Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 139
Скачиваний: 0
дежности выпускаемой радиоаппаратуры. Но, как изве стно, повышение надежности часто сопровождается по вышением затрат на производство продукции вместо снижения ее себестоимости. Однако дополнительные за траты перекрываются тем эффектом, который получает ся от применения более надежной аппаратуры, и пред ставляет для народного хозяйства большую выгоду, чем снижение себестоимости менее надежной аппаратуры. В таких случаях выполнение плана по снижению себе стоимости будет носить формальный характер. Методика учета выполнения плана общего снижения себестоимости продукции предприятия связана с определенной условно стью (см. § 9-4). Учитывая все это, а также расширение хозрасчетной самостоятельности предприятий в новых условиях планирования и экономического стимулирова ния, сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС отменил утверждаемое сверху задание по снижению себестоимо сти продукции, предоставив предприятиям самим уста навливать для себя этот показатель.
В состав новых показателей, утверждаемых сверху, входит задание по прибыли и рентабельности. Основным источником прибыли и повышения рентабельности яв ляется экономия в процессе производства, получаемая в результате того же снижения себестоимости продукции. Следовательно, отмена утверждаемого сверху задания по снижению себестоимости продукции не уменьшает его роли, как важного экономического фактора, а означает только предоставление предприятиям свободы маневри рования резервами снижения себестоимости продукции и обеспечения конечных показателей деятельности пред приятий в виде прибыли и рентабельности.
Новая система плановых показателей, утверждаемых сверху, включает: объем реализуемой продукции; произ водство важнейших видов продукции в натуральном вы ражении; общую сумму прибыли и рентабельность (по отношению к сумме основных производственных фондов
инормируемых оборотных средств); платежи в бюджет
иассигнования из бюджета; общий фонд заработной платы; объем централизованных капитальных вложений; ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; задания по освоению производства новых видов продукции, внедрению новых технологических про цессов, комплексной механизации и автоматизации про изводства; объем поставок предприятию сырья, материа
ле
лов и оборудования, распределяемых вышестоящей ор ганизацией.
Различают показатели стоимостные и натуральные.
Объем реализуемой продукции (так же как и выпуск то варной и валовой продукции) планируется в денежном (ценностном) выражении, а производство важнейших ви дов продукции — в натуральном (количественном) выра жении. Планирование в натуральном выражении необ ходимо для того, чтобы номенклатура (ассортимент, типоразмеры) и количество выпускаемой продукции от вечали потребностям народного хозяйства. В противном случае может возникнуть недопустимое расхождение между спросом и производством, которое выразится в избытке одних и недостатке других видов продукции. По существующему положению план по выпуску, а теперь по объему реализуемой продукции, считается выполнен ным лишь в том случае, если фактическое выполнение соответствует заданной номенклатуре (ассортименту, ти поразмерам) и заданным количествам.
Планирование в денежном выражении вызывается не обходимостью установления общего объема разнообраз ной продукции, выпускаемой или реализуемой предприя тием, отраслью или всей промышленностью. Для этого вся продукция должна быть приведена к одному выра жению при помощи единого измерителя. .Таким единым измерителем в условиях товарно-денежного хозяйства
является |
цена на продукцию. В системе планирования |
и учета |
промышленности путем сопоставления общего |
объема выпущенной или реализованной продукции в де нежном выражении определяется динамика (темпы рос та) производства или реализации за ряд периодов. Что бы обеспечить сопоставимость данных, в основе расчета общего объема выпущенной или реализованной продук ции должны быть положены стабильные цены. Такими ценами в настоящее время являются действующие опто вые цены предприятия, введенные с 1 июля 1967 г. (см. §9-5).
Планирование в денежном выражении необходимо также и для увязки плана по выпуску или реализации продукции с другими плановыми показателями: общей суммой прибыли, общим фондом заработной платы, объемом централизованных капитальных вложений 'и другими, имеющими денежное выражение.
121
Плановые показатели, как стоимостные, так и нату ральные, подразделяются на количественные и качествен ные. К количественным относятся объем реализуемой продукции, объем централизованных капитальных вло жений, объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования и др.
Типичными и наиболее обобщающими качественными показателями являются прибыль и рентабельность. При установленных оптовых ценах сумма прибыли зависит от уровня себестоимости продукции, а себестоимость зави сит от качества работы производства, от уровня произво дительности труда. К качественным относятся также и показатели, характеризующие повышение технического уровня; освоение производства новых видов продукции, внедрение новых технологических процессов, комплекс ная механизация и автоматизация производства.
Помимо всего этого, различают плановые показате ли обязательные, утверждаемые сверху, и показатели расчетные, которые необходимы для построения и анали за плана, согласования между собой сложного комплек са экономических вопросов. Кроме того, сохранены в го сударственной статистической отчетности такие показа тели, как валовая продукция, производительность труда, численность работающих, средняя заработная плата, се бестоимость продукции и другие показатели, необходи мые для анализа и оценки общих экономических резуль татов работы.
