Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уравнения (175) на величину пробега s в Kir и разделив их на 1UU, получим формулу для определения расхода топлива (в л) по нор­ мам

Q — &Т1 Jqq+ к

IF т р

(176)

100

 

 

где А’т1 = А т-j- Вг (фбт0 -{- Р а) — норма

расхода на передви­

жение автомобиля и внутрен­ ние потери в двигателе;

А'тз = 1000-ф5т — норма расхода топлива на единицу транспортной работы w Tp.

В эксплуатационных условиях расход топлива вызывается также пребыванием автомобиля в пунктах погрузки и разгрузки, на которых автомобиль маневрирует, часто двигаясь задним ходом, а также простаивает определенное время при погрузке и разгрузке. Маневрирование автомобиля связано с непроизводительным рас­ ходом топлива, а его простой — с остыванием агрегатов (двига­ теля, коробки передач, ведущего моста), на разогрев которых при последующем движении необходимо затратить топливо. По­ этому пребывание автомобиля в погрузочно-разгрузочных пунктах сопряжено с дополнительным расходом топлива. Чтобы учесть его в уравнение нормирования вводят третий член, пропорциональный числу ездок ze:

 

100

■/I7.'гз^е,

(177)

 

 

 

 

где Атз — норма

дополнительного расхода

топлива на

каждую

ездку в л.

 

/гтз зависят

от типа

Конкретные

величины норм &Т1, кГ2 и

автомобиля и условий его работы. Грузовые автомобили с борто­ вой платформой работают на больших расстояниях перевозкп (больших «плечах»), и число ездок, приходящееся на 100 км про­ бега, у них сравнительно невелико. Норму расхода топлива Атз для этих автомобилей обычно включают в норму расхода кТ1. Автомобили-самосвалы работают на коротких плечах, но загру­ жены полностью и перевозят груз только в одном направлении. Это позволяет упростить расчеты, включив для них норму расхода топлива к„ в норму расхода кТ1, и определять общую норму рас­ хода топлива по первому и третьему членам уравнения (177). У легковых автомобилей вес полезной нагрузки невелик по срав­ нению с собственным весом автомобиля, поэтому для них норму расхода топлива относят к единице пробега (к 100 км).



Глава XI

ТОРМОЗНАЯ ДИНАМИКА АВТОМОБИЛЯ

§ I. ПОНЯТИЕ О ТОРМОЗНОЙ ДИНАМИКЕ

Тяговые и тормозные свойства автомобиля связаны между собой. Чем выше средняя скорость автомобиля, тем больше внимания необходимо уделять обеспечению безопасности его движения и, следовательпо, тем лучше должны быть тормозные свойства автомобиля. Вместе с те.м чем интенсивнее разгон и эффективнее торможение, тем выше средняя скорость автомобиля.

Во время торможения накопленная автомобилем кинетическая энергия в результате трения преобразуется в тепло', которое рас­ сеивается в окружающей атмосфере. Торможение сопровождается невосполнимыми потерями, так как энергия, поглощенная тормо­ зами, не может быть использована при дальнейшем движении авто­ мобиля. Поэтому его торможение неизбежно связано с увеличением расхода топлива. При обычном (служебном) торможении основная часть тепла выделяется в тормозах (например, между фрикцион­ ными накладками и барабанами), а при полном (экстренном) тор­ можении в том случае, когда колеса блокированы, — между ши­ нами и дорогой.

Торможение автомобиля можно производить несколькими способами: без использования тормозной системы (движение накатом); с использованием тормозной системы; с использованием тормозной системы и двигателя.

§ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ТОРМОЗНЫХ СВОЙСТВ АВТОМОБИЛЯ

Тормозные свойства автомобиля можно определить в результате стендовых и дорожных испытаний, замеряя путь, время и замед­ ление при торможении с максимальной интенсивностью, а также значения тормозных сил.

Для проведения лабораторных испытаний используют специ­ альные стенды, которые обычно состоят из измерительной колонки и рифленых площадок, расположенных на уровне пола. При наезде на площадки со скоростью 3—3,5 м/с автомобиль резко затор­ маживают, вследствие чего площадки под действием сил инерции смещаются в направлении движения. Каждая площадка с помощью рычага и гидравлического устройства связана со своим указателем

160

на измерительной колонке, что позволяет определять значения тормозных сил, действующих на колеса, и судить о распреде­ лении общей тормозной силы между ними.

Дорожные испытания проводят на ровных, сухих и чистых уча­ стках дороги с твердым покрытием при полной нагрузке автомо­ биля в соответствии с техническими условиями заводов-пзгото- вителей и ГОСТом. Тормозные свойства автомобиля при дорожных испытаниях можно определить, например, с помощью самопишу­ щего прибора «путь — время — скорость» пли тахогенератора, установленного на пятое ко.лесо, и светолучевого осциллографа.

Риге. 70. Влпяппе на тормозной путь:

а —коэффициента сцепления; 0 —начальной скорости автомо­ биля

После обработки результатов испытаний строят графики зависи­ мостей пути п времени торможения автомобиля от скорости прп различных значениях коэффициента срх (рис. 70, а).

