Файл: Заглубоцкий, П. М. Совершенствование управления и повышение эффективности производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

низации и замены устаревшего оборудования на предприятиях. Главремфлота составит Р к— 114+98 = 212 человек в год.

Годовая экономия численности в процентах по всем судо­ ремонтным заводам составит около 0,5%. Тогда прирост про­ изводительности труда будет равен:

0,5-100

0,5% .

100 — 0,5

Коэффициент, учитывающий рост производительности труда за счет обновления и модернизации оборудования, составит

1,005.

Агрегатный метод ремонта судна — один из прогрессивных современных методов. При этом методе отпадает необходимостьиндивидуального подхода к ремонту каждого в отдельности судна и от обязательного проведения ремонта всех механизмов,, агрегатов, систем и устройств, установленных на данном судне. При этом методе ремонта производят замену индивидуальногоизношенного оборудования новым унифицированным, освоен­ ным машиностроительной промышленностью и являющимся лучшим из образцов по конструкции, пригодности и эксплуа­ тации, экономичности использования и удобству проведения ремонта. Агрегатный метод ремонта судов заключается в том, что судоремонтные предприятия производят демонтаж механиз­ мов и различного судового оборудования, изношенного в ре­ зультате эксплуатации, и немедленно взамен его монтируют другое из числа имеющегося в наличии на предприятии. Вновь устанавливаемое оборудование — это или новое унифицирован­ ное оборудование, или отремонтированное после снятия era с других судов с проведением после ремонта необходимых стен­ довых испытаний.

Агрегатный метод ремонта судов обезличивает судовое обо­ рудование, лишает его индивидуальности, отрывает от судна и позволяет замену его другим, а снятое оборудование, подле­ жащее ремонту в использованию на других подобных судах, ремонтируется в плановом порядке на специализированных предприятиях или в специализированных цехах судоремонтного предприятия сериями.

Таким образом, при агрегатном методе ремонта судоремонт­ ные предприятия освобождаются от излишнего универсализма, что улучшает условия для их специализации. Агрегатный метод ремонта судна сокращает цикл и трудоемкость ремонта судна в целом, так как из общего объема ремонта судна исключается вовсе этап ремонта механизмов, агрегатов и различного судо­ вого оборудования. Кроме того, цикл ремонта сокращается на этапах швартовых и ходовых испытаний за счет предваритель­ ного испытания механизмов на стендах специализированных цехов или предприятий.

246


Этот метод ремонта судов обеспечивает более равномерную загрузку судоремонтных предприятий в течение года и, в част­ ности, равномерную загрузку специализированных цехов судо­ ремонтного предприятия с осуществлением при этом необходи­ мой подготовки производства и заделов, что создает условия ритмичной работы цехов по времени. Если считать, что при внедрении агрегатного ремонта можно сократить трудоемкость на 20%, то производительность труда при этом возрастает

100Х

100-20

100 — X

25%.

100— 20

Удельный вес работ, выполняемых методом агрегатного ре­ монта, составляет на судах не более 30%, а рост производи­ тельности труда в целом составляет 7,5% (25x0,3), или коэф­ фициент, учитывающий рост производительности труда за счет внедрения агрегатного ремонта, составит /(агр= 1,075. Сокра­ щение продолжительности ремонта Яр. с судна может быть оп­ ределено по формуле

П

р .с

Q— (Qn + Q6) = 0,14 э- 0,36

 

KpbRT Rqt Rarp

 

 

Таким образом, если продолжительность текущего ремонта

БМРТ в среднем составляет

140 дней, то время сокращения

продолжительности текущего ремонта будет равно:

 

Л„ . = 0,14-140 =

20 дней, или на 14,3%.

 

p.L

 

Следует отметить-, что к определению этой величины мы по­ дошли очень осторожно. Несмотря на то что развитие судоре­ монтной базы значительно отстает от уровня развития рыбо­ промыслового флота, основные производственные фонды и про­ изводственные мощности судоремонтных предприятий, как по­ казывают проведенные автором исследования, используются со­ вершенно неудовлетворительно. Это вызвано, прежде всего, несоблюдением основных принципов организации производства и управления судоремонтными предприятиями вследствие серь­ езного отставания теоретических разработок в этой области.

Особенно неблагоприятное положение сложилось в сфере управления судоремонтным производством. Технологическая база и организация управления чрезвычайно отстали, в резуль­ тате чего усиливается диспропорция между темпами производ­ ства и оперативностью управления, а это наносит большой ущерб производству. Так, за последние три года уровень меха­ низации и автоматизации производственных процессов на судо­

ремонтных

предприятиях вырос на 4,6%, уровень технологии

на 3—4%

и в то же время продолжительность стоянки судов

в ремонте, как нами показано выше, возросла от 1— 1,4 до 10,1 % в зависимости от типа судна. Сверхплановые простои судов в ре­ монте составляют от 13 до 18%.

