Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 177
Скачиваний: 0
где давления р ; и р 0 выражены в Н/м2, объем Vh — в м3, а М г = = аЬ0.
Подставляя выражения для V^ в формулу для определения работы Lj, найдем
|
* |
11 г Ро |
|
|
Подставляя выражение |
в формулу для определения коэф |
|||
фициента |
r|j, получим |
|
|
|
|
^ = |
8 3 1 |
4 ^ ^ . |
(43) |
|
|
|
'1 кд иЛ> |
|
Е сли |
известны индикаторная |
мощность |
в кВт, часовой |
расход топлива Gm в кг/ч и его теплота сгорания IIи в кДж/кг, то индикаторный к. п. д. можно определить по формуле
3G007V;
11 i Q и
итпи
или
3600
(44)
где 3600 кДж/(кВт-ч) — термический эквивалент работы, равной 1 кВт-ч;
Q
' &i = 7Г — удельный’ индикаторный расход топлива в кг/(кВт-ч).
Ниже приведена величина индикаторного к. п. д. i];:
Карбюраторные двигатели ...................................................... |
0,25—0.35 |
|
Газовые |
» ....................................................... |
0.28—0.35 |
Д п зе л п |
............................................................................................ |
0,38—0,50 |
Величина индикаторного расхода топлива |
в г/(кВт-ч): |
Карбюраторные двигатели ....................................................... |
250—340 |
Дпзелн . . ■...................................................................................... |
180—230 |
§2. ЭФФЕКТИВНАЯ МОЩНОСТЬ
ИТОПЛИВНАЯ ЭКОНОМИЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ
Индикаторная мощность, развиваемая в цилиндре двигателя, не может быть полностью использована. Часть этой мощности расходуется на преодоление трения между трущимися деталями двигателя (между поршнями и цилиндрами, коленчатым валом и его подшипниками и др.), а также между движущимися деталями (маховиком, шатунами, кривошипами вала и др.) и воздухом; на насосные потери; на приведение в действие вспомогательных механизмов (насосов, вентиляторов, геператора, нагнетателя и др.).
. Следовательно, эффективная мощность двигателя N е (в кВт),
снимаемая с маховика, меньше индикаторной N xна величину мощ
50
ности механических потерь NMи может быть определена из вы ражения
iV |
|
|
|
(45) |
Мощность механических потерь (в кВт) можно |
определить |
|||
так же, как и индикаторную мощность, т. е. |
по формуле |
|||
NM |
А®е*ц |
|
|
|
ят |
|
|
||
|
|
|
||
где рм — среднее давление |
механических |
потерь, |
т. е. часть |
|
среднего индикаторного давления, расходуемого на ме |
||||
ханические потери, в кН/м2. |
|
|
||
Из приведенной формулы можно определить величину среднего |
||||
давления механических потерь: |
|
|
|
|
Рп = |
,fTiVM 10-3 |
|
(46) |
|
Опытным путем установлено, |
что давление р м зависит от |
|||
типа двигателя, скорости поршня, |
числа и диаметра |
цилиндров, |
S
отношения хода поршня к диаметру цилиндра ц- и нагрузки
двигателя. Давление рм изменяется в зависимости от угловой скорости сое по линейному закону как у карбюраторных двигателей, так и у дизелей:
|
Рм = а + Ьст |
|
(47) |
|
где Сц= —— — средняя скорость поршня |
в м/с; |
|
||
|
S — ход поршня в м; |
|
|
|
|
а и b — коэффициенты, |
зависящие от указанных выше |
||
|
факторов. |
|
|
|
Ниже приведены значения коэффициентов а и Ъ: |
|
|||
|
|
|
а |
Ь |
Карбюраторные двпгателп ................................................ |
|
0,035 |
0,012 |
|
Дпзелп с неразделенными камерами............................... |
0,113 |
0,007 |
||
» |
с разделенными камерами.................................. |
0,113 |
0,010 |
|
Если |
из величины среднего |
индикаторного давления p t вы |
честь среднее давление механических потерь рм, то оставшееся среднее давление представляет собой условное постоянное давле ние на поршень, при котором создается работа, равная эффектив ной работе на валу двигателя. Эта величина называется средним эффективным давлением
Ре = Рг-РъI- |
(48) |
Чтобы наглядно представить себе величины давлений р ь р м и ре, на рис. 15 показана схема, на которой, кроме этих^величин, изображена также работа механических потерь LM.
51
Эффективную мощность двигателя N e, по аналогии с индика торной мощностью N t, можно выразить через среднее эффектив ное давление р е:
^ = |
(49) |
Решив уравнение (49) относительно среднего эффективного давления (в МН/м2), получим
n rN e |
(50) |
Ре = ' h®e'ц 1 0 - 3 |
Механический к. п. д. двигателя, с помощью которого учиты вают механические потери в нем, представляет собой отношение эффективной мощности к индикатор ной:
|
|
ЛЬ |
. El. |
|
||
|
|
11м =' Л', |
|
Pi |
|
|
|
Так как |
N e = |
N { — NM, |
а ре = |
||
|
= p.j — рм, то формулу |
мехапического |
||||
|
к. п. д.можно написать в другом виде: |
|||||
|
11м = |
1 • ‘Л| |
= |
1 |
Гм |
(51) |
|
Pi ' |
|||||
|
Из формул (47), |
(49) |
и (51) |
следует, |
||
Рпс. 15. Графнческое изо |
что с увеличением угловой скорости ко |
|||||
бражение величин р-,, рмире |
ленчатого вала двигателя эффективная |
|||||
|
мощность и |
среднее давление |
механи |
ческих потерь увеличиваются, а механический к. п. д. (при по стоянном среднем индикаторном давлении p t) уменьшается. Это происходит как вследствие возрастания сил инерции, так п в результате увеличения механических потерь.
