Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и кооперирование выступают как две неразрывно связан­ ные между собой стороны одного и того же процесса улучшения организации производства.

Насколько предприятие широко применяет коопери­ рование, можно установить по следующим показателям:

а)

удельному весу кооперированных поставок1 в об­

щей стоимости продукции, выпускаемой

предприятием,

т. е. коэффициенту кооперирования, который определяет­

ся по формуле

 

 

2 UK

.(3-2)

 

Т]к =

 

2£/пр ’

 

где цк — коэффициент кооперирования; 2Г/ц — затраты производства за определенный период (например, за год) на полуфабрикаты, части, узлы и детали, поступающие в порядке кооперирования; 2£/Пр — общая сумма затрат производства за тот же период;

б) удельному весу внутризаводского оборота в вало­ вом обороте предприятия12, т. е. коэффициенту внутриза­ водского оборота, который можно рассчитать по формуле

 

Лвн.об —

2SBh•Об

( 3 - 3 )

 

2 5 в о л .о б

 

 

 

где Цвн.об — коэффициент

внутризаводского

оборота;

2 S BH.o6 — общая

сумма

внутризаводского

оборота;

2 5 Вал.об — общая сумма валового оборота.

 

Чем больше

замкнутости в работе предприятия, тем

больше цехов в его составе и, следовательно, выше коэф­ фициент внутризаводского оборота.

3-3. ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РАДИОПРОМЫШЛЕННОСТИ

Дальнейшее углубление процесса специализации в радиопромышленности должно пойти по линии выделения

1 Под кооперированными поставками имеются в виду все по­ купные полуфабрикаты, части, узлы и детали, в том числе поступа­ ющие в порядке централизованного снабжения для комплектации выпускаемой продукции.

2 Внутризаводской оборот — это стоимость продукции (или ока­ зываемых услуг), выпускаемой одними цехами и потребляемой дру­ гими цехами того же предприятия. Валовой оборот — стоимость про­ дукции (или оказываемых услуг), выпускаемой всеми цехами неза­ висимо от того, идет ли продукция эта на сторону или передается другим цехам.

68


отдельных стадий технологического процесса ( т е х н о ­ л о г и ч е с к а я с п е ц и а л и з а ц и я ) и по линии выде­

ления производства

отдельных

радиоузлов и деталей

общего применения

( у з л о в а я

и д е т а л ь н а я с пе ­

ц и а л и з а ц и я ) .

 

 

Для внедрения технологической специализации в ра­ диопромышленности имеется ряд предпосылок.

Решения партии и правительства -направлены на ор­ ганизацию в составе промышленности в различных рай­ онах страны специализированных централизованных про­ изводств по выпуску литья (в том числе прецизионного литья, применяемого в радиопромышленности), изготов­ лению массовых деталей из дерева и пластических масс, производству крепежных деталей, стандартного инстру­ мента и т. д. для снабжения ими всех заводов-потребите­ лей, расположенных в определенном радиусе, независимо от их отраслевой принадлежности. Такая централизация позволяет использовать в межотраслевом масштабе все преимущества массового специализированного производ­ ства, выражающиеся в повышении технической оснащен­ ности, поточной организации процессов, повышении про­ изводительности труда и резком снижении себестоимости по сравнению с себестоимостью изготовления этой же про­ дукции на неспециализированных заводах. Поэтому целе­ сообразно перевести постепенно и радиозаводы на центра­ лизованное снабжение всеми перечисленными видами по­ луфабрикатов. Тогда соответствующие звенья производст­ ва на радиозаводах могут быть упразднены и высвободив­ шиеся производственные площади будут использованы для расширения, основного производства. Последует так­ же и улучшение организации производства: с одной сто­ роны, упростится структура радиозаводов, производствен­ ные процессы их станут более однородными, сборка по­ лучит преобладающее значение; с другой стороны, на заводах, поставляющих полуфабрикаты, т. е. радиоузлы и детали общего применения, будет внедрено массовое специализированное производство.

Организация специализированных заводов возможна только по производству унифицированных и стандартизо­ ванных узлов и деталей общего применения, на которые предъявляется массовый спрос. Только в этом случае ор­ ганизация массового специализированного централизо­ ванного производства экономически оправдывается.

69



Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР

(от 10 ноября 1970 г. № 937) «О повышении роли стан­ дартов и- улучшении качества выпускаемой продукции» ориентирует . одновременно и на широкое вне­ дрение унификации и стандартизации комплектующих узлов и деталей общего применения, для из­ готовления которых целесообразна организация специа­ лизированных централизованных производств.

Для иллюстрации эффекта унификации и стандартиза­ ции в отраслевом масштабе можно привести следующие примеры из области электронной техники: 95% непрово­ лочных резисторов изготовляются на основе только одной базовой конструкции; аналогичным образом унифициро­ ваны конденсаторы — на базе пятнадцати базовых кон­ струкций создано 87 типов. Эти мероприятия повышают серийность изготовления и сберегают ежегодно миллионы рублей в масштабе отрасли.

В радиопромышленности складываются наиболее бла­ гоприятные условия для применения унифицированных и стандартизованных блоков, узлов и деталей. При всех различиях в построении электрической схемы радиоиз­ делия формируются за счет узлов и деталей одного и того же назначения. К числу их относятся конденсаторы посто­ янной и переменной емкости, триммеры, сопротивления постоянные и переменные, переключатели на платах, тумблеры, держатели предохранителей, верньеры, редук­ торы, соединительные кабели, трансформаторы, дроссе­ ли, контуры, ламповые панели, кварцы, керамика, кре­ пежные материалы и др.

