Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
наддуве п температурах выше 2300 К. Во время расширения темпе ратура газов уменьшается, и часть теплоты, затраченной на диссоциацию, вновь освобождается в результате окисления эле ментов, образующихся прп диссоциации. Однако использова ние этой теплоты в рабочем процессе двигателя не очень эффек тивно.
Прп тепловом расчете дизелей пли газовых двигателей дис социацией пренебрегают, так как онп работают прп высоких значениях коэффициента избытка воздуха, относительно низких температурах п высоких давлениях сгорания.
Степень повышения давления К находится в пределах 3—4 для карбюраторных двигателей, 3—5 — для газовых двигателей п 1,2—1,4 — для дизелей.
Ниже приведены значения температуры Т2 и давления p z газов в конце сгорания прп работе двигателей с полной нагруз кой:
|
|
Р2 в МП/м! |
T z в К |
|
Карбюраторные двигатели............................... |
3,0—5,0 |
2300—2700 |
||
Газовые |
» |
............................... |
2,5—4,5 |
2200—2500 |
Д и зел и .................................................................... |
5,0—11,0 |
1S00—2200 |
||
Для дпзелей |
степепь |
предварительного |
расширения р нахо |
дится в пределах 1,2—1,7.
§ 4. ПРОЦЕСС РАСШИРЕНИЯ
В процессе расширения теплота преобразуется в полезную меха ническую работу.
В отличие от теоретического цикла, в котором процесс расши рения происходит адиабатически, действительный процесс расши рения сопровождается интенсивным теплообменом между газами, с одной стороны, и стенками цилиндра п камеры сгорания н дппщем поршня — с другой, а также некоторой утечкой газа через неплотности. Кроме того, происходит подвод теплоты к газам в результате догорания топлива и восстановления некоторого количества продуктов диссоциации, - а также уменьшение тепло емкости газов вследствие снижения их температуры при расшире нии. В результате этого действительный процесс расширения газов совершается по политропе с переменным показателем п2, который изменяется в пределах 1,15—1,30.
Повышение температур сгорания и расширения вызывает увеличение теплоемкости газов и уменьшение показателя п2. Увеличение интенсивности охлаждения двигателя способствует увеличению показателя п2.
При определении давления и температуры конца процесса расширения считают, что при работе двигателя по циклу при V = const расширение происходит от в. м. т. до н. м. т.; прп работе по смешанному циклу расширение начинается с момента
40
(
окончания подвода теплоты при р — const (точка г), а заканчивав ется в н. м. т.
Согласно уравнению подтропического процесса pV n — const можно написать, что
РъУЪ = РгУ?.
Из полученного уравнения определим давление в конце рас ширения
{Vz'-rh
Рь-Р .(т гь) ■
Умножив и разделив выражение в скобках на Vc, получим
(Ll
Pb — Pi \V c Vb
Но так как
y b = v a\ |
TC |
P |
И |
||
Vc |
|||||
TO |
|
|
|||
|
|
/ О\>h |
|
||
|
|
|
P>- |
||
|
Pb = \ t ) |
||||
Учитывая, |
что |
|
|||
|
|
|
V а |
|
|
V h II |
V а |
и_II |
v c |
|
|
V ; |
|
|
|
|
Рис. 13. Взаимное расположе ние кривых расширения (г— Ь) и показателей к адиабаты л ;г2
политропы расширения
Vc
т. е. представляет собой степень последующего расширения, для цикла со смешанным сгоранием получим
|
|
|
_ |
р, |
|
(31) |
|
|
|
Pb —ки.. |
|
||
|
|
|
|
|
||
Для цикла со сгоранием при V = |
const |
|
||||
V = У • ЛАТ/Г |
= |
— е = |
|
|||
|
у |
V |
vz ~ vc |
---- О ---- |
и6 , |
|
|
с , X b----- bт /i |
|||||
так как р = 1 . |
|
|
(31) |
найденное |
значение б, получим |
|
Подставляя в формулу |
||||||
|
|
|
|
|
|
(32) |
В начале расширения приток теплоты к газам вследствие интенсивного догорания значительно больше, чем теплоотдача в охлаждающую среду (в «стенки»). Поэтому показатель поли тропы расширения п2 (рис. 13) меньше показателя адиабаты рас ширения к (участок zm) . По мере уменьшения догорания значение
41
показателя политропы п., повышается. Если выделяющаяся теп лота при догорании равна тепловым потерям в стенки, то кривая политропы пересекает линию адиабаты в точке Н.
При дальнейшем расширении газов тепловые потери в стенки больше, чем приток теплоты вследствие догорания, и поэтому значение показателя п2 увеличивается (участок mb).
В связи с тем, что учесть все явления, сопровождающие про цесс расширения, весьма трудно, действительную кривую расши рения с переменным показателем, как и для процесса сжатия, заменяют нолитроппческой кривой с постоянным показателем щ.
Среднее значение показателя политропы расширения >и меньше значения показателя адиабаты к, и поэтому кривая показателя политропы расширения расположена выше кривой показателяадиабаты.
Ниже приведены средние значения показателя политропы расширения п.,:
Карбюраторные двигатели ....................................................... |
1,25—1,33 |
|
Газовые |
» ....................................................... |
1,25— 1.35 |
Д и з е л и |
......................................■.................................................... |
1,22—1.25 |
На величину среднего значения показателя /г2 оказывает
влияние ряд факторов. Увеличение угловой скорости коленчатого вала двигателя приводит к уменьшению показателя /г2, что объ ясняется значительным догоранием и уменьшением теплоотдачи в стенки.
Температуру в конце расширения можно определить из ра венства, полученного в результате совместного решения харак теристического и полнтроппческого уравнений:
Tbvz>-' = T2v? --'.