247


Как видно из приведенных данных, все усилия, направленные на обеспечение более высокого уровня техники и технологии на судоремонтных предприятиях, не обеспечивают решения основ­ ной задачи — сокращения сроков нахождения судов в ремонте. Простои на некоторых предприятиях по ряду организационно­ управленческих причин достигают до одной трети календар­ ного времени. Анализ причин неритмичной работы на крупных судоремонтных предприятиях показывает следующее распре­ деление потерь времени (в % к общему объему потерь): отсут­ ствие материалов, заготовок и деталей — 13%; несвоевременная

и некачественная подготовка

производства — 23%;

недостатки,

ремонтного

и энергетического обслуживания — 7%;

неправиль­

ное внутрипроизводственное

планирование— 14,5%; задержка

деталей «а

промежуточной

обработке •— 25%; несвоевременное

оформление

приемки работ

цеховыми органами

контроля —

6,5%, брак в работе — 6%, нарушение трудовой дисциплины и другие потери времени — 5 %.

Анализ возможностей снижения продолжительности завод­ ского ремонта показывает, что сроки ремонта судов могут бытьснижены только в результате совершенствования организации ремонта более чем в 2 раза. Например, средняя продолжитель­ ность ремонта судов типа СРТ на Клайпедском заводе состав­ ляет 104 суток, а на Невельском СРЗ — 231 сутки. Сокращениепродолжительности ремонта судов этого типа на Клайпедском СРЗ более чем в 2 раза по сравнению с Невельским СРЗ до­ стигнуто благодаря более совершенной организации ремонта (внедрение технологического графика, проведение ремонта по системе СПУ, достижение более высокого уровня внутризавод­

ской

специфики и др.).

 

 

 

 

 

*

 

 

 

Таким

образом проведенный выше

анализ тенденций

развития

отрасли-

позволяет сделать следующие выводы:

научно-технический

прогресс,

слож­

1.

Рост

масштабов производства,

ность организационных задач объективно обусловили необходимость сосредо­ точения внимания на проблемах совершенствования управления народным хозяйством, его отраслями. Эффективное использование научно-технического и экономического потенциала зависит главным образом от организационногоуровня управления народным хозяйством, его отраслями, отдельными предприятиями.

Обеспечение высоких темпов роста производительности труда при одно­ временном повышении отдачи основных фондов, капитальных вложений, те­ кущих материальных затрат должно стать одной из центральных задач управления социалистическим производством.

2. Претворение в жизнь хозяйственной реформы потребовало всесторон­ него углубления научных разработок по вопросам теории и практики управ­ ления социалистическим производством. Хозяйственная реформа заставила решать вопросы управления на принципиально новой научной основе, что прежде всего вызвано необходимостью повышения эффективности производ­ ства. Отсюда необходимость системного подхода к исследованиям проблем управления и проблем повышения эффективности промышленного произ­ водства.

24S


3. Главное направление совершенствования управления — это дальней­ шее развитие отраслевого принципа управления народным хозяйством,, повышение его эффективности. Все прикладные исследования проблем отрас­ левого управления должны проводиться с позиций общей теоретической кон­ цепции о науке управления, выдвижения методологических проблем науки управления и проблем эффективности производства на первый план.

4. Центральной проблемой хозяйственной реформы, как известно, яв­ ляется усиление централизованного планирования и управления при одновре­ менном значительном расширении хозяйственной самостоятельности низовых звеньев. Решить эту задачу можно только в том случае, когда будут внед­ рены принципы хозрасчета, а также в полной мере будут использованы с учетом действия объективных экономических законов, экономические методы и экономические рычаги управления.

Проведенные нами

исследования (на примере работы рыбной промыш­

ленности)

показывают, что система планирования ценообразования, стимули­

рования промышленного

производства имеет ряд существенных недостатков

и требует

дальнейшего

совершенствования. Однако успешное решение этой

проблемы

зависит от изменения структуры управления отраслью, от реше­

ния ряда

организационных и методологических задач управления.

Качественные изменения в управляемом объекте (рост масштабов произ­ водства, усложнение техники и технологии) влекут за собой необходи­ мые изменения в системе управления производством. Эта закономерность, науки управления основана на законе соответствия производственных отно­ шений характеру производительных сил. Иначе говоря, в настоящее время встала проблема преодоления разрыва между научно-техническим уровнем производства (объекта управления) и системой управления производством (субъекта управления).

