Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
изводствеиной деятельности. Министерства имеют теперь больше возможностей для направления деятельности подчиненных отраслей, правильной ориентации их пер спективного развития, проведения единой технической политики, дальнейшего совершенствования планирова ния и управления.
Установлено, что в отдельных случаях, когда это вы зывается особенностями производства, главные отрасле вые производственные управления (главки) могут быть сохранены в качестве среднего звена управления, но при условии переведения их на хозяйственный расчет.
В порядке подготовки к переходу на новые формы управления министерства и ведомства СССР обязаны разработать и представить в Совет Министров СССР на утверждение генеральные схемы управления соот ветствующими отраслями промышленности с технико экономическим обоснованием намеченного улучшения организации управления, укрупнения предприятий, соз дания производственных объединений (комбинатов) и промышленных объединений.
Советы Министров союзных республик обязаны раз работать и утвердить схемы управления отраслями про мышленности по республиканским министерствам и ве домствам.
В правовом отношении производственные объедине ния (комбинаты) впредь до утверждения положения о них руководствуются в своей деятельности действующим Положением о социалистическом государственном произ водственном предприятии, которое не распространяется на каждое отдельное производственное звено, входящее в состав объединения.
Кроме этого, производственное объединение (комби нат) пользуется дополнительно правами, которыми оно наделяется в установленном порядке министерством (ведомством), Советом Министров союзной республики, промышленным объединением.
Всесоюзное и республиканское промышленное объе динение рассматривается как единый производственно хозяйственный комплекс в составе: производственных объединений, предприятий, комбинатов, научно-исследо вательских, проектно-конструкторских, технологических и других организаций.
Промышленное объединение несет ответственность за состояние и развитие производства и его технический
98
уровень, научно-технический прогресс и качество выпус каемой продукции, полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих ви дах выпускаемой продукции, эффективность использо вания капитальных вложений, основных фондов и производственных мощностей, соблюдение финансовой дисциплины, выполнение всех заданий государственного плана.
Действуя на основе хозяйственного расчета, промыш ленное объединение обеспечивает возмещение затрат на производство продукции, включая затраты на научноисследовательские и проектно-конструкторские работы, на освоение новых изделий и процессов ’, на содержание аппарата управления, а также обеспечивает получение прибыли, необходимой для расчетов с бюджетом и бан ками, образования фондов, резервов и покрытия других плановых затрат (см. § 9-2).
Установлено, что в управлении всесоюзного или рес публиканского промышленного объединения могут быть образованы централизованные фонды следующего наз начения: развития производства, материального поощре ния, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, финансирования научно-исследовательс ких работ, премирования за создание и внедрение новой техники, развития экспортного производства, содействия внедрению изобретений и рационализаторских предло жений, для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям объединения и фонды другого назначения, установленные действующим зако нодательством.
Всесоюзное промышленное объединение подчиняется Министерству (ведомству) СССР.
Республиканское промышленное объединение подчиняется соот ветственно союзно-республикйнскому или республиканскому мини стерству (ведомству). В отдельных случаях республиканское объеди нение может быть подчинено Совету Министров союзной республики.
Министерствам и ведомствам СССР и Советам Ми нистров Союзных республик предложено определять ме стонахождение управлений всесоюзных и республиканс ких промышленных объединений с учетом необходимости1
1 Кроме затрат на научно-исследовательские, опытно-конструк торские работы и на освоение новой техники, финансируемых в уста новленном порядке за счет средств вышестоящей организации и государственного бюджета.
4 |
99 |
территориального приближения их к предприятиям и организациям, входящим в состав соответствующих объе динений.
В целях сочетания интересов всего объединения и входящих в его состав предприятий и организаций, а также повышения ответственности предприятий и орга низаций за результаты хозяйственной деятельности во всесоюзном или в республиканском объединении соз дается совет директоров, в состав которого входят на чальник объединения, его заместители, руководители производственных объединений (комбинатов), предприя тий и организаций и представитель соответствующего профсоюзного органа.
Совет Министров‘СССР утвердил Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленцом объе динении, в котором подробно регламентируются глав ные задачи и функции всесоюзных и республиканских промышленных объединений, принципы их работы, поря док образования и использования централизованных фондов и резервов объединений, а также права и обязан ности всесоюзных и республиканских промышленных объединений в области планирования, научно-техничес кой, производственной, финансовой и всей остальной хозяйственной деятельности.
