Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
может служить фирма «Радиокорпорейшен оф Америка» (СА), зани мающая господствующее положение в радиопромышленности США. Аналогичное положение в Англии занимает фирма Маркони.
В капиталистических условиях перед специализированными пред приятиями возникают сложные проблемы и прежде всего проблема рынка. Стремление капиталистических фирм к расширению производ ства сталкивается с отсутствием рынков для сбыта своей продукции.
Частная собственность иа средства производства, погоня за на живой, анархия и разрушительная конкуренция являются непреодо лимыми препятствиями на пути рационального развития специали зации в капиталистической промышленности.
Во время кризисов происходит неравномерное сокращение сбыта
и свертывание производства различных видов продукции. |
В период |
||||
рыночной депрессии для |
предприятий, |
выпускающих |
разнородную |
||
продукцию, открывается |
больше |
возможностей маневрирования. |
|||
В связи с этим в капиталистическом |
мире наблюдается |
возврат к |
|||
предприятиям универсального типа. |
капиталистических |
предприятий. |
|||
Ограничено и кооперирование |
В условиях жесточайшей конкуренции исключается возможность ор ганизации планомерно развивающихся производственных связей меж ду предприятиями, принадлежащими разным фирмам. Связи уста навливаются через рынок при посредстве так называемой контрак тации и субконтрактации и носят обычно неустойчивый характер.
Контрактация служит средством экономического закабаления массы средних и мелких предприятий монополиями, владеющими головными сборочными предприятиями. Монополии диктуют условия рыночной сделки и присваивают львиную долю прибыли. Законтрак тованные предприятия, узко специализированные по узлам и деталям, превращаются в своего рода зависимый придаток («сателлит») круп ной монополистической фирмы.
Связи монополистической фирмы с предприятиями-сателлитами при помощи контрактов резко усиливаются в периоды рыночного оживления (обычно при выполнении военных заказов) и также быст ро прерываются в периоды рыночного спада. В обычных условиях хроническая недогрузка производственных мощностей капиталистиче ской промышленности не оставляет места для широкого привлечения так называемых смежников.
Специализация и кооперирование в промышленности
СССР обусловлены законами экономического развития социалистического государства. Экономика СССР не зна ет пределов развития техники и расширения производства.
Всемерное развитие массового производства стало не обходимым условием для удовлетворения постоянно рас тущих потребностей советского общества, для создания материально-технической базы коммунизма. Специали зация в СССР используется как мощное средство рас ширения производства. Специализация производства по существу своему также безгранична, как бесконечно раз витие техники.
В Программе Коммунистической партии Советского Союза указывается: «Развитие специализации и коопери
62
рования, а также целесообразное комбинирование род ственных предприятий — одно из важнейших условий технического прогресса и рациональной организации об щественного труда. Производство однотипной продукции следует сосредоточить по преимуществу на крупных спе циализированных предприятиях, предусматривая наибо лее рациональное их размещение» *.
Специализация служит необходимой предпосылкой для организации массово-поточного производства, кото рое является технически и экономически наиболее совер шенным производством.
Техническое вооружение производства находится в прямой зависимости от его масштабов. Как видно из дальнейшего изложения (см. гл. 10), решающим крите рием внедрения новой техники является срок окупаемости капитальных вложений, который зависит от размера ожи даемой экономии. Чем шире масштабы производства, тем меньше срок окупаемости и больше предпосылок для внедрения новой техники. Поэтому крупное специализи рованное производство имеет, как правило, лучшее тех ническое вооружение, обеспечивающее повышение произ водительности труда и снижение себестоимости продук ции.
На базе специализации предприятий радиопромыш ленности в СССР осуществляется, в частности, переход от серийного к крупносерийному и массовому производст ву с целью удовлетворения растущей потребности в ра диоприемниках, телевизорах, а также и в оборудовании для трансляционной сети.
За двадцать лет — с 1950 по 1970 г. выпуск радио приемников и телевизоров наращивался следующим об разом (см. табл. 3-1).