Прп уменьшении нагрузки, а следовательно, и давления pi значения механического к. п. д. снижаются, и на холостом ходу, когда давление p i = рм, коэффициент цм = 0. В последнем случае яся нндшсатюршя мощбюсгь полностью расходуется на покрытие механических потерь, т. е. мощность IVi = N M, и поэтому эффек тивная мощность двигателя также равна нулю.
Ниже приведены значения механического к. и. д. %, при максимальной мощности четырехтактных двигателей:
Карбюраторные двигатели ....................................................... |
0,70—0.85 |
|
Газовые |
» ....................................................... |
0,75—0,85 |
Д и зе л и |
............................................................................................ |
0,7—0,8 |
Значения среднего эффективного давления р е (в МН/м2) при максимальной мощности четырехтактных двигателей:
Карбюраторные двигатели |
0,5—1,0 |
|
Газовые |
» |
0.45—0.75 |
Д и зе л и |
............................... |
0,5—0,8 |
52
Оценку экономичности работы двигателя в целом производят по удельному эффективному расходу топлива ge на единицу эффек тивной работы (на 1 кВт-ч).
Эффективным к. п. д. называют отношение количества теплоты, превращенной в полезную эффективную работу на валу двига теля, ко всей затраченной теплоте:
|
3600Afe |
(52) |
|
11е |
GrHu |
||
|
|||
|
3600 |
(53) |
|
11е ' |
ёеНи ’ |
||
|
/ Т
где ge —~ —удельпый эффективный расход топлива в кг/(кВт-ч).
+■ * С
Следовательно, эффективный к. и. д. т]е учитывает как тепло вые, так и механические потери в двигателе и поэтому равен произведению т];г]м.
Ниже приведены значения эффективного к. и. д. дй на режиме полной мощности:
Карбюраторные двигате.тт....................................................... |
|
|
0,24—0,30 |
|
Гааовыо |
» ....................................................... |
|
|
0,22—0,28 |
Д п з е л п .............. |
' ............................................................................ |
|
|
0,30—0,38 |
На основании приведенных выше формул можно написать, |
||||
что |
Mi |
Че |
|
|
|
= |
Рм, |
||
|
ёв |
TU |
||
откуда |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
в |
= |
|
(54) |
|
®е |
Цм |
|
Ниже приведены значения удельного эффективного расхода топлива ge в г/(кВт-ч):
Карбюраторные двигателя....................................................... |
200—380 |
Д п з е л п ............................................................................................ |
230—280 |
Удельный эффективный расход топлива gc является величиной, обратно пропорциональной эффективному к. п. д. це, и зависит от скоростного и нагрузочного режимов работы двигателя. На установившемся режиме (сое = const) минимальному значению расхода ge соответствует максимальная величина коэффициента де. Такой режим работы двигателя называют экономическим.
При уменьшении нагрузки удельный эффективный расход топлива у карбюраторных двигателей резко возрастает, так как значения коэффициентов rji и т)м при этом уменьшаются. Если двигатель работает на холостом ходу, то коэффициент г|м
равен нулю, |
а эффективный расход топлива g — бесконечности. |
В случае |
увеличения нагрузки до 80—85% полной нагрузки |
топливная экономичность карбюраторных двигателей также ухуд
53
шается, что вызвано уменьшением коэффициента % и включением экономайзера карбюратора.
У дизелей при уменьшении нагрузки коэффициент а вслед ствие уменьшения количества впрыскиваемого топлива увели чивается, что приводит к повышению коэффициента и умень шению удельного индикаторного расхода топлива gv
Удельный эффективный расход топлива gi у дизелей при уменьшении нагрузки несколько увеличивается из-за уменьше ния коэффициента т)м. При увеличении нагрузки дизеля этот расход увеличивается в результате ухудшения протекания процесса сгорания топлива. Нагрузку дизеля можно увеличивать только до появления в отработавших газах сажистых отложений (предел дымления).
Литровая мощность двигателя
Оценку работы двигателя с точки зрения использования рабо чего объема, а также его тепловой и динамической напряжен ности производят по литровой мощности.
Литровой мощностью двигателя N„ называют максимальную эффективную мощность, отнесенную к одному лптру рабочего объема двигателя:
Nn- |
N„ |
(55) |
|
И |
|||
|
ц |
Литровая мощность позволяет сравнивать и оценивать со вершенство рабочих процессов и конструкций двигателей различ ных типов и моделей. Чем больше литровая мощность, тем меньше при прочих равных условиях габаритные размеры и масса двига теля.
Ниже приведены значения литровой мощности N n (в кВт/л):
Карбюраторные двигатели: |
15—37 |
автомобилей массового производства.................................. |
|
спортивных и гоночных автомобилей ............................... |
60—110 |
Д и зел и ................................................................................................... |
11—22 |
Рабочий объем цилиндра (в л)
|
я£>3 |
S |
(56) |
|
4 |
D ' |
|
|
|
||
Отношение |
для довременных |
автомобильных двигателей |
колеблется в пределах 0,85—1,0. Для двигателей старых конструк ций оно доходит до 1,4.
Величина |
отношения |
оказывает большое влияние как на |
||
габаритные |
размеры |
и массу двигателя, так |
и на протекание |
|
рабочего процесса. |
Увеличение отношения |
п |
||
сопровождается |
54