Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
рост производительности труда, повышение эффективности про изводства и др.
Пропорциональность (оптимальная соотносительность ча стей системы)— важнейшая закономерность управления. Осно вой пропорциональности являются прежде всего технико-техно логические пропорции, объективно обусловленные уровнем раз вития производительных сил. В непрерывном сопряжении
отдельных частей предприятия |
(отрасли) как системы для |
|||
сохранения их |
необходимой |
пропорциональности |
и состоит |
|
в значительной |
степени процесс управления |
производством. |
||
Как известно, |
развитие рыбопромыслового |
флота |
и берего |
вой базы, обслуживающей флот, осуществлялось без достиже ния оптимального соотношения между ними, вследствие чего пропорциональность между элементами такой сложной систе мы, какой является рыбная промышленность, была нарушена. Развитие береговой базы (судоремонтных предприятий, рыбных портов и др.) шло более медленными темпами, чем развитие рыбопромыслового флота.
Диспропорция между развитием флота и береговой базы, между основным и вспомогательным производством и другими частями системы привела к снижению эффективности производ ства в рыбной промышленности. По этой причине, а также изза влияния других факторов фондовооруженность значительно опережает производительность труда, снижается фондоотдача. Нарушение пропорциональности в развитии рыбной отрасли вызвано несовершенством системы отраслевого планирования,
неразработанностью |
ряда важнейших |
вопросов теории, мето |
|||
дики и |
организации |
планирования |
и управления |
отраслью. |
|
Не |
всегда правильно |
учитывалось действие |
закона сто |
||
имости, |
например, при |
установлении |
цен на рыбную продук |
цию. Ценообразование в рыбной промышленности, несмотря на некоторые особенности, основывается на общих принципах построения цен, присущих социалистическому хозяйству. По этому совершенствование цен на рыбную продукцию должно исходить из единой государственной политики в области цено образования, в основе которой лежит правильный учет интере сов развития рыбной промышленности и других отраслей на родного хозяйства.
В период общей реформы оптовых цен вопрос об оптовых ценах на продукцию рыбной промышленности не мог быть ре
шен полностью, |
поскольку |
уровень розничных цен остался |
без изменения. |
С 1 января |
1967 г. рыбная промышленность пе |
решла на реализацию продукции по оптовым ценам на уровне
розничных цен I пояса за |
минусом |
торгово-сбытовой |
скидки, |
за исключением Дальнего |
Востока, |
Сибирского и |
Восточно- |
Сибирского территориально-производственных управлений, где
оптовая цена установлена на уровне розничных |
цеп II пояса. |
В рамках сложившегося уровня розничных цен |
не было воз |
9
можности одновременно решить вопросы повышения рентабель ности производства и установления правильной экономически ■обоснованной системы цен на различные виды рыбной продук ции. Поэтому в рыбной промышленности наблюдается резкая дифференциация уровня издержек производства и рентабель ности по предприятиям вследствие различий в естественных условиях труда (природно-географический фактор), размеще нии предприятий по отношению к сырьевой базе и рынкам сбыта, технической вооруженности процесса труда и некоторых других факторов, влияющих на индивидуальные издержки про
изводства. Например, себестоимость |
добычи 1 ц |
рыбы-сырца |
|||
и производства 1 ц рыбной |
продукции в Каспийском |
бассей |
|||
не— наименьшая, рентабельность — наибольшая, |
а |
в |
Дальне |
||
восточном бассейне себестоимость |
наибольшая, |
а |
рентабель |
||
ность — наименьшая. |
|
|
|
|
|
Существенная пестрота в рентабельности определяется во |
|||||
многом теми недостатками, |
которые |
характерны |
для системы |
розничных цен. Затраты на производство в социалистическом
предприятии диктуются |
уровнем |
общественно необходимых |
затрат. Однако влияние |
индивидуальных условий производ |
|
ства — природных, транспортных, |
технических — определяет |
индивидуальный уровень издержек, отклоняющихся от общест венно необходимых. При отсутствии свободной конкуренции государство должно дать предприятиям мерило их затрат. В этом экономический смысл оптовой цены предприятия. Оптовая цена, исчисленная на уровне розничных, за минусом торгово-сбытовой скидки, превращается в категорию чисто счетную. Совместить в одной цене хозрасчетные требования предприятий и рынка не представляется возможным, даже если система розничных цен совершенна.
Наиболее экономически обоснованный способ устранения противоречия между единой ценой и хозрасчетом промыш ленных предприятий, общественно необходимыми и индивиду альными затратами надо искать в сочетании единых оптовых цен для предприятий-потребителей и дифференцированных оптовых (расчетных) цен для предприятий-производителей. Дифференцированные оптовые и расчетные цены дают возмож ность обеспечить экономические стимулы и условия для расши ренного воспроизводства и снижения затрат на нормально работающих предприятиях с сохранением необходимой пропор циональности развития отрасли. Сочетание системы единых оптовых и дифференцированных расчетных цен позволяет со здать условия рентабельной работы предприятиям с относи тельно высоким уровнем затрат, но продукция которых необ ходима обществу. Таким образом, расчетные цены имеют глав ное направление — создать предприятиям примерно равные эко номические условия для образования поощрительных и дру
10
гих фондов в соответствии с эффективностью работы коллекти вов предприятий.
