Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующим этапом планирования после установле­ ния предприятиям контрольных цифр является разра­ ботка планов на предприятиях.

План предприятия является составной частью на­ роднохозяйственного. плана и органически связан с

ним.

На предприятиях разрабатываются планы перспек­ тивные и текущие (ежегодные). Перспективные планы определяют общую линию развития предприятия на дли­ тельный период без выделения отдельных его хозяйствен­ ных функций и исполнителей. В годовых же планах пред­ приятия задания детализируются по составляющим эле­ ментам, например производственная программа устанав­ ливается по полной номенклатуре выпускаемых изделий в натуральном выражении, по срокам выполнения (по кварталам) и доводится до исполнителей.

Разработка текущих годовых планов ведется с уче­ том хода выполнения перспективного плана и новых ус­ ловий, выявившихся в процессе развития. Программа КПСС предусматривает непрерывное планирование при органическом сочетании годовых и перспективных пла­ нов.

Текущие планы предприятий объединяют все стороны деятельности предприятия — техническую, производст­ венную, финансовую, что находит отражение в техпромфинплане.

Составление техпромфинплана стало общепринятой формой планирования работа предприятий, начиная со времени первой пятилетки. Новая система планирова­ ния и экономического стимулирования промышленного производства потребовала соответствующего изменения структуры техпромфинплана и дальнейшего усовершен­ ствования методики разработки его в сторону наиболее полной мобилизации внутренних резервов предприятия, неуклонного повышения эффективности производства и получения максимальных результатов при минимальных издержках. Если раньше задача техпромфинплана выра­ жалась исключительно в конкретизации полученных сверху плановых показателей, то в настоящее время, в результате расширения прав предприятий и ограничения показателей, утверждаемых сверху, техпромфинплан служит документом, отражающим самостоятельную дея­ тельность коллектива, направленную на получение наи­ большего эффекта.

112

ЦК КПСС и Совет Министров СССР в постановлении от 4 октября 1965 г. признали необходимым разработать типовую методику составления техпромфинплана в ус­ ловиях новой системы планирования и экономического стимулирования. Установление единых форм и методики разработки техпромфинплана позволяет легко опреде­ лить сводные плановые показатели по группе предприя­ тий, отрасли, а также сопоставлять эти показатели между предприятиями. Техпромфинплан разрабатывается в го­ довом разрезе с разбивкой по кварталам. Планирование работы производства на более короткие отрезки време­ ни: месяц, декаду, сутки, смену и даже час составляет задачу оперативного календарного планирования произ­ водства, которое базируется на данных техпромфинпла­ на и является его дальнейшим развитием.

При составлении техпромфинплана предприятия изыскиваются все резервы для дальнейшего совершен­ ствования производства, повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции. «Для моби­ лизации внутренних резервов, более эффективного ис­ пользования капитальных вложений, производственных фондов и финансовых средств, — указывается в Про­ грамме КПСС, — необходимо расширять оперативную самостоятельность и инициативу предприятий на основе государственных плановых заданий. Поднять роль и за­ интересованность предприятий в деле внедрения передо­ вой техники и наиболее полного использования произ­ водственных мощностей» *.

Техпромфинплан разрабатывается при активном уча­ стии партийных, профсоюзных и комсомольских органи­ заций, всего коллектива предприятия. Как показывает опыт передовых предприятий, это позволяет выявить до­ полнительные резервы и внести существенные поправки в плановые показатели.

По проекту типовой методики предложен новый поря­ док составления техпромфинплана, согласно которому работа ведется в два этапа. Первый этап охватывает подготовку проекта техпромфинплана. Он начинается в июне предшествующего планируемому года, после полу­ чения от министерства контрольных цифр, и заканчи­ вается в сентябре. На втором этапе в месячный срок после получения утвержденных министерством заданий1

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза, с. 88,

ИЗ


государственного

плана проект техпромфинплана уточ­

няется, детализируется и утверждается

руководите­

лем предприятия

непременно до начала

планируемого

года.

Так как разработка техпромфинплана начинается за­ долго до окончания предшествующего отчетного года, на первом этапе большее внимание уделяется подведе­ нию предварительных итогов работы за предшествующий год. Анализ производственно-хозяйственной деятельно­ сти за предшествующий год позволяет выявить недостат­ ки, тормозящие развитие производства, и наметить ме­ роприятия по устранению их в планируемом году. На этом этапе на предприятиях проводится большая подго­ товительная работа. Руководство предприятия совместно с профсоюзной организацией создают комиссии по сбору предложений (направленных на улучшение техники и организации производства), рассмотрению их и отбору наиболее эффективных для внедрения в планируемом го­ ду. Одновременно с этим цехи и участки ведут соответст­ вующую проверку наличных ресурсов, резервов и готов­ ности к освоению задания на планируемый год. Функ­ циональные отделы предприятия: главного конструктора, главного технолога, главного механика, труда и заработ­ ной платы, материально-технического снабжения, плано­ вый, производственный и другие проверяют и уточняют проекты, нормативы и другие исходные данные, необхо­ димые для обоснования техпромфинплана.

