Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
Анализ показывает, что предприятия, занимающиеся экс плуатацией рыбопромыслового флота, испытывают недостаток в амортизационном фонде, который при все увеличивающемся росте стоимости ремонта рыбопромысловых судов с каждым го дом нарастает. Это объясняется прежде всего старением рыбо промыслового флота и в связи с этим все увеличивающимся объемом ремонта судов старой постройки, удельный вес кото рых в рыбной промышленности составляет свыше 60%. Влия ние возраста судов на объем ремонта показано в табл. 39.
Т а б л и ц * 39
В о з р а с т н а я г р у п п а
с у д о в Сг о д
по с т р о й к и ,
во з р а с т
вг о д а х )
1 9 49(1 7)
19 50(1 6)
1951 (15)
1 9 52(1 4)
19 53(1 3)
1954 (12)
19 55(1 1)
Ко л и ч е с т в о
су д о в
вг р у п п е
18
23
24
24
19
43
76
|
В о з р а с т н а я |
|
С р е д н я я |
С р е д н я я |
г р у п п а с у д о в |
К о л и ч е с т в о |
|
с т о и м о с т ь |
(г о д |
с т о и м о с т ь |
|
р е м о н т а , |
п о с т р о й к и , |
с у д о в |
р ем о н т а , |
т ы с . р у б . |
в о з р а с т |
в г р у п п е |
т ы с . р у б . |
|
в г о д а х ) |
|
|
178,0 |
1956(1 0) |
64 |
125,7 |
160,4 |
19 57(9) |
96 |
115,1 |
154,7 |
19 58(8) |
53 |
112,2 |
1 5 1,0 |
19 59(7) |
6 |
116,3 |
145,2 |
1 9 60(6 ) |
8 |
117,8 |
142,0 |
19 70(5) |
5 |
8 7 ,0 |
1 4 0,0 |
|
|
|
Как видно из табл. 39, у нового судна потребность в ремонте до 10-го года эксплуатации остается почти стабильной. После этого, по мере наступления физического и морального износа, стоимость ремонта этого типа судов с каждым годом все увели чивается и к 17-му году эксплуатации возрастает в 1,5 раза.
Средняя стоимость ремонта судов типа БМРТ, начавших по ступать в эксплуатацию в 1958 г., в зависимости от возраста показана в табл. 40.
Из табл. 40 видно, что с каждым годом эксплуатации сред негодовая стоимость ремонта судов типа БМРТ быстро увели-
В о з р а с т н а я
г р у п п а с у д о в |
К о л и ч е с т в о |
С р е д н я я |
|
с т о и м о с т ь |
|||
(г о д |
|||
с у д о в |
р ем о н т а |
||
п о с т р о й к и , |
|||
в о з р а с т |
в г р у п п е |
с у д о в , |
|
в го д а х ) |
|
т ы с . р у б . |
|
|
|
1958 |
(8) |
6 |
2 2 7 ,0 |
1 9 59(7 ) |
9 |
2 4 3 ,7 |
|
1960 |
(6) |
11 |
1 8 1,7 |
1961 |
(5) |
9 |
155,5 |
1962 (4) |
4 |
1 2 9,3 |
В о з р а с т н а я г р у п п а с у д о в (го д
по с т р о й к и ,
во з р а с т
вго д а х )
19 63(3)
1964 (2)
19 65(1)
1970
Т а б л и ц а |
40 |
||
К о л и ч е с т в о |
С р е д н я я |
||
ст о и м о с т ь |
|||
с у д о в |
|||
р е м о н т а с у д о в , |
|||
в г р у п п е |
|||
т ы с . |
р у б . |
||
|
|||
10 |
9 4 ,6 |
||
13 |
9 2 ,6 |
||
14 |
18,3 |
||
15 |
15,3 |
241
чивается и к 8-му году эксплуатации |
возрастает |
более чем в |
2 раза. Это приводит к выводу о том, |
что при |
планировании |
объема ремонта судов необходимо учитывать рост стоимости ре монта судов по мере старения флота. Для этого нормативы, оп ределяющие объем потребного ремонта, должны дифференци роваться в зависимости от возраста судов. Суда целесообразно группировать в возрастные группы: 1—4; 5—8; 9— 12; 13— 16; 17—20 лет эксплуатации.