Решив это уравнение относительно температуры |
Т ь , п о л у ч и м |
|
Для цикла со смешанным сгоранием |
|
|
|
|
(33) |
а для цикла со сгоранием при |
V = const |
|
|
|
(34) |
Ниже приведены значения |
давления рь и температуры Ть |
|
в конце процесса расширения: |
\ |
|
|
Р ь н М Н / м - |
Т ь в к |
Двигателя с принудительным воспламене |
1300—1700 |
|
нием смеси и ск р ой ......................................... |
0,4—0,6 |
|
Д и зел и .................................................................... |
0,3—0,5, |
1000— 1200 |
42
Уменьшение значений давления и температуры в конце рас ширения у дизелей объясняется большей степенью расширения газов и меньшей температурой конца сгорания.
§ 5. ПРОЦЕСС ВЫПУСКА
Процесс выпуска должен происходить таким образом, чтобы давление р г остаточных газов в конце выпуска и затрата работы на осуществление этого процесса были минимальными.
В современных двигателях выпускной клапан открывается с опережением, что уменьшает работу, затрачиваемую при выпуске, и улучшает очистку цилиндра от отработавших газов. Однако при этом несколько уменьшается мощность двигателя пз-за со кращения продолжительности процесса расширения.
Давление отработавших газов в цилиндре во время выпуска не остается постоянным, так как из-за периодичности этого про цесса в системе выпуска возникают упругие колебания газов. Так как колебания газов при выпуске не могут быть теорети чески рассчитаны, то величину давления в процессе выпуска обычно принимают постоянной, равной некоторому среднему значению за весь этот процесс.
Давление р г выпуска зависит от угловой скорости коленчатого вала двигателя, конструкции и размеров системы выпуска и находится в пределах 0,105—0,12 МН/м2.
Температура отработавших газов зависит в основном от тех же факторов, что и температура в конце процесса расширения. Наибольшая температура отработавших газов получается при несколько обедненной смеси, т. е. приблизительно при коэффи циенте а = 1,05 -г- 1,15. Дальнейшее обеднение смеси приводит к снижению температуры отработавших газов, так как, несмотря на увеличение продолжительности сгорания, максимальная тем
пература |
цикла уменьшается. |
в конце выпуска Тт |
Ниже |
приведены значения температуры |
|
(в К): |
|
|
Карбюраторные двигатели ....................................................... |
900—1100 |
|
Д п зе л н ............................................................................................ |
700—900 |
Отработавшие газы имеют значительную энергию, при ис пользовании которой улучшается топливная экономичность порш невого двигателя. Энергию отработавших газов можно использо вать в газовой турбине, служащей для привода центробежного нагнетателя, который осуществляет наддув поршневого двигателя.
При использовании в газовой турбине энергии отработав ших газов увеличивается сопротивление в системе выпуска, что повышает давление р т. Однако такое увеличение сопротивления полностью компенсируют повышением давления на впуске.
Состав отработавших газов зависит от качества рабочей смеси, способов образования и воспламенения смеси, режима работы,
43
технического состояния двигателя и т. д. В случае хорошо отра ботанной конструкции и исправного состояния двигателя состав отработавших газов в основном зависит от количества кислорода, находящегося в камерах сгорания двигателя.
В отработавших газах, кроме углекислого газа, водяного пара п кислорода, содержатся токсические вещества. Основными составляющими, определяющими токсичность отработавших га зов, являются окись углерода, окислы азота и альдегиды.
Установлено, |
что наибольшее содержание окиси углерода |
в отработавших |
газах карбюраторных двигателей имеет место |
на режиме холостого хода, а также на малых и максимальных нагрузках двигателя. Это соответствует работе двигателя па богатых смесях (а < 1 ), т. е. при значительной неполноте сго
рания топлива.
Увеличению содержания окиси углерода в отработавших газах карбюраторных двигателей способствует неправильная регу лировка карбюратора и системы зажигания, использование бен зина с малым октановым числом и износ трущихся деталей двига теля (поршневых колец, поршпей и стенок цилиндров).
Отработавшие газы карбюраторных двигателей в условиях эксплуатации содержат 0 ,0 2 —1 % окиси углерода по объему.
Необходимо учитывать, что при движении автомобиля отработав шие газы быстро перемешиваются с окружающим воздухом, что исключает образование местных загазованных зон. Отработавшие газы быстроходных дизелей содержат в 2—3 раза меньше окпсп углерода по сравнению с карбюраторными двигателями. Это объясняется большим значением коэффициента избытка воздуха и более низкой температурой сгорания топлива.
Окислы азота в отработавших газах составляют 0,001—0,2% по объе.му. Образованию окислов азота способствуют повышение температуры при сгораппп и увеличение степени сжатия карбю раторных двигателей.
Основными методами борьбы с токсичностью отработавших газов автомобильных двигателей являются следующие.
Эксплуатируемые двигатели, а также их отдельные узлы и системы (особенно системы питания и зажигания) должны рабо тать стабильно.
Опытным путем установлено, что при впрыске легких топлив в цилиндры дизеля окислов углерода и азота в отработавших газах образуется меньше, чем у карбюраторных двигателей, что объясняется сравнительно медленно протекающим процессом сгорания и пониженными температурами процесса. Дизели, рабо тающие как на тяжелых, так и на легких фракциях нефтяных топлив (бензинах и др.), получили название многотопливных. Следовательно, использование легких топлив в дизелях приводит к уменьшению токсичности отработавших газов. Токсичность отработавших газов двигателей с факельным зажиганием значи тельно меньше (см. ниже) вследствие того, что в этих двигателях
44