Файл: Гянджунцев, Е. Т. Экономика радиопромышленности учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 139

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дежности выпускаемой радиоаппаратуры. Но, как изве­ стно, повышение надежности часто сопровождается по­ вышением затрат на производство продукции вместо снижения ее себестоимости. Однако дополнительные за­ траты перекрываются тем эффектом, который получает­ ся от применения более надежной аппаратуры, и пред­ ставляет для народного хозяйства большую выгоду, чем снижение себестоимости менее надежной аппаратуры. В таких случаях выполнение плана по снижению себе­ стоимости будет носить формальный характер. Методика учета выполнения плана общего снижения себестоимости продукции предприятия связана с определенной условно­ стью (см. § 9-4). Учитывая все это, а также расширение хозрасчетной самостоятельности предприятий в новых условиях планирования и экономического стимулирова­ ния, сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС отменил утверждаемое сверху задание по снижению себестоимо­ сти продукции, предоставив предприятиям самим уста­ навливать для себя этот показатель.

В состав новых показателей, утверждаемых сверху, входит задание по прибыли и рентабельности. Основным источником прибыли и повышения рентабельности яв­ ляется экономия в процессе производства, получаемая в результате того же снижения себестоимости продукции. Следовательно, отмена утверждаемого сверху задания по снижению себестоимости продукции не уменьшает его роли, как важного экономического фактора, а означает только предоставление предприятиям свободы маневри­ рования резервами снижения себестоимости продукции и обеспечения конечных показателей деятельности пред­ приятий в виде прибыли и рентабельности.

Новая система плановых показателей, утверждаемых сверху, включает: объем реализуемой продукции; произ­ водство важнейших видов продукции в натуральном вы­ ражении; общую сумму прибыли и рентабельность (по отношению к сумме основных производственных фондов

инормируемых оборотных средств); платежи в бюджет

иассигнования из бюджета; общий фонд заработной платы; объем централизованных капитальных вложений; ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; задания по освоению производства новых видов продукции, внедрению новых технологических про­ цессов, комплексной механизации и автоматизации про­ изводства; объем поставок предприятию сырья, материа­

ле


лов и оборудования, распределяемых вышестоящей ор­ ганизацией.

Различают показатели стоимостные и натуральные.

Объем реализуемой продукции (так же как и выпуск то­ варной и валовой продукции) планируется в денежном (ценностном) выражении, а производство важнейших ви­ дов продукции — в натуральном (количественном) выра­ жении. Планирование в натуральном выражении необ­ ходимо для того, чтобы номенклатура (ассортимент, типоразмеры) и количество выпускаемой продукции от­ вечали потребностям народного хозяйства. В противном случае может возникнуть недопустимое расхождение между спросом и производством, которое выразится в избытке одних и недостатке других видов продукции. По существующему положению план по выпуску, а теперь по объему реализуемой продукции, считается выполнен­ ным лишь в том случае, если фактическое выполнение соответствует заданной номенклатуре (ассортименту, ти­ поразмерам) и заданным количествам.

Планирование в денежном выражении вызывается не­ обходимостью установления общего объема разнообраз­ ной продукции, выпускаемой или реализуемой предприя­ тием, отраслью или всей промышленностью. Для этого вся продукция должна быть приведена к одному выра­ жению при помощи единого измерителя. .Таким единым измерителем в условиях товарно-денежного хозяйства

является

цена на продукцию. В системе планирования

и учета

промышленности путем сопоставления общего

объема выпущенной или реализованной продукции в де­ нежном выражении определяется динамика (темпы рос­ та) производства или реализации за ряд периодов. Что­ бы обеспечить сопоставимость данных, в основе расчета общего объема выпущенной или реализованной продук­ ции должны быть положены стабильные цены. Такими ценами в настоящее время являются действующие опто­ вые цены предприятия, введенные с 1 июля 1967 г. (см. §9-5).

Планирование в денежном выражении необходимо также и для увязки плана по выпуску или реализации продукции с другими плановыми показателями: общей суммой прибыли, общим фондом заработной платы, объемом централизованных капитальных вложений 'и другими, имеющими денежное выражение.

121

Плановые показатели, как стоимостные, так и нату­ ральные, подразделяются на количественные и качествен­ ные. К количественным относятся объем реализуемой продукции, объем централизованных капитальных вло­ жений, объем поставок предприятию сырья, материалов и оборудования и др.

Типичными и наиболее обобщающими качественными показателями являются прибыль и рентабельность. При установленных оптовых ценах сумма прибыли зависит от уровня себестоимости продукции, а себестоимость зави­ сит от качества работы производства, от уровня произво­ дительности труда. К качественным относятся также и показатели, характеризующие повышение технического уровня; освоение производства новых видов продукции, внедрение новых технологических процессов, комплекс­ ная механизация и автоматизация производства.

