Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нове лучшее использование техники, материальных и трудовых ресурсов, повысить качество продукции и про­ изводительность труда.

Разработки, проводившиеся в отрасли в предыдущей пятилетке, были направлены на то, чтобы создать: авто­ матизированные системы управления предприятиями

(АСУП) при различных типах производства (массовом, серийном, мелкосерийном и единичном); информационно­ вычислительные центры (ИВЦ) на предприятиях для ре­ шения производственно-экономических задач; вычисли­ тельные центры предприятий (ВЦП) для решения, в ос­ новном, научных и инженерно-технических задач;

кустовые вычислительные центры (КВЦ), действующие

.на хозрасчетных началах и предназначенные для одно­ временного обслуживания нескольких предприятий отра­ сли в части решения производственно-экономических и инженерно-технических задач.

Из числа отдельных автоматизированных систем осо­ бый интерес вызывает «Львов» и «АСУ-Барнаул», извест­ ные еще под названием Львовского и Барнаульского ва­ риантов.

Автоматизированная система «Львов», разработанная совместно с институтом кибернетики Академии Наук УССР, явилась созданием впер;вые в стране типовой авто­ матизированной системы управления крупным производ­ ством с ограниченной номенклатурой изделий, массовым и крупносерийным выпуском продукции. Она является усовершенствованным вариантом саратовской системы бездефектного изготовления продукции.

Разработанная совместно с Сибирским отделением Академии Наук СССР «АСУ-Барнаул» построена по це­ ховому принципу и рассчитана на многоиоменклатурное серийное производство с частой сменяемостью изделий, при которой ежегодно обновляются до пяти тысяч наиме­ нований деталей. Поэтому первоочередная задача состо­ яла в автоматизации управления основными цехами и подготовкой к выпуску новых изделий.

В основу действующей системы положен принцип единства и универсальности. Документы, сбор, регистра­ ция и потоки первичных сведений едины и универсальны для всех цехов и видов обработки. Универсальна и струк­ тура организации в памяти ЭВМ информационной дина­ мической модели состояния производства для любого цеха и на любое время. Все это обеспечивает быстроту и

105


комплексность обработки данных, возможность отраже­ ния изменений в производстве за предыдущие сутки.

Введение в автоматизированную систему функции уп­ равления подготовкой к производству новых изделий с использованием методов сетевого планирования позволи­ ло сократить сроки подготовки и получить соответственно экономию средств.

Сравнительно небольшие эксплуатационные расходы способствуют внедрению «АСУ-Барнаул» на ряде пред­ приятий.

Автоматизация процессов сбора, передачи, хранения и переработки данных с помощью электронно-вычислитель­ ной техники непосредственно влияет на организационную структуру системы управления предприятием.

Опыт использования вычислительной техники показал, что наибольший эффект достигается там, где внедрение' автоматизированных систем органически сочетается с совершенствованием производства и управления во всех

звеньях.

В Директивах по пятилетнему плану развития народ­ ного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. указывается: «Развернуть работы по созданию и внедрению автомати­ зированных систем планирования и управления отрасля­ ми, территориальными организациями, объединениями, предприятиями, имея в виду создать общегосударствен­ ную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления на­ родным хозяйством на базе государственной сети вычис­ лительных центров и единой автоматизированной сети связи страны. При этом обеспечить с самого начала про­ ведение принципа организационного, методологического и технического единства этой системы» ’.

Создание общегосударственной автоматизированной системы управления имеет целью дальнейшее совершен­ ствование планового руководства народным хозяйством. Для этого должно быть обеспечено широкое применение экономико-математических методов, использование электронно-вычислительной и организационной техники, а также всевозможных современных средств связи.

Общегосударственная автоматизированная система охватит как вычислительные центры автоматизирован-1

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 298.

106

пых систем управления предприятий и отраслевые вы­ числительные центры министерств, так и территориаль­ ные информационно-вычислительные центры.

В целом — общегосударственная автоматизированная система призвана координировать развитие сети отрас­ левых, заводских и территориальных автоматизирован­ ных систем управления и обеспечить их методологичес­ кое, техническое и организационное единство.


ГЛАВА ПЯТАЯ

ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ

5-1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Социалистическое планирование построено на проч­ ной научной основе, на использовании объективных эко­ номических законов. Оно направлено на непрерывное расширение производства путем ускорения технического прогресса и темпов роста производительности труда.

Прошло более полувека с того времени, когда по ини­ циативе В, И. Ленина 22 февраля 1921 г. был принят де­ крет об образовании Государственной общеплановой ко­ миссии, положивший начало организации единой систе­ мы планирования в стране. За это время непрерывно совершенствовались формы и методы планирования, на­ коплен большой и разносторонний опыт работы. Теория, методология и практика экономического планирования в

СССР составляют важные завоевания и. одно из основ­ ных преимуществ социалистического строя.

Коммунистическая партия и Советское правительство руководят народным хозяйством посредством централи­ зованной системы планирования.

Централизованная система планирования органиче­ ски связывает планирование промышленности с плани­ рованием всего народного хозяйства, планирование пред­ приятий с отраслевым планированием в промышленно­ сти. Единство цели и задач народнохозяйственного, отраслевого и заводского планирования выражает социа­ листический характер развития экономики, опирающейся на общественную собственность на средства производст­ ва. Методическое единство построения планов обеспечи­ вается системой плановых показателей, которые уста­ навливаются в зависимости от масштабов планируемого

108

хозяйства. Народнохозяйственное планирование охваты­ вает различные стороны расширенного социалистическо­ го воспроизводства, определяет взаимные связи и про­ порции между различными отраслями и сферами народ­ ного хозяйства. Планирование отрасли предусматривает пропорциональность развития в пределах отрасли, меж­ ду предприятиями.

