Файл: Баренбойм, А. Б. Малорасходные фреоновые турбокомпрессоры.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где %,

vfe — к. п.д. ступеней ведущей (tj,) и ведомой (т)2);

АЛа — крутящий

момент на промежуточном валу;

валах.

М х,

М 2— крутящие

моменты на ведущем и ведомом

При разбивке передаточных чисел между валами можно пользо­

ваться следующими ориентировочными формулами

 

для

двухступенчатого цилиндрического редуктора

 

 

іг = 0,16/+

1,9,

(625)

для

трехступенчатого

 

 

 

= 0,037/ + 2,7; /2=

0,167+ + 1 ,9 ,

(626)

для двухступенчатого редуктора с раздвоенной тихоходной

ступенью

 

1,3,

(627)

/, = 0,16/+

для коническо-цилиндрического редуктора

 

/, = 0,13/+

1,8,

(628)

для червячно-цилиндрического редуктора

 

; - J A L

 

(629)

О — 4

----- '

I

I Z i

 

 

В приведенных формулах м — передаточное число первой, ведущей ступени редуктора, і — полное передаточное число и Z\ — число заходов червяка.

Чаще всего ведущее колесо, имеющее наименьший диаметр, выполняется заодно с ведущим валом. Остальные колеса сажаются на шпонку. Для удержания от бокового смещения применяются распорные втулки и заплечики.

Согласно ГОСТ’у при проектировании новых редукторов сле­ дует для межосевого расстояния А принимать целое значение.

Рекомендуемые ГОСТ’ом расстояния между центрами колес зубчатых редукторов приведены в табл. 71.

Т а б л и ц а 71

Стандартные расстояния между осями колес в зубчатых редукторах в мм

100,

150,

200,

250,

300,

350,

400,

450,

500,

600,

700,

800,

900,

1000,

1200,

1400,

1600 и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В прямозубых

зубчатых

колесах

 

 

 

 

 

 

(где zs — сумма зубьев ведущего и ведомого колес). Для полу­ чения стандартных расстояний обычно приходится прибегать

327


к коррекции. В косозубых передачах .4 = 2cns^ - Можно так вы-

брать zs и cos 3, чтобы их отношение было целым числом. Так. например, ГОСТ рекомендует для редукторов принимать zs = 99

пли кратное 99. При угле ß = 8°6/34" cos ß = 0,99 и

= 100.

При этом легко обеспечиваются стандартные расстояния А.

Для червячных редукторов ГОСТ для значений А рекомен­

дует определенный ряд цифр, приведенных

в табл.

72.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 72

80,

100,

150,

180,

210,

240,

270,

300,

360,

420,

480,

540,

600

мм

Стремление уменьшить габариты редуктора привело к конст­ рукции соосного редуктора.

Условие соосности передач выразится следующей зависимостью

 

COS 3, (Z, z2) = cos 1J2 (Z;t + Z4),

 

где

и ß2— углы наклона

зубьев в косозубых передачах.

можно

Для

ориентировочного

подбора передаточных чисел

пользоваться формулой

/, = 0,24+ 2

(630)

(или уравнением 538).

 

 

Однако приведенная формула рекомендует лишь ориентировоч­ ное значение передаточных чисел. Для обеспечения же соосности

приходится подбирать соответственные

значения углов ßi

и ß2,

а также изменять модуль передач. В

большинстве случаев

для

соблюдения соосности приходится применять коррекцию, чаще всего угловую.

В современных редукторах быстроходная (ведущая) передача, как правило, выполняется косозубой. Тихоходные передачи могут применяться и прямозубые, однако для корабельных установок, в целях уменьшения шумности, следует и тихоходную ступень делать косозубой. При передаче значительных мощностей приме­ няются часто шевронные колеса.

Для

редукторных передач ГОСТ рекомендует для значений

модуля

зацепления придерживаться ряда цифр, приведенных

в табл.

73.

 

Т а б л и ц а 73

1, 1,5, 2, 2,5, 3, 3,5, 4, 4,5, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24

В корабельных условиях, когда приходится иметь дело с инди­ видуальным изготовлением редукторов с наименьшими габаритами, может быть оправдано отклонение от ряда цифр, приведенных в табл. 71 и 72.

