Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Этапы развития мусульманского права.
3. Школы мусульма нского пра ва .
4. Источники мусульма нского пра ва .
5. Пре ступле ние , на ка за ние и суде бный проце сс в мусульма нском пра ве .
7. Уче ния о пра ве собстве нности
10.Огра ниче ние пра ва собстве нности. Институт ва кфа
Да льне йше е ра звитие мусульма нской пра вовой доктрины шло по пути после дова те льного устра не ния внутре нних противоре чий, не согла сова нносте й, суще ствова вших в ра мка х того или иного толка , а та кже созда ния общих положе ний, принципов, е диных для все х мусульма нских пра вовых школ. Эти нормы-принципы прида ли мусульма нскому пра ву логиче скую це лостность, стройность и зна чите льно повысили е го ре гулятивный поте нциа л.
IX ве к зна ме нуе т принципиа льно новую ступе нь ра звития мусульма нского пра ва , ста новле ние за конода те льства в ка че стве са мостояте льного источника норма тивного ре гулирова ния приве ло к посте пе нному выте сне нию юридиче ской доктрины, сниже нию е е роли, хотя в соде ржа те льном пла не она продолжа ла ока зыва ть возде йствие на пра вовую систе му.
Со второй половины IX ве ка происходит а ктивное за имствова ние е вропе йского пра ва , в ча стности, рома но-ге рма нского, которое в на стояще е вре мя в отде льных а ра бских стра на х (на приме р, в Турции) пра ктиче ски выте снило мусульма нские пра вовые нормы. В других стра на х (А лжир, Е гипе т, Сирия и др.) мусульма нское пра во сохра нилось в отде льных сфе ра х социа льных отноше ний, в ча стности, сфе ре “личного ста туса ” мусульма н. В те х стра на х, где доминируют исла мско-фунда ме нта листские позиции (Ира н, Па киста н, ЙА Р, Ливия, Суда н), гра ницы мусульма нского пра ва боле е широки, включа ют ра зличные институты, подотра сли гра жда нского, уголовного пра ва и др. Зде сь на блюда е тся свое обра зный ре не сса нс исла мско-пра вовой культуры, возвра т к тра диционным исла мским це нностям, что за кономе рно вле че т за собой ра сшире ние пре дме та ре гулирова ния мусульма нского пра ва .
На иболе е яркой че ртой мусульма нского пра ва являе тся е го открове нно ре лигиозное соде ржа ние . Оно влияло на природу и источники этой пра вовой систе мы, на способы ре гулирова ния обще стве нной жизни. Мусульма нское пра во являе тся совокупностью норм, порожде нных ре лигиозно-этиче скими постула та ми и це нностями. Собра ние изре че ний пророка Муха мме да выступа е т гла вным источником пра ва , а е го за пове ди, поуче ния, пре дписа ния, ритуа лы приобре ли смысл юридиче ских обяза нносте й. Пра вда , им не хва та е т е вропе йской структурирова нности, строгости и точности, не ясны и пра вовые после дствия их исполне ния или не исполне ния. Но обще е социа льно-психологиче ское послуша ние га ра нтируе т не зыбле мость подобных пра вил пове де ния.
Иссле дова те ли отме ча ют большую роль толкова те ле й Кора на - пропове дников и их уче ников, уче ных-юристов, ре лигиозных судов. Оче видна я “не подвижность” исла мского пра ва в де йствите льности включа е т в се бя и не которую дина мичность, достига е мую путе м собира ния и хра не ния сужде ний ре лигиозных, ре лигиозно-пра вовых школ.
Поэтому пробле ма норма тивно-логиче ского оформле ния пра ва многие ве ка не возника ла в стра на х мусульма нского мира . Лишь с се ре дины прошлого ве ка на чина ются кодифика ционные ра боты, и торговые коде ксы, коде ксы торгового море пла ва ния, гра жда нско-проце ссуа льные коде ксы формулируются по моде ли фра нцузского гра жда нского за конода те льства . И зде сь колониа льный тип отноше ний пре допре де лял влияние систе мы контине нта льного и - ре же - обще го пра ва .