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
3-1 |
||
Выпуск радиоприемников |
и телевизоров *, тыс. |
шт. |
|
|
||
Наименование |
1950 г . |
1955 г . |
1960 г. |
1965 г . |
1970 |
г . |
Радиоприемники и радиолы широ- |
|
|
|
|
|
|
ковещательные................................ |
10 7 2 |
3 5 4 9 |
4 1 6 5 |
5 1 6 0 |
7 8 1 5 |
|
Телевизоры............................................ |
1 1 , 9 |
4 9 5 |
172 6 |
3 6 5 5 |
6 6 8 2 |
* Н ародное хозяйство СССР в 1970 году, с. 151.
1 Программа Коммунистической партии Советского Союза, с. 74.
63
За этот же период радиоприемная сеть в СССР вырос ла почти в 10 раз. В 1950 г. насчитывалось 13,3 млн. ра диоприемных точек (радиоприемников, телевизоров и трансляционных радиоточек), а в 1970 г.— 129,6 млн.1 В 1970 г. в стране насчитывалось 34,8 млн. телевизоров1.2
Приведенные данные о наращивании выпуска широ ковещательной аппаратуры косвенным образом свиде тельствуют и об усилении массового специализированного производства.
Врадиопромышленности особое значение имеет обо собление производства отдельных узлов и деталей. Необ ходимость в такого рода специализации вызывается ря дом специфических для радиопромышленности причин.
Всвязи с быстрым расширением сферы применения радиотехники номенклатура выпускаемых радиоизделий непрерывно увеличивается. В зависимости от выбранной схемы радиоизделия состоят из самых разнообразных ра диотехнических и механических узлов и деталей. Напри мер, в обычных радиоприемниках и телевизорах насчиты вается 400—500 наименований деталей при общем их ко личестве от 2000 до 3000. Детали изготовляются самыми различными способами обработки. Это значительно за трудняет организацию производства радиозавода по принципу замкнутого цикла (т. е. изготовляющего все из делие с начала и до конца).
Основная трудность состоит в одновременном изго товлении большого количества разнообразных узлов и деталей и в организации комплектной подачи их на сбор ку. Разделение радиопроизводства по стадиям технологи ческого процесса или по узлам и деталям и выполнение их на отдельных специализированных предприятиях уст раняет эти трудности.
Специализация производства предусматривает изго товление однородной продукции с применением специали зированного высокопроизводительного оборудовная, пе редовых технологических приемов и поточных методов работы. В результате специализации производства по вышается использование производственных мощностей, увеличивается съем продукции, повышается производи тельность труда, снижается себестоимость продукции, ус коряется оборачиваемость оборотных средств.
1 См. Народное хозяйство СССР в 1970 году, с. 468. 2 Там же, с. 466.
64
Для того чтобы обеспечить сборку и выпуск конечных готовых изделий, между специализированными и сбороч ными производствами должна быть установлена связь, поэтому кооперирование для радиопромышленности при обретает такое же важное значение, как и сама специа лизация.
Сочетание специализации и кооперирования в радио промышленности решает одновременно задачи увеличе ния общего выпуска продукции и поднятия технико-эконо мического уровня производства.
3-2. ФОРМЫ И УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РАДИОПРОМЫШЛЕННОСТИ
Внедрение специализации как в масштабе отрасли, так и в пределах каждого отдельного предприятия явля ется последовательно развивающимся процессом.
Конкретные меры, направленные -на специализацию предприятий, чрезвычайно разнообразны, однако они мо гут быть обобщены, исходя из следующей характеристики развития специализации в промышленности, данной В. И. Лениным: «Развитие товарного хозяйства ведет та ким образом к увеличению числа отдельных и са мостоятельных отраслей промышленности; тенденция этого развития состоит в том, чтобы превратить в особую отрасль промышленности производство не только каждо го отдельного продукта, но даже каждой отдельной части продукта; — и не только производство продукта, но даже отдельные операции по приготовлению продукта к потреб лению» ‘.
Указанные здесь три направления специализации про изводства (предметная, технологическая и по изготовле нию деталей и узлов общего применения) являются, ос новными для всей советской промышленности, в том чис ле для радиопромышленности.
