Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
нове лучшее использование техники, материальных и трудовых ресурсов, повысить качество продукции и про изводительность труда.
Разработки, проводившиеся в отрасли в предыдущей пятилетке, были направлены на то, чтобы создать: авто матизированные системы управления предприятиями
(АСУП) при различных типах производства (массовом, серийном, мелкосерийном и единичном); информационно вычислительные центры (ИВЦ) на предприятиях для ре шения производственно-экономических задач; вычисли тельные центры предприятий (ВЦП) для решения, в ос новном, научных и инженерно-технических задач;
кустовые вычислительные центры (КВЦ), действующие
.на хозрасчетных началах и предназначенные для одно временного обслуживания нескольких предприятий отра сли в части решения производственно-экономических и инженерно-технических задач.
Из числа отдельных автоматизированных систем осо бый интерес вызывает «Львов» и «АСУ-Барнаул», извест ные еще под названием Львовского и Барнаульского ва риантов.
Автоматизированная система «Львов», разработанная совместно с институтом кибернетики Академии Наук УССР, явилась созданием впер;вые в стране типовой авто матизированной системы управления крупным производ ством с ограниченной номенклатурой изделий, массовым и крупносерийным выпуском продукции. Она является усовершенствованным вариантом саратовской системы бездефектного изготовления продукции.
Разработанная совместно с Сибирским отделением Академии Наук СССР «АСУ-Барнаул» построена по це ховому принципу и рассчитана на многоиоменклатурное серийное производство с частой сменяемостью изделий, при которой ежегодно обновляются до пяти тысяч наиме нований деталей. Поэтому первоочередная задача состо яла в автоматизации управления основными цехами и подготовкой к выпуску новых изделий.
В основу действующей системы положен принцип единства и универсальности. Документы, сбор, регистра ция и потоки первичных сведений едины и универсальны для всех цехов и видов обработки. Универсальна и струк тура организации в памяти ЭВМ информационной дина мической модели состояния производства для любого цеха и на любое время. Все это обеспечивает быстроту и
105
комплексность обработки данных, возможность отраже ния изменений в производстве за предыдущие сутки.
Введение в автоматизированную систему функции уп равления подготовкой к производству новых изделий с использованием методов сетевого планирования позволи ло сократить сроки подготовки и получить соответственно экономию средств.
Сравнительно небольшие эксплуатационные расходы способствуют внедрению «АСУ-Барнаул» на ряде пред приятий.
Автоматизация процессов сбора, передачи, хранения и переработки данных с помощью электронно-вычислитель ной техники непосредственно влияет на организационную структуру системы управления предприятием.
Опыт использования вычислительной техники показал, что наибольший эффект достигается там, где внедрение' автоматизированных систем органически сочетается с совершенствованием производства и управления во всех
звеньях.
В Директивах по пятилетнему плану развития народ ного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. указывается: «Развернуть работы по созданию и внедрению автомати зированных систем планирования и управления отрасля ми, территориальными организациями, объединениями, предприятиями, имея в виду создать общегосударствен ную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления на родным хозяйством на базе государственной сети вычис лительных центров и единой автоматизированной сети связи страны. При этом обеспечить с самого начала про ведение принципа организационного, методологического и технического единства этой системы» ’.
Создание общегосударственной автоматизированной системы управления имеет целью дальнейшее совершен ствование планового руководства народным хозяйством. Для этого должно быть обеспечено широкое применение экономико-математических методов, использование электронно-вычислительной и организационной техники, а также всевозможных современных средств связи.
Общегосударственная автоматизированная система охватит как вычислительные центры автоматизирован-1
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 298.
106
пых систем управления предприятий и отраслевые вы числительные центры министерств, так и территориаль ные информационно-вычислительные центры.
В целом — общегосударственная автоматизированная система призвана координировать развитие сети отрас левых, заводских и территориальных автоматизирован ных систем управления и обеспечить их методологичес кое, техническое и организационное единство.
ГЛАВА ПЯТАЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ
5-1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Социалистическое планирование построено на проч ной научной основе, на использовании объективных эко номических законов. Оно направлено на непрерывное расширение производства путем ускорения технического прогресса и темпов роста производительности труда.
Прошло более полувека с того времени, когда по ини циативе В, И. Ленина 22 февраля 1921 г. был принят де крет об образовании Государственной общеплановой ко миссии, положивший начало организации единой систе мы планирования в стране. За это время непрерывно совершенствовались формы и методы планирования, на коплен большой и разносторонний опыт работы. Теория, методология и практика экономического планирования в
СССР составляют важные завоевания и. одно из основ ных преимуществ социалистического строя.
Коммунистическая партия и Советское правительство руководят народным хозяйством посредством централи зованной системы планирования.
Централизованная система планирования органиче ски связывает планирование промышленности с плани рованием всего народного хозяйства, планирование пред приятий с отраслевым планированием в промышленно сти. Единство цели и задач народнохозяйственного, отраслевого и заводского планирования выражает социа листический характер развития экономики, опирающейся на общественную собственность на средства производст ва. Методическое единство построения планов обеспечи вается системой плановых показателей, которые уста навливаются в зависимости от масштабов планируемого
108
хозяйства. Народнохозяйственное планирование охваты вает различные стороны расширенного социалистическо го воспроизводства, определяет взаимные связи и про порции между различными отраслями и сферами народ ного хозяйства. Планирование отрасли предусматривает пропорциональность развития в пределах отрасли, меж ду предприятиями.
