Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

KP2 iCpl

 

(3-5)

(Cpi + CTpi) — (CP2 + CTp2)

 

( C p l + C Tpi) —

( C p2 + C Tp2)

__

1

8 =

- k pi

~

(3-6)

k P2

У

где T — срок окупаемости капитальных вложений; KPi и КР 2 — капитальные вложения по сравниваемым вариан­ там с учетом районных различий, включая вложения в сопряженные отрасли и транспорт; (CPi+ CTPi) и (Ср2+ Ч-Стрг) — себестоимость годовой продукции и транспорт­ ные расходы по доставке ее в районы потребления по сравниваемым вариантам с учетом районных различий; е — коэффициент сравнительной экономической эффек­ тивности капитальных вложений.

При расчете сравнительной экономической эффектив­ ности необходимо сопоставить найденный срок окупае­ мости или коэффициент эффективности дополнительных капитальных вложений с нормативными значениями этих

показателей (см. § 10-2).

В случае сравнения нескольких вариантов размеще­ ния можно пользоваться формулами приведенных затрат

(см. § 10-2).

3-6. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ В ПЛАНЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В настоящее время заложен фундамент новой много­ гранной области специализации и кооперирования в меж­ дународном масштабе — между странами — членами Со­ вета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). XXV сессия СЭВ (27—29 июля 1971 г.) приняла обширную К о м п ­ л е к с н у ю п р о г р а м м у дальнейшего углубления и со­ вершенствования сотрудничества и развития социалисти­ ческой экономической интеграции стран — членов СЭВ.

Важным средством дальнейшего углубления и совер­ шенствования экономического и научно-технического со­ трудничества является планомерное расширение между­ народной специализации и кооперирования в области производства, науки и техники. При этом решающее зна­ чение имеет долгосрочный характер Комплексной про­ граммы, рассчитанной на 15—20 лет и предусматриваю-

82


Щей необходимые экономические и организационные ме­ роприятия, которые будут осуществлены поэтапно. Эти условия придают специализации и кооперированию ус­ тойчивый характер, позволяют заложить долгосрочные основы последовательного углубления процесса специа­ лизации и непрерывного расширения кооперации.

Разделение труда и кооперирование между страна­ ми— членами СЭВ обеспечивается централизованным государственным планированием, осуществляемым в этих странах. Основой долгосрочного кооперирования в об­ ласти исследований и производства служит глубокое зна­ ние прогнозов научно-технического развития.

XXVI сессия СЭВ рекомендовала странам-участницам провести в 1972—1974 гг. координацию народнохозяй­

ственных

планов

на следующую пятилетку

(1976—

1980 гг.)

в тесной

взаимной увязке с работами,

проводи­

мыми по координации планов на длительную перспекти­ ву. Это позволит выявить уже в ближайшее время общие очертания грандиозной программы экономического со­ трудничества.

Комплексная программа социалистической экономи­ ческой интеграции построена на использовании преиму­ ществ плановой экономики; делается упор на плановое координированное развитие производства и решение про­ блем научно-технического прогресса. Координация носит комплексный характер — от научных исследований и со­ здания опытных образцов новой техники и далее через координацию капитальных вложений до освоения произ­ водства и сбыта продукции.

Всоответствии с Комплексной программой социалис­ тическая экономическая интеграция осуществляется прежде всего путем координации планов. При этом ис­ пользуется опыт предыдущих лет, когда координация проводилась путем одноразового согласования пятилет­ них планов. В новой фазе процесса интеграции координа­ ция приобретает непрерывный и комплексный характер со всеми вытекающими из этого преимуществами.

Втекущем пятилетии предстоит широкое разверты­ вание сотрудничества СССР со странами СЭВ, особенно

вчасти совместного эффективного использования научнотехнического потенциала стран содружества. С этой целью устанавливается более тесное кооперирование научноисследовательских, проектно-конструкторских, техноло­

гии,еских организаций и предприятий Советского Союза

83


и других стран СЭВ в области разработки и освоения новых видов изделий, комплектующих деталей, узлов и другой продукции. Наряду с этим предусматривается в больших масштабах организация специализации и ко­ оперирования промышленности СССР с другими страна­ ми СЭВ в изготовлении и поставке узлов и деталей для целого ряда изделий.

Особое внимание уделяется развитию специализации и расширению производственной кооперации в ведущих отраслях, определяющих общее развитие народного хо­ зяйства, в том числе в радиоэлектронике.