Нормативы по объему ремонта должны устанавливаться для судовозрастной группы 5—8 лет эксплуатации. Нормативы
для других возрастных групп на основе приведенных |
данных |
||
следует устанавливать: для возрастной группы |
1—4 |
лет на |
|
5% |
меньше; 9— 12 лет — на 15% больше; 13— |
16 |
лет — на |
35% |
больше и для возрастной группы 17 лет — на |
60% |
больше. |
Очевидно, что увеличение объемов ремонта, |
связанное со |
старением флота, приводит к удлинению сроков нахождения судов в ремонте, а тем самым к снижению эффективности ис пользования рыбопромыслового флота. Это еще раз подтверж дает необходимость обновления рыбопромыслового флота, в ре зультате которого целый ряд морально и физически устаревших судов (таких, как паровые, траулеры с бортовой схемой тра ления, плавбазы без рефрижерации трюмов, MPT, МРС-80, СТБ, ТРБ и др.) должны быть заменены новыми высокопроиз водительными на промысле судами. Это даст возможность ис пользовать производственные мощности судоремонтных пред приятий наиболее целесообразно, сократить время стоянки су дов на судоремонтных предприятиях за счет совершенствова ния организации производства и технологии судоремонта, а также других факторов.
Выгода от сокращения сроков стоянки судов в ремонте и увеличения времени нахождения судов на промысле огромна. Так, сокращение времени стоянки судов в ремонте на 1% даст возможность получить дополнительно продукции на 70 млн. руб., а также обеспечить получение 10— 14 млн. руб. прибыли в год.
В настоящее время огромное количество судов и судовой тех ники (технологическое и холодильное оборудование на плавба зах, плавучих консервных заводах, транспортно-рефрижератор ных судах) не участвует в процессе производства длительное время. Поэтому сокращение времени стоянки судов в ремонте является одним из важнейших резервов повышения эффектив ности рыбопромысловых судов. Острота этой проблемы опреде ляется еще и тем, что время нахождения судов в ремонте не со кращается, а растет. Так, в 1969 г. по сравнению с 1966 г. про должительность стоянки судов в ремонте увеличилась по БМРТ на 1,7%, по СРТМ на 6,6%, по СРТР-400 и СРТ-300 и 400 на
1,4%, по РС-300 на 1,2% и по РТМ на 10,1%, по РТ на 6,4%,
РМС «Дружба» на 8,4%.
На продолжительность ремонта судна оказывает влияние
242
•объем ремонта, уровень организации ремонтных работ и управ ления производством, а также такие факторы, как уровень ме ханизации и автоматизации производственных процессов, уро вень специализации и межзаводской кооперации, степень освое ния ремонтных работ в нулевом этапе, степень внедрения агре гатного ремонта, уровень технической эксплуатации судов. Средняя продолжительность ремонта одного судна может быть определена по следующей формуле:
П
Kvbn
где t — продолжительность заводского ремонта, сутки;
П
2 Q — объем заводского ремонта всех судов, стоящих на ремонте, чел.-ч;
1
Кр — среднесуточное количество рабочих, занятых на ремонте одного судна;
Ъ — среднесуточная выработка одного рабочего; п —•количество судов, стоящих в ремонте.
Продолжительность ремонта каждого конкретного судна может быть определена по формуле:
/— 5 - .
кРь
где Q — объем заводского ремонта судна, чел.-ч;
Кр — среднесуточное количество рабочих, занятых на ремонте этого судна;
Ь — среднесуточная выработка одного рабочего.
Перечисленные нами факторы по-разному оказывают свое влияние на сокращение продолжительности ремонта. Одни из них (например, повышение степени освоения работ в нулевом этапе, увеличение удельного веса кооперируемых поставок и др.) дают возможность сократить объем заводского ремонта после постановки судна на завод, а другие (повышение уровня тех ники, технологии, организации производства) способствуют ро сту производительности труда, а следовательно, и выполнению объема ремонтных работ в более короткие сроки.
Чтобы учесть влияние каждого фактора, введем в формулу следующие коэффициенты:
|
|
t _ |
Q — Сп<? + Q6) |
где |
т) — коэффициент, |
учитывающий уменьшение объема ремонтных ра |
|
|
бот за счет повышения удельного веса работы в нулевом этапе, |
||
|
определяемого по |
формуле: |
|
|
|
|
Q — Qi |
где |
Qi — объем работ, |
выполняемых в нулевом этапе до постановки суд^ |
|
|
на в ремонт, |
чел.-ч; |
243
6 — коэффициент, учитывающий |
уменьшение объема ремонтных |
ра |
|||
бот за счет повышения удельного веса поставок по кооперации, |
|||||
определяемых по формуле: |
|
|
|
|
|
. |
Q-Q* |
|
|
|
|
где Q2 — затраты труда на изготовление деталей, поступающих |
но коопе |
||||
рации, чел.-ч; |
|
рост |
производительности |
труда |
за |
Rm — коэффициент, учитывающий |
|||||
счет повышения уровня механизации; |
тр\да |
за |
|||
Rem — коэффициент, учитывающий |
рост |
производительности |
|||
счет обновления изношенного и |
морально устаревшего |
оборудо |
вания новым; Яагр — коэффициент, учитывающий рост производительности труда, бла
годаря внедрению агрегатного ремонта судна.