4-4. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Весь ход развития науки, техники, экономики и про изводства подвел вплотную к необходимости поиска и новых путей и средств управления хозяйством, отвечаю щих современным требованиям.
Разъясняя, почему вопросы управления стали сейчас особенно актуальными, Л. И. Брежнев указывал в От четном докладе ЦК XXIV съезду КПСС: «Потому, преж де всего, что рост масштабов и качественные сдвиги в нашей экономике ... предъявляют новые, более высокие требования к управлению, не позволяют довольствовать ся сложившимися формами и методами, даже если они хорошо служили в прошлом.
Надо иметь в виду и другое — в последнее время серьезно расширились возможности улучшения управле ния. Это связано с повышением уровня знаний и профес
100
сиональной подготовки наших кадров, широких масс трудящихся, с быстрым развитием науки управления и электронно-вычислительной техники» г.
Концентрация производства, обусловленная экономи ческим развитием, и вызванное этим увеличение масшта бов производства, являются основным фактором, услож няющим управление хозяйством.
Не меньшую роль в этом вопросе играет и развитие технической основы современного производства, харак теризуемое интенсификацией процессов.
Непрерывное наращивание мощности и быстроходно сти машин всех категорий, включая и двигатели и рабо чие машины, увеличение скорости, температуры, давле ния и других параметров сделали со временем невозмож ным управление, регулирование и контроль работы ма шин, механизмов и устройств, а также рабочих режимов обычными методами, рассчитанными на способности и возможности человека. Чем больше технические пара метры переходят за пределы этих способностей и воз можностей, тем больше заостряется вопрос об управле-' нии. Возникла объективная необходимость в механиза ции и автоматизации выполнения функций управления, регулирования и контроля.
Управление производством — все оперативное распо рядительство, состоящее из многочисленных взаимосвя занных производственно-хозяйственных функций (орга низации движения предметов труда в производстве, вну трипроизводственного и внешнего снабжения, транспорта и др.) — осуществляется в значительной части обычными методами, не соответствующими интенсивным темпам протекания процессов современного производства.
Поставленные задачи повышения уровня управления на новую, более высокую ступень разрешаются на осно ве теоретических положений современной науки об уп равлении сложными динамическими процессами — ки бернетики, опирающейся на использование электронновычислительной техники. Возникновение кибернетики можно рассматривать как настоятельную необходимость, вызванную развитием науки, техники и общественного хозяйства, приведшим к тому, что со временем жизнь переросла сложившиеся ранее методы и формы управ ления.1
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 66.
101
Опираясь на предыдущие разработки математики, математической логики, математической статистики, тео рии вероятностей, теории массового обслуживания, ма тематической теории игр, современная наука управления создала универсальную теорию, применимую в различ ных областях управленческой деятельности. При этом выдвигаемые ею положения означают не просто совер шенствование существующего управления, а коренное изменение методов, форм, средств, организации и всего содержания работы управления.
Характерной особенностью современной науки управ ления является системный подход к явлениям. Под си стемой имеется в виду множество структурных взаимо связанных элементов, выполняющих определенные функ ции. Исходя из этого любая экономическая совокупность рассматривается как система: народное хозяйство пред ставляется как сложная система, состоящая из множе ства подсистем (отраслей), каждая из которых в свою очередь является системой, состоящей из подсистем (предприятий) и т. д.
Объектом управления в каждом случае является определенная система, представляющая собой какое-ли бо хозяйственное или производственное подразделение — управляемое звено. В качестве объекта управления мо гут быть отдельные агрегаты, станки, автоматические ли нии, отдельные технологические процессы, цехи, заводы, совокупность предприятий, объединенных по определен ному производственному признаку, отдельные отрасли и народное хозяйство в целом. Субъектом управления яв ляется управляющий орган. Между субъектом и объек том осуществляется непрерывная связь, которая носит двусторонний характер. Команды, исходящие в той или другой форме от управляющего органа, представляют прямую связь, а все сообщения об их выполнении, посту пающие от управляемой системы, составляют обратную связь. (При автоматическом управлении используется принцип обратной информационной связи).
