Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
низации и замены устаревшего оборудования на предприятиях. Главремфлота составит Р к— 114+98 = 212 человек в год.
Годовая экономия численности в процентах по всем судо ремонтным заводам составит около 0,5%. Тогда прирост про изводительности труда будет равен:
0,5-100
0,5% .
100 — 0,5
Коэффициент, учитывающий рост производительности труда за счет обновления и модернизации оборудования, составит
1,005.
Агрегатный метод ремонта судна — один из прогрессивных современных методов. При этом методе отпадает необходимостьиндивидуального подхода к ремонту каждого в отдельности судна и от обязательного проведения ремонта всех механизмов,, агрегатов, систем и устройств, установленных на данном судне. При этом методе ремонта производят замену индивидуальногоизношенного оборудования новым унифицированным, освоен ным машиностроительной промышленностью и являющимся лучшим из образцов по конструкции, пригодности и эксплуа тации, экономичности использования и удобству проведения ремонта. Агрегатный метод ремонта судов заключается в том, что судоремонтные предприятия производят демонтаж механиз мов и различного судового оборудования, изношенного в ре зультате эксплуатации, и немедленно взамен его монтируют другое из числа имеющегося в наличии на предприятии. Вновь устанавливаемое оборудование — это или новое унифицирован ное оборудование, или отремонтированное после снятия era с других судов с проведением после ремонта необходимых стен довых испытаний.
Агрегатный метод ремонта судов обезличивает судовое обо рудование, лишает его индивидуальности, отрывает от судна и позволяет замену его другим, а снятое оборудование, подле жащее ремонту в использованию на других подобных судах, ремонтируется в плановом порядке на специализированных предприятиях или в специализированных цехах судоремонтного предприятия сериями.
Таким образом, при агрегатном методе ремонта судоремонт ные предприятия освобождаются от излишнего универсализма, что улучшает условия для их специализации. Агрегатный метод ремонта судна сокращает цикл и трудоемкость ремонта судна в целом, так как из общего объема ремонта судна исключается вовсе этап ремонта механизмов, агрегатов и различного судо вого оборудования. Кроме того, цикл ремонта сокращается на этапах швартовых и ходовых испытаний за счет предваритель ного испытания механизмов на стендах специализированных цехов или предприятий.
246
Этот метод ремонта судов обеспечивает более равномерную загрузку судоремонтных предприятий в течение года и, в част ности, равномерную загрузку специализированных цехов судо ремонтного предприятия с осуществлением при этом необходи мой подготовки производства и заделов, что создает условия ритмичной работы цехов по времени. Если считать, что при внедрении агрегатного ремонта можно сократить трудоемкость на 20%, то производительность труда при этом возрастает
100Х |
100-20 |
100 — X |
25%. |
100— 20 |
Удельный вес работ, выполняемых методом агрегатного ре монта, составляет на судах не более 30%, а рост производи тельности труда в целом составляет 7,5% (25x0,3), или коэф фициент, учитывающий рост производительности труда за счет внедрения агрегатного ремонта, составит /(агр= 1,075. Сокра щение продолжительности ремонта Яр. с судна может быть оп ределено по формуле
П |
р .с |
Q— (Qn + Q6) = 0,14 э- 0,36 |
|
KpbRT Rqt Rarp |
|
|
|
|
Таким образом, если продолжительность текущего ремонта |
||
БМРТ в среднем составляет |
140 дней, то время сокращения |
|
продолжительности текущего ремонта будет равно: |
||
|
Л„ . = 0,14-140 = |
20 дней, или на 14,3%. |
|
p.L |
|
Следует отметить-, что к определению этой величины мы по дошли очень осторожно. Несмотря на то что развитие судоре монтной базы значительно отстает от уровня развития рыбо промыслового флота, основные производственные фонды и про изводственные мощности судоремонтных предприятий, как по казывают проведенные автором исследования, используются со вершенно неудовлетворительно. Это вызвано, прежде всего, несоблюдением основных принципов организации производства и управления судоремонтными предприятиями вследствие серь езного отставания теоретических разработок в этой области.
Особенно неблагоприятное положение сложилось в сфере управления судоремонтным производством. Технологическая база и организация управления чрезвычайно отстали, в резуль тате чего усиливается диспропорция между темпами производ ства и оперативностью управления, а это наносит большой ущерб производству. Так, за последние три года уровень меха низации и автоматизации производственных процессов на судо
ремонтных |
предприятиях вырос на 4,6%, уровень технологии |
на 3—4% |
и в то же время продолжительность стоянки судов |
в ремонте, как нами показано выше, возросла от 1— 1,4 до 10,1 % в зависимости от типа судна. Сверхплановые простои судов в ре монте составляют от 13 до 18%.
