Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

смесь сгорает при больших значениях коэффициента избытка воздуха. Использование для двигателей сжиженных газов (про­ пано-бутановых смесей) также позволяет значительно снизить токсичность отработавших газов.

Эффективным способом борьбы с токсичностью отработавших газов является дожигание. Дожигатели можно подразделить на каталитические и пламенные. Каталический дожигатель уста­ навливают около выпускного трубопровода двигателя. Он пред­ ставляет собой корпус с расположенным внутри него катализа­ тором. Катализатор, изготовленный из платино-алюминиевого сплава, ванадия или окиси кобальта, наносят тонким слоем на керамические стержни, шарики или решетки. Отработавшие газы проходят вместе с засасываемым воздухом через катализатор, который обеспечивает догорание горючих токсических веществ, находящихся в газах.

Пламенные дожигатели применяют для уменьшения токсич­ ности отработавших газов дизелей. В этом случае отработавшие газы, температура которых значительно ниже, подогревают спе­ циальной горелкой, работающей на жидком топливе и находя­ щейся в отдельной камере. Повышение температуры отработавших газов обеспечивает сгорание токсических примесей.

Г л а в а IV

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И К. П. Д. ДВИГАТЕЛЯ

§ I. СРЕДНЕЕ ИНДИКАТОРНОЕ ДАВЛЕНИЕ, ИНДИКАТОРНАЯ МОЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Для определения индикаторной мощности двигателя необходимо знать среднее индикаторное давление р {. Давление p i представляет собой условное постоянное давление газов, под действием которого при расширении совершается работа, равная индикаторной работе

 

газов за весь цикл (рис. 14).

 

 

Если через L[ обозначить инди­

 

каторную

работу

цикла в МН-м,

 

а через Vh — рабочий объем цилин­

 

дра в м3,

то величина

среднего

ин­

 

дикаторного давления (в МН/м2)

 

 

 

P'i=p~-

 

(35)

 

Из уравнения

(35)

следует,

что

 

среднее индикаторное давление пред­

Рпс. 14. Теоретическая пидп-

ставляет собой удельную индикатор­

ную работу, получаемую с единицы

каторпая диаграмма и среднее

рабочего объема цилиндра.

 

индикаторное давление

Графически давление р\ предста­

 

вляет собой высоту прямоугольника

с основанием Vh и площадью, равной площади

индикаторной

диаграммы. Давление р1 представляет собой среднее геометри­ ческое давление за процесс сжатия, а давление р 2 — среднее геометрическое давление за процессы сгорания и расширения.

Сначала определим среднее индикаторное давление смешан­

ного цикла, а

затем — цикла

со

сгоранием при V — const.

Работа газов

L[ (в МН-м)

за

цикл равна разности между

полезной работой LZ'Z+ Lzb за процессы сгорание — расширение и работой Lac, затраченной на сжатие:

Li = LZ'zLZbLac.

(36)

Работу на участке z'z предварительного расширения при постоянном давлении согласно рис. 14 определим из выражения

Lz> = pz (Vz - V z.) = pzVz ' ( ^ - l ) .

\

46


Так как

Уг' — Vc, р, = Хра п ^ - = р ,

' С

ТО

LZ'Z= X(p —1) pcVc.

Работа политропического расширения газов на участке zb

1

 

 

РгУг

1 РьУь \

Lzb По1 (PzVz~P bVb)

п2—1

РгУгГ

Так как

 

 

 

 

 

РьУь =

п

= /Z^vi=- 1 =

1

РгУг

T z

[ v b J

 

 

bn--~l

н

p zVz = typeVe,

 

 

то

 

 

 

 

 

 

 

'гЬ

 

gn,-! )РсУе-

Работа политропического

сжатия

на участке ас

Laо = - ~ ( P c V c - P a V J = J^

 

Н Э Т -

« 1 1

 

”i — l

 

 

Подставляя найденные выражения для определения работ LZ'Z, Llb й Lac в уравнение (36) и вынося за скобки произведение Р , У С , получим

 

Ц = рсУс\% {р -1 )-

g'l31

1

1

 

 

 

— 1

 

 

 

 

 

 

 

п.,—1

 

 

 

 

Подставляя это выражение в формулу (35) и заменяя отно-

шение ооъемов

через б__|- , получим окончательное выражение

для определения

среднего индикаторного

давления

МН/м-)

смешанного цикла:

 

 

 

 

 

 

 

Pi

Рс

 

й .( р - 1

)'

L_

Но- 1

 

 

р Ц ] - (34

е—

1

” l

1

 

 

 

щ1

6П*

 

Для

цикла со

 

сгоранием

при

V = coast (р = 1

и

б = е)

 

 

 

Рс

 

1

J __ \

1

1

 

 

(38)

 

 

Pi е- 1

 

" •-1/

лх — 1

Рп*—I

 

 

 

По--1

 

 

 

Средние индикаторные давления действительных циклов че­ тырехтактных двигателей, подсчитанные по формулам (37) и (38), имеют меньшие значения из-за округлений индикаторной диаграммы и насосных потерь Ap it возникающих при впуске и выпуске.