Независимо от характера объекта управление осуще ствляется по единой схеме, заключающейся в следую щем: сначала происходит сбор первичной информации о состоянии объекта (его составляющих частей), после это го собранная информация подвергается определенной классификации и переработке (кодированию, шифрова нию и др.) для передачи по каналам связи, а затем пере
102
дается к месту назначения, где после декодирования (расшифровки) используется для выработки решений и выдачи на основе принятых решений управляющих пред писаний, команд (командной информации), обращенных к управляемому объекту. Весь кругооборот, совершае мый по этой общей схеме, относится к собираемой, пере даваемой и получаемой информации. Поэтому информа ция является основной категорией кибернетики.
Переход к новым методам управления предполагает основательное изучение и систематизацию всей информа ции, поступающей в систему управления.
Внутри управляемого объекта, например предприя тия, совершается непрерывный обмен информацией меж ду входящими в состав его цехами, службами. Обмен информацией происходит также и с другими предприяти ями и организациями, с которыми установлена связь по линии снабжения, сбыта, получения кооперированной продукции, технической документации и по другим кана лам. Совокупность всех сообщений, передаваемых, как уже было сказано, в закодированном, зашифрованном виде (в виде символических обозначений цифровых, бук венных значений и др.), и является тем источником ин формации, откуда черпаются сведения о состоянии уп равляемого объекта. На основе переработки полученной информации вырабатываются решения, которые затем выдаются в виде команд (командной информации).
Во избежание ошибок данные первичной информации о состоянии объекта и полученные в результате их пере работки данные вторичной информации, выдаваемой в виде команды, должны быть совершенно сравнимы.
Рациональная организация системы управления тре бует разгрузки ее от >всей ненужной информации.
Основным признаком, характеризующим информа цию, является степень ее устойчивости — неизменности в течение определенного периода, которая измеряется
коэффициентом устойчивости — удельным весом постоян но повторяющейся части информации в общем потоке ин формации. Чем больше неизменно повторяющаяся часть информации, тем больше предпосылок, также как и в материальном процессе производства, для переключения на механическое, автоматическое выполнение. По анало гии с материальным процессом производства здесь требу ется также и второе условие — разделение на элементар ные операции, необходимое для более быстрого переклю
103
чения на выполнение при помощи машин. Отсутствие этих условий препятствует техническому оснащению уп
равления.
Степень устойчивости информации и вместе с этим возможности механизации сбора и передачи информации зависят от уровня специализации производства, его одно родности и масштабов. Наиболее благоприятные условия складываются при массово-поточном типе производства.
На предприятиях нашли применение различные сред ства сбора и передачи информации:
для сбора исходной информации — датчики контакт ные, индуктивные, броска тока, весовые, ультразвуковые и другие для учета вырабатываемых деталей, времени работы оборудования, движения предметов труда в про изводстве и т. д. (в мелкосерийном и индивидуальном производстве применение автоматических датчиков со пряжено с трудностями); счетчики различного устройст ва, предназначенные для накопления, хранения и пред ставления поступающей информации;
для передачи информации — каналы и устройства связи, диспетчерская связь, дистанционная телемеханиче ская связь, радио, специальная телевизионная связь и др.
Все это является только частичным вооружением сис темы управления. Ее полное техническое оснащение предполагает использование современных электронно-
вычислительных машин (ЭВМ). На этой основе строится автоматизированная система управления (АСУ) .В авто матизированной системе применяется весь комплекс тех нических средств (устройств). Электронно-вычислитель ные машины работают в сочетании с другой техникой.
Обладая общеизвестными преимуществами — быстро действием и огромной памятью для хранения информа ции, электронно-вычислительные машины в начале свое го появления нашли применение для выполнения научнотехнических расчетов, а также для сбора, обработки и распространения научно-технической информации. При менение их в экономике было затруднено тем, что эта область относится к числу весьма сложных вероятност ных систем, изучаемых особым разделом кибернетичес кой науки — экономической кибернетикой.
В настоящее время ввод в действие значительного ко личества автоматизированных систем управления позво лил повысить оперативность управления целыми отрасля ми и отдельными предприятиями, обеспечить на этой ос
104