Соотношение темпов роста производительности труда и за работной платы — одна из важных экономических пропорций. От соотношения темпов роста производительности труда и за работной платы в решающей степени зависит соотношение между объемом денежной массы у населения и величиной то варных ресурсов. Очень важно, чтобы рост производительности труда опережал рост средней заработной платы. В настоящее время особенно необходим контроль за этим, так как повыси лась роль выплат из фонда материального поощрения как эле мента заработной платы. Выплаты из данного фонда могут, как известно, увеличиваться не только при росте производитель ности труда на предприятии, но и при экономии овеществлен ного труда, что ведет к увеличению прибыли, а следовательно,
отчислений |
в фонды материального поощрения. Кроме того, |
||
благодаря |
опережающему росту |
производительности |
труда |
можно осуществлять расширенное |
воспроизводство не |
только |
|
в текущем, |
но и в последующем периодах. |
|
На некоторых предприятиях рыбной промышленности соот ношение темпов роста производительности труда и заработной платы не выдерживается: темп роста заработной платы опере жает темп роста производительности труда и тем самым нару шается закон неуклонного роста производительности труда и закон распределения по труду. Чем же определяется опти мальность соотношения темпов роста производительности тру да и заработной платы? Решающим фактором здесь является максимальное использование всех резервов роста производи тельности труда и снижение затрат на производство продукции.
Важным критерием обоснованности данного соотношения может быть снижение затрат заработной платы на производ ство единицы продукции по сравнению с базисным периодом. Такое снижение должно осуществляться систематически в ре зультате усиления темпов технического прогресса и улучшения организации управления производством.
Анализ показал, что действующие условия и |
порядок |
оплаты труда судовых экипажей рыбопромыслового |
флота |
не в полной мере соответствуют закону распределения по тру ду. Система начисления заработной платы сложна, многосту пенчата и малодоступна пониманию плавсостава. Сложность действующей системы обусловлена существованием большого количества разного рода доплат, выплат, надбавок, поправоч
ных и переводных коэффициентов, удельный вес |
которых |
в составе заработной платы неоправданно велик. |
Например, |
только доплаты за часы работы сверх нормального рабочего времени (50% оклада) и надбавки по районному коэффици енту (1,7), выплачиваемые матросу I класса в ряде районов
11
промысла, составляют 56% общего заработка за период про мысла.
При прочих равных условиях распределение общего (кол лективного) сдельного заработка между членами экипажа судна производится пропорционально должностным окладам (паям). Такое распределение коллективного сдельного заработ ка было бы закономерно при одинаковой продолжительности рабочего дня у всех членов экипажа, так как в этих условиях вклад каждого из них по сложности и по условиям труда более или менее объективно учитывал бы различный уровень дол жностных окладов. Однако известно, что на промысловых судах общая продолжительность рабочего дня почти всего рядового плавсостава 12 ч, тогда как остальные члены экипажа палуб ного и машинного состава работают по 8 ч (без учета подвахт по обработке рыбы). Следовательно, в условиях разной про должительности рабочего дня нельзя признать правильным действующий порядок распределения коллективного сдельного заработка пропорционально должностным окладам, так как последние установлены на нормальный рабочий день. Такой по рядок фактически приводит к неправомерному перераспределе нию коллективного сдельного заработка между членами эки пажа, т. е. к нарушению принципа оплаты по труду.
Порядок начисления районного коэффициента также нужда ется в совершенствовании. Дело в том, что коэффициент, уста новленный по месту промысла, начисляется на заработную пла ту каждого члена экипажа с учетом премиальных выплат, но только на сумму, не превышающую 300 руб. в месяц. Если же
общая сумма заработной |
платы превышает 300 |
руб. в месяц, |
то на остальную ее часть |
районный коэффициент |
не начисля |
ется. В результате этого |
принижается стимулирующая роль |
районного коэффициента и, следовательно, всей системы зара
ботной платы. Имеются и другие |
недостатки |
в действующей |
||||
сдельно-премиальной системе оплаты труда плавсостава. |
|
|||||
Для усиления стимулирующей |
роли системы оплаты труда |
|||||
судоэкипажей рекомендуется |
изменить порядок |
определения |
||||
сдельных расценок и в дальнейшем оплату |
труда производить |
|||||
по так называемым комплексным |
сдельным |
расценкам |
вме |
|||
сто обычных, применяемых |
в настоящее |
время. |
Для |
этого |
необходимо изменить порядок определения сдельных расценок следующим образом: в расчетный фонд заработной платы сле дует включать, помимо должностных окладов (с учетом кален дарных дней работы), еще и доплаты за часы работы сверх нормального рабочего времени, а также выплаты по районному коэффициенту, установленному на период промысла. В этом случае комплексная сдельная расценка будет определяться по формуле
р _ + Л) к
~30.5Н
12