Развитие советской промышленности показывает, как в результате технического прогресса и углубления спе циализации происходит непрерывное отпочкование новых отраслей производства. Это можно проследить на приме ре многих отраслей промышленности, особенно машино строительной.1
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 3, с. 21.
3—3629 65
К числу изменений в отраслевом Составе промышлен ности, последовавших в результате быстрого технического прогресса, можно отнести также и обособление в качестве самостоятельных отраслей радиопромышленности и электронной промышленности, составлявших ранее одну отрасль.
Наиболее распространенной формой специализации в радиопромышленности является ограничение продукции, выпускаемой каждым предприятием, определенной но
менклатурой, т. е. п р е д м е т н а я |
с п е ц и а л и з а ц и я . |
Промышленность СССР имеет |
безусловные преиму |
щества в распространении предметной специализации, так как централизованная система планирования произ водства позволяет рационально подойти к межзаводско му распределению производственной программы, разгра ничить номенклатуру выпускаемых изделий между заво дами с учетом их специализации. Сосредоточение отраслевого руководства в Министерстве радиопромыш ленности позволяет при назначении предприятиям основ ной номенклатуры продукции более точно учесть про филь каждого из них.
В связи с внедрением радиотехники во все области народного хозяйства номенклатура выпускаемых радиоизделий непрерывно расширяется и видоизменяется. По этому преобладающим типом производства в радиопро мышленности является серийное производство. Даже радиозаводы, выпускающие массовую продукцию (радио приемники, телевизоры), наряду с основным изделием обязаны по плану выпускать в серийном порядке еще де сятки наименований другой продукции.
Все это тормозит предметную специализацию радио заводов.
Общепринятым показателем уровня предметной спе циализации предприятия (в частности, предприятия с массовым выпуском одного изделия и серийным выпус ком других изделий) является удельный вес основного изделия, который измеряется по следующей формуле:
|
2Р о |
,(3 -1 ) |
У = |
■ 100, |
|
2Я0бщ |
|
где у — удельный вес основного изделия в общем выпус ке продукции предприятия, %; 2 Р 0сн — выпуск основного изделия предприятия за определенный период (например,
66
за год) по оптовым ценам; 2 Р 0бЩ— общий выпуск про дукции предприятия за тот же период и по тем же ценам.
В создавшихся условиях нельзя ожидать сокращения . номенклатуры изделий, выпускаемых каждым радиозаво дом, и рассчитывать на повышение таким путем уровня специализации в радиопромышленности. Необходимо найти другой выход. На радиозаводах процесс производ ства обычно организуется по принципу замкнутого цикла. Это означает, что в пределах завода выполняются все стадии производственного процесса — от заготовительной до конечной сборки.
Замкнутая организация чрезвычайно усложняет структуру производства радиозавода, особенно если учесть при этом разнообразие применяемых технологиче ских процессов. Наряду с изготовлением деталей обыч ными машино-строительными методами (механической обработкой, штамповкой, литьем) применяется и другая специфическая технология для получения пластмассовых деталей в прессформах. При изготовлении футляров ра диоприемников и телевизоров применяется полный цикл технологии деревообработки, начиная от сушки, заготов ки и кончая сборкой и отделкой. Кроме этого, подавляю щая часть радиодеталей подвергается различным видам защитных покрытий для придания им требуемых свойств.
Перечисленное многообразие технологических процес сов при замкнутой организации производства порождает ряд существенных недостатков. Основные из них: неболь шие масштабы производства по отдельным цехам, явля ющиеся препятствием для технического оснащения и механизации процессов, а следовательно, и для повыше ния производительности труда и снижения себестоимости. Примером могут служить литейные цехи. По своим мас штабам, тоннажу выпускаемого литья они столь невелики по сравнению с современными крупными литейными про изводствами, что механизация процессов здесь экономи чески не оправдывается. Стоимость литья остается слиш ком высокой. На таком же относительно низком технико экономическом уровне находятся цехи по обработке пластмасс, деревообделочные и др.
Получение радиозаводом полуфабрикатов, готовых радиоузлов и деталей от специализированных предприя тий в порядке кооперирования позволяет коллективу за вода сосредоточить работу на сборке и способствует спе циализации предприятия. Таким образом, специализация
3* |
67 |