Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

может служить фирма «Радиокорпорейшен оф Америка» (СА), зани­ мающая господствующее положение в радиопромышленности США. Аналогичное положение в Англии занимает фирма Маркони.

В капиталистических условиях перед специализированными пред­ приятиями возникают сложные проблемы и прежде всего проблема рынка. Стремление капиталистических фирм к расширению производ­ ства сталкивается с отсутствием рынков для сбыта своей продукции.

Частная собственность иа средства производства, погоня за на­ живой, анархия и разрушительная конкуренция являются непреодо­ лимыми препятствиями на пути рационального развития специали­ зации в капиталистической промышленности.

Во время кризисов происходит неравномерное сокращение сбыта

и свертывание производства различных видов продукции.

В период

рыночной депрессии для

предприятий,

выпускающих

разнородную

продукцию, открывается

больше

возможностей маневрирования.

В связи с этим в капиталистическом

мире наблюдается

возврат к

предприятиям универсального типа.

капиталистических

предприятий.

Ограничено и кооперирование

В условиях жесточайшей конкуренции исключается возможность ор­ ганизации планомерно развивающихся производственных связей меж­ ду предприятиями, принадлежащими разным фирмам. Связи уста­ навливаются через рынок при посредстве так называемой контрак­ тации и субконтрактации и носят обычно неустойчивый характер.

Контрактация служит средством экономического закабаления массы средних и мелких предприятий монополиями, владеющими головными сборочными предприятиями. Монополии диктуют условия рыночной сделки и присваивают львиную долю прибыли. Законтрак­ тованные предприятия, узко специализированные по узлам и деталям, превращаются в своего рода зависимый придаток («сателлит») круп­ ной монополистической фирмы.

Связи монополистической фирмы с предприятиями-сателлитами при помощи контрактов резко усиливаются в периоды рыночного оживления (обычно при выполнении военных заказов) и также быст­ ро прерываются в периоды рыночного спада. В обычных условиях хроническая недогрузка производственных мощностей капиталистиче­ ской промышленности не оставляет места для широкого привлечения так называемых смежников.

Специализация и кооперирование в промышленности

СССР обусловлены законами экономического развития социалистического государства. Экономика СССР не зна­ ет пределов развития техники и расширения производства.

Всемерное развитие массового производства стало не­ обходимым условием для удовлетворения постоянно рас­ тущих потребностей советского общества, для создания материально-технической базы коммунизма. Специали­ зация в СССР используется как мощное средство рас­ ширения производства. Специализация производства по существу своему также безгранична, как бесконечно раз­ витие техники.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза указывается: «Развитие специализации и коопери­

62


рования, а также целесообразное комбинирование род­ ственных предприятий — одно из важнейших условий технического прогресса и рациональной организации об­ щественного труда. Производство однотипной продукции следует сосредоточить по преимуществу на крупных спе­ циализированных предприятиях, предусматривая наибо­ лее рациональное их размещение» *.

Специализация служит необходимой предпосылкой для организации массово-поточного производства, кото­ рое является технически и экономически наиболее совер­ шенным производством.

Техническое вооружение производства находится в прямой зависимости от его масштабов. Как видно из дальнейшего изложения (см. гл. 10), решающим крите­ рием внедрения новой техники является срок окупаемости капитальных вложений, который зависит от размера ожи­ даемой экономии. Чем шире масштабы производства, тем меньше срок окупаемости и больше предпосылок для внедрения новой техники. Поэтому крупное специализи­ рованное производство имеет, как правило, лучшее тех­ ническое вооружение, обеспечивающее повышение произ­ водительности труда и снижение себестоимости продук­ ции.

На базе специализации предприятий радиопромыш­ ленности в СССР осуществляется, в частности, переход от серийного к крупносерийному и массовому производст­ ву с целью удовлетворения растущей потребности в ра­ диоприемниках, телевизорах, а также и в оборудовании для трансляционной сети.

За двадцать лет — с 1950 по 1970 г. выпуск радио­ приемников и телевизоров наращивался следующим об­ разом (см. табл. 3-1).

 

 

 

Т А Б Л И Ц А

3-1

Выпуск радиоприемников

и телевизоров *, тыс.

шт.

 

 

Наименование

1950 г .

1955 г .