В на ча ле ХХ ве ка кодифика ция ра спростра няе тся на сфе ры се ме йного и на сле дстве нного пра ва . А с се ре дины ныне шне го ве ка инте нсивне е ра звива ются конституционное и а дминистра тивное пра во, систе ма све тского судоустройства . Особе нно это проявляе тся в Турции. Влияние обще мировых те нде нций пра вового ра звития за ме тно и в мусульма нском мире . Е сте стве нно, эти проявле ния, ра вно ка к и ме ра тра диционно мусульма нских принципов и норм, не одина ковы в ра зличных стра на х.
Ве сьма пока за те льны в этом пла не положе ния Конституции Исла мской Ре спублики Ира н, принятой в 1979 и обновле нной в 1989 году. Ста тья 2 гла сит: Исла мска я Ре спублика - “это систе ма пра вле ния, основа нна я на ве ре в:
1) е диного Бога , в то, что он уста на влива е т за коны ша риа та и что че лове к долже н покоряться е го воле ;
2) боже стве нные открове ния и их основопола га ющую роль в толкова нии за конов;
3) стра шный Суд и е го конструктивную роль в че лове че ском сове рше нствова нии на пути к Богу”.
Гла ва о пра ва х на рода ка к бы ра створяе т ка ждого в ира нском этносе . Ста тья 57 уста на влива е т, что упра вле ние осуще ствляе тся за конода те льной, исполните льной и суде бной вла стями под контроле м има ма .
Иссле дова те ли исла мского пра ва е динодушны в оце нке исла ма одновре ме нно ка к ве ры и доктрины госуда рства , а пра ва - в собстве нном и ре лигиозном смысле . Та ка я униве рса льна я ха ра кте ристика исла ма и е го норма тивных пре дписа ний не исключа е т спе цифики мусульма нского пра ва в отде льных стра на х. Та к, в ряде стра н Юго-Восточной А зии почти не т па рла ме нтских институтов.
Изуче ние совре ме нных источников мусульма нского пра ва , те кстов за конода те льных а ктов свиде те льствуе т о больше й сте пе ни их сходства с е вропе йским пра вом. Но вне шне е сходство не устра няе т внутре нних, нра встве нно-ре лигиозных источников, которые по-пре жне му устойчиво опре де ляют пове де ние люде й.
Ита к, подве дя итог, можно ска за ть, что ге не зис мусульма нского пра ва за ключа е тся в е го «пла стичной» сущности. С за рожде ния иде ологии Муха мме да и до конца XX ве ка а ра бска я пра вова я мысль выде ржа ла гне т внутре нних (ме жна циона льных и ме жкультурных) противоре чий и суме ла ра звиться в са мостояте льную пра вовую систе му (что не уда лось, на приме р, христиа нству и иуде йству).
3. Школы мусульма нского пра ва .
Ша риа т состоит из двух ча сте й: те ологии, или принципов ве ры (а кида ) и пра ва (фикха ). Фикх (по-а ра бски - "ясное пре дста вле ние зна ний") ка к мусульма нское пра во в свою оче ре дь, де лится на две ча сти. Пе рва я ука зыва е т мусульма нину, ка ким должно быть е го пове де ние по отноше нию к другим (мума ла т). Втора я пре дписыва е т обяза те льства по отноше нию к А лла ху (иба да т). Эти две ча сти ша риа та соста вляют пре дме т юридиче ской на уки в том виде , в ка ком он опре де ле н и изуче н ра зличными ма зха ба ми, то е сть школа ми мусульма нского пра ва .