247
Как видно из приведенных данных, все усилия, направленные на обеспечение более высокого уровня техники и технологии на судоремонтных предприятиях, не обеспечивают решения основ ной задачи — сокращения сроков нахождения судов в ремонте. Простои на некоторых предприятиях по ряду организационно управленческих причин достигают до одной трети календар ного времени. Анализ причин неритмичной работы на крупных судоремонтных предприятиях показывает следующее распре деление потерь времени (в % к общему объему потерь): отсут ствие материалов, заготовок и деталей — 13%; несвоевременная
и некачественная подготовка |
производства — 23%; |
недостатки, |
|
ремонтного |
и энергетического обслуживания — 7%; |
неправиль |
|
ное внутрипроизводственное |
планирование— 14,5%; задержка |
||
деталей «а |
промежуточной |
обработке •— 25%; несвоевременное |
|
оформление |
приемки работ |
цеховыми органами |
контроля — |
6,5%, брак в работе — 6%, нарушение трудовой дисциплины и другие потери времени — 5 %.
Анализ возможностей снижения продолжительности завод ского ремонта показывает, что сроки ремонта судов могут бытьснижены только в результате совершенствования организации ремонта более чем в 2 раза. Например, средняя продолжитель ность ремонта судов типа СРТ на Клайпедском заводе состав ляет 104 суток, а на Невельском СРЗ — 231 сутки. Сокращениепродолжительности ремонта судов этого типа на Клайпедском СРЗ более чем в 2 раза по сравнению с Невельским СРЗ до стигнуто благодаря более совершенной организации ремонта (внедрение технологического графика, проведение ремонта по системе СПУ, достижение более высокого уровня внутризавод
ской |
специфики и др.). |
|
|
|
|
|
|
* |
|
|
|
Таким |
образом проведенный выше |
анализ тенденций |
развития |
отрасли- |
|
позволяет сделать следующие выводы: |
научно-технический |
прогресс, |
слож |
||
1. |
Рост |
масштабов производства, |
ность организационных задач объективно обусловили необходимость сосредо точения внимания на проблемах совершенствования управления народным хозяйством, его отраслями. Эффективное использование научно-технического и экономического потенциала зависит главным образом от организационногоуровня управления народным хозяйством, его отраслями, отдельными предприятиями.
Обеспечение высоких темпов роста производительности труда при одно временном повышении отдачи основных фондов, капитальных вложений, те кущих материальных затрат должно стать одной из центральных задач управления социалистическим производством.
2. Претворение в жизнь хозяйственной реформы потребовало всесторон него углубления научных разработок по вопросам теории и практики управ ления социалистическим производством. Хозяйственная реформа заставила решать вопросы управления на принципиально новой научной основе, что прежде всего вызвано необходимостью повышения эффективности производ ства. Отсюда необходимость системного подхода к исследованиям проблем управления и проблем повышения эффективности промышленного произ водства.
24S
3. Главное направление совершенствования управления — это дальней шее развитие отраслевого принципа управления народным хозяйством,, повышение его эффективности. Все прикладные исследования проблем отрас левого управления должны проводиться с позиций общей теоретической кон цепции о науке управления, выдвижения методологических проблем науки управления и проблем эффективности производства на первый план.
4. Центральной проблемой хозяйственной реформы, как известно, яв ляется усиление централизованного планирования и управления при одновре менном значительном расширении хозяйственной самостоятельности низовых звеньев. Решить эту задачу можно только в том случае, когда будут внед рены принципы хозрасчета, а также в полной мере будут использованы с учетом действия объективных экономических законов, экономические методы и экономические рычаги управления.
Проведенные нами |
исследования (на примере работы рыбной промыш |
|
ленности) |
показывают, что система планирования ценообразования, стимули |
|
рования промышленного |
производства имеет ряд существенных недостатков |
|
и требует |
дальнейшего |
совершенствования. Однако успешное решение этой |
проблемы |
зависит от изменения структуры управления отраслью, от реше |
|
ния ряда |
организационных и методологических задач управления. |
Качественные изменения в управляемом объекте (рост масштабов произ водства, усложнение техники и технологии) влекут за собой необходи мые изменения в системе управления производством. Эта закономерность, науки управления основана на законе соответствия производственных отно шений характеру производительных сил. Иначе говоря, в настоящее время встала проблема преодоления разрыва между научно-техническим уровнем производства (объекта управления) и системой управления производством (субъекта управления).
5. Превращение науки в непосредственную производительную силу при водит к тому, что все большую роль играет интенсивный тип расширенного воспроизводства, а вместе с тем наблюдается тенденция, противостоящая повышению органического строения фондов.
