Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
Следующим этапом планирования после установле ния предприятиям контрольных цифр является разра ботка планов на предприятиях.
План предприятия является составной частью на роднохозяйственного. плана и органически связан с
ним.
На предприятиях разрабатываются планы перспек тивные и текущие (ежегодные). Перспективные планы определяют общую линию развития предприятия на дли тельный период без выделения отдельных его хозяйствен ных функций и исполнителей. В годовых же планах пред приятия задания детализируются по составляющим эле ментам, например производственная программа устанав ливается по полной номенклатуре выпускаемых изделий в натуральном выражении, по срокам выполнения (по кварталам) и доводится до исполнителей.
Разработка текущих годовых планов ведется с уче том хода выполнения перспективного плана и новых ус ловий, выявившихся в процессе развития. Программа КПСС предусматривает непрерывное планирование при органическом сочетании годовых и перспективных пла нов.
Текущие планы предприятий объединяют все стороны деятельности предприятия — техническую, производст венную, финансовую, что находит отражение в техпромфинплане.
Составление техпромфинплана стало общепринятой формой планирования работа предприятий, начиная со времени первой пятилетки. Новая система планирова ния и экономического стимулирования промышленного производства потребовала соответствующего изменения структуры техпромфинплана и дальнейшего усовершен ствования методики разработки его в сторону наиболее полной мобилизации внутренних резервов предприятия, неуклонного повышения эффективности производства и получения максимальных результатов при минимальных издержках. Если раньше задача техпромфинплана выра жалась исключительно в конкретизации полученных сверху плановых показателей, то в настоящее время, в результате расширения прав предприятий и ограничения показателей, утверждаемых сверху, техпромфинплан служит документом, отражающим самостоятельную дея тельность коллектива, направленную на получение наи большего эффекта.
112
ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 4 октября 1965 г. признали необходимым разработать типовую методику составления техпромфинплана в ус ловиях новой системы планирования и экономического стимулирования. Установление единых форм и методики разработки техпромфинплана позволяет легко опреде лить сводные плановые показатели по группе предприя тий, отрасли, а также сопоставлять эти показатели между предприятиями. Техпромфинплан разрабатывается в го довом разрезе с разбивкой по кварталам. Планирование работы производства на более короткие отрезки време ни: месяц, декаду, сутки, смену и даже час составляет задачу оперативного календарного планирования произ водства, которое базируется на данных техпромфинпла на и является его дальнейшим развитием.
При составлении техпромфинплана предприятия изыскиваются все резервы для дальнейшего совершен ствования производства, повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции. «Для моби лизации внутренних резервов, более эффективного ис пользования капитальных вложений, производственных фондов и финансовых средств, — указывается в Про грамме КПСС, — необходимо расширять оперативную самостоятельность и инициативу предприятий на основе государственных плановых заданий. Поднять роль и за интересованность предприятий в деле внедрения передо вой техники и наиболее полного использования произ водственных мощностей» *.
Техпромфинплан разрабатывается при активном уча стии партийных, профсоюзных и комсомольских органи заций, всего коллектива предприятия. Как показывает опыт передовых предприятий, это позволяет выявить до полнительные резервы и внести существенные поправки в плановые показатели.
По проекту типовой методики предложен новый поря док составления техпромфинплана, согласно которому работа ведется в два этапа. Первый этап охватывает подготовку проекта техпромфинплана. Он начинается в июне предшествующего планируемому года, после полу чения от министерства контрольных цифр, и заканчи вается в сентябре. На втором этапе в месячный срок после получения утвержденных министерством заданий1
1 Программа Коммунистической партии Советского Союза, с. 88,
ИЗ
государственного |
плана проект техпромфинплана уточ |
|
няется, детализируется и утверждается |
руководите |
|
лем предприятия |
непременно до начала |
планируемого |
года.
Так как разработка техпромфинплана начинается за долго до окончания предшествующего отчетного года, на первом этапе большее внимание уделяется подведе нию предварительных итогов работы за предшествующий год. Анализ производственно-хозяйственной деятельно сти за предшествующий год позволяет выявить недостат ки, тормозящие развитие производства, и наметить ме роприятия по устранению их в планируемом году. На этом этапе на предприятиях проводится большая подго товительная работа. Руководство предприятия совместно с профсоюзной организацией создают комиссии по сбору предложений (направленных на улучшение техники и организации производства), рассмотрению их и отбору наиболее эффективных для внедрения в планируемом го ду. Одновременно с этим цехи и участки ведут соответст вующую проверку наличных ресурсов, резервов и готов ности к освоению задания на планируемый год. Функ циональные отделы предприятия: главного конструктора, главного технолога, главного механика, труда и заработ ной платы, материально-технического снабжения, плано вый, производственный и другие проверяют и уточняют проекты, нормативы и другие исходные данные, необхо димые для обоснования техпромфинплана.
