Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ответственность за выполнение возложенных на мини­ стерство задач и обязанностей. Решения Коллегии про­ водятся в жизнь, как правило, приказами министра.

Единоначалие означает единство распоряжения и ответственности, но не исключает, а предполагает ши­ рокое привлечение трудящихся к управлению. Укрепле­ ние единоначалия и трудовой дисциплины составляет постоянную заботу партии.

Последовательное претворение в жизнь ленинских принципов управления привело к формированию ком­ мунистического стиля работы, что означает необходи­ мость решительной борьбы с любыми проявлениями зазнайства, самоуспокоенности и равнодушия, нетерпи­ мое отношение к местничеству, смелое развитие критики недостатков, беспощадное изжитие бюрократизма, в чем бы он ни проявлялся.

4-2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРИНЦИПУ

При -неизменности принципиальных основ управления социалистическим хозяйством, выработанных Коммунис­ тической партией, формы управления промышленностью постоянно совершенствуются и подчиняются задачам, которые ставятся перед промышленностью и ее отдель­ ными отраслями на различных этапах развития совет­ ской экономики. Изменение организационных форм диктуется и ходом развития самой промышленности, ее отраслевой структуры, непрерывным отпочкованием и обособлением новых отраслей в результате углубления процесса специализации. Вместе с этим усложняется и задача координации производственной взаимосвязи между отдельными отраслями и районами страны.

Управление радиопромышленностью до выделения ее в качестве самостоятельной отрасли неоднократно меня­ лось. Радиопроизводства, существовавшие к началу Ве­ ликой Октябрьской социалистической революции, были подчинены радиоотделу сектора связи Высшего Совета народного хозяйства, образованного в 1918 г. В после­ дующий период организации трестов, а затем отраслевых производственных объединений радиопроизводства на­ ходились в составе электротехнической и выделившейся из нее слаботочной промышленности. В период сущест­

90

вования отраслевых промышленных народных комисса­ риатов, а позже министерств радиопроизводства входили разновременно в состав ряда отраслей, в том числе тя­ желой промышленности, электропромышленности и др. и, наконец, были выделены в самостоятельную отрасль — Министерство промышленности средств связи. В даль­ нейшем это министерство было реорганизовано в Минис­ терство радиотехнической промышленности.

В 1957 г. управление промышленностью было установ­ лено по территориальному принципу — через советы на­ родного хозяйства экономических районов — совнархозы. Это дало некоторые положительные результаты: лучшее использование местных ресурсов, организация внутри­ районного кооперирования производств, создание цент­ рализованных производств по отдельным видам полу­ фабрикатов для обеспечения различных предприятий независимо от их отраслевой принадлежности.

Однако наряду с этим выявились и крупные недостат­ ки. Было нарушено единство отраслевого руководства. Управление отраслью, раздробленное по многочислен­ ным районам, отрицательно влияло на развитие отрасле­ вой специализации, затрудняло конкретное техническое руководство предприятиями. Управление техническим

развитием, сосредоточенное в отраслевых комитетах

(по радиопромышленности — Государственный

комитет

Совета Министров СССР по радиоэлектронике),

и под­

чиненные им научно-исследовательские организации ока­ зались по существу оторванными от производства. Это сдерживало внедрение научно-технических достижений.

В создавшихся условиях переход к отраслевой систе­ ме управления промышленностью стал совершенно необ­ ходимым. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение о перестройке управления промышлен­ ностью по отраслевому принципу. Этим решением обес­ печивается единство руководства производством, тех­ ническим развитием, экономикой и научными исследо­ ваниями в каждой отрасли.

В основу организации отраслевых органов управле­ ния промышленностью было положено следующее:

по отраслям машиноприборостроения, в которых особенно важное значение имеет единство технического руководства в масштабе всей страны для проведения' унификации и стандартизации изделий, узлов, деталей и поддержания качества на уровне мировой науки и тех-

91


ники, созданы общесоюзные министерства, в том числе ■Министерство радиопромышленности. По другим отрас­ лям промышленности организованы союзно-республи­ канские министерства и одноименные министерства в соответствующих союзных республиках;

по отраслям промышленности республиканского под­ чинения, в том числе местной промышленности, имеющей большое значение для обслуживания населения, вопрос об установлении органов управления в форме минис­ терств или хозяйственных объединений решается сами­ ми республиками.

Переход к отраслевому принципу руководства про­ мышленностью не умаляет роли союзных республик в планировании и развитии промышленности. Им предос­ тавлены новые права в области планирования, капиталь­ ного строительства, финансирования, труда и заработной платы.

В законе об изменении системы органов управления промышленностью, принятом Верховным Советом СССР

2 октября 1965 г. (ст. 7), говорится: «Для обеспечения территориального планирования развития промышленно* го производства при отраслевом принципе управления промышленностью установить, что проекты планов разви­ тия народного хозяйства республик по всем отраслям про­ мышленности союзно-республиканского и республикан­ ского подчинения, а также предложения по проектам планов производства продукции (кроме оборонной) на предприятиях общесоюзных министерств, находящихся на территории республик, разрабатываются Госпланами союзных республик.

