Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 0
П. М. ЗАГЛУБОЦКИЙ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОИЗВОДСТВА В РЫБНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
МОСКВА ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
1974
УДК 33 : 639.2
Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности, Заглубоцкий П. М.г 1974 г.
В книге раскрываются основные направления совершенство вания системы управления рыбной промышленностью и пути по вышения эффективности производства и управления. Показы вается, что на современном этапе, характеризующемся возраста нием масштабов, усилением динамизма и усложнением системы производства, его рост и развитие все в большей мере зависят от планомерной согласованности процессов, протекающих в от расли, сопряженности звеньев, четкости их взаимодействия, бес перебойности работы всего экономического механизма. В работе показывается, что интенсивный путь расширенного воспроизвод ства наряду с улучшением системы управления — главное усло вие повышения эффективности производства.
Таблиц 40. Рисунков 3. Список литературы — 8 названий.
Р е ц е н з е н т ы : Ю. И. Краснопояс, В. В. Ивченко.
© Издательство «Пищевая промышленность», 1974 г.
3 |
31705—114 |
114—74 |
|
044( 01)—74 |
|
П Р Е Д И С Л О В И Е
За последние годы была проделана большая ра бота в области совершенствования хозяйственного механизма. После восстановления отраслевой систе мы управления существенно повысился уровень цент рализованного руководства народным хозяйством. Итоги восьмой пятилетки свидетельствуют о боль шом положительном влиянии действующей системы планирования и экономического стимулирования на эффективность производства. Однако совершенство вание системы управления — процесс динамичный. Современная экономика предъявляет высокие требо вания к управлению. Это требует глубокой разработ ки научных основ организации управления общест венным производством.
Повышение эффективности общественного произ водства — одна из актуальных современных проблем. Резервы роста производительности труда, снижение издержек производства, увеличение выпуска про дукции и улучшение ее качества могут быть вскры ты и применены главным образом в процессе совер шенствования управления и организации производ ства.
В последние годы в нашей стране появились крупные работы по проблемам управления народным хозяйством. Однако если вопросы общей теории управления усиленно разрабатываются в настоящее время, то проблемы, связанные с управлением раз личными отраслями народного хозяйства и их осо бенностями, еще ждут своих исследователей. Напри мер, проблемы управления рыбной промышлен ностью совершенно не исследованы. Более того, к их анализу никто не приступал, в этой области в лите ратуре нет никаких публикаций. Поэтому нами сде лана попытка показать особенности и закономерности
з
управления промышленным производством в рыбной промышленности; решить некоторые вопросы совер шенствования методов определения экономической эффективности производства и управления им; дать рекомендации, направленные на повышение эффек тивности производства и совершенствование системы управления рыбной промышленностью. Учитывая, что главная цель совершенствования организации управления — это повышение эффективности произ водства, проблемы управления и эффективности про изводства рассмотрены в совокупности, комплексно.
Некоторые вопросы, поставленные автором, носят дискуссионный характер. Автор не считает, что пред ложенные им решения абсолютно бесспорны и единст венно правильны. Однако он полагает, что обсужде ние этих вопросов в широких кругах рыбохозяйствен ной общественности может принести большую пользу.
СУЩНОСТЬ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
Управление есть «...особая функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда...»1. Этот общественный труд, понимаем ли мы его как непосредственную деятельность отдельного производственного коллектива или как совокупное выражение общественных связей и отношений, не может сам
по себе |
автоматически |
обеспечить |
необходимое |
взаимодей |
|||||
ствие |
между |
его |
составными |
элементами, |
бесперебойное |
||||
и нормальное |
осуществление всех своих |
задач, |
безусловное |
||||||
достижение поставленных |
целей. |
Отсюда |
и |
возникает необ |
|||||
ходимость в управлении. |
|
рамках |
капиталистического |
||||||
Управление |
осуществляется в |
||||||||
и социалистического |
общества. |
Оно |
будет |
осуществляться |
и при коммунизме. Необходимость в управлении возникает во всех случаях применения коллективного труда. «Всякий непо
средственно |
общественный |
или |
совместный |
труд, — писал |
||
К. Маркс, — осуществляемый |
в сравнительно |
крупном масш |
||||
табе, нуждается в большей или меньшей |
степени в управле |
|||||
нии, которое |
устанавливает |
согласованность |
между |
индиви |
||
дуальными работами и выполняет |
общие |
функции, |
возника |
ющие из движения всего производственного организма в отли чие от движения его самостоятельных органов»*2. К. Маркс на зывал управление, командование производственным процессом «действительным условием производства». Раз людям необ ходимо производство, то необходимо и управление, без кото рого немыслима всякая производственная деятельность.
На различных этапах исторического развития общества меняются форма и методы управления, его цели, но неизмен ным остается необходимость в управляющем воздействии на все стороны общественной жизни. С ростом масштабов произ водства эта функция все более и более усложняется, значение
ее возрастает и, наконец, управление |
становится невозмож |
||
ным |
без разработки научных основ |
управления. К. Маркс |
|
‘ |
М а р к с К. |
и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 23, |
с. 343. |
2 |
Там же, с. |
342. |
|
5
писал, что рост размеров предприятия повсюду становится исходным пунктом для «...прогрессирующего превращения раз розненных и рутинных процессов производства в общественно комбинированные и научно направляемые процессы производ ства»1.
На современном этапе эффективное использование научнотехнического и экономического потенциала зависит главным образом от организационного уровня, эффективности управле ния народным хозяйством, его отраслями, отдельными пред приятиями. Хозяйственная реформа заставила решать вопро сы управления на принципиально новой научной основе, что прежде всего было вызвано необходимостью повышения эффективности производства.