47


Потери на округление индикаторной диаграммы учитывают

коэффициентом полноты диаграммы фп, который для четырех­ тактных двигателей находится в пределах 0,92—0,97. Значения

коэффициента срп для карбюраторных и газовых двигателей больше, чем для дизелей.

Следовательно, действительное среднее индикаторное давление

(в МИ/м2) четырехтактных двигателей

 

Pi = VnPi—Ьри

(39)

где Др; — насосные потери.

Насосные потери в четырехтактных двигателях приближенно определяют по формуле

АР ; = / > , • - Ра-

где р г — давление в конце выпуска в МН/м2; ра — давление в конце впуска в МН/м2.

По опытным данным величина Др; для быстроходных двига­ телей без наддува находится в пределах 0,025—0,040 МН/м2.

Насосные потери относят к механическим потерям, так как практически механические потери, т. е. потери на трение, обычно определяют на стенде путем прокручивания прогретого двига­ теля электродвигателем стенда. При таком способе определения механических потерь в мощность, затрачиваемую на прокручи­ вание, входит также и мощность, необходимая для осуществле­ ния впуска и выпуска воздуха, т. е. мощность насосных потерь. В связи с этим формула (39) примет вид

Pi = фпр; •

(40)

Если линия впуска расположена выше линии выпуска (ра> р г), например, при наддуве с помощью приводного нагнетателя, то работу, которая затрачивается на вспомогательные процессы, также, учитывают величиной механических потерь в двигателе.

Для двухтактных двигателей действительное среднее инди­ каторное давление определяют с учетом доли потерянного объема ф и коэффициента полноты диаграммы фп:

Р1 = ф п ('1-;Ф)Р1-

(41)

Коэффициент фп для двухтактных дизелей зависит от типа продувки и находится в пределах 0,92—1,0. Нижний предел относится к случаю прямоточной продувки и выпуску газов через клапаны, а верхний — для выпуска и продувки, осущест­

вляемых через окна.

Ниже приведены значения среднего индикаторного давления (в МН/м2) четырехтактных двигателей при полной нагрузке:

Карбюраторные двигателя Газовые » Дизеля без наддува . . .

» с наддувом . . . .

0.7— 1.2

0,6—0.9

0,61,0

0,8—2,0 я выше

48


Если снята нндикаторная диаграмма действительного цикла двигателя, то среднее индикаторное давление можно определить по формуле

F

Pi = T m«■

где F — площадь

индикаторной

диаграммы в мм2;

I — длина индикаторной диаграммы в мм;

та — масштаб

давлений . на

индикаторной диаграмме в

МН/(м2 -мм).

 

Индикаторной мощностью называют работу, которую совер­ шают газы в цилиндре двигателя в единицу времени.

Индикаторная работа в МН-м, совершаемая газами в цилиндре за один цикл:

Li = PiVh.

Число рабочих циклов, происходящих в цилиндре в секунду,

равно ^

■ (где п — частота вращения коленчатого вала

в об/мин; т — тактность двигателя, т. е. число тактов в цикле). Поэтому мощность, развиваемая в одном цилиндре:

jyf __ PjE/|C0e irr-r *

Тогда индикаторную мощность многоцплиндрового двигателя, имеющего гц цилиндров, можно определить по формуле

И,-

е*ц

(42)

 

где давление p t выражено в кН/м2, объем Vh — в л,

а угловая

скорость сое в рад/с.

 

 

Индикаторный к. п. д. представляет собой отношение теплоты, которая преобразуется в полезную работу цикла ко всей затраченной теплоте Ни:

Следовательно, с помощью индикаторного к. п. ц. оценивают степень использования теплоты в цилиндре двигателя с учетом всех тепловых потерь, включая и отвод теплоты в холодный источник.

Как указывалось выше, работа цикла равна произведению PiVh\ объем же Vh можно определить из характеристического уравнения

т)vPoVн 8314MJT„,

решив его относительно объема Vb:

8314<¥17,0

Ун

ilv'/’o ■’

 

49