Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
ответственность за выполнение возложенных на мини стерство задач и обязанностей. Решения Коллегии про водятся в жизнь, как правило, приказами министра.
Единоначалие означает единство распоряжения и ответственности, но не исключает, а предполагает ши рокое привлечение трудящихся к управлению. Укрепле ние единоначалия и трудовой дисциплины составляет постоянную заботу партии.
Последовательное претворение в жизнь ленинских принципов управления привело к формированию ком мунистического стиля работы, что означает необходи мость решительной борьбы с любыми проявлениями зазнайства, самоуспокоенности и равнодушия, нетерпи мое отношение к местничеству, смелое развитие критики недостатков, беспощадное изжитие бюрократизма, в чем бы он ни проявлялся.
4-2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ ПО ОТРАСЛЕВОМУ ПРИНЦИПУ
При -неизменности принципиальных основ управления социалистическим хозяйством, выработанных Коммунис тической партией, формы управления промышленностью постоянно совершенствуются и подчиняются задачам, которые ставятся перед промышленностью и ее отдель ными отраслями на различных этапах развития совет ской экономики. Изменение организационных форм диктуется и ходом развития самой промышленности, ее отраслевой структуры, непрерывным отпочкованием и обособлением новых отраслей в результате углубления процесса специализации. Вместе с этим усложняется и задача координации производственной взаимосвязи между отдельными отраслями и районами страны.
Управление радиопромышленностью до выделения ее в качестве самостоятельной отрасли неоднократно меня лось. Радиопроизводства, существовавшие к началу Ве ликой Октябрьской социалистической революции, были подчинены радиоотделу сектора связи Высшего Совета народного хозяйства, образованного в 1918 г. В после дующий период организации трестов, а затем отраслевых производственных объединений радиопроизводства на ходились в составе электротехнической и выделившейся из нее слаботочной промышленности. В период сущест
90
вования отраслевых промышленных народных комисса риатов, а позже министерств радиопроизводства входили разновременно в состав ряда отраслей, в том числе тя желой промышленности, электропромышленности и др. и, наконец, были выделены в самостоятельную отрасль — Министерство промышленности средств связи. В даль нейшем это министерство было реорганизовано в Минис терство радиотехнической промышленности.
В 1957 г. управление промышленностью было установ лено по территориальному принципу — через советы на родного хозяйства экономических районов — совнархозы. Это дало некоторые положительные результаты: лучшее использование местных ресурсов, организация внутри районного кооперирования производств, создание цент рализованных производств по отдельным видам полу фабрикатов для обеспечения различных предприятий независимо от их отраслевой принадлежности.
Однако наряду с этим выявились и крупные недостат ки. Было нарушено единство отраслевого руководства. Управление отраслью, раздробленное по многочислен ным районам, отрицательно влияло на развитие отрасле вой специализации, затрудняло конкретное техническое руководство предприятиями. Управление техническим
развитием, сосредоточенное в отраслевых комитетах |
|
(по радиопромышленности — Государственный |
комитет |
Совета Министров СССР по радиоэлектронике), |
и под |
чиненные им научно-исследовательские организации ока зались по существу оторванными от производства. Это сдерживало внедрение научно-технических достижений.
В создавшихся условиях переход к отраслевой систе ме управления промышленностью стал совершенно необ ходимым. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение о перестройке управления промышлен ностью по отраслевому принципу. Этим решением обес печивается единство руководства производством, тех ническим развитием, экономикой и научными исследо ваниями в каждой отрасли.
В основу организации отраслевых органов управле ния промышленностью было положено следующее:
по отраслям машиноприборостроения, в которых особенно важное значение имеет единство технического руководства в масштабе всей страны для проведения' унификации и стандартизации изделий, узлов, деталей и поддержания качества на уровне мировой науки и тех-
91
ники, созданы общесоюзные министерства, в том числе ■Министерство радиопромышленности. По другим отрас лям промышленности организованы союзно-республи канские министерства и одноименные министерства в соответствующих союзных республиках;
по отраслям промышленности республиканского под чинения, в том числе местной промышленности, имеющей большое значение для обслуживания населения, вопрос об установлении органов управления в форме минис терств или хозяйственных объединений решается сами ми республиками.
Переход к отраслевому принципу руководства про мышленностью не умаляет роли союзных республик в планировании и развитии промышленности. Им предос тавлены новые права в области планирования, капиталь ного строительства, финансирования, труда и заработной платы.
В законе об изменении системы органов управления промышленностью, принятом Верховным Советом СССР
2 октября 1965 г. (ст. 7), говорится: «Для обеспечения территориального планирования развития промышленно* го производства при отраслевом принципе управления промышленностью установить, что проекты планов разви тия народного хозяйства республик по всем отраслям про мышленности союзно-республиканского и республикан ского подчинения, а также предложения по проектам планов производства продукции (кроме оборонной) на предприятиях общесоюзных министерств, находящихся на территории республик, разрабатываются Госпланами союзных республик.
