Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Этапы развития мусульманского права.
3. Школы мусульма нского пра ва .
4. Источники мусульма нского пра ва .
5. Пре ступле ние , на ка за ние и суде бный проце сс в мусульма нском пра ве .
7. Уче ния о пра ве собстве нности
10.Огра ниче ние пра ва собстве нности. Институт ва кфа
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского»
(ННГУ)
ДЗЕРЖИНСКИЙ ФИЛИАЛ ННГУ
Направление подготовки
«Юриспруденция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине: «Теория госодарства и права»
на тему: «Масульманская правовая система»
| Выполнил студент 1курса Очно-заочной формы обучения (гр.№ 2719Б8ЮР-1) Жильцова Кристина Дмитриевна _____________________ (подпись) Проверил: к.юр.н., доцент Макарова Софья Владимировна (уч. звание, должность, ФИО) ______________________ (подпись) |
г.Дзержинск
2020г.
Содержание
Стр.
Введение 3
1.Понятие мусульманского права. 5
2. Этапы развития мусульманского права. 7
3. Школы мусульма нского пра ва . 11
4. Источники мусульма нского пра ва . 15
5. Пре ступле ние , на ка за ние и суде бный проце сс в мусульма нском пра ве . 23
6. Суде бный проце сс. 26
7. Уче ния о пра ве собстве нности 28
8.Происхожде ние пра ва собстве нности. Опре де ле ние и соде ржа ние пра ва собстве нности. Соотноше ние пра ва собстве нности и пра ва вла де ния 29
9.Ча стна я собстве нность ка к одна из форм собстве нности. Не прикоснове нность ча стной собстве нности 31
10.Огра ниче ние пра ва собстве нности. Институт ва кфа 33
11. Основные постула ты мусульма нского пра ва . 35
За ключе ние 41
Список использова нной лите ра туры: 43
Введение
В современном мире каждое государство имеет своё право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Своё право имеет и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.
От чего зависят и в чём выражаются различия правовых систем?
В разных странах принимаются и применяются разные нормы — это первое, что бросается в глаза, когда говорят о различиях правовых систем. Например, право США и французское право отличаются тем, что первое допускает судебный контроль за конституционностью законов, а второе — нет. В отличие от английского права, разрешающего развод, ирландское право не разрешает его.1
И, тем не менее, различия не зависят только от входящих в состав права норм. Было бы поверхностным и неправильным видеть в праве только лишь совокупность норм. Конечно, в определённую эпоху, в определённой стране право может принять именно такой вид. Однако право — это значительно более сложное явление, выступающее как система. Понятие ''правовой системы'' охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, стороны правового феномена.
Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На правовую систему большое воздействие оказывает политика, политическая культура. Известно, что в Древнем Китае, Индии, Египте, Римском государстве правовые системы были органически взаимосвязаны с религией; морально-этнические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.
Правовые системы по сходству, единству их элементов объединяются в группы, ''правовые семьи''. Понятию ''правовая семья'' не соответствует какая-то биологическая реальность, оно используется лишь в дидактических целях, чтобы выявить сходства и различия систем действующего права. Группировка правовых систем в ''правовые семьи'' осуществляется на основе юридического подхода, при котором за основу берутся источники права или частное или публичное право, другие юридические качества.
В современном (цивилизованном по нашему пониманию ) мире господствует западная правовая мысль (Романо-германская и англо-саксонская правовая семьи в частности) востоку традиционно отводилась второстепенная роль между тем нельзя забывать, что тысячелетний опыт накопленный веками переходит из поколения в поколение.
В Азии, существовало очень многочисленное население, а также типы цивилизации, которые нельзя было считать менее развитыми, чем цивилизации Запада. Эти типы местной цивилизации в большей части Африки и Азии были, в свою очередь, связаны с религиозными верованиями, которые представляли серьёзное препятствие для рецепции права и юридических понятий Запада.
Как же происходил там этот конфликт, каким образом пытались и в какой степени удалось синтезировать традиционные понятия и европейское право? Далее этот вопрос будет подробно рассмотрен на примере мусульманского права.
Важно подчеркнуть то, что прошли те времена, когда можно было считать, что лишь западный образ мышления достоин внимания; он не является ни господствующим, ни бесспорным в современном мире.