Различают перспективное и текущее планирование.
Основной формой перспективного планирования являет
ся пятилетний |
план. Перспективные планы |
определя |
||
ют развитие народного |
хозяйства |
и каждого |
его звена |
|
на длительный |
период, |
исходя из |
задач, поставленных |
|
Коммунистической партией и Советским |
правитель |
|||
ством. |
|
|
|
|
Первым перспективным общегосударственным пла ном был план ГОЭЛРО, в котором были заложены осно
вы развития хозяйства на |
10—15 лет. Р |
первостепенном |
и неотложном значении плана ГОЭЛРО |
свидетельству |
|
ет и сам факт создания |
комиссии для |
его разработки |
в феврале 1920 г. в период тяжелых хозяйственных ис пытаний.
Разработка долгосрочных планов позволяет опре делить основную линию развития хозяйства и устано вить поэтапные задания по мероприятиям, требующим для своего осуществления длительного периода вре мени.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 24 сентября 1968 г. принято решение о разра ботке впредь по важнейшим проблемам развития народ ного хозяйства и отдельных его отраслей научно-техни ческих прогнозов на длительный период (на 10—15 и бо лее лет), которые должны являться базой для выбора наиболее перспективных направлений технического про гресса и эффективных путей развития народного хозяй ства и отдельных его отраслей.
Научно-технические прогнозы в соединении с прогно зированием социальных процессов и прогнозами природ ных ресурсов определяют задачи долгосрочного развития народного хозяйства.
Прогнозирование экономического развития стало в современных условиях обязательной стадией предплано вой подготовки, необходимой для принятия научно-обо снованных хозяйственно-политических решений на пред стоящий перспективный период. Качество перспективных
109
планов зависит от того, насколько глубоко ведется раз работка научных прогнозов технического и экономиче ского развития.
В связи с усилением ведущей роли перспективных планов возрастает значение долгосрочных прогнозов эко номического развития.
Прогнозирование должно обеспечить получение дан ных, достаточных для обоснования хозяйственно-полити ческих заданий и последующей конкретизации их в пер спективных планах. Окончательный выбор направления в развитии прогнозируемой отрасли требует сравнения вариантов, связанных с определенными научно-техниче скими и хозяйственными условиями. Важно при этом установить в конкретной форме влияние научно-техниче ского прогресса на основные параметры экономического развития прогнозируемой отрасли.
Выбор путей технического прогресса воздействует на формирование межотраслевых связей. В соответствии с этим в разрабатываемых межотраслевых балансах про изводства и распределения общественного продукта (см. § 5-3) должны найти отражение все ожидаемые измене ния в пропорциях между отдельными отраслями произ водства в прогнозируемом периоде.
Перспективные планы, опирающиеся на данные дол госрочных прогнозов, служат в свою очередь отправной базой для разработки текущих ежегодных планов. Пер спективное планирование позволяет выявить пути техни ческого прогресса, масштабы строительства, темпы раз вития в ближайшие годы и правильно ориентирует теку щую практическую деятельность.
5-2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Разработка перспективных планов начинается с пред приятий, которые руководствуются имеющимися зада ниями и контрольными цифрами, получаемыми от руко водящего отраслевого органа — министерства. Проекты перспективных планов предприятий рассматриваются и утверждаются министерством, после чего они становятся руководящим документом в деятельности предприятий.
На основе обобщения планов подчиненных предприя тий министерство в свою очередь составляет отраслевой
ПО
перспективный план, который затем входит в перспектив ный план развития народного хозяйства, представляе мый в правительство СССР.
Перспективное планирование народного хозяйства (так же как и ежегодное планирование) возложено на Госплан СССР, который ведет подготовку проектов пер спективных планов,- опираясь на участие других руково дящих органов (союзных и союзно-республиканских ми нистерств, Государственного комитета Совета Министров
СССР по науке и технике, Госстроя СССР, Госпланов союзных республик). Проекты перспективных планов развития народного хозяйства СССР принимаются в окончательном виде высшими партийными и законода
тельными органами СССР. |
Директивы по пятилетнему |
плану развития народного |
хозяйства СССР на 1971— |
1975 гг. утверждены XXIV |
съездом КПСС. Закон о Го |
сударственном пятилетием плане развития народного хо зяйства СССР на 1971—1975 гг. принят Верховным Со ветом СССР. Годовые планы развития народного хозяй ства СССР после одобрения их правительством и приня тия Верховным Советом СССР приобретают силу закона. Задания отрасли, вытекающие из народнохозяйственно го плана, направляются руководящему органу — мини
стерству, персонально министру, который |
ответствен |
|
за выполнение плана. |
отрасли предшествует |
получение |
Разработке плана |
контрольных цифр от Госплана СССР. Исходя из них ми нистерство устанавливает контрольные цифры для под чиненных предприятий на последующий год.
К тому времени, когда министерство получает от Гос плана СССР контрольные цифры по отрасли (к началу' мая месяца, предшествующего планируемому году), предприятия представляют в министерство свои предло жения об объеме производства, материально-техниче ском снабжении, капитальных вложениях, специализа ции и кооперировании производства и др. Таким обра зом, поток предложений, идущий снизу от предприятий, встречается с плановыми показателями, назначаемыми сверху. Сопоставляя их, министерство имеет возмож ность правильно распределить отраслевые контрольные цифры по предприятиям, уточнить их материальную по требность, согласовать объем производства, капитально го строительства и другие показатели.
Ш