Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
Температура и давление в конце сгорания
Согласно первому закону термодинамики выделяющаяся в про цессе сгоранпя теплота расходуется на увеличение внутренней энергии газа и совершение механической работы, а также частично отводится в охлаждающую среду.
Общее количество теплоты, которое выделяется в цилиндре двигателя, меньше теплоты сгорания сгоревшего топлива, так как сгорание сопровождается неизбежными потерями вследствие хими
|
|
|
ческой неполноты сгорания |
и диссоциации |
||||
|
|
|
(расщепления) продуктов сгорания. |
|
||||
|
|
|
|
Для упрощения расчетов принимают, что |
||||
|
|
|
изменение давления во время сгоранпя про |
|||||
|
|
|
исходит так же, как в теоретическом цикле, |
|||||
|
|
|
т. |
е. для смешанного цикла |
при V = |
const |
||
|
|
|
и р = const, |
а для цикла быстрого сгора |
||||
|
|
|
ния — при V — const. |
|
|
|
||
|
|
|
|
Температуру конца сгоранпя определяют |
||||
|
|
|
по так называемому уравнению сгорания, |
|||||
|
|
|
составленному для 1 |
кг введенного в дви |
||||
|
|
|
гатель топлива и представляющему собой |
|||||
|
|
|
тепловой баланс па участке сгорания cz. |
|||||
|
|
|
Принцип составления |
уравнения сгорания |
||||
Рис. 12. Участок сго |
как для смешанного цикла, |
так н для цикла |
||||||
рания |
нескругленной |
при V = const одни и тот же, но уравнения |
||||||
индикаторной диа |
сгорания получаются различными. |
|
||||||
граммы |
смешанного |
|
Согласно первому закону термодинамики |
|||||
цикла |
|
|
уравнение сгоранпя для смешанного цикла |
|||||
|
|
|
(участок cz'z на рис. |
1 2 ) в общем виде мо |
||||
жно написать следующим образом: |
|
|
|
|||||
|
|
|
lH u= Uz - U c + LZ't, |
|
|
(2 1 ) |
||
где |
| |
— коэффициент активного тепловыделения, представляю |
||||||
|
|
щий собой долю теплоты, которая расходуется на уча |
||||||
|
|
стке cz и увеличивает внутреннюю энергию газов, а |
||||||
|
|
также |
преобразуется в механическую работу; |
сго |
||||
Uг н Uc — внутренняя |
энергия |
соответственно |
продуктов |
|||||
|
|
рания в точке z и рабочей смееи в точке с в кДж/кг; |
Lz'z — работа газов на участке z'z в кДж/кг.
Внутренняя энергия продуктов сгорания (в точке z) и рабочей смеси (в точке с) определяется по формулам:
Uz = mcl(Mt + Mr) Tz-,
Uс — mc'v (Мг + Мг) Тс,
где mcl и mc'v — средние киломольные теплоемкости продуктов сгорания и рабочей смеси при постоянном объеме в кДж/(кмоль К).
36
Так как количество остаточных газов М г незначительно по сравнению с количеством горючей смеси М ъ то можно принять, что теплоемкость mc'D= mcv, где тси— средняя киломольная теплоемкость воздуха в кДж/(кмоль К).
Работа расширения газов на участке z z
L z’z = PzVz — Pz'Vz-.
Так как p zr = Крс и Vz>= Vc, то можно написать, что
L z ’ i = P z P Z h p ^ с V.
Напишем характеристические уравнения для состояния про дуктов сгорания в точках z и с:
Ру г = т ц м ъ + м г)тг
РсУ с = 8314 {М1 -\-М ,)Т с.
Подставляя значения работ в точках г н е в ф'ормулу для определения работы LZ’Z (в кДж), получим
Lz'z = 8314 (Мо + Мг) Тг - 8314А. {Мх+ Мт) Тс.
После подстановки в |
уравнение (21) значений Uz, Uc и Lz-z |
|
будем иметь |
|
|
1Ни= тс’о (М2+ Мг) Tz - |
mc'v (Мх-f M r) Тс + |
|
+ 8314 {Mo + |
Мт) Tz - |
8314А, (Мх + Мт) Тс. |
Разделив почленно это уравнение на сумму М х + М г, а также произведя приведение подобных членов и перенеся известные величины в левую часть уравнения, получим
Л/1-j- А1у |
(»!Й + 83№ ) |
Гс = (™S + 8314) |
Т ,. |
|
|
|
|
Но |
|
|
|
|
Н , + МТ = М ,{ 1 + ^ . ) = М 1 (1 + Тг), |
|
а отношение |
м.2+мг |
7 7 ^ ^ = Ц. |
Подставляя их значения, а также значение киломольной
теплоемкости |
тс'р = mc"v + 8314 |
в найденное выше |
уравнение, |
окончательно |
получим уравнение сгорания смешанного цикла |
||
|
~l?7 (f+ v~ + (,пс»+ |
8314^) Т*= \м сярТг. |
(2 2 ) |
Полученное уравнение позволяет определить максимальную температуру цикла двигателя с воспламенением от сжатия (ди зеля).