Комплексное системное исследование социально-экономиче ской и организационно-технической сущности управления, объек тивных основ и тенденций его развития, а также форм его орга низации в совокупности с исследованием путей повышения эффективности производства необходимо проводить с позиций не отдельного предприятия, а целой отрасли, как сложной системы. Дело в том, что процесс управления современным народным хозяйством включает в себя, если можно так выра зиться, стратегию и тактику. Стратегия управления, под кото рой следует понимать установление конечной цели и задач развития народного хозяйства в целом и его отраслей, вклю чает в себя определение оптимальных пропорций воспроизвод ства на длительный период. Определить стратегию развития производительных сил могут лишь центральные органы, обла
дающие информацией |
макроэкономики |
(прогнозами роста на |
|||
селения, данными о сырьевых ресурсах, |
информацией |
о пер |
|||
спективах научно-технического |
прогресса и др.) |
и имеющие, |
|||
таким образом, возможность |
выбрать |
наиболее эффективные |
|||
пути экономического развития. |
которой |
понимаются |
методы |
||
Хозяйственная тактика, под |
|||||
и формы управления, |
обеспечивающие |
общность |
интересов |
всех участников производства в решении стратегических задач, единые принципы и нормативы взаимоотношений между макро- и микроэкономикой, также является прерогативой централь ных хозяйственных органов. Предприятие, по существу, всегда поставлено центральными органами управления в зависимость от общественной нормы прибавочного продукта. Это определя ет в какой-то мере уровень эффективности работы предприятия. Поэтому в вопросах управления нужен прежде всего народно хозяйственный и отраслевой подход. Это первая особенность комплексного подхода к проблемам управления.
Вторая особенность комплексного исследования проблем управления — это изучение их с позиций общих теоретических
' М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф. Соч., т. 23, с. 642.
концепций о науке управления, выдвижение методологических проблем науки управления производством на первый план. Без этого, по нашему мнению, частные прикладные исследова ния вопросов управления не дадут эффекта. В. И. Ленин по этому поводу писал: «...кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность»1. Поэтому вначале мы кратко остановимся на общих теоретических вопросах управления, чтобы в работе была единая направленность и четкая определенность.
ОБЪЕКТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЭТИХ ЗАКОНОВ В РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Основой, определяющей развитие производства, являются объективные экономические законы, с учетом действия которых осуществляется вся система управления производством. Науч ность управления экономикой определяется прежде всего сте пенью приближения форм и методов управления и существа управленческих решений к требованиям объективных экономи ческих законов. Основной экономический закон социализма определяет пути развития социалистического производства и важнейшие его направления.
Требования закона планомерного, пропорционального разви тия народного хозяйства отражают не только плановость соци алистического производства, исключают анархию, стихийность его развития, но и определяют темпы развития отдельных от раслей народного хозяйства. В условиях социализма развива ются в первую очередь те отрасли, которые наиболее эффек тивно обеспечивают создание материально-технической базы коммунизма и тем самым удовлетворение потребностей общест ва. Они способствуют созданию необходимых пропорций
между |
отраслями, |
предприятиями |
и внутри |
предприятий, |
между |
отдельными |
участками производства. На |
требованиях |
|
этого закона базируется составление |
балансов народного хо |
зяйства и всех видов материальных балансов. Он предполага ет строгую увязку развития всех участков производства.
Закон опережающих темпов развития производства средств производства по сравнению с производством предметов потреб ления определяет многие пропорции в развитии народного хозяйства. На основе его требований создается материальная база для технического перевооружения всех отраслей народ ного хозяйства. Он устанавливает, что развитие производства предметов потребления может осуществляться только на основе
‘ Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 15, с. 368.
7
преимущественного развития производства средств производ ства. В то же время его действие в общей системе экономиче ских законов не допускает разрыва между темпами роста про изводства средств производства и предметов потребления, что может привести к диспропорции в развитии народного хозяйства.
Закон стоимости выражает необходимость максимальной экономичности производства, соизмерения затрат и доходов хозяйственных организаций, эквивалентного обмена между хозяйственными организациями, повышения экономичности тех ники и методов организации производства. Учет действия зако на стоимости при социализме направлен на активное плано мерное применение стоимостных рычагов в интересах развития и укрепления социалистического производства.
Закон неуклонного роста производительности труда опре деляет сокращение затрат времени на производство продукции, более рациональное распределение общественного труда между различными отраслями материального производства, а также между сферой материального производства, культуры, управле ния и другими областями применения человеческого труда. Бла годаря требованиям этого закона осуществляется технический прогресс, совершенствуется организация производства; под его влиянием рационализируется работа органов управления про изводством, проводятся мероприятия по лучшему распределе нию труда между сферами трудовой деятельности людей. Он предопределяет неуклонное повышение эффективности общест венного производства.
Закон распределения по труду определяет организацию всей системы материального стимулирования и в первую очередь заработной платы. Он составляет основу неуклонного роста народного благосостояния.
Вся система экономических законов социализма воздейству ет комплексно на развитие народного хозяйства. Только сово купность всех законов определяет существо каждого явления в экономической жизни страны. Система экономических зако нов социализма составляет объективную основу для принципов управления любой экономической системой (народным хозяй ством, отраслью, объединением, предприятием).
Первое требование, которое предъявляется к обоснованию управленческих решений (являющихся главным средством, с помощью которого осуществляется воздействие управляющей системы на управляемую) — это проверка их соответствия эко номическим законам социализма. Каждое управленческое ре шение связано в большей мере с действием одного из экономи ческих законов. Соответствие того или иного решения экономи ческим законам проверяется конкретными показателями — вли яния решения на рост выпуска и реализации продукции, повы шение рентабельности и снижение издержек производства,
$