На пятилетие 1971—1975 гг. намечены следующие на­ правления и задачи развития сотрудничества в области радиотехнической и электронной промышленности:

страны — члены СЭВ будут углублять и расширять сотрудничество в разработке, производстве и применении современных электронных вычислительных машин, а так­ же в разработке программно- и информационно-совмес­

тимых систем управления; разработать концепцию взаимоувязанной автомати­

зированной комплексной системы связи для передачи всех видов информации, а также программу ее реализации; для обеспечения все возрастающих нужд соответ­ ствующих отраслей народного хозяйства полным ассорти­ ментом электронных приборов, деталей и узлов, в первую очередь полупроводниковыми приборами и микроэлект­ ронными схемами, проводить работу по специализации и

кооперированию производства этой продукции; провести в 1971—1975 гг. на основе специализации и

кооперирования производства работы по совершенствова­ нию комплекса аппаратуры, входящей в оистему цветного телевидения, и ее внедрению в странах — членов СЭВ, а также по освоению крупносерийного производства цвет­

ных кинескопов; разработать и приступить к внедрению в производство

до 1975 г. системы автоматизации процессов измерения, контроля и испытания, расширить ассортимент цифровых автоматизированных радиоэлектронных измерительных приборов на основе специализации и кооперирования

производства; разработать для нужд гражданской авиации систему

автоматического управления воздушным движением, а также предложения по научно-техническому сотрудниче­ ству в этой области и по специализации и кооперирова­

84

нию производства аппаратуры, входящей в эту систему; провести в 1971-—1975 гг. работы по специализации и кооперированию производства, а также ассортиментному обмену современных типов радиотехнических товаров

бытового назначения.

Вступление в действие намеченной программы работ сказалось незамедлительно в получении эффективных результатов.

В качестве одного из первых итогов организации круп­ ных совместных работ, достигнутых уже в 1973 г., можно указать на создание Единой системы электронных вычис­ лительных машин социалистических стран (ЕС ЭВМ, демонстрировавшихся на выставке «ЕС ЭВМ—73»), Они представляют собой семейство машин третьего поколе­ ния, основаны на применении интегральных схем и обе­ спечивают высокие эксплуатационные показатели.

Решение этой задачи в первоочередном порядке впол­ не объяснимо постоянно возрастающей ролью вычисли­ тельной техники и ее значением в построении автомати­ зированных систем управления.

Разработка Единой системы шла под знаком объеди­ нения усилий социалистических стран (Болгарии, Венг­ рии, ГДР, Польши, СССР, Чехословакии) в условиях, когда каждая из них имела уже известный накопленный научно-технический опыт и задел в проектировании и про­ изводстве вычислительной техники. Именно объединение знаний и производственных возможностей позволили ре­ шить сложную научно-техническую задачу.

Единая система построена на общей структурной, кон­ структорско-технологической и электронной основе, сов­ местимом программйровании, унифицированном составе внешних устройств.

Программная совместимость ЕС ЭВМ сделала воз­ можным создание единой системы математического обес­ печения (СМО ЕС), которая в дальнейшем своем разви­ тии позволит принять типовые решения и значительно сократит затраты на эти цели.

Унификация большинства конструктивных элементов машин является хорошей предпосылкой для специализа­ ции и кооперирования производства при массовом вы­ пуске.

Наряду с созданием ЕС ЭВМ можно сослаться в ка­ честве примера и на успешное сотрудничество в других

85


областях, в частности, в области специализации и коопе­ рирования производства цветных телевизоров.^

В результате передачи Польше технической докумен­ тации на новый цветной телевизор «Рубин 707П» и накоп­ ленного опыта организации производства цветных теле­ визоров в СССР Варшавский телевизионный завод осво­ ил уже в 1973 г. массовое производство этого телевизора, используя впредь до сооружения собственных цехов узлы и детали, получаемые с московского завода в порядке ко­

оперирования.

Курс на углубление экономического сотрудничества со странами СЭВ на долгосрочной основе выдвигает мно­ гочисленные теоретические и практические вопросы, разработка которых найдет отражение в соответствую­ щих разделах народнохозяйственных и отраслевых пла­

нов.

Все большее значение в сотрудничестве приобретают такие международные научные центры как Международ­ ный центр научной и технической информации стран СЭВ, Институт СЭВ по стандартизации и другие органы совместной научно-технической деятельности.

Углубление производственных взаимосвязей между странами — членами СЭВ в текущем пятилетии можно рассматривать лишь как первый шаг в решении важных и сложных задач развития международной специализа­

ции и кооперирования производства.

