют из-за сложности изоляции и большого количества промежутков между катушками НН и ВН.
§ 7. МАГНИТНЫЕ ПОТОКИ ТРАНСФОРМАТОРА
При включении первичной обмотки трансформатора в сеть пере менного тока по этой обмотке протекает ток, создающий магнитное поле. Большая часть магнитных линий замыкается по стальному магнитопроводу. Эта часть магнитных линий образует.основной магнитный поток Фо, который пронизывает витки как первичной, так и вторичной обмоток (рис. 7). Некоторая часть магнитных ли ний замыкается по немагнитной среде, образуя поток рассеяния первичной обмотки Ф„1. Магнитные линии потока рассеяния про-
№