Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 0
уравнения (175) на величину пробега s в Kir и разделив их на 1UU, получим формулу для определения расхода топлива (в л) по нор мам
Q — &Т1 Jqq+ к |
IF т р |
(176) |
|
100 |
|||
|
|
||
где А’т1 = А т-j- Вг (фбт0 -{- Р а) — норма |
расхода на передви |
жение автомобиля и внутрен ние потери в двигателе;
А'тз = 1000-ф5т — норма расхода топлива на единицу транспортной работы w Tp.
В эксплуатационных условиях расход топлива вызывается также пребыванием автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки, на которых автомобиль маневрирует, часто двигаясь задним ходом, а также простаивает определенное время при погрузке и разгрузке. Маневрирование автомобиля связано с непроизводительным рас ходом топлива, а его простой — с остыванием агрегатов (двига теля, коробки передач, ведущего моста), на разогрев которых при последующем движении необходимо затратить топливо. По этому пребывание автомобиля в погрузочно-разгрузочных пунктах сопряжено с дополнительным расходом топлива. Чтобы учесть его в уравнение нормирования вводят третий член, пропорциональный числу ездок ze:
|
100 |
■/I7.'гз^е, |
(177) |
|
|
|
|
|
|
где Атз — норма |
дополнительного расхода |
топлива на |
каждую |
|
ездку в л. |
|
/гтз зависят |
от типа |
|
Конкретные |
величины норм &Т1, кГ2 и |
автомобиля и условий его работы. Грузовые автомобили с борто вой платформой работают на больших расстояниях перевозкп (больших «плечах»), и число ездок, приходящееся на 100 км про бега, у них сравнительно невелико. Норму расхода топлива Атз для этих автомобилей обычно включают в норму расхода кТ1. Автомобили-самосвалы работают на коротких плечах, но загру жены полностью и перевозят груз только в одном направлении. Это позволяет упростить расчеты, включив для них норму расхода топлива к„ в норму расхода кТ1, и определять общую норму рас хода топлива по первому и третьему членам уравнения (177). У легковых автомобилей вес полезной нагрузки невелик по срав нению с собственным весом автомобиля, поэтому для них норму расхода топлива относят к единице пробега (к 100 км).
Глава XI
ТОРМОЗНАЯ ДИНАМИКА АВТОМОБИЛЯ
§ I. ПОНЯТИЕ О ТОРМОЗНОЙ ДИНАМИКЕ
Тяговые и тормозные свойства автомобиля связаны между собой. Чем выше средняя скорость автомобиля, тем больше внимания необходимо уделять обеспечению безопасности его движения и, следовательпо, тем лучше должны быть тормозные свойства автомобиля. Вместе с те.м чем интенсивнее разгон и эффективнее торможение, тем выше средняя скорость автомобиля.
Во время торможения накопленная автомобилем кинетическая энергия в результате трения преобразуется в тепло', которое рас сеивается в окружающей атмосфере. Торможение сопровождается невосполнимыми потерями, так как энергия, поглощенная тормо зами, не может быть использована при дальнейшем движении авто мобиля. Поэтому его торможение неизбежно связано с увеличением расхода топлива. При обычном (служебном) торможении основная часть тепла выделяется в тормозах (например, между фрикцион ными накладками и барабанами), а при полном (экстренном) тор можении в том случае, когда колеса блокированы, — между ши нами и дорогой.
Торможение автомобиля можно производить несколькими способами: без использования тормозной системы (движение накатом); с использованием тормозной системы; с использованием тормозной системы и двигателя.
§ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ТОРМОЗНЫХ СВОЙСТВ АВТОМОБИЛЯ
Тормозные свойства автомобиля можно определить в результате стендовых и дорожных испытаний, замеряя путь, время и замед ление при торможении с максимальной интенсивностью, а также значения тормозных сил.
Для проведения лабораторных испытаний используют специ альные стенды, которые обычно состоят из измерительной колонки и рифленых площадок, расположенных на уровне пола. При наезде на площадки со скоростью 3—3,5 м/с автомобиль резко затор маживают, вследствие чего площадки под действием сил инерции смещаются в направлении движения. Каждая площадка с помощью рычага и гидравлического устройства связана со своим указателем
160
на измерительной колонке, что позволяет определять значения тормозных сил, действующих на колеса, и судить о распреде лении общей тормозной силы между ними.
Дорожные испытания проводят на ровных, сухих и чистых уча стках дороги с твердым покрытием при полной нагрузке автомо биля в соответствии с техническими условиями заводов-пзгото- вителей и ГОСТом. Тормозные свойства автомобиля при дорожных испытаниях можно определить, например, с помощью самопишу щего прибора «путь — время — скорость» пли тахогенератора, установленного на пятое ко.лесо, и светолучевого осциллографа.
Риге. 70. Влпяппе на тормозной путь:
а —коэффициента сцепления; 0 —начальной скорости автомо биля
После обработки результатов испытаний строят графики зависи мостей пути п времени торможения автомобиля от скорости прп различных значениях коэффициента срх (рис. 70, а).
Имея график зависимости времени торможения от скорости, можно определить замедление (в м/с2) при торможении как функ цию скорости по формуле
• _ Ап
At ’
где Av — уменьшение (отрицательное приращение) скорости в м/с, соответствующее промежутку времени At в с (для обеспе чения необходимой точности интервалы времени не должны быть более 0,1 с).