1960 г.

1965 г .

1970

г .

Радиоприемники и радиолы широ-

 

 

 

 

 

 

ковещательные................................

10 7 2

3 5 4 9

4 1 6 5

5 1 6 0

7 8 1 5

Телевизоры............................................

1 1 , 9

4 9 5

172 6

3 6 5 5

6 6 8 2

* Н ародное хозяйство СССР в 1970 году, с. 151.

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза, с. 74.

63


За этот же период радиоприемная сеть в СССР вырос­ ла почти в 10 раз. В 1950 г. насчитывалось 13,3 млн. ра­ диоприемных точек (радиоприемников, телевизоров и трансляционных радиоточек), а в 1970 г.— 129,6 млн.1 В 1970 г. в стране насчитывалось 34,8 млн. телевизоров1.2

Приведенные данные о наращивании выпуска широ­ ковещательной аппаратуры косвенным образом свиде­ тельствуют и об усилении массового специализированного производства.

Врадиопромышленности особое значение имеет обо­ собление производства отдельных узлов и деталей. Необ­ ходимость в такого рода специализации вызывается ря­ дом специфических для радиопромышленности причин.

Всвязи с быстрым расширением сферы применения радиотехники номенклатура выпускаемых радиоизделий непрерывно увеличивается. В зависимости от выбранной схемы радиоизделия состоят из самых разнообразных ра­ диотехнических и механических узлов и деталей. Напри­ мер, в обычных радиоприемниках и телевизорах насчиты­ вается 400—500 наименований деталей при общем их ко­ личестве от 2000 до 3000. Детали изготовляются самыми различными способами обработки. Это значительно за­ трудняет организацию производства радиозавода по принципу замкнутого цикла (т. е. изготовляющего все из­ делие с начала и до конца).

Основная трудность состоит в одновременном изго­ товлении большого количества разнообразных узлов и деталей и в организации комплектной подачи их на сбор­ ку. Разделение радиопроизводства по стадиям технологи­ ческого процесса или по узлам и деталям и выполнение их на отдельных специализированных предприятиях уст­ раняет эти трудности.

Специализация производства предусматривает изго­ товление однородной продукции с применением специали­ зированного высокопроизводительного оборудовная, пе­ редовых технологических приемов и поточных методов работы. В результате специализации производства по­ вышается использование производственных мощностей, увеличивается съем продукции, повышается производи­ тельность труда, снижается себестоимость продукции, ус­ коряется оборачиваемость оборотных средств.

1 См. Народное хозяйство СССР в 1970 году, с. 468. 2 Там же, с. 466.

64

Для того чтобы обеспечить сборку и выпуск конечных готовых изделий, между специализированными и сбороч­ ными производствами должна быть установлена связь, поэтому кооперирование для радиопромышленности при­ обретает такое же важное значение, как и сама специа­ лизация.

Сочетание специализации и кооперирования в радио­ промышленности решает одновременно задачи увеличе­ ния общего выпуска продукции и поднятия технико-эконо­ мического уровня производства.

3-2. ФОРМЫ И УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ В РАДИОПРОМЫШЛЕННОСТИ

Внедрение специализации как в масштабе отрасли, так и в пределах каждого отдельного предприятия явля­ ется последовательно развивающимся процессом.

Конкретные меры, направленные -на специализацию предприятий, чрезвычайно разнообразны, однако они мо­ гут быть обобщены, исходя из следующей характеристики развития специализации в промышленности, данной В. И. Лениным: «Развитие товарного хозяйства ведет та­ ким образом к увеличению числа отдельных и са­ мостоятельных отраслей промышленности; тенденция этого развития состоит в том, чтобы превратить в особую отрасль промышленности производство не только каждо­ го отдельного продукта, но даже каждой отдельной части продукта; — и не только производство продукта, но даже отдельные операции по приготовлению продукта к потреб­ лению» ‘.

Указанные здесь три направления специализации про­ изводства (предметная, технологическая и по изготовле­ нию деталей и узлов общего применения) являются, ос­ новными для всей советской промышленности, в том чис­ ле для радиопромышленности.

Развитие советской промышленности показывает, как в результате технического прогресса и углубления спе­ циализации происходит непрерывное отпочкование новых отраслей производства. Это можно проследить на приме­ ре многих отраслей промышленности, особенно машино­ строительной.1

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 3, с. 21.