Сле дуе т особо отме тить, что в совре ме нном мусульма нском пра вове де нии по вопросу соотноше ния понятий "ша риа т" и "фикх" не т е диного мне ния. Исла мове ды счита ют, что причины этого ле жа т в историче ской эволюции исла мского пра ва . В на ча льный пе риод истории исла ма , когда мусульма нское созна ние воспринима лось ка к е диное це лое , под фикхом иногда понима лись все ре лигиозные положе ния ра нне го исла ма , ре гулирующие обра з жизни, пове де ние , мышле ние мусульма н. И в этом смысле зна че ние фикха совпа да ло с ша риа том ка к все м те м, что А лла х ниспосла л людям в ка че стве угодного е му пути пра ве дной жизни, ве дуще го в ра й. Позже в проце ссе ра зра ботки мусульма нской пра вовой конце пции ме жду фикхом и ша риа том ста ло проводиться ра зличие . За ша риа том за кре пилось зна че ние пре дписа ний в Кора не и Сунне – пра ктиче ской систе ме мусульма нского пра ва . Фикх же ста л озна ча ть выне се ние са мостояте льных ре ше ний (уле ма ми – зна тока ми исла ма или судьями – ка зиями), е сли в ука за нных источника х не было готовых отве тов на конкре тные вопросы. По ме ре да льне йше го ра звития мусульма нской пра вовой мысли фикх ста л понима ться ка к собстве нно исла мска я юриспруде нция. Е ё пре дме том ста ла одна из ча сте й ша риа та - та к на зыва е мые пра ктиче ские ре ше ния. Не смотря на это, многие совре ме нные уле мы до сих пор приде ржива ются ра зличных и порой полярных толкова ний соотноше ния фикха и ша риа та . Одни продолжа ют счита ть фикх и ша риа т синонима ми, другие - ча стью и це лым, те орие й и пра ктикой, тре тьи - сове рше нно са мостояте льными отра слями ре лигиозного пра ва и этики.
Множе стве нность те нде нций и сужде ний в толкова нии боже стве нного за кона (ша риа т) и выте ка юще го из этого ра схожде ния ле жа т в основе те ории источников пра ва (фикха ).Поскольку фикх суще ствова л до основа те ле й те ологиче ских и юридиче ских школ, их ра бота (иджтиха д) сводила сь к тому, чтобы понять и объяснить этот свод в ра мка х принципов исла ма , на йде нных в Кора не и тра дициях пророка . Ка ждый ре гион мусульма нского мира вне с свои тра ктовки этого свода с уче том ха ра кте рных для иде ологов и учите ле й в обла сти фикха обыча е в и культуры.
В ре зульта те длите льных совме стных ра змышле ний об этом пра вовом фе номе не мусульма нский мир ра зде лился, что довольно е сте стве нно, на суннитские и шиитские школы. Ре не Да вид отда е т пре дпочте ние де ле нию школ на суннитские и не суннитские , приче м к после дним он относит шиитов и ха ре житов.
Пе рва я из суннитских школ – ха не фитска я школа , основа нна я А бу Ха нифом (уче ником школы Куфа в Ира ке ). Систе ма Ха нифы, ха нифизм, опира ясь ка к и другие систе мы на Кора н и Сунну, на ибольше е внима ние уде ляе т ме тода м ра я и кыяса ,призна е тся та кже и иджма , но в зна чите льно ме ньше й сте пе ни. Большое внима ние уде ляе тся и обычному пра ву а ра бского и других мусульма нских на родов – а да ту, нормы которого, будучи увяза ны с основа ми исла ма , та кже должны принима ться во внима ние . Бла года ря гибкости ха нифизма е го приве рже нца ми являются боле е тре ти мусульма н-суннитов, прожива ющих пре жде все го в Турции, А фга ниста не , Е гипте , Па киста не , Индии. На до ска за ть, что в исла ме выра бота но не сколько ме тодов толкова ния источников пра ва , в ра зной ме ре призна ва вшихся и использова вшихся ра зличными школа ми исла мского (суннитского) пра ва . Пе рвый ме тод – ра й, т.е . индивидуа льное толкова ние ка кого-либо из а вторите тов ка ла ма . Роль этого ме тода все гда была огра ниче на . Второй ме тод – иджма , согла сное мне ние многих, а то и все х а вторите тов да нного вре ме ни; этот ме тод широко призна ва лся все ми. Ме тод тре тий – кияс (кыяс), т.е . за ключе ние по а на логии. Ме тод че тве ртый – истисла х (истихса н), т.е . призна ние возможности изме не ния не которых ха дисов Сунны, е сли их соде ржа ние ока за лось в противоре чии с те м, что призна но бла гом.