Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 177

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где давления р ; и р 0 выражены в Н/м2, объем Vh — в м3, а М г = = аЬ0.

Подставляя выражения для V^ в формулу для определения работы Lj, найдем

 

*

11 г Ро

 

Подставляя выражение

в формулу для определения коэф­

фициента

r|j, получим

 

 

 

 

^ =

8 3 1

4 ^ ^ .

(43)

 

 

 

'1 кд иЛ>

 

Е сли

известны индикаторная

мощность

в кВт, часовой

расход топлива Gm в кг/ч и его теплота сгорания IIи в кДж/кг, то индикаторный к. п. д. можно определить по формуле

3G007V;

11 i Q и

итпи

или

3600

(44)

где 3600 кДж/(кВт-ч) — термический эквивалент работы, равной 1 кВт-ч;

Q

' &i = 7Г — удельный’ индикаторный расход топлива в кг/(кВт-ч).

Ниже приведена величина индикаторного к. п. д. i];:

Карбюраторные двигатели ......................................................

0,25—0.35

Газовые

» .......................................................

0.28—0.35

Д п зе л п

............................................................................................

0,38—0,50

Величина индикаторного расхода топлива

в г/(кВт-ч):

Карбюраторные двигатели .......................................................

250—340

Дпзелн . . ■......................................................................................

180—230

§2. ЭФФЕКТИВНАЯ МОЩНОСТЬ

ИТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ

Индикаторная мощность, развиваемая в цилиндре двигателя, не может быть полностью использована. Часть этой мощности расходуется на преодоление трения между трущимися деталями двигателя (между поршнями и цилиндрами, коленчатым валом и его подшипниками и др.), а также между движущимися деталями (маховиком, шатунами, кривошипами вала и др.) и воздухом; на насосные потери; на приведение в действие вспомогательных механизмов (насосов, вентиляторов, геператора, нагнетателя и др.).

. Следовательно, эффективная мощность двигателя N е (в кВт),

снимаемая с маховика, меньше индикаторной N xна величину мощ­

50


ности механических потерь NMи может быть определена из вы­ ражения

iV

 

 

 

(45)

Мощность механических потерь (в кВт) можно

определить

так же, как и индикаторную мощность, т. е.

по формуле

NM

А®е*ц

 

 

ят

 

 

 

 

 

где рм — среднее давление

механических

потерь,

т. е. часть

среднего индикаторного давления, расходуемого на ме­

ханические потери, в кН/м2.

 

 

Из приведенной формулы можно определить величину среднего

давления механических потерь:

 

 

 

Рп =

,fTiVM 10-3

 

(46)

Опытным путем установлено,

что давление р м зависит от

типа двигателя, скорости поршня,

числа и диаметра

цилиндров,

S

отношения хода поршня к диаметру цилиндра ц- и нагрузки

двигателя. Давление рм изменяется в зависимости от угловой скорости сое по линейному закону как у карбюраторных двигателей, так и у дизелей:

 

Рм = а + Ьст

 

(47)

где Сц= —— — средняя скорость поршня

в м/с;

 

 

S — ход поршня в м;

 

 

 

а и b — коэффициенты,

зависящие от указанных выше

 

факторов.

 

 

 

Ниже приведены значения коэффициентов а и Ъ:

 

 

 

 

а

Ь

Карбюраторные двпгателп ................................................

 

0,035

0,012

Дпзелп с неразделенными камерами...............................

0,113

0,007

»

с разделенными камерами..................................

0,113

0,010

Если

из величины среднего

индикаторного давления p t вы­

честь среднее давление механических потерь рм, то оставшееся среднее давление представляет собой условное постоянное давле­ ние на поршень, при котором создается работа, равная эффектив­ ной работе на валу двигателя. Эта величина называется средним эффективным давлением

Ре = Рг-РъI-

(48)

Чтобы наглядно представить себе величины давлений р ь р м и ре, на рис. 15 показана схема, на которой, кроме этих^величин, изображена также работа механических потерь LM.

51


Эффективную мощность двигателя N e, по аналогии с индика­ торной мощностью N t, можно выразить через среднее эффектив­ ное давление р е:

^ =

(49)

Решив уравнение (49) относительно среднего эффективного давления (в МН/м2), получим

n rN e

(50)

Ре = ' h®e'ц 1 0 - 3

Механический к. п. д. двигателя, с помощью которого учиты­ вают механические потери в нем, представляет собой отношение эффективной мощности к индикатор ной:

 

 

ЛЬ

. El.

 

 

 

11м =' Л',

 

Pi

 

 

Так как

N e =

N { — NM,

а ре =

 

= p.j — рм, то формулу

мехапического

 

к. п. д.можно написать в другом виде:

 

11м =

1 • ‘Л|

=

1

Гм

(51)

 

Pi '

 

Из формул (47),

(49)

и (51)

следует,

Рпс. 15. Графнческое изо­

что с увеличением угловой скорости ко­

бражение величин р-,, рмире

ленчатого вала двигателя эффективная

 

мощность и

среднее давление

механи­

ческих потерь увеличиваются, а механический к. п. д. (при по­ стоянном среднем индикаторном давлении p t) уменьшается. Это происходит как вследствие возрастания сил инерции, так п в результате увеличения механических потерь.