Теперь экономические результаты деятельности пред приятий оцениваются по объему реализованной продук ции, сумме полученной прибыли (повышению рентабель ности) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции.
Введение задания по объему реализуемой продукции устанавливает более тесные связи между производством и потреблением, нацеливает производство на выпуск про дукции нужного ассортимента и качества. До экономи ческой реформы оценка деятельности предприятий про изводилась по выпуску валовой продукции, в состав ко торой могла войти продукция неудовлетворительного качества, не находящая сбыта, что причиняло народному хозяйству значительный ущерб.
Вплане под объемом реализуемой продукции имеется
ввиду стоимость предназначенных к поставке заказчи кам и подлежащих оплате последними в планируемом
122
периоде готовых изделий и полуфабрикатов собственно го производства, а также работ промышленного характе ра (включая капитальный ремонт своего оборудования, осуществляемый за счет средств амортизации, реализа цию продукции своему капитальному строительству и не промышленным хозяйствам, находящимся на балансе предприятия). При расчете плана реализации учитыва ются изменения остатков продукции на складе и отгру женной продукции на начало и конец планируемого пе риода (табл. 5-2).
Т А Б Л И Ц А 5-2
Схема расчета плана реализации продукции предприятия, тыс. руб.
|
По полной |
По оптовым |
Показатели |
ценам |
|
себестои |
предприя |
|
|
мости |
тия |
1.Остаток готовой продукции на складе и от груженной продукции на начало планируе
мого периода ................................................ |
. |
1 500 |
1575 |
2. Выпуск товарной продукции за планируемый |
20000 |
21 000 |
|
период............ ................................................... |
|
3.Остаток готовой продукции на складе и от груженной продукции на конец планируемо
4. |
го периода . . . . |
............................................ |
1200 |
1260 |
Подлежит реализации и оплате заказчиками |
20 300 |
21315 |
||
5. |
за планируемый период (п. 1+ п. 2—п. 3) . . |
|||
Прибыль от реализации................................... |
|
1015 |
~
Объем реализуемой продукции за планируемый пе риод отличается от товарного выпуска за тот же период на величину разницы между начальным и конечным ос татком продукции на складе и отгруженной продукции.
Исходными данными для определения выпуска товар ной продукции при новой системе планирования служат задания по объему реализуемой продукции и производ ству важнейших видов продукции в натуральном выра жении. Эти задания утверждаются предприятиям руко водящим органом, исходя из спроса на данную продук цию, который выявляется в процессе составления народнохозяйственного плана, и производственных мощ ностей (с учетом наращивания их в течение планируемо го периода), которыми располагают подчиненные пред приятия.
123
Практически разработка планов начинается на пред приятиях с определения производственной программы исходя из наличных (располагаемых) производственных мощностей (по методике, изложенной в § 6-4). Однако намеченная предприятием первоначально производствен ная программа может изменяться в соответствии с зада ниями, вытекающими из народнохозяйственного плана. Поэтому на программу, которая окончательно устанав ливается, необходимо рассчитать потребные производст венные мощности (по методике, изложенной в том же § 6-4). После произведенных расчетов выявляется раз рыв между потребными и располагаемыми мощностями (по оборудованию, производственным площадям), и для устранения этого разрыва разрабатываются необходи мые мероприятия.
Вплане предприятий окончательная производствен ная программа определяется в развернутом виде по всей номенклатуре (ассортименту, типоразмерам) выпускае мой продукции с указанием по каждому наименованию количества в натуральных единицах измерения. На осно вании этого рассчитывается выпуск продукции в денеж ном (ценностном) выражении в виде двух показателей: выпуска товарной и валовой продукции.
Эти показатели используются в ряде расчетов, при внутризаводском и отраслевом планировании, в том чис ле при расчете планов по труду, материально-техниче скому снабжению, себестоимости и др.
Товарная и валовая продукция определяются по за водскому методу. Это означает, что в стоимость товарной
иваловой продукции не включается стоимость внутри заводского оборота, т. е. стоимость той части продукции, которая используется внутри данного предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. То варная и валовая продукция отрасли и промышленности
СССР в целом определяются как сумма продукции пред приятий.
Всостав товарной продукции предприятия, установ
ленной по заводскому методу, входит стоимость выраба тываемых в планируемом периоде готовых изделий и полуфабрикатов, предназначенных к отпуску на сторону (в том числе капитальному строительству и непромыш ленным хозяйствам своего предприятия). Кроме этого, в товарную продукцию входит стоимость работ и услуг промышленного характера, выполняемых по заказам со
124