Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
KP2 iCpl |
|
(3-5) |
||
(Cpi + CTpi) — (CP2 + CTp2) |
||||
|
||||
( C p l + C Tpi) — |
( C p2 + C Tp2) |
__ |
1 |
|
8 = |
- k pi |
~ |
(3-6) |
|
k P2 |
У |
где T — срок окупаемости капитальных вложений; KPi и КР 2 — капитальные вложения по сравниваемым вариан там с учетом районных различий, включая вложения в сопряженные отрасли и транспорт; (CPi+ CTPi) и (Ср2+ Ч-Стрг) — себестоимость годовой продукции и транспорт ные расходы по доставке ее в районы потребления по сравниваемым вариантам с учетом районных различий; е — коэффициент сравнительной экономической эффек тивности капитальных вложений.
При расчете сравнительной экономической эффектив ности необходимо сопоставить найденный срок окупае мости или коэффициент эффективности дополнительных капитальных вложений с нормативными значениями этих
показателей (см. § 10-2).
В случае сравнения нескольких вариантов размеще ния можно пользоваться формулами приведенных затрат
(см. § 10-2).
3-6. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ В ПЛАНЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
В настоящее время заложен фундамент новой много гранной области специализации и кооперирования в меж дународном масштабе — между странами — членами Со вета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). XXV сессия СЭВ (27—29 июля 1971 г.) приняла обширную К о м п л е к с н у ю п р о г р а м м у дальнейшего углубления и со вершенствования сотрудничества и развития социалисти ческой экономической интеграции стран — членов СЭВ.
Важным средством дальнейшего углубления и совер шенствования экономического и научно-технического со трудничества является планомерное расширение между народной специализации и кооперирования в области производства, науки и техники. При этом решающее зна чение имеет долгосрочный характер Комплексной про граммы, рассчитанной на 15—20 лет и предусматриваю-
82
Щей необходимые экономические и организационные ме роприятия, которые будут осуществлены поэтапно. Эти условия придают специализации и кооперированию ус тойчивый характер, позволяют заложить долгосрочные основы последовательного углубления процесса специа лизации и непрерывного расширения кооперации.
Разделение труда и кооперирование между страна ми— членами СЭВ обеспечивается централизованным государственным планированием, осуществляемым в этих странах. Основой долгосрочного кооперирования в об ласти исследований и производства служит глубокое зна ние прогнозов научно-технического развития.
XXVI сессия СЭВ рекомендовала странам-участницам провести в 1972—1974 гг. координацию народнохозяй
ственных |
планов |
на следующую пятилетку |
(1976— |
1980 гг.) |
в тесной |
взаимной увязке с работами, |
проводи |
мыми по координации планов на длительную перспекти ву. Это позволит выявить уже в ближайшее время общие очертания грандиозной программы экономического со трудничества.
Комплексная программа социалистической экономи ческой интеграции построена на использовании преиму ществ плановой экономики; делается упор на плановое координированное развитие производства и решение про блем научно-технического прогресса. Координация носит комплексный характер — от научных исследований и со здания опытных образцов новой техники и далее через координацию капитальных вложений до освоения произ водства и сбыта продукции.
Всоответствии с Комплексной программой социалис тическая экономическая интеграция осуществляется прежде всего путем координации планов. При этом ис пользуется опыт предыдущих лет, когда координация проводилась путем одноразового согласования пятилет них планов. В новой фазе процесса интеграции координа ция приобретает непрерывный и комплексный характер со всеми вытекающими из этого преимуществами.
Втекущем пятилетии предстоит широкое разверты вание сотрудничества СССР со странами СЭВ, особенно
вчасти совместного эффективного использования научнотехнического потенциала стран содружества. С этой целью устанавливается более тесное кооперирование научноисследовательских, проектно-конструкторских, техноло
гии,еских организаций и предприятий Советского Союза
83
и других стран СЭВ в области разработки и освоения новых видов изделий, комплектующих деталей, узлов и другой продукции. Наряду с этим предусматривается в больших масштабах организация специализации и ко оперирования промышленности СССР с другими страна ми СЭВ в изготовлении и поставке узлов и деталей для целого ряда изделий.
Особое внимание уделяется развитию специализации и расширению производственной кооперации в ведущих отраслях, определяющих общее развитие народного хо зяйства, в том числе в радиоэлектронике.