Из этого перечня изготовление значительного коли­ чества радиоузлов и деталей сосредоточено в централизо­ ванных производствах электронной промышленности. Экономическая целесообразность этих производств в ко­ нечном счете выражается в резком снижении себесто­ имости выпускаемых узлов и деталей по сравнению с себестоимостью изготовления их на каждом отдельном радиозаводе. Так, например, организация массового про­ изводства ламповых панелей на специализированном за­ воде позволила снизить себестоимость по сравнению со средней себестоимостью изготовления их на радиозаво­ дах в 8 раз.

Несмотря «а очевидные выгоды узловой и детальной специализации, в этом направлении использованы далеко не все резервы, имеющиеся в радиопромышленности.

70

Причина заключается во все еще недостаточной унифи­ кации и стандартизации радиоузлов и деталей, имеющих общее применение. Так, например, в изделиях, выпускае­ мых радиопромышленностью, применяются сотни типо­ размеров ручек управления, монтажных и соединитель­ ных планок и несколько тысяч дросселей. Перечисленные и другие родственные между собой радиоузлы и детали производятся на многих заводах и притом в масштабах, не позволяющих рационально и экономно организовать производственные процессы.

Главной причиной, мешающей проведению единой правильной технической политики в радиопромышлен­ ности, так же как и в ряде других отраслей, является разобщенность сил научно-исследовательских и проектно­ конструкторских организаций. Это тормозит и развитие специализации производства.

О том, что многотипность может быть устранена, свидетельствуют унифицированные модели ряда телеви­ зоров, радиол, телерадиол и магнитол (радиоприемни­ ков, совмещенных с магнитофоном), которые в настоящее время составляют более половины всего объема выпуска этих изделий.

Унификация и стандартизация вполне совместимы с техническим прогрессом; необходимо только установлен­ ные стандарты систематически пересматривать в соответ­ ствии с .новыми требованиями, чтобы они не превратились в тормоз технического прогресса. Более подробно см. § 2-3.

3-4. ФОРМЫ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ КООПЕРИРОВАНИЯ В РАДИОПРОМЫШЛЕННОСТИ

Установившиеся в радиопромышленности производ­ ственные связи между предприятиями носят разнообраз­ ный характер.

Взависимости от причин, вызывающих необходимость

вустановлении связи, различают следующие формы ко­ оперирования:

1.Кооперирование между предприятиями, устанавли­ ваемое в процессе ежегодного планирования работы про­

мышленности, в ходе которого выявляются недостающие для выполнения плана производственные мощности на

71


одних предприятиях и излишние мощности на других предприятиях.

Возможность кооперирования таких предприятий и восполнения недостающей мощности одних предприятий за счет излишней мощности других предприятий состав­ ляет огромное преимущество социалистической промыш­ ленности.

сучетом коопериро­

вания предприятий

вер уиета коопериро­ вания предприятий

Предприятие 1

Предприятие2

Условные овозначения

мощности рекой:

заготовительные

отделочные

ррруррур сварочные

Рис. 3-1. Схема использования производственных мощностей на разном уровне

Взаимная помощь является руководящим принципом в кооперировании социалистических предприятий. Эффек­ тивность этой помощи выражается в повышении исполь­ зования производственных мощностей и наращивании выпуска продукции без дополнительных капиталовложе­ ний, что можно показать схематически на рис. 3-1.

Как видно из схемы, вследствие несоответствия между мощностями заготовительных, отделочных, сбо­ рочных цехов выпуск продукции на каждом предприятии лимитируется так называемым «узким местом» и значи­ тельная часть мощностей остается неиспользованной. Кооперированные поставки недостающих заготовок пер­ вым предприятием второму обеспечат полное использова-

'ние их производственных мощностей и соответствующее увеличение выпуска продукции.

Рассматриваемая форма кооперирования не связана

непосредственным образом со специализацией предпри­ ятий.

72

Эта форма кооперирования может возникнуть как между предприятиями с одинаковым производственным профилем, так и между предприятиями радиопромыш­ ленности и других отраслей промышленности в тех слу­ чаях, когда появляется разрыв между имеющимися про­ изводственными мощностями и мощностями, потребными для выполнения плана. Возможность появления такого разрыва объясняется рядом причин.

Обычно при вступлении предприятия в эксплуатацию задание по выпуску продукции обеспечивается соответ­ ствующими производственными мощностями. В дальней­ шем это соответствие может быть нарушено под влияни­ ем таких факторов, как технический прогресс, увеличение выпуска продукции и других. Мероприятия по техничес­ кому прогрессу неизбежно приводят к изменениям схем, конструкций и соответственно трудоемкости изготовле­ ния изделий, а следовательно, к изменениям технологии, технической оснастки и других условий производства. При наращивании выпуска продукции выявляется недос­ таток производственной мощности в отдельных частях производства — узкое место. Все это заставляет прибе­ гать к помощи других предприятий. Кооперирование, возникающее на такой основе, нельзя считать постоян­ ным, повторяющимся из года в год. В результате изме­ нения производственной базы и программы предприятий или других факторов необходимость в кооперировании между данными предприятиями в дальнейшем может отпасть.

Эта же форма кооперирования может быть эффектив­ но использована и в тех случаях, когда предприятие срочно осваивает новую продукцию, не располагая до­ статочным временем для подготовки у себя необходимых производственных мощностей, а стремительное развитие новых отраслей науки и техники, связанных в большин­ стве случаев с применением радиоэлектроники, вызывает необходимость быстрого освоения этой продукции.

Такая задача разрешима с привлечением широкого круга связанных между собой предприятий. Рассматри­ ваемая форма кооперирования выступает здесь как ме­ тод мобилизации ряда действующих предприятий для быстрого выполнения сложных технических заданий.

2. Кооперирование между головными предприятиями радиопромышленности, собирающими и выпускающими конечную продукцию, и смежными специализированными

73