Международное значение Комплексной программы со­ циалистической экономической интеграции заключено и в ее притягательной силе. Это — пример международного разделения труда нового, социалистического типа. По­ следовательное осуществление программы ознаменует новую победу в историческом соревновании социализма

с капитализмом.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

4-1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

Функция управления во всех досоциалистических об­ щественных формациях — это функция принуждения, эк­ сплуатации класса, лишенного средств производства, классом, захватившим эти средства и владеющим ими. По этому поводу К. Маркс писал: «Управление капита­ листа есть не только особая функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда и относя­ щаяся к этому последнему, оно есть в то же время функ­ ция эксплуатации общественного процесса труда...» 1

В СССР трудящиеся под руководством Коммунисти­ ческой партии впервые в истории начали управлять хо­ зяйством, опираясь на общественную собственность на средства производства. Вместе с этим коренным образом изменилось и само управление как общественная функ­ ция. Оно стало совершенно отличным по своему соци­ ально-экономическому содержанию и целевой направлен­ ности, принципиальным основам и конкретным формам, проявляемым на разных этапах развития советской эко­ номики.

Интересы хозяйства и советского общества едины и воплощаются в политике Коммунистической партии. Как руководящая сила советского народа, Коммунистическая партия направляет развитие страны и организует непре­ рывный подъем хозяйства, опираясь на поддержку мил­ лионных масс трудящихся. Следовательно, решение хо­ зяйственных задач неотделимо от политики партии. Политическое и хозяйственное единство составляет прин­ ципиальную основу организации управления советской промышленностью.

1 Маркс К■и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 23, с. 343.

87


В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии по вопросу о совершенствовании системы управления эко­ номикой указывается: «Речь идет, по существу, о том, как нам лучше организовать деятельность общества по уско­ рению экономического и социального развития, обеспечить наиболее полное использование имеющихся возможностей, еще теснее объединить сотни тысяч коллективов, десятки миллионов трудящихся вокруг главных целей партийной политики. Следовательно, вопросы управления затраги­ вают не только узкий круг руководителей и специалистов, но и все партийные, советские, хозяйственные организа­ ции, все коллективы трудящихся. Это означает, что улуч­ шение управления — важная составная часть всей дея­ тельности партии по руководству экономикой» '.

Качество хозяйственного руководства зависит от то­ го, насколько оно своевременно и умело мобилизует широкие массы для решения хозяйственно-политических задач. Партия учит тому, чтобы умело сочетать полити­ ческую и хозяйственную работу, вести непримиримую борьбу с узковедомственными, местническими тенден­ циями и другими недостатками.

Важной формой проявления активности масс являет­ ся социалистическое соревнование за выполнение и пе­ ревыполнение производственных планов, за внедрение новой техники, научную организацию труда, повышение производительности труда, улучшение качества продук­ ции, повышение рентабельности производства.

Сосредоточение средств производства в руках Со­ ветского государства позволило организовать впервые в истории единое руководство всем общественным произ­ водством через систему централизованного планирования. Социалистическое планирование основано на исполь­ зовании научных данных, учете, перспективы научно-тех­ нического прогресса и сознательном использовании дей­ ствия объективных экономических законов.

Централизованное руководство народным хозяйством обеспечивает планомерное, пропорциональное развитие всех взаимосвязанных между собой отраслей. Преиму­ щество плановой социалистической экономики подтвер­ ждается огромными результатами, достигнутыми СССР

на всех этапах развития. .1

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 65.

88

Единство государственного планирования позволяет Советскому Союзу сконцентрировать усилия и средства для решения важнейших задач развития народного хо­ зяйства. К числу таких задач следует отнести и развитие радиоэлектроники со всеми характерными для нее многоотраслевыми связями, требующими координации в государственном масштабе.

Раскрывая значение централизма в управлении со­ циалистическим хозяйством, В. И. Ленин подчеркивал его демократический характер.

Ленинский принцип демократического централизма выражается в сочетании централизованного руководства промышленностью с оперативной хозяйственной са­ мостоятельностью предприятий. Советский демократизм предполагает широкое участие трудящихся в управлении хозяйством.

Важное место в основах управления социалистичес­ ким хозяйством занимает единоначалие. «...Всякая круп­ ная машинная индустрия, — писал В. И. Ленин, — т. е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма — требует безусловного и стро­ жайшего единства воли, направляющей совместную ра­ боту сотен, тысяч и десятков тысяч людей» *.

Единоначалие означает наделение руководителя все­ ми необходимыми правами и в то же время возложение на него ответственности за все стороны работы поручен­ ного участка,

На основе строгого соблюдения принципа единонача­ лия на предприятиях построено управление всеми звень­ ями производства, вплоть до участков. Важное значение имеет единоначалие и в организации отраслевого руко­ водства.

Министерство СССР организует свою работу на осно­ ве сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуж­ дении и решении всех вопросов по руководству отраслью, с установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение определенных заданий. В министерстве

СССР образуется Коллегия в составе министра (пред­ седатель), его заместителей и других руководящих ра­ ботников министерства. Коллегия является совещатель­

ным

органом.

Министр

СССР

несет

персональную1

1

Ленин В. И.

Поли. собр.

соч. Изд. 5,

т. 36, с.

200.

89