3—3629 65


К числу изменений в отраслевом Составе промышлен­ ности, последовавших в результате быстрого технического прогресса, можно отнести также и обособление в качестве самостоятельных отраслей радиопромышленности и электронной промышленности, составлявших ранее одну отрасль.

Наиболее распространенной формой специализации в радиопромышленности является ограничение продукции, выпускаемой каждым предприятием, определенной но­

менклатурой, т. е. п р е д м е т н а я

с п е ц и а л и з а ц и я .

Промышленность СССР имеет

безусловные преиму­

щества в распространении предметной специализации, так как централизованная система планирования произ­ водства позволяет рационально подойти к межзаводско­ му распределению производственной программы, разгра­ ничить номенклатуру выпускаемых изделий между заво­ дами с учетом их специализации. Сосредоточение отраслевого руководства в Министерстве радиопромыш­ ленности позволяет при назначении предприятиям основ­ ной номенклатуры продукции более точно учесть про­ филь каждого из них.

В связи с внедрением радиотехники во все области народного хозяйства номенклатура выпускаемых радиоизделий непрерывно расширяется и видоизменяется. По­ этому преобладающим типом производства в радиопро­ мышленности является серийное производство. Даже радиозаводы, выпускающие массовую продукцию (радио­ приемники, телевизоры), наряду с основным изделием обязаны по плану выпускать в серийном порядке еще де­ сятки наименований другой продукции.

Все это тормозит предметную специализацию радио­ заводов.

Общепринятым показателем уровня предметной спе­ циализации предприятия (в частности, предприятия с массовым выпуском одного изделия и серийным выпус­ ком других изделий) является удельный вес основного изделия, который измеряется по следующей формуле:

 

о

,(3 -1 )

У =

100,

2Я0бщ

 

где у — удельный вес основного изделия в общем выпус­ ке продукции предприятия, %; 2 Р 0сн — выпуск основного изделия предприятия за определенный период (например,

66


за год) по оптовым ценам; 2 Р 0бЩ— общий выпуск про­ дукции предприятия за тот же период и по тем же ценам.

В создавшихся условиях нельзя ожидать сокращения . номенклатуры изделий, выпускаемых каждым радиозаво­ дом, и рассчитывать на повышение таким путем уровня специализации в радиопромышленности. Необходимо найти другой выход. На радиозаводах процесс производ­ ства обычно организуется по принципу замкнутого цикла. Это означает, что в пределах завода выполняются все стадии производственного процесса — от заготовительной до конечной сборки.

Замкнутая организация чрезвычайно усложняет структуру производства радиозавода, особенно если учесть при этом разнообразие применяемых технологиче­ ских процессов. Наряду с изготовлением деталей обыч­ ными машино-строительными методами (механической обработкой, штамповкой, литьем) применяется и другая специфическая технология для получения пластмассовых деталей в прессформах. При изготовлении футляров ра­ диоприемников и телевизоров применяется полный цикл технологии деревообработки, начиная от сушки, заготов­ ки и кончая сборкой и отделкой. Кроме этого, подавляю­ щая часть радиодеталей подвергается различным видам защитных покрытий для придания им требуемых свойств.

Перечисленное многообразие технологических процес­ сов при замкнутой организации производства порождает ряд существенных недостатков. Основные из них: неболь­ шие масштабы производства по отдельным цехам, явля­ ющиеся препятствием для технического оснащения и механизации процессов, а следовательно, и для повыше­ ния производительности труда и снижения себестоимости. Примером могут служить литейные цехи. По своим мас­ штабам, тоннажу выпускаемого литья они столь невелики по сравнению с современными крупными литейными про­ изводствами, что механизация процессов здесь экономи­ чески не оправдывается. Стоимость литья остается слиш­ ком высокой. На таком же относительно низком технико­ экономическом уровне находятся цехи по обработке пластмасс, деревообделочные и др.

Получение радиозаводом полуфабрикатов, готовых радиоузлов и деталей от специализированных предприя­ тий в порядке кооперирования позволяет коллективу за­ вода сосредоточить работу на сборке и способствует спе­ циализации предприятия. Таким образом, специализация

3*

67