На пятилетие 1971—1975 гг. намечены следующие на правления и задачи развития сотрудничества в области радиотехнической и электронной промышленности:
страны — члены СЭВ будут углублять и расширять сотрудничество в разработке, производстве и применении современных электронных вычислительных машин, а так же в разработке программно- и информационно-совмес
тимых систем управления; разработать концепцию взаимоувязанной автомати
зированной комплексной системы связи для передачи всех видов информации, а также программу ее реализации; для обеспечения все возрастающих нужд соответ ствующих отраслей народного хозяйства полным ассорти ментом электронных приборов, деталей и узлов, в первую очередь полупроводниковыми приборами и микроэлект ронными схемами, проводить работу по специализации и
кооперированию производства этой продукции; провести в 1971—1975 гг. на основе специализации и
кооперирования производства работы по совершенствова нию комплекса аппаратуры, входящей в оистему цветного телевидения, и ее внедрению в странах — членов СЭВ, а также по освоению крупносерийного производства цвет
ных кинескопов; разработать и приступить к внедрению в производство
до 1975 г. системы автоматизации процессов измерения, контроля и испытания, расширить ассортимент цифровых автоматизированных радиоэлектронных измерительных приборов на основе специализации и кооперирования
производства; разработать для нужд гражданской авиации систему
автоматического управления воздушным движением, а также предложения по научно-техническому сотрудниче ству в этой области и по специализации и кооперирова
84
нию производства аппаратуры, входящей в эту систему; провести в 1971-—1975 гг. работы по специализации и кооперированию производства, а также ассортиментному обмену современных типов радиотехнических товаров
бытового назначения.
Вступление в действие намеченной программы работ сказалось незамедлительно в получении эффективных результатов.
В качестве одного из первых итогов организации круп ных совместных работ, достигнутых уже в 1973 г., можно указать на создание Единой системы электронных вычис лительных машин социалистических стран (ЕС ЭВМ, демонстрировавшихся на выставке «ЕС ЭВМ—73»), Они представляют собой семейство машин третьего поколе ния, основаны на применении интегральных схем и обе спечивают высокие эксплуатационные показатели.
Решение этой задачи в первоочередном порядке впол не объяснимо постоянно возрастающей ролью вычисли тельной техники и ее значением в построении автомати зированных систем управления.
Разработка Единой системы шла под знаком объеди нения усилий социалистических стран (Болгарии, Венг рии, ГДР, Польши, СССР, Чехословакии) в условиях, когда каждая из них имела уже известный накопленный научно-технический опыт и задел в проектировании и про изводстве вычислительной техники. Именно объединение знаний и производственных возможностей позволили ре шить сложную научно-техническую задачу.
Единая система построена на общей структурной, кон структорско-технологической и электронной основе, сов местимом программйровании, унифицированном составе внешних устройств.
Программная совместимость ЕС ЭВМ сделала воз можным создание единой системы математического обес печения (СМО ЕС), которая в дальнейшем своем разви тии позволит принять типовые решения и значительно сократит затраты на эти цели.
Унификация большинства конструктивных элементов машин является хорошей предпосылкой для специализа ции и кооперирования производства при массовом вы пуске.
Наряду с созданием ЕС ЭВМ можно сослаться в ка честве примера и на успешное сотрудничество в других
85
областях, в частности, в области специализации и коопе рирования производства цветных телевизоров.^
В результате передачи Польше технической докумен тации на новый цветной телевизор «Рубин 707П» и накоп ленного опыта организации производства цветных теле визоров в СССР Варшавский телевизионный завод осво ил уже в 1973 г. массовое производство этого телевизора, используя впредь до сооружения собственных цехов узлы и детали, получаемые с московского завода в порядке ко
оперирования.
Курс на углубление экономического сотрудничества со странами СЭВ на долгосрочной основе выдвигает мно гочисленные теоретические и практические вопросы, разработка которых найдет отражение в соответствую щих разделах народнохозяйственных и отраслевых пла
нов.
Все большее значение в сотрудничестве приобретают такие международные научные центры как Международ ный центр научной и технической информации стран СЭВ, Институт СЭВ по стандартизации и другие органы совместной научно-технической деятельности.
Углубление производственных взаимосвязей между странами — членами СЭВ в текущем пятилетии можно рассматривать лишь как первый шаг в решении важных и сложных задач развития международной специализа
ции и кооперирования производства.