Госпланы союзных республик рассматривают также возникающие в ходе выполнения плана вопросы меж отраслевого характера по промышленности, расположен ной на территории союзной республики, и разрабатывают предложения по этим вопросам».
Организацию отраслевых промышленных министерств общесоюзного и союзно-республиканского значения нель зя рассматривать как простой возврат к системе управле ния промышленностью, существовавшей до 1957 г. Дело в том, что реорганизация управления промышленностью совпала по времени с не менее важными по своим мас штабам и значению мероприятиями, проводимыми парти ей и правительством в области улучшения планирования|
92
усиления экономических методов руководства, хозяйст венного расчета, экономического стимулирования.
Министерство СССР, одноименные министерства союзных республик (если это союзно-республиканское министерство), подчиненные им предприятия, организа ции и учреждения образуют в совокупности единую сис тему соответствующего министерства.
Общее положение о министерствах СССР предусмат ривает дальнейшее расширение прав министров СССР, совершенствование стиля работы министерств по руко
водству отраслями народного хозяйства.
Министерство СССР является центральным органом государственного управления, осуществляющим руковод ство соответствующей отраслью народного хозяйства.
Министерство СССР несет перед партией, государст вом и народом ответственность за состояние и дальней шее развитие отрасли, научно-технический прогресс и технический уровень производства, качество выпускаемой продукции и за наиболее полное удовлетворение потреб
ностей страны во всех видах продукции отрасли. Главными задачами министерства СССР являются: обеспечение всемерного развития порученной ему от
расли как составной части народного хозяйства страны, высоких темпов развития производства и роста произ водительности труда на основе научно-технического про гресса в целях наиболее полного удовлетворения потреб ностей народного хозяйства и обороны страны во всех
видах продукции; выполнение заданий государственного плана и обес
печение строгого соблюдения государственной дисцип
лины; обеспечение при минимальных затратах обществен
ного труда производства высококачественной продукции, повышение эффективности производства, улучшение ис пользования основных фондов, трудовых, материальных
и финансовых ресурсов; проведение единой технической политики в отрасли,
внедрение новейших достижений науки и техники и пере дового опыта и обеспечение высоких технико-экономиче
ских показателей производства; рациональное использование капитальных вложений
и повышение их эффективности, снижение стоимости и сокращение сроков строительства, своевременный ввод в
действие производственных мощностей и основных фон
03
дов, а также освоение в короткие сроки производствен ных мощностей;
внедрение научной организации труда и управления, обеспечение предприятий, организаций и учреждений системы министерства квалифицированными кадрами, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую рабо ту молодых, хорошо зарекомендовавших себя специали стов;
улучшение жилищных и культурно-бытовых условий рабочих и служащих, создание безопасных условий труда на производстве.
Указанное Общее положение четко разграничивает и определяет функции министерства СССР в области пла нирования, науки и техники, капитального строительства, материально-технического снабжения, финансов и креди та, кадров, труда и заработной платы, экономических, научно-технических и культурных связей с зарубежными странами.
Совет Министров СССР утверждает структуру и чис ленность работников центрального аппарата министер ства.
В состав аппарата министерства входят главные от раслевые управления, образуемые по производственному принципу и ответственные за все стороны деятельности подчиненных им предприятий и организаций, и функцио нальные управления и отделы, ответственные за выпол нение определенных функций.
Министерства должны обеспечить правильное сочета ние экономических и административных методов руко водства, наиболее полное использование таких экономи ческих рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит и др.
Экономическая реформа, предусмотренная решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, и введение в действие Положения о социалистическом государствен ном производственном предприятии (утвержденного По становлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965'г. § 731) существенным образом меняют взаимоот ношения между предприятиями и вышестоящими органа ми-министерствами. Расширены права предприятий по распоряжению оборотными средствами, амортизацион ными отчислениями, средствами, вырученными от реа лизации выбывших и излишних основных фондов. Пред приятия самостоятельно утверждают структуру и штаты,
94
Сметы административно-управленческих расходов и ре шают ряд других производственно-технических вопросов. Расширение оперативной самостоятельности предприятий в сочетании с новой системой экономического стимулиро вания создали условия для развертывания хозяйственной инициативы и повышения заинтересованности коллек тива и каждого работника в повышении качества работы производства, его эффективности, рентабельности.