Многие страны и их лидеры не до конца уяснили самобытность менталитета арабского мира, им проще расценивать мышление этих людей и народов как ваххабизм (большинство незнает что это такое) итд, частично это действительно так, но идеология арабского мира основывается и на совершенно других постулатах в частности на основных принципах мусульманского права о коих и пойдет речь в данной работе
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Понятие мусульманского права.
Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в VII - X веках в Арабском халифате. Границы халифата определились уже к середине VIII века, просуществовал же он до XIII века. В него в разное время входили Аравия, Сирия, Ирак, Испания, Северная Африка, Египет, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Северная Индия, Азербайджан, Армения. Грузия, острова Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр и др. Образование Арабского государства было связано с возникновением новой религии – ислам (покорность). Основателем её стал пророк по имени Мухаммед (около 570 - 632 гг.). Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право. Уже изначально оно стало важнейшей частью религии ислам, который включает теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб. шариат - «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть предписаний верующим о том, что они должны делать и что не должны, чтобы попасть в рай. По исламу шариат своим происхождением связан с верховным единственным божеством Аллахом. Именно он создал шариат и довёл его до всего арабского общества через своего посланника и пророка Мухаммеда.
Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат стал сводом правил поведения для правоверного мусульманина от его рождения до смерти, то есть своеобразным сводом законов мусульманского права. Он содержит религиозные, нравственно-этические и правовые нормы, не разделяя их отдельно на религию, мораль и право. Представляя слитность религиозной и светской власти, шариат включает в себя право, моральные наставления, а также предписания мусульманского культа – регламентацию молитв, проведение поста, праздников, обязанностей мусульманина. По шариату у каждого мусульманина существует 4 вида обязанностей: во-первых, обязанности перед Аллахом; во-вторых, обязанности перед самим собой; в-третьих, обязанности перед рабами Аллаха; в-четвёртых, обязанности перед тем, кто принадлежит ему в этом мире. Шариат содержит множество рациональных предписаний, регулирующих почти все сферы жизни мусульман: жить честно, своим трудом; не убивать; помогать бедным, нищим и сиротам; не воровать; не обижать детей; сдерживать данное слово; заботиться о родителях;
кормить жену и детей; уметь прощать обиды; быть терпеливым и праведным; не пьянствовать; не увлекаться азартными играми и др. Это гуманистическое содержание шариата содействует тому, что он продолжает оставаться одной из крупных правовых систем современного мира и содержит нормы, регулирующие все основные стороны человеческих взаимоотношений – в сфере семьи, общества, государства.
В общем, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в самих истоках зарождения мусульманского права стояла теократия и теология, то есть подчинение в основных вопросах воле Аллаха.
2. Этапы развития мусульманского права.
Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения верующим мусульманам. Эти нормы формировались им главным образом в публичных проповедях, нашедших свое отражение в Коране. Другая часть юридически значимых норм – сунна (“священный обычай”) - сложилась на основе преданий об изречениях и поступках Мухаммеда. Позднее и те, и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники – “праведные халифы” Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они сформировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же “молчания” Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.
В VIII-X ве ка х суще стве нное влияние на ра звитие мусульма нского пра ва ока за ли исла мские пра вове ды и мусульма нские судьи - ка ди. Их роль в формирова нии мусульма нской пра вовой систе мы была столь зна чите льной, что не которые иссле дова те ли ста ли опре де лять мусульма нское пра во ка к пра во юристов. В этот пе риод за рожда ются гла вные ве тви (толки) исла ма , восполняются пра вовые пробе лы, на основе толкова ния Кора на формулируе тся множе ство новых пре дписа ний.
К концу X ве ка мусульма нское пра во было ка нонизирова но, и “ворота иска ний” для е го иссле дова те ле й и ре форма торов за крылись. На ступил “ве к тра диций”, пе риод де йствий согла сно уста новившимся пра вовым норма м и доктрина м. Мусульма нские судьи лишились пра ва выносить ре ше ния по свое му усмотре нию при отсутствии в Кора не , сунне и других источника х нужных норм. Они должны были руководствова ться принятым на се ле ние м стра ны толком. К XIII ве ку мусульма нское пра во пра ктиче ски утра тило свою це лостность и ста ло пра вом полидоктрина льным, ра зде ле нным на ра зные ве тви. Обяза нность приде ржива ться конкре тной юридиче ской школы диктова ла сь госуда рством, е го пра вовой политикой. В ре зульта те на дна циона льное мусульма нское пра во ока за лось ра здробле нным. Подобно рома но-ге рма нскому пра ву пе риода кодифика ции, оно ста ло пра вом на циона льным.