Таким образом, всесторонняя подготовка к составле нию техпромфинплана предприятия заключается в сле
дующем:
а) конкретизация плана производства и реализации продукции по номенклатуре, ассортименту, типоразме рам, техническим условиям и срокам;
б) разработка прогрессивных технико-экономических норм использования оборудования, производственных площадей, материальных ресурсов и других данных, не обходимых для обоснования плановых расчетов;
в) выявление и мобилизация внутренних ресурсов предприятия для обеспечения плана;
г) доведение плановых заданий до цеха, участка, бригады и отдельных исполнителей с целью раскрытия творческой инициативы всего коллектива и повышения материальной заинтересованности его в улучшении ка чества работы предприятия.
U4
5-3. МЕЖОТРАСЛЕВАЯ УВЯЗКА ПЛАНОВ
Работа Госплана СССР по составлению народнохо зяйственных планов на основе представленных проектов планов выражается в проверке правильности их состав ления, в балансовой проверке, имеющей общегосударст венное значение. Разрабатываемые Госпланом СССР
сводные балансы по материалам, оборудованию и дру гим ресурсам позволяют выявить новые резервы для по крытия растущих потребностей народного хозяйства. При помощи балансовых расчетов устанавливается соот ветствие между производством и потреблением и таким образом подводится реальная база под выполнение пла нов. Примером могут служить материальные балансы, которые разрабатываются по общей схеме (табл. 5-1).
|
|
Т А Б Л И Ц А 5-1 |
Схема материального баланса |
||
Ресурсы |
|
Распределение |
Производство |
|
Производственно-эксплуатацион- |
Импорт |
|
ные нужды |
|
Строительство |
|
Разбронирование из |
госрезерва |
Рыночный фонд |
Экспорт |
||
Остатки у поставщиков к»нача- |
Восполнение госрезерва |
|
Остатки у поставщиков на конец |
||
лу планируемого |
периода |
планируемого периода |
Прочие ресурсы |
|
|
Каждая отрасль участвует в балансах в одном слу чае, как производитель определенной продукции, в дру гом — как потребитель продукции, выпускаемой другими отраслями. В связи с этим разработки балансов по раз личным видам продукции переплетаются между собой. Изменения в одном балансе вызывают необходимость внесения соответствующих изменений в ряд других ба лансов.
Материальные балансы составляются на определен ный период в соответствии с установленным народнохо зяйственным планом.
Основной метод установления баланса состоит, с од ной стороны, в расширении производства данного мате-
115
риала, с другой — в максимальной его экономии. (В ра диопромышленности экономия достигается путем рацио нального выбора принципиальной схемы, конструкции и технологии производства изделий.)
На основании утверждения плановых балансов завер шается составление народнохозяйственного плана.
Современная практика балансовых расчетов обеспе чивает правильное соотношение между производством и потреблением определенного вида продукции с учетом разбронирования в необходимых случаях некоторой час ти государственных резервов. В связи с этим большое значение имеет и другая задача — поддержание на долж ном уровне необходимых государственных резервов, роль которых с расширением масштабов и усложнением производства непрерывно возрастает. Пополнение госу дарственных резервов составляет постоянную заботу плановых органов.
Однако определение межотраслевых пропорций обыч ным балансовым методом становится все более сложным и затруднительным. Это объясняется тем, что в результа те технического прогресса происходит непрерывное от почкование новых отраслей производства, а следователь но и углубление межотраслевой специализации, что увеличивает число отраслей, кооперируемых для изготов ления и комплектации сложной продукции. Количество и сроки поставки предметов комплектации должны быть взаимоувязаны и соответствующим* образом обеспечены.
Замкнутый характер деятельности каждой отрасли все больше уступает место многосторонним хозяйствен ным связям. Вследствие умножения связи между отрас лями затрудняется согласование пропорции между ни ми. Усиливающаяся взаимозависимость всех звеньев хозяйства повышает значение перспективного планиро вания, отработки системы межотраслевых связей и улуч шения материально-технического снабжения. С другой стороны, для решения задачи повышения эффективности общественного производства требуется оптимизация пла нирования, отыскание оптимального из возможных ва риантов плана, в том числе и межотраслевого плана. Оп тимизация предполагает достижение в интересах обще ства наибольших результатов при наименьших затратах. Соблюдение этого принципа имеет особенно важное зна чение при построении плана производства и распределе ния сырьевых, топливных, материальных ресурсов, так
116
как расширение добывающих отраслей вследствие их ка питалоемкости и трудоемкости менее целесообразно, чем обрабатывающих отраслей (см. § 7-2).
Для установления оптимального варианта разработ ки межотраслевого баланса производства и распределе ния общественного продукта используются экономикоматематические модели с применением электронно-вы числительной техники.