Вместе с перестройкой управления промышленностью соответствующие изменения внесены и в другие руково дящие органы. Усиление роли Госплана как центрально го органа, координирующего развитие всех отраслей, и, с другой стороны, широкое привлечение союзных респуб лик к планированию хозяйства нашли отражение в преоб разовании Государственного планового комитета СССР
(ранее подчиненного ВСНХ СССР) в союзно-республи канский Государственный плановый комитет (Госплан
СССР), подчиненный непосредственно Совету Министров
СССР.
Государственный комитет по координации научно-ис следовательских работ СССР преобразован в общесоюз ный Государственный комитет Совета Министров СССР
по науке и технике. На него возложены подготовка сов местно с Академией наук СССР предложений по основ ным направлениям развития науки и техники в стране организация разработок межотраслевых научно-техни ческих проблем, обеспечение научно-технической инфор мации, контроль за внедрением достижений науки и тех ники в народное хозяйство, а также осуществление связей с зарубежными странами по вопросам научно-тех нического сотрудничества.
Образован союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техни ческому снабжению с возложением на него определен ных функций (ем. § 5-3). Соответственно этому в союзных республиках созданы главные управления материальнотехнического снабжения (подчиненные советам минист ров союзных республик и Государственному комитету Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению), которые осуществляют непосредственное
руководство территориальными органами материальнотехнического снабжения.
Государственный комитет по делам строительства
СССР преобразован в союзно-республиканский Государ-
95
СТвенный комитет Совета Министров С С С Р по Делам строительства (Госстрой СССР).
4-3. ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ
После реорганизации системы управления промыш ленностью по отраслевому принципу наступил новый пе риод развития форм управления.
Исходя из задач, поставленных в девятой пятилетке, XXIV съезд КПСС вынес решение: «Продолжить совер шенствование управления народным хозяйством. Обес печить переход в промышленности на двух- и трехзвен ную систему управления...
Совершенствовать работу среднего звена отраслевого управления хозяйством. Усилить работу по концентра ции и кооперированию производства, специализации предприятий и рационализации хозяйственных связей между ними,'по созданию крупных объединений и комби натов с учетом особенностей отдельных отраслей» Г
Претворяя в жизнь это решение, ЦК КПСС и Совет Министров СССР Постановлением (от 2 марта 1973 г. № 139) «О некоторых мероприятиях по дальнейшему со вершенствованию управления промышленностью» обяза ли министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик с целью приближения руководства к производству и повышения оперативности и гибкости управленческого аппарата создать производственные объединения, всесоюзные и республиканские промыш ленные объединения.
Предлагаемые меры опираются на опыт создания за предыдущий период сети производственных объединений в ряде отраслей промышленности, в том числе в радио промышленности (объединение «Радиотехника» и др.).
В основу организации объединений должен быть по ложен принцип концентрации производства при одно временном углублении процесса специализации и расши рении круга кооперированных производств. Практически это означает подготовку базы для развития крупного производства. Объединение в одном хозяйственном ком плексе производства, научно-исследовательских, про ектно-конструкторских, технологических и других орга-1
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 297.
96
иизаций будет способствовать ускорению всего цикла разработки и освоения новой техники и повышению на этой основе производительности труда, качества про дукции при одновременном снижении ее себестоимости.
Переход на вновь установленные формы управления должен быть совершен в 1973—1975 гг. на основе внед рения предложенных двухзвенной и трехзвенной систем управления.
Применительно к условиям общесоюзных минис терств, к числу которых относится и Министерство радио промышленности, это означает:
двухзвенная система: общесоюзное министерство (ве домство) СССР — производственное объединение (ком бинат), предприятие;
трехзвенная система: общесоюзное министерство (ве домство) СССР — всесоюзное промышленное объедине ние— производственное объединение (комбинат), пред приятие.
В зависимости от особенностей отрасли (подотрасли) промышленности управление может быть организовано министерством одновременно по двухзвенной и трехзвен ной системам.
Указанные системы применяются в условиях союзно-республикан ских и республиканских министерств с учетом особенностей их по строения. В виде исключения с разрешения Совета Министров СССР
для некоторых отраслей промышленности союзно-республиканского подчинения может быть предусмотрена четырехзвениая система уп равления.
С переходом на двухзвенную и трехзвенную системы управления упраздняются существовавшие до этого в общесоюзных министерствах промышленности главные производственные (отраслевые) управления (главки). Этим самым устраняется многоступенчатость в руко водстве отраслями. Решение большинства производ ственно-хозяйственных вопросов теперь перемещается в объединения (на предприятия). Одновременно решается
ивопрос о переходе от административных методов ру ководства к экономическим методам. Упраздняемые главки — это административные органы, которые содер жатся за счет бюджета. Заменяющие их промышленные объединения действуют на началах хозяйственного рас чета, распоряжаются материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами всех подчиненных подразделений
инесут полную ответственность за результаты их про-
4— 3G29 |
97 |