328



Однако и в этом случае для межосевого расстояния А целесбобразно принимать круглые цифры, оканчивающиеся на 5 или О, чего весьма нетрудно достигнуть, прибегая к коррекции или к соот­ ветствующему подбору угла ß.

§ 91. ВАЛЫ И ПОДШИПНИКИ

Валы

В редукторах обычно применяются короткие валы, и расчет их ведется только на прочность'.

Во избежание перекосов зубчатых колес валы редукторов следует рассчитывать на изгиб и кручение, принимая невысокие допускаемые напряжения.

Расчет валов производится, как это было приведено в главе XVII, для общего случая, когда на вал редуктора в местах установки зубчатых колес действуют три взаимно перпендикулярных силы — Р, Q и S, при этом сила Р изгибает вал в одной плоскости, а силы Q и S — в ялоскости перпендикулярной. Кроме того, сила Q вызы­ вает осевое напряжение (растяжение или сжатие), а сила Р — кру­ чение вала 'см. рис. 224).

При расчете валов цилиндрических и конических редукторов влиянием осевых напряжений от силы Q можно пренебречь.

Весьма важным является правильное определение направления действующих сил. Для примера на рис. 288 показана простран­ ственная схема сил, действующих на валы цилиндрического двух­ ступенчатого редуктора с раздвоенной тихоходной ступенью; на рис. 288, в показаны эпюры крутящих моментов для этих валов.

Ведущий и ведомый валы редуктора имеют концы, соединяемые чаще всего муфтой или с электродвигателем (ведущий вал), или с приемником, станком, машиной (ведомый вал). Эти концы валов обычно имеют диаметр, меньший диаметра центральной части.

На рис. 289 показан переход от центральной части вала червяка к выходному концу На участке 1-2 устанавливается шарикопод­ шипник, поэтому диаметр этого участка должен быть кратным пяти и соответствовать стандартному диаметру под подшипник. Раз­

мер dy^ — должен быть равным требуемой высоте заплечика,

соответствующей устанавливаемому подшипнику.

На участке 2-3 обыщо устанавливается гайка, удерживающая подшипник от осевого смещения. Диаметр d3 определяется разме­ ром резьбы под гайку.

Диаметр выходного гонца d4 определяется внутренним диа­ метром резьбы участка 1-3. Расчетный диаметр следует увели­ чить на 3-5 мм для учета ослабления шпонкой. Диаметр т/4 обычно бывает меньше дшметра dl на 15—20 мм и должен быть проверен на кручение. Для дала червяка (см. рис. 199) d3— Dn — ( 12) мм, где Dti — внутренний диаметр червяка, полученный

329


Рис. 288. Схема сил, действующих иа валы редуктора

из условия прочности и согласованный с параметрами передаем и соответствии с формулой (436).

При расчете ведущего вала редуктора, выходной конец которого соединяется муфтой с валом электродвигателя, диаметр этого конца должен быть согласован с диаметром вала двигателя и пре­ дельными расточками соединительных муфт.

Если при расчете на кручение диаметр выходного конца вала получается меньше того, который определяется валом электродви­ гателя и предельной расточкой муфты, диаметр вала следует соот­ ветственно увеличить или сделать переход от диаметра d к боль­ шему d\ (см. рис. 287), какой требуется для того, чтобы обеспечить

/Z 3

необходимый диаметр выходного конца. При расчете вала может оказаться, что диаметр посадочного места под подшипник, с точки зрения подбора подшипника качения, необходимо увеличить по сравнению с расчетным. В этом случае возможно или соответствен­ но увеличить диаметр вала по всей длине, или сделать переход, как указано на рис. 199. Для определения расчетного расстояния между опорами вала необходимо выполнять эскиз расположения колес, пользуясь следующими данными.

Просвет между соседними цилиндрическими колесами можно принимать 20—40 мм, но не менее 2 tns.

Расстояние от края колеса до центра подшипника можно при­ нимать в пределах 60—100 мм. Это расстояние должно быть уточнено после выполнения узлов установки подшипников.

Для вала червяка расстояние между опорами можно прини­ мать в пределах I — (0,81,2) dA2, где dA2 — диаметр делительной окружности червячного колеса.

По д ш и п н и к и

Вредукторах применяются подшипники скольжения и качения. Подшипники скольжения применяются редко и, главным обра­

зом, для ведомого тихоходного вала, особенно в тех случаях, когда диаметр цапфы получается столь большим, что установка подшип­

?31