Имея график зависимости времени торможения от скорости, можно определить замедление (в м/с2) при торможении как функ­ цию скорости по формуле

• _ Ап

At ’

где Av — уменьшение (отрицательное приращение) скорости в м/с, соответствующее промежутку времени At в с (для обеспе­ чения необходимой точности интервалы времени не должны быть более 0,1 с).

На рис. 70, б изображены графики зависимости тормозного пути от скорости при торможении автомобиля на сухой асфальти-6

6 Артамонов п др.

161


роваииой дороге. Графики построены для различных начальных скоростей, т. е. для скоростей, при которых начинали произ­ водить торможение. Интенсивность торможения с увеличением начальной скорости снижается из-за уменьшения коэффициента трения между трущимися поверхностями тормозов, вызванного их нагревом.

Тормозной путь определяют также с помощью специальных пистолетов, «стреляющих» краской на дорогу в начале торможе­ ния. После остановки автомобиля замеряют расстояние от пятна

 

краски на дороге до пистолета и

 

тем самым определяют тормозной

 

путь.

 

 

 

 

 

 

 

Замедления

при

торможении

 

можно определять

по показаниям

 

десселерометра,

представляющего

 

собой переносный прибор инер­

 

ционного типа.

 

 

 

 

 

Представление

об

изменении

 

скорости и замедления при тормо­

 

жении дает диаграмма, изобра­

 

женная

на

рис.

71.

Отрезок /р

 

па диаграмме соответствует вре­

Рис. 71. Параметры торможения

мени реакции водителя,

в течение

автомобиля

которого

он

принимает

решение

 

о торможении

и

переносит ногу

с педали управления дроссельной заслонкой на педаль тормоза. Время реакции водителя зависит от его индивидуальных особен­ ностей и квалификации и находится в пределах 0,4—1 с. В расче­ тах время /р обычно принимают равным 0,8 с. Отрезок £пр представ­ ляет собой время срабатывания тормозного привода от начала нажатия на педаль тормоза до возникновения замедления. В тече­ ние этого времени происходят перемещения всех подвижных дета­ лей тормозного привода,- Время tnp зависит от типа тормозного привода, а также от его технического состояния и находится в пре­ делах 0,2—0,4 с для гидравлического и 0,6—0,8 с для пневмати­ ческого приводов. У автопоездов с пневматическим тормозным приводом время tnp составляет 1—2 С. Отрезок ty в выбранном масштабе равен времени, в течение которого замедление увеличи­ вается от нуля (начало действия тормозов) до максимального его значения.

Время увеличения замедления ty зависит от эффективности торможения, нагрузки автомобиля, типа и состояния дорожного покрытия.

Ниже приведены значения времени ty (в с) для экстренного торможения автомобиля с блокировкой всех колес.

Легковые автомобили.................................................................

0,05—0,2

Грузовые автомобили и автобусы с гидравлическим при­

0,05—0,4

водом тормозов ...........................................................................

162


Грузовые автомобили с пневматическим приводом тор­

0,15—1.2

мозов грузоподъемностью до 4500 к г ...............................

То же, грузоподъемностью свыше 4500 к г ........................

0.2—1,5

Автобусы с пневматическим приводом тормозов..............

0.2—1,3

Меньшие знамения ty даны для дорог с малым коэффициентом сцепления, причем нагрузка автомобиля в этом случае практи­ чески не оказывает влияния на время ty. Большие зпаченпя ty соответствуют движению автомобиля с полной нагрузкой по доро­ гам с большим коэффициентом сцепления.

Отрезок tToyt представляет собой время торможения с макси­ мальной интенсивностью. В течение времени tp + tnp автомо­ биль движется равномерно со скоростью у, а в течение времени ty — замедленно. В течение времени £тор замедление практически является постоянной величиной, вследствие чего скорость умень­ шается почти по линейному закону.

Для проверки эффективности действия тормозной системы (ножных тормозов) в качестве показателей используют наиболь­ ший допустимый тормозной путь и наименьшее допустимое замед­ ление для автомобилей без нагрузки и с номинальной нагрузкой (проверку интенсивности торможения легковых автомобилей и автобусов по условиям безопасности движения производят без пассажиров).

Указанные показатели интенсивности торможения регламен­ тированы Правилами дорожного движения. -Значения наиболь­ шего допустимого тормозного пути и наименьшего допустимого замедления для автомобилей без нагрузки при торможении с началь­ ной скорости 8,3 м/с на сухой асфальтированной дороге приведены

втабл. 11.

11.Показатели интенсивности торможения автомобилей

Наименование

Наибольший допус­

Наименьшее допус­

тимый тормозной

тимое замедление

 

путь в м

в м/с3

Легковые автомобили.............................

7,2

5,8

Грузовые автомобили с максималь­

 

ной массой до 8 т и автобусы дли-

5,0

ной до 7,5 м .......................................

9,5

Грузовые автомобили с максималь­

 

ной массой свыше 8 т и

автобусы

4,2

длиной более 7,5 м .............................

11.0

Согласно рекомендации Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭКООН) тормозной путь не должен превышать величин, определяемых по следующим формулам.

Для легковых автомобилей при начальной скорости 22,2 м/с и силе нажатия на педаль тормоза 500 Н тормозной путь (в м)

_ а2

®тор = \Jq

163