5. Превращение науки в непосредственную производительную силу при­ водит к тому, что все большую роль играет интенсивный тип расширенного воспроизводства, а вместе с тем наблюдается тенденция, противостоящая повышению органического строения фондов.

Сейчас в экономике

социалистических

стран осуществляется переход

от экстенсивного способа

хозяйствования

к интенсивному экономическому

механизму. Такой механизм обеспечивает повышение эффективности общест­ венного производства не через рост капиталовложений и увеличение числен­ ности работающих, а путем ускорения научно-технического прогресса, со­ вершенствования организации труда, производства и управления.

6. Всемерное использование экономико-математических методов и элект­ ронной вычислительной техники — одно из важнейших направлений совершен­ ствования планирования и управления в народном хозяйстве. Среди широ­ кого круга проблем разработки и внедрения экономико-математических ме­ тодов ведущее место занимает проектирование автоматизированных систем управления производством.

Однако проведение этой работы требует создания серьезной теорети­ ческой базы, которая в рыбной промышленности совсем не разработана, особенно в отношении общей теории экономических систем, методологии и методики их анализа, теории экономической информации, принципов проек­ тирования автоматизированных систем управления.

Внедрение экономико-математических методов и вычислительной техники без соответствующего совершенствования, перестройки методики планирова­ ния, организации производства и управления не может дать какой-либо зна­ чительный эффект. Поэтому необходимо в первую очередь решение методо­ логических вопросов планирования и управления производством с позиций си­ стемного подхода, обеспечивающего эффективное использование достижений экономической науки, кибернетики, а также средств вычислительной техники. Главная задача заключается, следовательно, в совмещении методологии, ме­

тодики, организации планирования и управления с экономико-математическими методами.


При этом единственно правильный путь — это путь постепенного сближе­ ния принципов, методов информационного обеспечения существующей системы управления с проектируемой системой автоматизированного управления, обеспечивающей с необходимой оперативностью при требуемой полноте инфор­ мации и минимальных трудовых затратах получение и практическую реали­ зацию оптимальных экономических решений.

Являясь принципиально более высокой ступенью организации управле­ ния, автоматизированная система в свою очередь требует в качестве важней­ шей предпосылки, всецело определяющей ее эффективность, более высокого, чем существующий, уровня организации производства, улучшения технологии, совершенствования нормативного хозяйства, изменения потоков информации,, унификации документации, сокращения и совершенствования системы эконо­ мических показателей, совершенствования делопроизводства и др.

7. Наряду с исследованием вопросов оптимального планирования в о раслях огромное значение имеет разработка методов оптимизации и модели­ рования при решении множества конкретных задач, связанных с осуществ­ лением технического прогресса, ценообразованием, научной организацией труда, использованием производственных возможностей, рабочей силы, мате­ риалов и т. д. Круг этих задач и моделей намного шире и многообразнее, решать их гораздо сложнее, чем известные задачи по оптимальному плани­ рованию народного хозяйства в целом.

Модель отрасли будет полноценной только при условии, если она опи­ рается на систему указанных первичных моделей, отражающих специфику производства, его структуру и организацию, состав оборудования, уровень техники и технологии, особенности производства. При разработке проблем управления отраслью первоочередными задачами являются исследование ме­ тодологических проблем и на их базе разработка системы моделей и про­ грамм решения экономических задач как основы разработки автоматизиро­ ванной системы управления отраслью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

А ф а н а с ь е в

В.

Г.

Научное управление обществом. М ,

Изд-во Поли­

тической литературы, 1968. 380 с.

 

 

 

новых

промышленных

Б у д н и ц к и й

И. М. Эффективность освоения

предприятий. М., «Мысль», 1970. 172 с.

использования

основных

фондов. М.,

Б у н и ч

П. Г. Эффективность

«Финансы», 1966. 140 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Б у с л е н к о

Н. П. Математическое моделирование производственных

процессов. М., «Наука», 1967. 320 с.

 

методы управления.

М.,

Изд-во

Д з а р а с о в

С.

С.

Экономические

МГУ, 1969. 261 с.

О.

В.,

К у з н е ц о в И. Н.

Научные основы

управления

К о з л о в а

производством. М., «Экономика», 1970. 283 с.

 

 

 

 

 

К у з н е ц о в

И. Н. Совершенствование системы управления промыш­

ленным предприятием. М., «Экономика», 1966. 258 с.

флота рыбной

промыш­

Ф у т т е р

Э.

И.,

И в а н о в В.

С.

Экономика

ленности СССР. М., «Пищевая промышленность»,

1967.

247 с.

 

 

 

250