Математическая модель межотраслевого баланса представляет собой систему линейных алгебраических уравнений
П |
|
|
Xi = 2 |
<*цХ} + Vi{i = 1, 2, |
(5-1) |
j=i |
|
|
где п — количество |
продуктов, включенных в баланс; |
|
Xi — объем производства i-ro продукта отрасли; |
— |
прямые затраты продукции одной отрасли i на производ ство единицы продукции другой отрасли у; Vi — объем i-ro конечного продукта (товарной продукции отрасли).
Для разработки материальных балансов и для всех остальных плановых расчетов важное значение имеет нормативная база. Необходимо подготовить нормативы материальных, трудовых и других затрат на единицу вы пускаемой продукции, а также нормативы съема продук ции с единицы оборудования, площади и др.
С помощью установленных нормативов рассчитыва ются такие показатели плана как объем производства, материально-техническая потребность отрасли на пла нируемый период, необходимые производственные мощ ности для выполнения заданной программы и др., а в зависимости от этих показателей определяются выделяе мые отрасли материальные фонды, капиталовложения в строительство новых мощностей, затраты на оснащение технологии производства и др. Следовательно, нормы, принятые в основу разработки плана, влияют не только на общий уровень плана отрасли, но и всего народного хозяйства. Вот почему на XXIV съезде КПСС указыва лось на необходимость «совершенствовать методы опре деления потребности народного хозяйства в средствах производства и разработки технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива и электроэнер гии, а также нормативов использования оборудования,
117
машин и механизмов, широко внедряя для этих целей электронно-вычислительную технику, обеспечить на этой основе более полную увязку устанавливаемых в планах объемов производства, капитального строительства и других заданий е материально-техническими и финансо выми ресурсами. Усилить в этом деле роль отраслевых министерств»
Основное требование, предъявляемое в области нор мирования, сводится к установлению прогрессивных тех нико-экономических норм, что означает разработку тех нически обоснованных норм на уровне современных до стижений с учетом внедрения передовой технологии и организации производства, передовых методов работы.
5-4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Через систему централизованного государственного планирования, осуществляемого в СССР, претворяются
вжизнь хозяйственно-политические задания партии и правительства. Поэтому вся совокупность применяемых
впланировании показателей, методов и приемов должна правильно и наиболее полно отражать основные аспекты проводимой хозяйственной политики на каждом данном этапе развития советской экономики. С переходом к но вому этапу соответственно меняются и требования к пла
нированию.
В послевоенный период планирование было подчине но быстрому восстановлению и дальнейшему наращива нию объема промышленного производства. Преобладаю щее значение имели количественные задания. Итоги вы полнения семилетнего плана подтвердили достигнутые успехи в развитии всего народного хозяйства.
Отмечая эти успехи, сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС указал вместе с тем. на несоответствие суще ствующих методов планирования новым задачам про мышленности, главными из которых являются: повыше ние эффективности производства, рост производительно сти труда, увеличение отдачи капитальных вложений и основных производственных фондов и др.1
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 297.
118
В настоящий период большое значение приобрело по вышение научного уровня государственного планирова ния, прежде всего учета перспектив научно-технического прогресса и быстрое освоение новых достижений. Это в первую очередь относится к радиопромышленности, так как, во-первых, она является отраслью, содействующей техническому прогрессу во всем народном хозяйстве, а во-вторых, прогресс в радиоэлектронике приводит к об новлению продукции радиопромышленности чаще, чем в других отраслях. Примером может служить производст во широковещательной радиоаппаратуры. Выпуск про дукции лучшего качества, отвечающей требованиям на дежности, эффективности использования и другим, недостаточно учитывался при планировании до экономи ческой реформы. А основные плановые показатели вы пуска товарной и валовой продукции не.могли служить препятствием для выпуска продукции, не отвечающей требованиям потребителей.
Существенным недостатком действовавшей ранее си стемы планирования была излишняя регламентация хо зяйственной деятельности предприятий, установление ря да таких показателей, которые сковывали инициативу предприятий. Например, по труду утверждались четыре показателя: производительность труда, численность ра ботников, средняя заработная плата и фонд заработной платы. Установление по ним твердых лимитов лишало предприятия известной хозяйственной самостоятельности в решении вопросов труда. По новой системе плановых показателей, установленной решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, по труду предусмотрен только один показатель — общий фонд заработной пла ты, в пределах которого предприятия должны установить самостоятельно остальные показатели по труду, исходя из конкретных условий работы.
Другим показателем, который устанавливался свер ху, является себестоимость продукции. В условиях не прерывного совершенствования изделий и производства, развития специализации и расширения кооперации и других постоянно изменяющихся факторов утверждае мый вышестоящей организацией показатель себестоимо сти связывал инициативу предприятий, не в полной мере способствовал получению экономии. Это нетрудно объяс нить на примере работы радиопромышленности, оценка которой во многом зависит от повышения качества, на-
119