Международное значение Комплексной программы со циалистической экономической интеграции заключено и в ее притягательной силе. Это — пример международного разделения труда нового, социалистического типа. По следовательное осуществление программы ознаменует новую победу в историческом соревновании социализма
с капитализмом.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
4-1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
Функция управления во всех досоциалистических об щественных формациях — это функция принуждения, эк сплуатации класса, лишенного средств производства, классом, захватившим эти средства и владеющим ими. По этому поводу К. Маркс писал: «Управление капита листа есть не только особая функция, возникающая из самой природы общественного процесса труда и относя щаяся к этому последнему, оно есть в то же время функ ция эксплуатации общественного процесса труда...» 1
В СССР трудящиеся под руководством Коммунисти ческой партии впервые в истории начали управлять хо зяйством, опираясь на общественную собственность на средства производства. Вместе с этим коренным образом изменилось и само управление как общественная функ ция. Оно стало совершенно отличным по своему соци ально-экономическому содержанию и целевой направлен ности, принципиальным основам и конкретным формам, проявляемым на разных этапах развития советской эко номики.
Интересы хозяйства и советского общества едины и воплощаются в политике Коммунистической партии. Как руководящая сила советского народа, Коммунистическая партия направляет развитие страны и организует непре рывный подъем хозяйства, опираясь на поддержку мил лионных масс трудящихся. Следовательно, решение хо зяйственных задач неотделимо от политики партии. Политическое и хозяйственное единство составляет прин ципиальную основу организации управления советской промышленностью.
1 Маркс К■и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т. 23, с. 343.
87
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии по вопросу о совершенствовании системы управления эко номикой указывается: «Речь идет, по существу, о том, как нам лучше организовать деятельность общества по уско рению экономического и социального развития, обеспечить наиболее полное использование имеющихся возможностей, еще теснее объединить сотни тысяч коллективов, десятки миллионов трудящихся вокруг главных целей партийной политики. Следовательно, вопросы управления затраги вают не только узкий круг руководителей и специалистов, но и все партийные, советские, хозяйственные организа ции, все коллективы трудящихся. Это означает, что улуч шение управления — важная составная часть всей дея тельности партии по руководству экономикой» '.
Качество хозяйственного руководства зависит от то го, насколько оно своевременно и умело мобилизует широкие массы для решения хозяйственно-политических задач. Партия учит тому, чтобы умело сочетать полити ческую и хозяйственную работу, вести непримиримую борьбу с узковедомственными, местническими тенден циями и другими недостатками.
Важной формой проявления активности масс являет ся социалистическое соревнование за выполнение и пе ревыполнение производственных планов, за внедрение новой техники, научную организацию труда, повышение производительности труда, улучшение качества продук ции, повышение рентабельности производства.
Сосредоточение средств производства в руках Со ветского государства позволило организовать впервые в истории единое руководство всем общественным произ водством через систему централизованного планирования. Социалистическое планирование основано на исполь зовании научных данных, учете, перспективы научно-тех нического прогресса и сознательном использовании дей ствия объективных экономических законов.
Централизованное руководство народным хозяйством обеспечивает планомерное, пропорциональное развитие всех взаимосвязанных между собой отраслей. Преиму щество плановой социалистической экономики подтвер ждается огромными результатами, достигнутыми СССР
на всех этапах развития. .1
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 65.
88
Единство государственного планирования позволяет Советскому Союзу сконцентрировать усилия и средства для решения важнейших задач развития народного хо зяйства. К числу таких задач следует отнести и развитие радиоэлектроники со всеми характерными для нее многоотраслевыми связями, требующими координации в государственном масштабе.
Раскрывая значение централизма в управлении со циалистическим хозяйством, В. И. Ленин подчеркивал его демократический характер.
Ленинский принцип демократического централизма выражается в сочетании централизованного руководства промышленностью с оперативной хозяйственной са мостоятельностью предприятий. Советский демократизм предполагает широкое участие трудящихся в управлении хозяйством.
Важное место в основах управления социалистичес ким хозяйством занимает единоначалие. «...Всякая круп ная машинная индустрия, — писал В. И. Ленин, — т. е. именно материальный, производственный источник и фундамент социализма — требует безусловного и стро жайшего единства воли, направляющей совместную ра боту сотен, тысяч и десятков тысяч людей» *.
Единоначалие означает наделение руководителя все ми необходимыми правами и в то же время возложение на него ответственности за все стороны работы поручен ного участка,
На основе строгого соблюдения принципа единонача лия на предприятиях построено управление всеми звень ями производства, вплоть до участков. Важное значение имеет единоначалие и в организации отраслевого руко водства.
Министерство СССР организует свою работу на осно ве сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуж дении и решении всех вопросов по руководству отраслью, с установлением точной ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и выполнение определенных заданий. В министерстве
СССР образуется Коллегия в составе министра (пред седатель), его заместителей и других руководящих ра ботников министерства. Коллегия является совещатель
ным |
органом. |
Министр |
СССР |
несет |
персональную1 |
1 |
Ленин В. И. |
Поли. собр. |
соч. Изд. 5, |
т. 36, с. |
200. |
89