37
Так как для цикла со сгоранием жидкого топлива при V = const (карбюраторный двигатель) работа газов LZ'Z — 0, то уравнение сгорания упрощается, принимая при коэффициенте а ^ 1 сле
дующий вид:
1Па |
■тс'г'Тс = |
pmc"KTz. |
(23) |
AMl+Yr)
У карбюраторных двигателей на некоторых режимах работы коэффициент а < 1 , и поэтому топливо не сгорает полностью
из-за недостатка кислорода. Потерю теплоты сгорания 1 кг то плива вследствие недостатка кислорода воздуха при а < 1 обоз
начают через ДНи. Следовательно, в уравнение сгорания (23) вместо величины Ни должна быть подставлена разность IIи— ДЯи.
Величину ДНи (в кДж/кг) определяют по формуле
АНи —119 750 (1 — a) L0.
Таким образом, уравнение сгорания для цикла со сгора
нием при V = const и а < 1 |
можно написать в следующем виде: |
|
Е (Ни—А//,,) |
тс'вТс \\.mc"vTz. |
(24) |
М1 (1 + Уг) |
|
|
В уравнениях (22) — (24) все величины известны, кроме температуры конца сгорания Тг и средних кпломольных тепло емкостей воздуха и продуктов сгорания при V = const (гпс,]; тср) и при р = const (тср), которые определяют по справочнику.
Так как
тс'ц= а-\-ЬТ\
тС;= а ;+ ы т -,
тср = а"р-\- Ъ'рТ,
то уравнение сгорания для смешанного цикла можно |
написать |
в таком виде: |
|
+ (а ~Ь ЬТс) Т’с-|-8314А,7,с = р (a"p-\-b'pl *) Тг. |
|
Обозначив буквой А член р&£, буквой В член [ia'p |
и буквой |
С численное значение всех известных величин в левой части уравнения, составим квадратное уравнение
АТ1 + ВТг - С = 0,
откуда
т |
—В-\-]1В2-\-4АС |
/пс, |
1 z |
2 А |
1 |
Таким же образом получим уравнение сгорания для карбю
раторного двигателя |
|
|
1 |
+ (а-+ ЬТС)тс = р (а; + b''Jz) Тг , |
(26) |
38
Обозначив буквой А член p.bt,, буквой В член |ха» и буквой С численное значение всех известных величин в левой части урав нения, получим аналогичное квадратное уравнение для определе ния температуры Т2 конца видимого сгорания.
Давление в конце сгорания для любого цикла можно опре
делить из двух характеристических уравнений, |
составленных |
для конца сгорания (точки z) и конца сжатия (точки с): |
|
Р г У г = 8314 (Mo -f М г) Т г |
(27) |
рс7 с = 8314(Л/1 + Л/г)Тс. |
(28) |
Разделив первое уравнение па второе и сделав |
подстановки |
М 2+ М |
рс |
. |
I\h + Mr |
= р. |
|
получпм |
|
Р Тг |
|
Х = |
|
|
р ту |
Тогда давление (в МН/м2) в конце сгорания: для смешанного цикла
P z = b P c |
= f ^ |
P c \ |
(29) |
для цикла со сгоранием при |
V = |
const |
|
p z = \x, |
Tz |
|
(30) |
|
J с |
|
|
Коэффициент £ зависит от режима работы двигателя, способа смесеобразования, условий охлаждения камеры сгорания и дого рания на линии расширения.
Ниже приведены значения коэффициента £ при работе дви гателей с полной нагрузкой:
Карбюраторные двигатели ....................................................... |
0,85—0,95 |
|
Газовые |
» ...................................................... |
0,80—0,85 |
Быстроходные д и зел п ................................................................. |
0,65—0,85 |
Малые значения коэффициента | указывают на увеличенную теплоотдачу в охлаждающую среду, а также на значительное догорание при расширении.
Для карбюраторных двигателей величину коэффициента | выбирают также с учетом диссоциации продуктов сгорания.
Диссоциация |
(расщепление) молекул |
С02 и Н20 , |
находящихся |
||
в продуктах |
сгорания, |
происходит |
с |
поглощением теплоты и |
|
зависит в основном от |
температуры |
и |
давления, |
увеличиваясь |
с повышением температуры и уменьшаясь с увеличением давления. Значительная диссоциация наблюдается при коэффициенте избытка воздуха, равном приблизительно 1 , а также при
39