Таким образом, всесторонняя подготовка к составле­ нию техпромфинплана предприятия заключается в сле­

дующем:

а) конкретизация плана производства и реализации продукции по номенклатуре, ассортименту, типоразме­ рам, техническим условиям и срокам;

б) разработка прогрессивных технико-экономических норм использования оборудования, производственных площадей, материальных ресурсов и других данных, не­ обходимых для обоснования плановых расчетов;

в) выявление и мобилизация внутренних ресурсов предприятия для обеспечения плана;

г) доведение плановых заданий до цеха, участка, бригады и отдельных исполнителей с целью раскрытия творческой инициативы всего коллектива и повышения материальной заинтересованности его в улучшении ка­ чества работы предприятия.

U4


5-3. МЕЖОТРАСЛЕВАЯ УВЯЗКА ПЛАНОВ

Работа Госплана СССР по составлению народнохо­ зяйственных планов на основе представленных проектов планов выражается в проверке правильности их состав­ ления, в балансовой проверке, имеющей общегосударст­ венное значение. Разрабатываемые Госпланом СССР

сводные балансы по материалам, оборудованию и дру­ гим ресурсам позволяют выявить новые резервы для по­ крытия растущих потребностей народного хозяйства. При помощи балансовых расчетов устанавливается соот­ ветствие между производством и потреблением и таким образом подводится реальная база под выполнение пла­ нов. Примером могут служить материальные балансы, которые разрабатываются по общей схеме (табл. 5-1).

 

 

Т А Б Л И Ц А 5-1

Схема материального баланса

Ресурсы

 

Распределение

Производство

 

Производственно-эксплуатацион-

Импорт

 

ные нужды

 

Строительство

Разбронирование из

госрезерва

Рыночный фонд

Экспорт

Остатки у поставщиков к»нача-

Восполнение госрезерва

Остатки у поставщиков на конец

лу планируемого

периода

планируемого периода

Прочие ресурсы

 

 

Каждая отрасль участвует в балансах в одном слу­ чае, как производитель определенной продукции, в дру­ гом — как потребитель продукции, выпускаемой другими отраслями. В связи с этим разработки балансов по раз­ личным видам продукции переплетаются между собой. Изменения в одном балансе вызывают необходимость внесения соответствующих изменений в ряд других ба­ лансов.

Материальные балансы составляются на определен­ ный период в соответствии с установленным народнохо­ зяйственным планом.

Основной метод установления баланса состоит, с од­ ной стороны, в расширении производства данного мате-

115


риала, с другой — в максимальной его экономии. (В ра­ диопромышленности экономия достигается путем рацио­ нального выбора принципиальной схемы, конструкции и технологии производства изделий.)

На основании утверждения плановых балансов завер­ шается составление народнохозяйственного плана.

Современная практика балансовых расчетов обеспе­ чивает правильное соотношение между производством и потреблением определенного вида продукции с учетом разбронирования в необходимых случаях некоторой час­ ти государственных резервов. В связи с этим большое значение имеет и другая задача — поддержание на долж­ ном уровне необходимых государственных резервов, роль которых с расширением масштабов и усложнением производства непрерывно возрастает. Пополнение госу­ дарственных резервов составляет постоянную заботу плановых органов.

Однако определение межотраслевых пропорций обыч­ ным балансовым методом становится все более сложным и затруднительным. Это объясняется тем, что в результа­ те технического прогресса происходит непрерывное от­ почкование новых отраслей производства, а следователь­ но и углубление межотраслевой специализации, что увеличивает число отраслей, кооперируемых для изготов­ ления и комплектации сложной продукции. Количество и сроки поставки предметов комплектации должны быть взаимоувязаны и соответствующим* образом обеспечены.

Замкнутый характер деятельности каждой отрасли все больше уступает место многосторонним хозяйствен­ ным связям. Вследствие умножения связи между отрас­ лями затрудняется согласование пропорции между ни­ ми. Усиливающаяся взаимозависимость всех звеньев хозяйства повышает значение перспективного планиро­ вания, отработки системы межотраслевых связей и улуч­ шения материально-технического снабжения. С другой стороны, для решения задачи повышения эффективности общественного производства требуется оптимизация пла­ нирования, отыскание оптимального из возможных ва­ риантов плана, в том числе и межотраслевого плана. Оп­ тимизация предполагает достижение в интересах обще­ ства наибольших результатов при наименьших затратах. Соблюдение этого принципа имеет особенно важное зна­ чение при построении плана производства и распределе­ ния сырьевых, топливных, материальных ресурсов, так

116

как расширение добывающих отраслей вследствие их ка­ питалоемкости и трудоемкости менее целесообразно, чем обрабатывающих отраслей (см. § 7-2).

Для установления оптимального варианта разработ­ ки межотраслевого баланса производства и распределе­ ния общественного продукта используются экономикоматематические модели с применением электронно-вы­ числительной техники.

