Файл: Данная работа посвящена исследованию влияния лингвистических сказок на повышение познавательного интереса к такому учебному предмету как русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кот опять затеял драку,
Но трусишку-забияку,
Разжиревшего кота
Увели за ворота.
А оттуда Коля с Васей
Проводили восвояси.
«За ворота» отправляют братья проказника-кота, наказывают забияку. Не шали, не делай плохо товарищу, — советует поэт, — это в итоге не приведет ни к чему хорошему. Разговорный вариант помогает выразить комизм ситуации.
Когда детьми обнаруживаются подобные строки, теряться не следует — нужно проанализировать стилистику произведения, раскрыть авторский замысел, показать выразительные возможности языка художественной литературы и тем самым обогатит знания школьников.
ГЛАВАII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ОРФОЭПИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
§1. Выявление исходного уровня сформированности познавательного интереса младших школьников
Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Первый этап моего эксперимента –констатирующий:
Эксперимент проходил в Плавской школе №1 им. Б.Ф.Сафонова Тульской области Плавского района в первом классе. В классе 20 человек. Работа велась по программе «Школа России».
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Русский язык» авторов В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.А.Стефаненко.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. [21]
Для проведения исследования использовалось анкетирование, наблюдение.
Цель исследования на констатирующем этапе: выявить уровень сформированности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Для проведения анкетирования был разработан тест, который выявлял интерес учащихся к урокам русского языка.
Описание работы: каждому учащемуся была дана анкета, в которой они должны были выбрать один ответ в данных вопросах.
Содержание анкеты.
-
С каким настроением ты посещаешь уроки русского языка?
2 - с радостью
1 - моё настроение не зависит от урока
0 - с неохотой и раздражением
-
Всегда ли ты готов к русскому языку?
2 - всегда
1 - иногда бываю не готов
0 - часто не готов
-
Тебе важны отметки по русскому?
2 - да
1 - лишь бы не «2»
0 - лучше бы их не было
-
Ради чего ты стремишься получить высокую отметку?
2 - приятно самому
1 - порадовать родителей
0 - чтобы не портить успеваемость
-
Хотел бы ты заниматься на кружке по русскому?
2 - да
1 - не знаю
0 - нет
-
Как родители относятся к твоим успехам по русскому языку?
2 - интересуются, помогают
1 - хвалят за хорошие отметки, ругают - за плохие
0 - им всё равно
-
В чём для тебя польза уроков русского языка?
2 - дают знания, которые пригодятся в жизни
1 – быть более развитым
0 - нет никакой пользы
Тест оценивался по следующим критериям:
За ответ на первый вариант ответа присуждается -2балла.
За второй вариант ответа -1баллов, а за третий -0баллов.
Максимальное количество баллов за первый ответ учащиеся могут набрать 14 балла, за второй -7баллов, а за третий - 0баллов.
Данные результатов методики оценивались по следующим уровням:
Уровни оценивания интереса:
-
11-14 – повышенный интерес к предмету «русский язык» - ученики имеют нацеленность познавательных интересов на определенный учебный предмет; начитанны, стремятся расширить свой кругозор; используют своё свободное время для занятий в интересующей их области, создают что – то своё, новое, оригинальное, непохожее ни на что другое; -
7-10 – средний (неустойчивый интерес) - младшие школьники проявляют избирательное отношение к определенному предмету; имеет место деятельность по расширению своего кругозора, но не как система, а эпизодически. Свой досуг редко посвящают интересующей их области, но нерегулярно; -
6 и ниже – низкий (проявляет равнодушии к русскому яз, не желает работать на уроке) - интерес учеников не осознан; к учебным предметам интерес то появляется, то затухает в полной зависимости от ситуации. Свободное время заполняется случайными занятиями; круг чтения невелик; выбор книг случаен.
Таким образом, были разработаны вопросы, содержащие показатели и уровни сформированности интереса к предмету. Данное анкетирование поможет выявить уровень сформированности познавательного интереса.
На констатирующем этапе эксперимента в ходе проведенного анкетирования было выявлено, что из 20 учащихся показали следующие уровни развития познавательного интереса:
Низкий уровень – 4 человека, что составляет 20%
Средний уровень – 9 человек, что составляет 45%
Повышенный уровень – 7человек, что составляет 35%
Результаты экспериментального изучения уровня интереса к предмету русский язык представлены в таблице1
Развитие познавательного интереса учащихся на констатирующем тапе эксперемента
Таблица 1
Показатели развития орфоэпических особенностей учащихся на этапе контрольного эксперимента
№ | Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Общий балл | Уровни |
1 | Елизавета А. | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 2 | 9 | Средний |
2 | Даша Б. | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 2 | 10 | Средний |
3 | Виктория Б. | 2 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 7 | Средний |
4 | Максим Г. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 9 | Средний |
5 | Артём Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 12 | Повышенный |
6 | Никита Е. | 2 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 | 7 | Средний |
7 | Ярослав И. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 13 | Повышенный |
8 | Валерия К. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 12 | Повышенный |
9 | Илья К. | 2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 6 | Низкий |
10 | София К. | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 6 | Низкий |
11 | Алина М. | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 6 | Низкий |
12 | Ярослав М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | Повышенный |
13 | Максим М. | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 6 | Низкий |
14 | Дарья П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | Повышенный |
15 | Светлана П. | 2 | 2 | 2 | 0 | 1 | 1 | 1 | 9 | Средний |
16 | Кирилл Р. | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 | Средний |
17 | Мария С. | 2 | 1 | 0 | 2 | 2 | 2 | 1 | 10 | Средний |
18 | Саид Ф. | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 0 | 7 | Средний |
19 | Тимофей Х. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 11 | Повышенный |
20 | Евгения Ш. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 14 | Повышенный |
21 | Общее | 46 | 30 | 21 | 24 | 22 | 27 | 26 | 191 | |
С хорошим настроение дети посещают уроки русского языка - 43 человека.
Готовность детей к уроку -30баллов.
Важность отметки по русскому языку выделили 21 балл.
Выразило своё стремление для того чтобы получить хорошую отметку 24 балла.
Интерес к тому, чтобы дети занимали дополнительно всего 22 балла.
Отношение родителей к успехам русского языка всего 27 баллов.
Польза детей к урокам русского языка всего 26 баллов.
Общий бал всего класса составляет -191.
На основе этого была составлена (рис.1)
Рис. 1. Уровни сформированности познавательного интепеса
Из приведенных в таблице данных следует, что учащихся изучают 35% русский язык в силу интереса к предмету. Это высокий процент, но, к сожалению, не самый распространенный мотив учебной деятельности. 45% учащихся, ответивших, что изучают русский язык, потому что это им важны отметки .20% учащихся, занимают низкий уровень, так как они не хотят не чем заниматься из-за своей лени. Значит, интерес к предмету - самый сильный стимул к учению. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другие предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще.