Файл: Краснодарский университет мвд россии северокавказский институт повышения квалификации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одиннадцатое основание (п. 4 ч. 3) применения огнестрельного оружия - для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

В качестве одной из форм предупреждения лиц, против которых в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О полиции» возможно применение оружия, допускается производство одного или нескольких выстрелов вверх, в землю и в ином направлении, исключающем гибель, ранение людей и имущественный вред, в целях понуждения таких лиц к прекращению преступных действий и выполнению всех требований сотрудника полиции.

Кроме того, выстрелы из огнестрельного оружия могут производиться в качестве сигнала тревоги, с получением которого сотрудники полиции начинают действовать в соответствии с планом охраны и обороны

объекта или иными заранее разработанными планами и инструкциями (например, планом проведения операции по освобождению заложников или задержанию лиц, оказывающих из какого-либо укрытия вооруженное сопротивление).

Допускается также применение огнестрельного оружия для вызова помощи. Закон при этом не называет случаев, в которых помощь может вызываться посредством выстрелов из оружия. Полагаем, что сотрудник полиции может это делать, во-первых, при возникновении угрозы чьей- либо жизни, здоровью или имуществу, в т.ч. и его собственным, вследствие действий людей, источников повышенной опасности, стихийных сил природы, аварий или в силу иных обстоятельств; во-вторых, при пресечении любых преступных действий и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений; наконец, в-третьих, при задержании каких-либо лиц в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, иными законодательными актами, если такие лица оказывают злостное неповиновение требованиям сотрудника полиции, пытаются скрыться.


Частью 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» введена новая раз­новидность оружия - служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, а в Федеральном законе «Об оружии» введена новая категория оружия - огнестрельное оружие ограниченного поражения, включающая в себя пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку. Одновременно предлагается дать определения понятиям «патрон травматического действия», «патрон газового действия», «патрон светозвукового действия» и «патрон сигнального действия». Эти изменения позволят применять единый порядок оборота и единые меры контроля в отношении оружия и патронов, обладающих высокими поражающими свойствами.

Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 ст. 23 Федерального закона «О полиции».

Кроме того, указанное оружие может применяться в случаях, преду­смотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О полиции», а именно:

  • для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

  • задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

  • освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зда­ний, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

  • пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции предусмотрены ст. 24 Федерального закона «О полиции».

Обнажив оружие, сотрудник полиции, во-первых, увеличивает тем самым вероятность нападения на него со стороны нападающего или задерживаемого; во-вторых, неизбежно ограничивает себя в возможности пресечения попытки внезапного нападения со стороны задерживаемого лица одной лишь своей физической силой. Поэтому в целях обеспечения собственной безопасности и предотвращения попыток завладения табельным оружием сотрудник полиции на период доставления задержанного в полицию либо до прибытия к месту задержания помощи должен иметь право устанавливать при необходимости «зону безопасности», т.е. держать задерживаемое лицо на определенном расстоянии (тем более если он в одиночку задерживает двух и более человек).



С учетом всех этих обстоятельств и в развитие идеи обеспечения личной безопасности сотрудника полиции в ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О полиции» установлено, что «при попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона». Включение данной нормы в закон направлено на то, чтобы свести к минимуму возможность завладения вверенным сотруднику полиции табельным огнестрельным оружием нападающим или задерживаемым лицом.

Для того чтобы в подобных случаях применение оружия было признано законным, лицо должно видеть или знать, что задерживается сотрудником полиции под угрозой применения оружия. Требование сотрудника полиции к задерживаемому лицу о том, чтобы оно оставалось на месте или не приближалось к нему ближе указанного расстояния, должно быть четким и ясным, понятным задерживаемому, который предупреждается о том, что в случае невыполнения этого требования в отношении него будет применено оружие.

Фактически совершаемые задерживаемым лицом действия, о которых идет речь в ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О полиции», не могут не расцениваться сотрудником полиции в указанной ситуации как начало нападения, опасного для его жизни или здоровья, либо как попытка завладения его оружием. Это не может не быть очевидным и для задерживаемого. Поэтому он переносит весь риск непоправимых последствий применения оружия сотрудником полиции на лицо, которое совершает в одному ему известных целях действия, объективно воспринимаемые сотрудником полиции как реальная угроза опасного насилия, легкомысленно рассчитывая на то, что он не решится открыть огонь. Изложенное относится также и к случаям, когда при попытке нападающего (задерживаемого) выбить, выхватить оружие сотрудника полиции происходит непроизвольный выстрел, в результате которого причиняется ранение (в т.ч. и смертельное) посягающему лицу.

Расстояние между сотрудником полиции, находящимся с обнаженным огнестрельным оружием, и задерживаемым (зона безопасности) устанавливается самим сотрудником полиции
, исходя из складывающейся обстановки, для того чтобы не дать приблизиться к себе и вовремя нейтрализовать действия нападающего, которые могут повлечь смерть или причинение вреда здоровью сотрудника полиции либо привести к завладению его оружием, т.е. позволить держать ситуацию под контролем.

При невыполнении задерживаемым лицом требования не приближаться ближе указанного расстояния угроза нападения становится реальной, и сотрудник полиции имеет право применить оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции», т.е. произвести выстрел на поражение.

Федеральный закон «О полиции» допускает применение огнестрельного оружия независимо от гражданства, наличия дипломатического или консульского иммунитета, социального и имущественного положения посягающего или задерживаемого лица и иных характеризующих его обстоятельств.

Вместе с тем следует иметь в виду, что ч. 5 ст. 23 Федерального закона «О полиции» запрещено применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении:

а) женщин (если, конечно, это очевидно или известно сотруднику полиции);

б) лиц с явными признаками инвалидности (к таким признакам относятся, в частности, отсутствие конечности, невозможность самостоятельного передвижения или крайняя ее затрудненность, слепота и т.п.);

в) несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции.

В качестве исключения из общего правила ч. 5 ст. 23 Федерального закона «О полиции» разрешает сотруднику полиции прибегнуть к огнестрельному оружию, если женщина, инвалид или несовершеннолетний совершают одно из следующих действий:

  • оказывают вооруженное сопротивление;

  • совершают вооруженное или групповое нападение, угрожающее жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Если в преступных действиях женщины, инвалида или несовершеннолетнего указанные признаки отсутствуют (например, они в одиночку совершают невооруженное нападение на граждан или сотрудников полиции, помещения государственных органов, организаций, на конвой, либо оказывают невооруженное сопротивление, пусть даже групповое, либо, будучи застигнутыми при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности, пытаются скрыться, не оказывая вооруженного сопротивления), сотрудник полиции должен защитить людей, себя, объекты собственности и задержать названных лиц без применения против них оружия, используя в качестве мер принуждения лишь собственную физическую силу, а в случаях, предусмотренных законом, и имеющиеся специальные средства.


Кроме того, сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Помощь состоит в данном случае, прежде всего, в перенесении пострадавшего в безопасное место (если это необходимо), остановке кровотечения и самостоятельном или через дежурного органа внутренних дел вызове скорой медицинской помощи либо доставлении пострадавшего в лечебное учреждение.

Об обязанности предоставления доврачебной помощи говорится и в Основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка: «Во всех случаях, когда применение силы или огнестрельного оружия неизбежно, должностные лица по поддержанию правопорядка... обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в самые кратчайшие сроки...».

Обеспечение охраны места применения огнестрельного оружия, повлекшего причинение вреда здоровью граждан или их смерть либо материальный ущерб. Указанная обязанность вытекает из общего требования законодательства о выявлении (обнаружении), сохранении и сборе необходимых доказательств происшедшего для более быстрого и объективного решения по материалам проверки, которая неизбежно проводится в случаях применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных (полицейских) органов Российской Федерации, повлекших причинение вреда здоровью граждан или их смерть либо материальный ущерб. Например, сотрудник полиции в соответствии с ч. 7 ст. 19 Федерального закона «О полиции» обязан «по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть».

Уведомление прокурора о случаях смерти или ранения может произ­водиться как самим лицом, применившим одну из мер непосредственного принуждения