Госпланы союзных республик рассматривают также возникающие в ходе выполнения плана вопросы меж­ отраслевого характера по промышленности, расположен­ ной на территории союзной республики, и разрабатывают предложения по этим вопросам».

Организацию отраслевых промышленных министерств общесоюзного и союзно-республиканского значения нель­ зя рассматривать как простой возврат к системе управле­ ния промышленностью, существовавшей до 1957 г. Дело в том, что реорганизация управления промышленностью совпала по времени с не менее важными по своим мас­ штабам и значению мероприятиями, проводимыми парти­ ей и правительством в области улучшения планирования|

92

усиления экономических методов руководства, хозяйст­ венного расчета, экономического стимулирования.

Министерство СССР, одноименные министерства союзных республик (если это союзно-республиканское министерство), подчиненные им предприятия, организа­ ции и учреждения образуют в совокупности единую сис­ тему соответствующего министерства.

Общее положение о министерствах СССР предусмат­ ривает дальнейшее расширение прав министров СССР, совершенствование стиля работы министерств по руко­

водству отраслями народного хозяйства.

Министерство СССР является центральным органом государственного управления, осуществляющим руковод­ ство соответствующей отраслью народного хозяйства.

Министерство СССР несет перед партией, государст­ вом и народом ответственность за состояние и дальней­ шее развитие отрасли, научно-технический прогресс и технический уровень производства, качество выпускаемой продукции и за наиболее полное удовлетворение потреб­

ностей страны во всех видах продукции отрасли. Главными задачами министерства СССР являются: обеспечение всемерного развития порученной ему от­

расли как составной части народного хозяйства страны, высоких темпов развития производства и роста произ­ водительности труда на основе научно-технического про­ гресса в целях наиболее полного удовлетворения потреб­ ностей народного хозяйства и обороны страны во всех

видах продукции; выполнение заданий государственного плана и обес­

печение строгого соблюдения государственной дисцип­

лины; обеспечение при минимальных затратах обществен­

ного труда производства высококачественной продукции, повышение эффективности производства, улучшение ис­ пользования основных фондов, трудовых, материальных

и финансовых ресурсов; проведение единой технической политики в отрасли,

внедрение новейших достижений науки и техники и пере­ дового опыта и обеспечение высоких технико-экономиче­

ских показателей производства; рациональное использование капитальных вложений

и повышение их эффективности, снижение стоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод в

действие производственных мощностей и основных фон­

03


дов, а также освоение в короткие сроки производствен­ ных мощностей;

внедрение научной организации труда и управления, обеспечение предприятий, организаций и учреждений системы министерства квалифицированными кадрами, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую рабо­ ту молодых, хорошо зарекомендовавших себя специали­ стов;

улучшение жилищных и культурно-бытовых условий рабочих и служащих, создание безопасных условий труда на производстве.

Указанное Общее положение четко разграничивает и определяет функции министерства СССР в области пла­ нирования, науки и техники, капитального строительства, материально-технического снабжения, финансов и креди­ та, кадров, труда и заработной платы, экономических, научно-технических и культурных связей с зарубежными странами.

Совет Министров СССР утверждает структуру и чис­ ленность работников центрального аппарата министер­ ства.

В состав аппарата министерства входят главные от­ раслевые управления, образуемые по производственному принципу и ответственные за все стороны деятельности подчиненных им предприятий и организаций, и функцио­ нальные управления и отделы, ответственные за выпол­ нение определенных функций.

Министерства должны обеспечить правильное сочета­ ние экономических и административных методов руко­ водства, наиболее полное использование таких экономи­ ческих рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит и др.

Экономическая реформа, предусмотренная решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, и введение в действие Положения о социалистическом государствен­ ном производственном предприятии (утвержденного По­ становлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965'г. § 731) существенным образом меняют взаимоот­ ношения между предприятиями и вышестоящими органа­ ми-министерствами. Расширены права предприятий по распоряжению оборотными средствами, амортизацион­ ными отчислениями, средствами, вырученными от реа­ лизации выбывших и излишних основных фондов. Пред­ приятия самостоятельно утверждают структуру и штаты,

94

Сметы административно-управленческих расходов и ре­ шают ряд других производственно-технических вопросов. Расширение оперативной самостоятельности предприятий в сочетании с новой системой экономического стимулиро­ вания создали условия для развертывания хозяйственной инициативы и повышения заинтересованности коллек­ тива и каждого работника в повышении качества работы производства, его эффективности, рентабельности.

Вместе с перестройкой управления промышленностью соответствующие изменения внесены и в другие руково­ дящие органы. Усиление роли Госплана как центрально­ го органа, координирующего развитие всех отраслей, и, с другой стороны, широкое привлечение союзных респуб­ лик к планированию хозяйства нашли отражение в преоб­ разовании Государственного планового комитета СССР

(ранее подчиненного ВСНХ СССР) в союзно-республи­ канский Государственный плановый комитет (Госплан

СССР), подчиненный непосредственно Совету Министров

СССР.

Государственный комитет по координации научно-ис­ следовательских работ СССР преобразован в общесоюз­ ный Государственный комитет Совета Министров СССР

по науке и технике. На него возложены подготовка сов­ местно с Академией наук СССР предложений по основ­ ным направлениям развития науки и техники в стране организация разработок межотраслевых научно-техни­ ческих проблем, обеспечение научно-технической инфор­ мации, контроль за внедрением достижений науки и тех­ ники в народное хозяйство, а также осуществление связей с зарубежными странами по вопросам научно-тех­ нического сотрудничества.

Образован союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техни­ ческому снабжению с возложением на него определен­ ных функций (ем. § 5-3). Соответственно этому в союзных республиках созданы главные управления материальнотехнического снабжения (подчиненные советам минист­ ров союзных республик и Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению), которые осуществляют непосредственное

руководство территориальными органами материальнотехнического снабжения.

Государственный комитет по делам строительства

СССР преобразован в союзно-республиканский Государ-

95


СТвенный комитет Совета Министров С С С Р по Делам строительства (Госстрой СССР).

4-3. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

После реорганизации системы управления промыш­ ленностью по отраслевому принципу наступил новый пе­ риод развития форм управления.

Исходя из задач, поставленных в девятой пятилетке, XXIV съезд КПСС вынес решение: «Продолжить совер­ шенствование управления народным хозяйством. Обес­ печить переход в промышленности на двух- и трехзвен­ ную систему управления...

Совершенствовать работу среднего звена отраслевого управления хозяйством. Усилить работу по концентра­ ции и кооперированию производства, специализации предприятий и рационализации хозяйственных связей между ними,'по созданию крупных объединений и комби­ натов с учетом особенностей отдельных отраслей» Г

Претворяя в жизнь это решение, ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением (от 2 марта 1973 г. № 139) «О некоторых мероприятиях по дальнейшему со­ вершенствованию управления промышленностью» обяза­ ли министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик с целью приближения руководства к производству и повышения оперативности и гибкости управленческого аппарата создать производственные объединения, всесоюзные и республиканские промыш­ ленные объединения.

Предлагаемые меры опираются на опыт создания за предыдущий период сети производственных объединений в ряде отраслей промышленности, в том числе в радио­ промышленности (объединение «Радиотехника» и др.).

В основу организации объединений должен быть по­ ложен принцип концентрации производства при одно­ временном углублении процесса специализации и расши­ рении круга кооперированных производств. Практически это означает подготовку базы для развития крупного производства. Объединение в одном хозяйственном ком­ плексе производства, научно-исследовательских, про­ ектно-конструкторских, технологических и других орга-1

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 297.

96

иизаций будет способствовать ускорению всего цикла разработки и освоения новой техники и повышению на этой основе производительности труда, качества про­ дукции при одновременном снижении ее себестоимости.

Переход на вновь установленные формы управления должен быть совершен в 1973—1975 гг. на основе внед­ рения предложенных двухзвенной и трехзвенной систем управления.

Применительно к условиям общесоюзных минис­ терств, к числу которых относится и Министерство радио­ промышленности, это означает:

двухзвенная система: общесоюзное министерство (ве­ домство) СССР — производственное объединение (ком­ бинат), предприятие;

трехзвенная система: общесоюзное министерство (ве­ домство) СССР — всесоюзное промышленное объедине­ ние— производственное объединение (комбинат), пред­ приятие.

В зависимости от особенностей отрасли (подотрасли) промышленности управление может быть организовано министерством одновременно по двухзвенной и трехзвен­ ной системам.

Указанные системы применяются в условиях союзно-республикан­ ских и республиканских министерств с учетом особенностей их по­ строения. В виде исключения с разрешения Совета Министров СССР

для некоторых отраслей промышленности союзно-республиканского подчинения может быть предусмотрена четырехзвениая система уп­ равления.

С переходом на двухзвенную и трехзвенную системы управления упраздняются существовавшие до этого в общесоюзных министерствах промышленности главные производственные (отраслевые) управления (главки). Этим самым устраняется многоступенчатость в руко­ водстве отраслями. Решение большинства производ­ ственно-хозяйственных вопросов теперь перемещается в объединения (на предприятия). Одновременно решается

ивопрос о переходе от административных методов ру­ ководства к экономическим методам. Упраздняемые главки — это административные органы, которые содер­ жатся за счет бюджета. Заменяющие их промышленные объединения действуют на началах хозяйственного рас­ чета, распоряжаются материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами всех подчиненных подразделений

инесут полную ответственность за результаты их про-

4— 3G29

97