Файл: Масульманская правовая система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ха нифиты ра злича ли институт вла де ния и пра ва  собстве нности и провозгла ша ли ве рховным собстве нником А лла ха . Огра ниче нное  пра во ра споряже ния прина дле жит е го на ме стнику на  зе мле  - има му, поскольку "согла сно Кора ну, А лла ху прина дле жит вла сть, и он на де ляе т е ю по свое му усмотре нию того из своих ра бов, кого за хоче т" Пра во собстве нности - это пра во не огра ниче нного ра споряже ния ве щью и пользова ния е е  плода ми. Собстве ннику прина дле жит пра во пользова ния (ма нфа а т), пра во вла де ния (ка бз), пра во ра споряже ния и пра во извле че ния доходов (та млик). Собстве нника ми могут быть только мусульма не , за служившие  это пра во свое й ве рой в А лла ха .

Под вла де ние м мусульма не  понима ют не  фа ктиче ское  обла да ние  ве щью, сна бже нное  юридиче ской за щитой, а  одно из сре дств дока зыва ния пра ва  собстве нности. При та ком построе нии дока за те льств были выра бота ны ра зличные  виды вла де ния с боле е  или ме не е  точно опре де ле нными после дствиями: йа д, или простое  де ржа ние ; хияза , или длите льное  вла де ние ; ха вз, или ква лифицирова нное  вла де ние . Но да же  длите льное  вла де ние  мусульма нские  юристы не  ра ссма трива ли ка к основа ние  возникнове ния пра ва  собстве нности - им было не изве стно понятие  приобре та те льной да вности. Ни добросове стный, ни не добросове стный вла де ле ц имуще ства , ка к бы долго он не  вла де л им, не  призна ва лся собстве нником. Это положе ние  проникнуто духом за щиты пра ва  собстве нности, которое  призна но Кора ном свяще нным и не прикоснове нным.

Способы приобре те ния ха нифиты де лили на  пе рвона ча льные  и производные . Пе рвые  счита лись е сте стве нными, когда  пра во приобре та е тся в отноше нии ве ще й, никому ра не е  не  прина дле жа вших, в силу фа ктиче ского овла де ния ими. К е сте стве нным способа м мусульма нские  юристы относили за хва т вое нной добычи у не мусульма н, которые  не  призна ва лись субъе кта ми пра ва . Ха нифиты, ка к и пре дста вите ли других школ, счита ли приобре те ние  трофе е в богоугодным де лом, та к ка к имуще ство освобожда е тся из рук не ве рных. При производном способе  приобре те ния пра во приобре та те ля основыва е тся на  пра ве  пре дше ствующе го собстве нника . Ве щи, уже  кому-то прина дле жа вшие , приобре та ются в собстве нность в силу пе ре да чи (та слим). Другими способа ми приобре те ния ха нифиты счита ли на сле дова ние  и куплю. Утра чива е тся пра во собстве нности либо в силу фа кта , либо в силу за кона . В пе рвом случа е  пре кра ще ние  происходит, е сли ве щь физиче ски погибне т, собстве нник отка же тся от свое го пра ва , либо ве щь исче зне т, попа в в руки вра га , а  во втором - в ре зульта те  изъятия ве щи из оборота , ве роотступниче ства  собстве нника  и т.д.


Шиитские  школы были боле е  склонны к обоже ствле нию пра ва  собстве нности. Они толкова ли е го ка к сре дство сближе ния с Богом и ре а лиза ции ре лигиозной мора ли в све тских обла стях жизни. В вопроса х пра воприме не ния шиитские  пра вове ды в основном пола га лись на  суннитские  ма зха бы.

9.Ча стна я собстве нность ка к одна  из форм собстве нности. Не прикоснове нность ча стной собстве нности



Суннитские  пра вове ды (пре жде  все го ха финиты) обосновыва ли не обходимость ча стной собстве нности, счита я, что она  уста новле на  изре че ние м Кора на : "Он (Бог) сотворил для ва с все , что е сть на  зе мле " (Кора н II, 27). Свяще нный за кон пре доста вляе т ка ждому мусульма нину пра во приобре та ть всякое  движимое  и не движимое  имуще ство.

Пода вляюще е  большинство шиитских пра вове дов счита е т собстве нность свяще нной и призна е т за  ка ждым пра во на  получе ние  бла г, да рова нных природой. Все  приобре те нное  че лове ком и е го пре дка ми ра ссма трива лось ими ка к за конна я собстве нность с точки зре ния ре лигии.