На рис. 70, б изображены графики зависимости тормозного пути от скорости при торможении автомобиля на сухой асфальти-6
6 Артамонов п др. |
161 |
роваииой дороге. Графики построены для различных начальных скоростей, т. е. для скоростей, при которых начинали произ водить торможение. Интенсивность торможения с увеличением начальной скорости снижается из-за уменьшения коэффициента трения между трущимися поверхностями тормозов, вызванного их нагревом.
Тормозной путь определяют также с помощью специальных пистолетов, «стреляющих» краской на дорогу в начале торможе ния. После остановки автомобиля замеряют расстояние от пятна
|
краски на дороге до пистолета и |
||||||
|
тем самым определяют тормозной |
||||||
|
путь. |
|
|
|
|
|
|
|
Замедления |
при |
торможении |
||||
|
можно определять |
по показаниям |
|||||
|
десселерометра, |
представляющего |
|||||
|
собой переносный прибор инер |
||||||
|
ционного типа. |
|
|
|
|
||
|
Представление |
об |
изменении |
||||
|
скорости и замедления при тормо |
||||||
|
жении дает диаграмма, изобра |
||||||
|
женная |
на |
рис. |
71. |
Отрезок /р |
||
|
па диаграмме соответствует вре |
||||||
Рис. 71. Параметры торможения |
мени реакции водителя, |
в течение |
|||||
автомобиля |
которого |
он |
принимает |
решение |
|||
|
о торможении |
и |
переносит ногу |
с педали управления дроссельной заслонкой на педаль тормоза. Время реакции водителя зависит от его индивидуальных особен ностей и квалификации и находится в пределах 0,4—1 с. В расче тах время /р обычно принимают равным 0,8 с. Отрезок £пр представ ляет собой время срабатывания тормозного привода от начала нажатия на педаль тормоза до возникновения замедления. В тече ние этого времени происходят перемещения всех подвижных дета лей тормозного привода,- Время tnp зависит от типа тормозного привода, а также от его технического состояния и находится в пре делах 0,2—0,4 с для гидравлического и 0,6—0,8 с для пневмати ческого приводов. У автопоездов с пневматическим тормозным приводом время tnp составляет 1—2 С. Отрезок ty в выбранном масштабе равен времени, в течение которого замедление увеличи вается от нуля (начало действия тормозов) до максимального его значения.
Время увеличения замедления ty зависит от эффективности торможения, нагрузки автомобиля, типа и состояния дорожного покрытия.
Ниже приведены значения времени ty (в с) для экстренного торможения автомобиля с блокировкой всех колес.
Легковые автомобили................................................................. |
0,05—0,2 |
Грузовые автомобили и автобусы с гидравлическим при |
0,05—0,4 |
водом тормозов ........................................................................... |
162
Грузовые автомобили с пневматическим приводом тор |
0,15—1.2 |
мозов грузоподъемностью до 4500 к г ............................... |
|
То же, грузоподъемностью свыше 4500 к г ........................ |
0.2—1,5 |
Автобусы с пневматическим приводом тормозов.............. |
0.2—1,3 |
Меньшие знамения ty даны для дорог с малым коэффициентом сцепления, причем нагрузка автомобиля в этом случае практи чески не оказывает влияния на время ty. Большие зпаченпя ty соответствуют движению автомобиля с полной нагрузкой по доро гам с большим коэффициентом сцепления.
Отрезок tToyt представляет собой время торможения с макси мальной интенсивностью. В течение времени tp + tnp автомо биль движется равномерно со скоростью у, а в течение времени ty — замедленно. В течение времени £тор замедление практически является постоянной величиной, вследствие чего скорость умень шается почти по линейному закону.
Для проверки эффективности действия тормозной системы (ножных тормозов) в качестве показателей используют наиболь ший допустимый тормозной путь и наименьшее допустимое замед ление для автомобилей без нагрузки и с номинальной нагрузкой (проверку интенсивности торможения легковых автомобилей и автобусов по условиям безопасности движения производят без пассажиров).
Указанные показатели интенсивности торможения регламен тированы Правилами дорожного движения. -Значения наиболь шего допустимого тормозного пути и наименьшего допустимого замедления для автомобилей без нагрузки при торможении с началь ной скорости 8,3 м/с на сухой асфальтированной дороге приведены
втабл. 11.
11.Показатели интенсивности торможения автомобилей
Наименование |
Наибольший допус |
Наименьшее допус |
тимый тормозной |
тимое замедление |
|
|
путь в м |
в м/с3 |
Легковые автомобили............................. |
7,2 |
5,8 |
Грузовые автомобили с максималь |
|
|
ной массой до 8 т и автобусы дли- |
5,0 |
|
ной до 7,5 м ....................................... |
9,5 |
|
Грузовые автомобили с максималь |
|
|
ной массой свыше 8 т и |
автобусы |
4,2 |
длиной более 7,5 м ............................. |
11.0 |
Согласно рекомендации Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭКООН) тормозной путь не должен превышать величин, определяемых по следующим формулам.
Для легковых автомобилей при начальной скорости 22,2 м/с и силе нажатия на педаль тормоза 500 Н тормозной путь (в м)
_ а2
®тор = \Jq •
6» |
163 |