Сейчас в экономике |
социалистических |
стран осуществляется переход |
от экстенсивного способа |
хозяйствования |
к интенсивному экономическому |
механизму. Такой механизм обеспечивает повышение эффективности общест венного производства не через рост капиталовложений и увеличение числен ности работающих, а путем ускорения научно-технического прогресса, со вершенствования организации труда, производства и управления.
6. Всемерное использование экономико-математических методов и элект ронной вычислительной техники — одно из важнейших направлений совершен ствования планирования и управления в народном хозяйстве. Среди широ кого круга проблем разработки и внедрения экономико-математических ме тодов ведущее место занимает проектирование автоматизированных систем управления производством.
Однако проведение этой работы требует создания серьезной теорети ческой базы, которая в рыбной промышленности совсем не разработана, особенно в отношении общей теории экономических систем, методологии и методики их анализа, теории экономической информации, принципов проек тирования автоматизированных систем управления.
Внедрение экономико-математических методов и вычислительной техники без соответствующего совершенствования, перестройки методики планирова ния, организации производства и управления не может дать какой-либо зна чительный эффект. Поэтому необходимо в первую очередь решение методо логических вопросов планирования и управления производством с позиций си стемного подхода, обеспечивающего эффективное использование достижений экономической науки, кибернетики, а также средств вычислительной техники. Главная задача заключается, следовательно, в совмещении методологии, ме
тодики, организации планирования и управления с экономико-математическими методами.
При этом единственно правильный путь — это путь постепенного сближе ния принципов, методов информационного обеспечения существующей системы управления с проектируемой системой автоматизированного управления, обеспечивающей с необходимой оперативностью при требуемой полноте инфор мации и минимальных трудовых затратах получение и практическую реали зацию оптимальных экономических решений.
Являясь принципиально более высокой ступенью организации управле ния, автоматизированная система в свою очередь требует в качестве важней шей предпосылки, всецело определяющей ее эффективность, более высокого, чем существующий, уровня организации производства, улучшения технологии, совершенствования нормативного хозяйства, изменения потоков информации,, унификации документации, сокращения и совершенствования системы эконо мических показателей, совершенствования делопроизводства и др.
7. Наряду с исследованием вопросов оптимального планирования в о раслях огромное значение имеет разработка методов оптимизации и модели рования при решении множества конкретных задач, связанных с осуществ лением технического прогресса, ценообразованием, научной организацией труда, использованием производственных возможностей, рабочей силы, мате риалов и т. д. Круг этих задач и моделей намного шире и многообразнее, решать их гораздо сложнее, чем известные задачи по оптимальному плани рованию народного хозяйства в целом.
Модель отрасли будет полноценной только при условии, если она опи рается на систему указанных первичных моделей, отражающих специфику производства, его структуру и организацию, состав оборудования, уровень техники и технологии, особенности производства. При разработке проблем управления отраслью первоочередными задачами являются исследование ме тодологических проблем и на их базе разработка системы моделей и про грамм решения экономических задач как основы разработки автоматизиро ванной системы управления отраслью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А ф а н а с ь е в |
В. |
Г. |
Научное управление обществом. М , |
Изд-во Поли |
|||||||
тической литературы, 1968. 380 с. |
|
|
|
новых |
промышленных |
||||||
Б у д н и ц к и й |
И. М. Эффективность освоения |
||||||||||
предприятий. М., «Мысль», 1970. 172 с. |
использования |
основных |
фондов. М., |
||||||||
Б у н и ч |
П. Г. Эффективность |
||||||||||
«Финансы», 1966. 140 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Б у с л е н к о |
Н. П. Математическое моделирование производственных |
||||||||||
процессов. М., «Наука», 1967. 320 с. |
|
методы управления. |
М., |
Изд-во |
|||||||
Д з а р а с о в |
С. |
С. |
Экономические |
||||||||
МГУ, 1969. 261 с. |
О. |
В., |
К у з н е ц о в И. Н. |
Научные основы |
управления |
||||||
К о з л о в а |
|||||||||||
производством. М., «Экономика», 1970. 283 с. |
|
|
|
|
|
||||||
К у з н е ц о в |
И. Н. Совершенствование системы управления промыш |
||||||||||
ленным предприятием. М., «Экономика», 1966. 258 с. |
флота рыбной |
промыш |
|||||||||
Ф у т т е р |
Э. |
И., |
И в а н о в В. |
С. |
Экономика |
||||||
ленности СССР. М., «Пищевая промышленность», |
1967. |
247 с. |
|
|
|
250