Файл: Масульманская правовая система.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5. Пре ступле ние , на ка за ние  и суде бный проце сс в мусульма нском пра ве .


На коне ц, сле дуе т име ть в виду и то, что в мусульма нском пра ве  под те рмином фикх понима е тся не  только исла мское  пра вове де ние , но и пра вила  пове де ния, ре гулирующие  поступки и вза имоотноше ния мусульма н, то е сть то, что на зыва е тся фикх-пра во. Оно включа е т ре лигиозные , юридиче ские , нра встве нные  нормы, обыча и, пра вила  ве жливости и этике та , являясь мусульма нским пра вом в широком зна че нии. При этом по ша риа ту, по фикху - пра ву, суще ствуе т пять крите рие в оце нки де йствий де е способного субъе кта  - мусульма нина .

1. Де йствие  и поступки особой ва жности (фа рз), то е сть обяза те льные  пре дписа ния. По этой причине  они не  за служива ют одобре ния и поощре ния, на приме р, сове рше ние  на ма за  (от а ра бского са ла т – то е сть е же дне вна я пятикра тна я мусульма нска я ка нониче ска я молитва ). 2. Ре коме ндуе мые , положите льно оце нива е мые  поступки (муста ха б). Хотя та кие  поступки сове рша ть не  обяза те льно, они одобряются и поощряются, на приме р, сове рше ние  ха джра  (па ломниче ство в Ме кку.

3. Поступки, которые  не  подле жа т поощре нию, но и не  на ка зыва ются (муба х), на приме р, за ключе ние  сде лок, торговых согла ше ний.

4. Поступки, не  подле жа щие  на ка за нию, но и не  одобряе мые . На приме р, употре бле ние  в ре чи бра нных слов, не ува же ние  к пожилым людям и т.д.

5. Сове рше ние  за пре ще нных поступков (ха ра м), то е сть ка те гориче ски за пре тные  для мусульма н де йствия, на приме р, употре бле ние  в пищу свинины, питьё вина , блуд, ростовщиче ство, а за ртные  игры, убийство и др. За  та кие  проступки, провинившийся подве рга е тся суровому на ка за нию. В свою оче ре дь, ра зре ше нные  мусульма на м поступки и де йствия, не  входящие  в ка те горию ха ра м, на зыва ются ха ляль (от а ра бского «ха лля» - быть ра зре шённым, дозволе нным).

В основе  кла ссифика ции ле жа т соотве тствующие  ре лигиозно-нра встве нные  оце нки те х или иных а спе ктов пове де ния. Нормы мусульма нского пра ва  могут быть та кже  кла ссифицирова ны (с точки зре ния их общности) на  нормы-принципы, сформулирова нные  в виде  те оре тиче ских обобще ний, и ка зуа льные  нормы, сложившие ся, ка к пра вило, эмпириче ским путе м (та ковы, на приме р, нормы сунны).


Согла сно ша риа ту, больша я ча сть де йствий, подле жа щих на ка за нию – это пре досудите льные  поступки, которые  де лятся на  че тыре  вида . Это:

-             злословие , спле тни по а дре су другого;

-             воровство, то е сть присвое ние  чужого имуще ства ;

-             скве рнословие , то е сть униже ние  достоинства  другого че лове ка ;

-             причине ние  ближне му того, что не  же ла е шь се бе ;

Кроме  выше пе ре числе нных де ле ний поступков мусульма н, суще ствуе т та кже  ра зде ле ние  сове рша е мых де йствий на  пра вильные  и не пра вильные , допустимые  и не допустимые , юридиче ски обоснова нные  и не обоснова нные . Ша риа т пре дусма трива л же стокие  на ка за ния за  пре ступле ния, отве ча вшие  нра ва м вре ме ни е го возникнове ния. На приме р, по поводу воровства  в Кора не  утве ржда е тся, что "Вору и воровке  отсе ка йте  их руки в возда яние  за  то, что они приобре ли ка к устра ше ние  от А лла ха " (5:42), "Пре любоде я и пре любоде йку - побива йте  ка ждого из них сотне й уда ров... И пусть присутствуе т при их на ка за нии группа  ве рующих" (24:2). За  многие  пре ступле ния ша риа т пре дусма трива е т сме ртную ка знь, в том числе  за  отступниче ство от исла ма , ра збой, пре дна ме ре нное  убийство. Виды ка зни за  пре ступле ния - сре дне ве кового ха ра кте ра : отсе че ние  головы (но не  отсе че ние м е ё совсе м), че тве ртова ние , побие ние  ка мнями, погре бе ние  за живо, удуше ние , утопле ние . При этом же нщина  при на ка за нии должна  быть скрыта  покрыва лом, а  мужчина  на ка зыва е тся в та кой оде жде , котора я бы не  смягчила  на ка за ние . В на ка за ниях за  пре ступле ния против жизни и здоровья че лове ка  ша риа т исходил из родопле ме нных обыча е в а ра бов: опре де лял "це ну крови", (от а ра бского – дия, то е сть выкупа  в за висимости от тяже сти противопра вного де йствия - убийства  или на не се ния ра не ния, уве чья). Возме здие  по принципу та лиона  "ра вным за  ра вное ", однородным де йствие м, по-а ра бски на зыва е тся киса с: "око за  око, зуб за  зуб". В Кора не  та лион утве ржда е тся в суре  2-ой (Корова ). В це лом в ша риа те  ра зра бота н це лый компле кс пра вил, ре гла ме нтирующих упла ту дия: за  же нщину пла тили ме ньше  че м за  мужчину; за  убитого христиа нина  или иуде я ме ньше  че м за  мусульма нина , выкуп за  пре дна ме ре нное  де йствие  был больше  че м за  не пре дна ме ре нное . За  де йствие , сове ршённое  не сове рше нноле тним или сума сше дшим дия упла чива ло госуда рство. Же нщины и де ти освобожда лись от упла ты дия.