Различают перспективное и текущее планирование.

Основной формой перспективного планирования являет­

ся пятилетний

план. Перспективные планы

определя­

ют развитие народного

хозяйства

и каждого

его звена

на длительный

период,

исходя из

задач, поставленных

Коммунистической партией и Советским

правитель­

ством.

 

 

 

 

Первым перспективным общегосударственным пла­ ном был план ГОЭЛРО, в котором были заложены осно­

вы развития хозяйства на

10—15 лет. Р

первостепенном

и неотложном значении плана ГОЭЛРО

свидетельству­

ет и сам факт создания

комиссии для

его разработки

в феврале 1920 г. в период тяжелых хозяйственных ис­ пытаний.

Разработка долгосрочных планов позволяет опре­ делить основную линию развития хозяйства и устано­ вить поэтапные задания по мероприятиям, требующим для своего осуществления длительного периода вре­ мени.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров

СССР от 24 сентября 1968 г. принято решение о разра­ ботке впредь по важнейшим проблемам развития народ­ ного хозяйства и отдельных его отраслей научно-техни­ ческих прогнозов на длительный период (на 10—15 и бо­ лее лет), которые должны являться базой для выбора наиболее перспективных направлений технического про­ гресса и эффективных путей развития народного хозяй­ ства и отдельных его отраслей.

Научно-технические прогнозы в соединении с прогно­ зированием социальных процессов и прогнозами природ­ ных ресурсов определяют задачи долгосрочного развития народного хозяйства.

Прогнозирование экономического развития стало в современных условиях обязательной стадией предплано­ вой подготовки, необходимой для принятия научно-обо­ снованных хозяйственно-политических решений на пред­ стоящий перспективный период. Качество перспективных

109



планов зависит от того, насколько глубоко ведется раз­ работка научных прогнозов технического и экономиче­ ского развития.

В связи с усилением ведущей роли перспективных планов возрастает значение долгосрочных прогнозов эко­ номического развития.

Прогнозирование должно обеспечить получение дан­ ных, достаточных для обоснования хозяйственно-полити­ ческих заданий и последующей конкретизации их в пер­ спективных планах. Окончательный выбор направления в развитии прогнозируемой отрасли требует сравнения вариантов, связанных с определенными научно-техниче­ скими и хозяйственными условиями. Важно при этом установить в конкретной форме влияние научно-техниче­ ского прогресса на основные параметры экономического развития прогнозируемой отрасли.

Выбор путей технического прогресса воздействует на формирование межотраслевых связей. В соответствии с этим в разрабатываемых межотраслевых балансах про­ изводства и распределения общественного продукта (см. § 5-3) должны найти отражение все ожидаемые измене­ ния в пропорциях между отдельными отраслями произ­ водства в прогнозируемом периоде.

Перспективные планы, опирающиеся на данные дол­ госрочных прогнозов, служат в свою очередь отправной базой для разработки текущих ежегодных планов. Пер­ спективное планирование позволяет выявить пути техни­ ческого прогресса, масштабы строительства, темпы раз­ вития в ближайшие годы и правильно ориентирует теку­ щую практическую деятельность.

5-2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Разработка перспективных планов начинается с пред­ приятий, которые руководствуются имеющимися зада­ ниями и контрольными цифрами, получаемыми от руко­ водящего отраслевого органа — министерства. Проекты перспективных планов предприятий рассматриваются и утверждаются министерством, после чего они становятся руководящим документом в деятельности предприятий.

На основе обобщения планов подчиненных предприя­ тий министерство в свою очередь составляет отраслевой

ПО

перспективный план, который затем входит в перспектив­ ный план развития народного хозяйства, представляе­ мый в правительство СССР.

Перспективное планирование народного хозяйства (так же как и ежегодное планирование) возложено на Госплан СССР, который ведет подготовку проектов пер­ спективных планов,- опираясь на участие других руково­ дящих органов (союзных и союзно-республиканских ми­ нистерств, Государственного комитета Совета Министров

СССР по науке и технике, Госстроя СССР, Госпланов союзных республик). Проекты перспективных планов развития народного хозяйства СССР принимаются в окончательном виде высшими партийными и законода­

тельными органами СССР.

Директивы по пятилетнему

плану развития народного

хозяйства СССР на 1971—

1975 гг. утверждены XXIV

съездом КПСС. Закон о Го­

сударственном пятилетием плане развития народного хо­ зяйства СССР на 1971—1975 гг. принят Верховным Со­ ветом СССР. Годовые планы развития народного хозяй­ ства СССР после одобрения их правительством и приня­ тия Верховным Советом СССР приобретают силу закона. Задания отрасли, вытекающие из народнохозяйственно­ го плана, направляются руководящему органу — мини­

стерству, персонально министру, который

ответствен

за выполнение плана.

отрасли предшествует

получение

Разработке плана

контрольных цифр от Госплана СССР. Исходя из них ми­ нистерство устанавливает контрольные цифры для под­ чиненных предприятий на последующий год.

К тому времени, когда министерство получает от Гос­ плана СССР контрольные цифры по отрасли (к началу' мая месяца, предшествующего планируемому году), предприятия представляют в министерство свои предло­ жения об объеме производства, материально-техниче­ ском снабжении, капитальных вложениях, специализа­ ции и кооперировании производства и др. Таким обра­ зом, поток предложений, идущий снизу от предприятий, встречается с плановыми показателями, назначаемыми сверху. Сопоставляя их, министерство имеет возмож­ ность правильно распределить отраслевые контрольные цифры по предприятиям, уточнить их материальную по­ требность, согласовать объем производства, капитально­ го строительства и другие показатели.

Ш