Мусульма нские  юристы выде ляли ка те гории имуще ства , на  которое  може т ра спростра няться пра во ча стной собстве нности. К не му, в пе рвую оче ре дь, относились вое нные  трофе и, продукты, получе нные  собстве нным трудом от использова ния природных ре сурсов, ре зульта ты ре ме сле нной де яте льности. Не  могли на ходиться в ча стной собстве нности зе мли и имуще ство не мусульма н, пе ре ше дше е  к мусульма на м мирным путе м; имуще ство уме рших, не  оста вивших на сле дника .
Ма зха бы выра бота ли ряд норм, на пра вле нных на  за щиту пра ва  собстве нности: "прика з о ра споряже нии чужой собстве нностью не де йствите ле н", "никто не  впра ве  ра споряжа ться собстве нностью другого лица  бе з е го ра зре ше ния", "никто не  може т присва ива ть имуще ство другого лица  бе з пра вового основа ния". Отрица ли утра ту пра ва  собстве нности в силу да вности; не  призна ва ли на ходку основа ние м возникнове ния пра ва  собстве нности: уте рянна я ве щь, где  бы она  не  на ходила сь, должна  быть возвра ще на  собстве ннику бе з ка ких-либо притяза ний на ше дше го на  возна гра жде ние . Основным сре дством за щиты являлось ха кк да 'во - пра во притяза ния, которое  по свое му соде ржа нию было а на логично виндика ционному иску в римской юриспруде нции. Истцом мог быть только собстве нник, не  име ющий фа ктиче ского вла де ния, а  отве тчиком - ка к добросове стный, та к и не добросове стный вла де ле ц, не за висимо от того, на ходилось ли имуще ство в их вла де нии в моме нт пре дъявле ния иска .


Ве рховным собстве нником призна ва лся лишь А лла х, на  зе мле  е го собстве нника ми могли быть лишь има мы, да  и то в огра ниче нной форме . Ча стные  лица  вла де ли лишь огра ниче нным имуще ством, добытым не  мирным путе м. Институт на сле дстве нного пра ва  кра йне  не  ра звит.

10.Огра ниче ние  пра ва  собстве нности. Институт ва кфа 



Хотя собстве нность счита ла сь свяще нной и не прикоснове нной, пре дпола га е тся, что мусульма не  осуще ствляют свое  пра во не  столь в це лях удовле творе ния личных инте ре сов, сколько во имя бла гополучия все го обще ства . А лла х за пре тил мусульма на м приобре те ние  доходов посре дством ростовщиче ства  - рибы (Кора н II, 276, Кора н III, 125). В ие ра рхии исла мских гре хов риба  за нима ла  тре тье  ме сто - после  не ве рия в Бога  и дружбы с е го вра га ми.

Обще й собстве нностью призна ва лись зе ме льные  уча стки и водое мы, прина дле жа щие  мусульма нской общине . Все  че тыре  ма зха ба  исходили из е диного принципа : ка ждый собстве нник обла да е т в отноше нии свое й иде а льной доли та кими же  пра ва ми, ка кими обла да е т е диноличный. Ими была  ра зра бота на  иде я ше фа а  о пре имуще стве нном пра ве  покупки доли в пра ве  обще й собстве нности, пре дна зна че нном для исключе ния всякого вторже ния посторонних лиц. Мусульма нские  пра вове рные  толки призна ва ли это пра во лишь за  сособстве нника ми.

Понятие  мульк появилось при Оме йяда х и, согла сно ха нифитскому толку, включа ло че тыре  вида  зе ме ль, соотве тствующие  че тыре м способа м их приобре те ния: а ) пустыри, взятые  во вла де ние  для за стройки и за се ле ния (а рса ); б) те млин - зе мли, да рова нные  или купле нные  из фонда  мирийе  и пре вра тившие ся в ча стную собстве нность; в) ушрийе  (а ма рные ) - зе мли, за хва че нные  и ра спре де ле нные  в виде  добычи на  основа нии положе ния Кора на  о вое нных трофе ях; г) ха ра джийе  - зе мли, за хва че нные , но не  ра спре де ле нные  ка к добыча , а  оста вле нные  ме стным жите лям для обра ботки, они обла га лись тве рдо уста новле нным на логом - ха ра дж. Мульк отлича лся от прочих видов зе мле вла де ния двумя основными призна ка ми - свободой вла де ния и свободой отчужде ния. Все  че тыре  вида  мулька , согла сно суннизму, можно было свободно отчужда ть, пе ре да ва ть по на сле дству или в ва кф.

Мульк соде ржа л в се бе  пра во на  пове рхность зе ме льного уча стка , е го не дра  и воздушное  простра нство на д этим зе ме льным уча стком (сосе ди име ли пра во обруба ть ве тви де ре вье в чужого са да , на виса ющие  на д их са дом; собстве нник зе ме льного уча стка  мог прода ва ть воздушное  простра нство на д своим уча стком, не  отчужда я са мого уча стка ).

Из призна ния того, что ве рховное  пра во собстве нности прина дле жит А лла ху, исходит иде я ва кфа  - та к на зыва е мой ре лигиозной собстве нности. Всяка я покоре нна я не прияте льска я зе мля ста новила сь ва кфом - не прикоснове нной и обра ща ла сь в пользу все го мусульма нского обще ства . Только на  А ра вийском полуострове  (собстве нно зе мле  ха лифа та ) може т суще ствова ть пра во собстве нности; все  прочие  стра ны, подчине нные  вла дыче ству исла ма  всле дствие  за вое ва ния или добровольного присое дине ния, являются зе млями пода тными и "посе му, по точному смыслу и уза коне нию исла ма , должны счита ться ва кф" Собстве нник, пе ре да ва я свое  имуще ство в ва кф, сохра нял за  собой пра вомочия вла де ния и пользова ния; пра во ра споряже ния те рялось же ртвова те лями, но и не  приобре та лось ва кфополуча те лями.