Помимо всего этого, различают плановые показате­ ли обязательные, утверждаемые сверху, и показатели расчетные, которые необходимы для построения и анали­ за плана, согласования между собой сложного комплек­ са экономических вопросов. Кроме того, сохранены в го­ сударственной статистической отчетности такие показа­ тели, как валовая продукция, производительность труда, численность работающих, средняя заработная плата, се­ бестоимость продукции и другие показатели, необходи­ мые для анализа и оценки общих экономических резуль­ татов работы.

Теперь экономические результаты деятельности пред­ приятий оцениваются по объему реализованной продук­ ции, сумме полученной прибыли (повышению рентабель­ ности) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции.

Введение задания по объему реализуемой продукции устанавливает более тесные связи между производством и потреблением, нацеливает производство на выпуск про­ дукции нужного ассортимента и качества. До экономи­ ческой реформы оценка деятельности предприятий про­ изводилась по выпуску валовой продукции, в состав ко­ торой могла войти продукция неудовлетворительного качества, не находящая сбыта, что причиняло народному хозяйству значительный ущерб.

Вплане под объемом реализуемой продукции имеется

ввиду стоимость предназначенных к поставке заказчи­ кам и подлежащих оплате последними в планируемом

122


периоде готовых изделий и полуфабрикатов собственно­ го производства, а также работ промышленного характе­ ра (включая капитальный ремонт своего оборудования, осуществляемый за счет средств амортизации, реализа­ цию продукции своему капитальному строительству и не­ промышленным хозяйствам, находящимся на балансе предприятия). При расчете плана реализации учитыва­ ются изменения остатков продукции на складе и отгру­ женной продукции на начало и конец планируемого пе­ риода (табл. 5-2).

Т А Б Л И Ц А 5-2

Схема расчета плана реализации продукции предприятия, тыс. руб.

 

По полной

По оптовым

Показатели

ценам

себестои­

предприя­

 

мости

тия

1.Остаток готовой продукции на складе и от­ груженной продукции на начало планируе­

мого периода ................................................

.

1 500

1575

2. Выпуск товарной продукции за планируемый

20000

21 000

период............ ...................................................

 

3.Остаток готовой продукции на складе и от­ груженной продукции на конец планируемо­

4.

го периода . . . .

............................................

1200

1260

Подлежит реализации и оплате заказчиками

20 300

21315

5.

за планируемый период (п. 1+ п. 2—п. 3) . .

Прибыль от реализации...................................

 

1015

~

Объем реализуемой продукции за планируемый пе­ риод отличается от товарного выпуска за тот же период на величину разницы между начальным и конечным ос­ татком продукции на складе и отгруженной продукции.

Исходными данными для определения выпуска товар­ ной продукции при новой системе планирования служат задания по объему реализуемой продукции и производ­ ству важнейших видов продукции в натуральном выра­ жении. Эти задания утверждаются предприятиям руко­ водящим органом, исходя из спроса на данную продук­ цию, который выявляется в процессе составления народнохозяйственного плана, и производственных мощ­ ностей (с учетом наращивания их в течение планируемо­ го периода), которыми располагают подчиненные пред­ приятия.

123


Практически разработка планов начинается на пред­ приятиях с определения производственной программы исходя из наличных (располагаемых) производственных мощностей (по методике, изложенной в § 6-4). Однако намеченная предприятием первоначально производствен­ ная программа может изменяться в соответствии с зада­ ниями, вытекающими из народнохозяйственного плана. Поэтому на программу, которая окончательно устанав­ ливается, необходимо рассчитать потребные производст­ венные мощности (по методике, изложенной в том же § 6-4). После произведенных расчетов выявляется раз­ рыв между потребными и располагаемыми мощностями (по оборудованию, производственным площадям), и для устранения этого разрыва разрабатываются необходи­ мые мероприятия.

Вплане предприятий окончательная производствен­ ная программа определяется в развернутом виде по всей номенклатуре (ассортименту, типоразмерам) выпускае­ мой продукции с указанием по каждому наименованию количества в натуральных единицах измерения. На осно­ вании этого рассчитывается выпуск продукции в денеж­ ном (ценностном) выражении в виде двух показателей: выпуска товарной и валовой продукции.

Эти показатели используются в ряде расчетов, при внутризаводском и отраслевом планировании, в том чис­ ле при расчете планов по труду, материально-техниче­ скому снабжению, себестоимости и др.

Товарная и валовая продукция определяются по за­ водскому методу. Это означает, что в стоимость товарной

иваловой продукции не включается стоимость внутри­ заводского оборота, т. е. стоимость той части продукции, которая используется внутри данного предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. То­ варная и валовая продукция отрасли и промышленности

СССР в целом определяются как сумма продукции пред­ приятий.

Всостав товарной продукции предприятия, установ­

ленной по заводскому методу, входит стоимость выраба­ тываемых в планируемом периоде готовых изделий и полуфабрикатов, предназначенных к отпуску на сторону (в том числе капитальному строительству и непромыш­ ленным хозяйствам своего предприятия). Кроме этого, в товарную продукцию входит стоимость работ и услуг промышленного характера, выполняемых по заказам со

124