Рассмотрим степень влияния каждого фактора на продолжи тельность заводского ремонта. Работы, выполняемые в нулевом этапе (до постановки судна на судоремонтный завод), позво ляют не только уменьшить объем ремонта, но и изменить тех нологическую последовательность ремонтных работ, что дает возможность сократить продолжительность заводского ремонта. За последние годы удельный вес работ (по стоимости работ), вы полняемых в нулевом этапе, к общему объему ремонтных работ составил (в % ):
1 9 6 4 г . |
1 9 6 5 г . |
1 9 6 6 г. |
1 9 6 7 |
г . 1 9 6 8 г . 1969 |
г . |
|
7,5 |
7,0 |
6,8 |
6,2 |
5,9 |
5,6 |
|
Как видно, удельный вес работ, |
выполняемых |
в нулевом |
||||
этапе, не увеличился, а сократился. Это вызвано |
прежде всего |
отсутствием нужного порядка по закреплению судов за судоре монтными предприятиями, а также пополнением рыбопромысло вого флота новыми типами судов (транспортно-рефрижератор ными, плавбазами, добывающими судами), по которым не раз работана система технической подготовки выполнения работ в нулевом этапе.
Если повысить удельный вес работ, выполняемых в нулевом этапе, до уровня 1964 г., то коэффициент, учитывающий умень шение объема работ за счет повышения удельного веса работ, выполняемых в нулевом этапе, составит:
_ |
Q - Qi |
571 — [571 (0,065 — 0,056)] |
Q Qgg |
11 |
Q |
571 |
’ ' |
В смете затрат на производство (по отчету) покупные полу фабрикаты и контрагентские поставки на судоремонтных пред приятиях главремонта ко всем затратам составили (в %)
1 9 6 5 г . |
1 9 6 6 г . |
1 9 6 7 г . |
1 9 6 8 г . |
14,8 |
15,5 |
14,7 |
12,0 |
Как видно, здесь также наметилась тенденция к снижению доли покупных полуфабрикатов и контрагентских поставок и ра бот. При достижении удельного веса контрагентских поставок и
244
покупных полуфабрикатов до уровня 1966 г. коэффициент, учи тывающий уменьшение объема ремонтных работ за счет этого фактора, будет равен (в 1975 г.):
_ Q-Q-2 571 — [571 -(0 ,1 5 5 — 0,12)] |
|
571 |
== 0,097. |
|
|
За последние 3 года уровень механизации производственных |
|
процессов повысился на 4,6%, или |
1,5% в год. Учитывая, что |
в 1971— 1975 гг. будут проведены |
крупные работы по реконст |
рукции действующих судоремонтных предприятий и постройка новых, намечается уровень механизации производственных про цессов повысить на 10%, или 2% в год. Исследованием автора установлено, что каждому проценту роста уровня механизации соответствует 0,5—0,7% прироста производительности труда. Тогда прирост производительности труда за счет этого фактора
.за |
1971-— 1975 гг. составит 110-0,7 = 7%, или |
7: 5=1,4% в год. |
||
Тогда коэффициент, учитывающий |
рост |
производительности |
||
труда за счет повышения уровня механизации, |
составит R m= |
|||
= |
1,014. |
рыбной |
промышленности |
|
|
На судоремонтных предприятиях |
примерно '/з станочного парка состоит из физически изношенных и морально устаревших станков.
По данным ЭНИМС, коэффициент роста относительной про изводительности труда универсального металлорежущего обору довании при замене старых станков на новые в расчетах может
быть принят равным 1,25— 1,3. Проведем |
укрупненный расчет |
возможного высвобождения работников |
по предприятиям за |
счет замены в течение 1971— 1975 гг. 1650 единиц устаревшего
металлорежущего оборудования на новое |
по формуле |
||
где Як — количество условно |
высвобождаемых |
работников в результате |
|
замены старого оборудования новым; |
|
||
С3 — количество заменяемых |
станков: |
|
|
К с — коэффициент сменности |
(плановый 1,5); |
||
Кп — коэффициент роста относительной производительности труда но |
|||
вого оборудования |
(1,3) |
по сравнению со старым оборудованием. |
|
Подставив в формулу |
соответствующие значения, будем |
||
иметь: |
|
|
|
или 114 человек (572:5). Предлагается из числа действующего оборудования модернизировать 450 станков, что обеспечивает повышение производительности труда на 12— 17% и ежегодное высвобождение работников в количестве 98 человек. Таким ■образом, суммарное высвобождение работников за счет модер
245