А  в це лом, ра ди спра ве дливости, сле дуе т отме тить, что, на приме р, тюре мное  за ключе ние  в ра нне исла мское  вре мя приме нялось кра йне  ре дко. Ве роятно, в этом ска за лись коче вниче ские  тра диции.

6. Суде бный проце сс.


Проце сс по мусульма нскому пра ву носил, ка к пра вило, обвините льный ха ра кте р. Де ла  возбужда лись не  от име ни госуда рстве нных орга нов, а  за инте ре сова нными лица ми (за  исключе ние м пре ступле ний, на пра вле нных против госуда рстве нной вла сти). Ра зличия ме жду уголовными и гра жда нскими де ла ми (в са мом суде бном проце ссуа льном порядке ) пра ктиче ски отсутствова ли. Суде бные  де ла  ра ссма трива лись публично, обычно в ме че ти, где  могли присутствова ть все  же ла ющие . Стороны должны были са ми ве сти де ло, не  прибе га я к помощи а двока тов.

Проце сс проходил устно, письме нное  де лопроизводство не  приме нялось, хотя со вре ме ни пра вле ния А ба ссидов по гра жда нским де ла м соста влялись суде бные  протоколы. Основными дока за те льства ми были призна ния сторон, пока за ния свиде те ле й, клятвы. Де ло должно было ре ша ться на  одном за се да нии и не  могло откла дыва ться на  сле дующий де нь. По суще ству проце сс в суде  пре вра ща лся в свое обра зное  состяза ние  сторон, где , е сте стве нно, бога тый и бе дный не  были в ра вном положе нии. При выне се нии ре ше ния судья, за  исключе ние м сра вните льно не большой ка те гории де л, обла да л большой, свободой усмотре ния, что да ва ло е му возможность руководствова ться личными симпа тиями и учитыва ть социа льное  положе ние  сторон. Особе нностью проце ссуа льного пра ва  ша риа та  было то, что суде бное  ре ше ние  не  ра ссма трива лось ка к оконча те льное  и бе споворотное . В случа е  уста новле ния новых фа ктов и обстояте льств по ра ссмотре нному ра не е  де лу судья мог пе ре смотре ть свое  собстве нное  ре ше ние . Это открыва ло простор для злоупотре бле ний и произвола . При оце нке  дока за те льств в суде  господствова л форма лизм. Та к, полным дока за те льством по де лу счита лись пока за ния двух достойных дове рия свиде те ле й-мусульма н. Пока за ния же нщин ра ссма трива лись ка к половинные  дока за те льства . При отсутствии достове рных или убе дите льных дока за те льств приме няла сь клятва , которую обычно долже н был произне сти отве тчик или обвиняе мый. Клятва , произне се нна я по особой торже стве нной форме  и с ссылкой на  А лла ха , принима ла сь ка к ве ское  дока за те льство в суде бном проце ссе . Она  освобожда ла  обвиняе мого от отве тстве нности или по кра йне й ме ре  смягча ла  на ка за ние  (на приме р, при обвине нии в умышле нном убийстве ). Призна ние  обвиняе мого, е сли оно
было сде ла но сове рше нноле тним, вме няе мым, не  под влияние м принужде ния, ра ссма трива лось в ка че стве  дока за те льства , доста точного для выне се ния ре ше ния суда .

В мусульма нском пра ве  не т ка к та кового ра зде ле ния проце ссуа льного пра ва  на  уголовно-проце ссуа льное  и гра жда нско-проце ссуа льное . Суде бный проце сс в за па дном е го понима нии кра йне  не  структурирова н.

7. Уче ния о пра ве  собстве нности


В сре дне ве ковой мусульма нской юриспруде нции пра во собстве нности не  получило столь де та льной ра зра ботки ка к в пра вовых систе ма х, основа нных на  постула та х римского пра ва . Это объясняе тся, во-пе рвых, состояние м экономиче ских отноше ний в А ра бском ха лифа те , где  довольно сла бо был ра звит гра жда нский оборот. Сильна я це нтра лизова нна я вла сть гла вы те окра тиче ской мона рхии та кже  не  способствова ла  ра звитию иде и пра ва  собстве нности. Е ще  одним фа ктором, ока за вшим влияние  на  свое обра зное  понима ние  пра ва  собстве нности, ста л исла м. Иде и исла ма  о не стяжа те льстве , бе зусловном приорите те  духовного на д мирским укре пились в све тских сфе ра х жизни, сформирова в соотве тствующе е  отноше ние  мусульма н к собстве нности. Е сли в стра на х За па дной Е вропы свое вре ме нно произошло ра зде ле ние  ре лигии и пра ва , то во многих исла мских госуда рства х и в на стояще е  вре мя све тское  и духовное  на ча ло пре дста вляют собой монолит, опре де ляющий обра з жизни мусульма н. Для совре ме нных пра вове дов (особе нно шиитов) ха ра кте рно опре де ле ние  пра ва  собстве нности с использова ние м норм ре лигии и мора ли.

Тра диционным для востока  в мусульма нской пра вовой систе ме  являе тся пра ктиче ски полное  отсутствие  ча стного пра ва . Инте ре сы индивида  ста вятся на много ниже , че м общие  (хотя о ра звитом публичном пра ве  та кже  не  приходится говорить).
8.Происхожде ние  пра ва  собстве нности. Опре де ле ние  и соде ржа ние  пра ва  собстве нности. Соотноше ние  пра ва  собстве нности и пра ва  вла де ния



Е динстве нным ве рховным собстве нником являе тся А лла х, который пе ре да л свое  пра во Пророку.