Математическая модель межотраслевого баланса представляет собой систему линейных алгебраических уравнений

П

 

 

Xi = 2

<*цХ} + Vi{i = 1, 2,

(5-1)

j=i

 

 

где п — количество

продуктов, включенных в баланс;

Xi — объем производства i-ro продукта отрасли;

прямые затраты продукции одной отрасли i на производ­ ство единицы продукции другой отрасли у; Vi — объем i-ro конечного продукта (товарной продукции отрасли).

Для разработки материальных балансов и для всех остальных плановых расчетов важное значение имеет нормативная база. Необходимо подготовить нормативы материальных, трудовых и других затрат на единицу вы­ пускаемой продукции, а также нормативы съема продук­ ции с единицы оборудования, площади и др.

С помощью установленных нормативов рассчитыва­ ются такие показатели плана как объем производства, материально-техническая потребность отрасли на пла­ нируемый период, необходимые производственные мощ­ ности для выполнения заданной программы и др., а в зависимости от этих показателей определяются выделяе­ мые отрасли материальные фонды, капиталовложения в строительство новых мощностей, затраты на оснащение технологии производства и др. Следовательно, нормы, принятые в основу разработки плана, влияют не только на общий уровень плана отрасли, но и всего народного хозяйства. Вот почему на XXIV съезде КПСС указыва­ лось на необходимость «совершенствовать методы опре­ деления потребности народного хозяйства в средствах производства и разработки технически обоснованных норм расхода сырья, материалов, топлива и электроэнер­ гии, а также нормативов использования оборудования,

117


машин и механизмов, широко внедряя для этих целей электронно-вычислительную технику, обеспечить на этой основе более полную увязку устанавливаемых в планах объемов производства, капитального строительства и других заданий е материально-техническими и финансо­ выми ресурсами. Усилить в этом деле роль отраслевых министерств»

Основное требование, предъявляемое в области нор­ мирования, сводится к установлению прогрессивных тех­ нико-экономических норм, что означает разработку тех­ нически обоснованных норм на уровне современных до­ стижений с учетом внедрения передовой технологии и организации производства, передовых методов работы.

5-4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Через систему централизованного государственного планирования, осуществляемого в СССР, претворяются

вжизнь хозяйственно-политические задания партии и правительства. Поэтому вся совокупность применяемых

впланировании показателей, методов и приемов должна правильно и наиболее полно отражать основные аспекты проводимой хозяйственной политики на каждом данном этапе развития советской экономики. С переходом к но­ вому этапу соответственно меняются и требования к пла­

нированию.

В послевоенный период планирование было подчине­ но быстрому восстановлению и дальнейшему наращива­ нию объема промышленного производства. Преобладаю­ щее значение имели количественные задания. Итоги вы­ полнения семилетнего плана подтвердили достигнутые успехи в развитии всего народного хозяйства.

Отмечая эти успехи, сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС указал вместе с тем. на несоответствие суще­ ствующих методов планирования новым задачам про­ мышленности, главными из которых являются: повыше­ ние эффективности производства, рост производительно­ сти труда, увеличение отдачи капитальных вложений и основных производственных фондов и др.1

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 297.

118

В настоящий период большое значение приобрело по­ вышение научного уровня государственного планирова­ ния, прежде всего учета перспектив научно-технического прогресса и быстрое освоение новых достижений. Это в первую очередь относится к радиопромышленности, так как, во-первых, она является отраслью, содействующей техническому прогрессу во всем народном хозяйстве, а во-вторых, прогресс в радиоэлектронике приводит к об­ новлению продукции радиопромышленности чаще, чем в других отраслях. Примером может служить производст­ во широковещательной радиоаппаратуры. Выпуск про­ дукции лучшего качества, отвечающей требованиям на­ дежности, эффективности использования и другим, недостаточно учитывался при планировании до экономи­ ческой реформы. А основные плановые показатели вы­ пуска товарной и валовой продукции не.могли служить препятствием для выпуска продукции, не отвечающей требованиям потребителей.

Существенным недостатком действовавшей ранее си­ стемы планирования была излишняя регламентация хо­ зяйственной деятельности предприятий, установление ря­ да таких показателей, которые сковывали инициативу предприятий. Например, по труду утверждались четыре показателя: производительность труда, численность ра­ ботников, средняя заработная плата и фонд заработной платы. Установление по ним твердых лимитов лишало предприятия известной хозяйственной самостоятельности в решении вопросов труда. По новой системе плановых показателей, установленной решением сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, по труду предусмотрен только один показатель — общий фонд заработной пла­ ты, в пределах которого предприятия должны установить самостоятельно остальные показатели по труду, исходя из конкретных условий работы.

Другим показателем, который устанавливался свер­ ху, является себестоимость продукции. В условиях не­ прерывного совершенствования изделий и производства, развития специализации и расширения кооперации и других постоянно изменяющихся факторов утверждае­ мый вышестоящей организацией показатель себестоимо­ сти связывал инициативу предприятий, не в полной мере способствовал получению экономии. Это нетрудно объяс­ нить на примере работы радиопромышленности, оценка которой во многом зависит от повышения качества, на-

119