Прп уменьшении нагрузки, а следовательно, и давления pi значения механического к. п. д. снижаются, и на холостом ходу, когда давление p i = рм, коэффициент цм = 0. В последнем случае яся нндшсатюршя мощбюсгь полностью расходуется на покрытие механических потерь, т. е. мощность IVi = N M, и поэтому эффек­ тивная мощность двигателя также равна нулю.

Ниже приведены значения механического к. и. д. %, при максимальной мощности четырехтактных двигателей:

Карбюраторные двигатели .......................................................

0,70—0.85

Газовые

» .......................................................

0,75—0,85

Д и зе л и

............................................................................................

0,7—0,8

Значения среднего эффективного давления р е (в МН/м2) при максимальной мощности четырехтактных двигателей:

Карбюраторные двигатели

0,5—1,0

Газовые

»

0.45—0.75

Д и зе л и

...............................

0,5—0,8

52


Оценку экономичности работы двигателя в целом производят по удельному эффективному расходу топлива ge на единицу эффек­ тивной работы (на 1 кВт-ч).

Эффективным к. п. д. называют отношение количества теплоты, превращенной в полезную эффективную работу на валу двига­ теля, ко всей затраченной теплоте:

 

3600Afe

(52)

11е

GrHu

 

 

3600

(53)

11е '

ёеНи

 

/ Т

где ge ~ —удельпый эффективный расход топлива в кг/(кВт-ч).

+■ * С

Следовательно, эффективный к. и. д. т]е учитывает как тепло­ вые, так и механические потери в двигателе и поэтому равен произведению т];г]м.

Ниже приведены значения эффективного к. и. д. дй на режиме полной мощности:

Карбюраторные двигате.тт.......................................................

 

 

0,24—0,30

Гааовыо

» .......................................................

 

 

0,22—0,28

Д п з е л п ..............

' ............................................................................

 

 

0,30—0,38

На основании приведенных выше формул можно написать,

что

Mi

Че

 

 

 

=

Рм,

 

ёв

TU

откуда

 

 

 

 

 

 

 

в

=

 

(54)

 

®е

Цм

 

Ниже приведены значения удельного эффективного расхода топлива ge в г/(кВт-ч):

Карбюраторные двигателя.......................................................

200—380

Д п з е л п ............................................................................................

230—280

Удельный эффективный расход топлива gc является величиной, обратно пропорциональной эффективному к. п. д. це, и зависит от скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя. На установившемся режиме (сое = const) минимальному значению расхода ge соответствует максимальная величина коэффициента де. Такой режим работы двигателя называют экономическим.

При уменьшении нагрузки удельный эффективный расход топлива у карбюраторных двигателей резко возрастает, так как значения коэффициентов rji и т)м при этом уменьшаются. Если двигатель работает на холостом ходу, то коэффициент г|м

равен нулю,

а эффективный расход топлива g — бесконечности.

В случае

увеличения нагрузки до 80—85% полной нагрузки

топливная экономичность карбюраторных двигателей также ухуд­

53


шается, что вызвано уменьшением коэффициента % и включением экономайзера карбюратора.

У дизелей при уменьшении нагрузки коэффициент а вслед­ ствие уменьшения количества впрыскиваемого топлива увели­ чивается, что приводит к повышению коэффициента и умень­ шению удельного индикаторного расхода топлива gv

Удельный эффективный расход топлива gi у дизелей при уменьшении нагрузки несколько увеличивается из-за уменьше­ ния коэффициента т)м. При увеличении нагрузки дизеля этот расход увеличивается в результате ухудшения протекания процесса сгорания топлива. Нагрузку дизеля можно увеличивать только до появления в отработавших газах сажистых отложений (предел дымления).

Литровая мощность двигателя

Оценку работы двигателя с точки зрения использования рабо­ чего объема, а также его тепловой и динамической напряжен­ ности производят по литровой мощности.

Литровой мощностью двигателя N„ называют максимальную эффективную мощность, отнесенную к одному лптру рабочего объема двигателя:

Nn-

N„

(55)

И

 

ц

Литровая мощность позволяет сравнивать и оценивать со­ вершенство рабочих процессов и конструкций двигателей различ­ ных типов и моделей. Чем больше литровая мощность, тем меньше при прочих равных условиях габаритные размеры и масса двига­ теля.

Ниже приведены значения литровой мощности N n (в кВт/л):

Карбюраторные двигатели:

15—37

автомобилей массового производства..................................

спортивных и гоночных автомобилей ...............................

60—110

Д и зел и ...................................................................................................

11—22

Рабочий объем цилиндра (в л)

 

я£>3

S

(56)

 

4

D '

 

 

Отношение

для довременных

автомобильных двигателей

колеблется в пределах 0,85—1,0. Для двигателей старых конструк­ ций оно доходит до 1,4.

Величина

отношения

оказывает большое влияние как на

габаритные

размеры

и массу двигателя, так

и на протекание

рабочего процесса.

Увеличение отношения

п

сопровождается

54