Файл: Артамонов, М. Д. Основы теории и конструкции автомобиля учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Температура и давление в конце сгорания

Согласно первому закону термодинамики выделяющаяся в про­ цессе сгоранпя теплота расходуется на увеличение внутренней энергии газа и совершение механической работы, а также частично отводится в охлаждающую среду.

Общее количество теплоты, которое выделяется в цилиндре двигателя, меньше теплоты сгорания сгоревшего топлива, так как сгорание сопровождается неизбежными потерями вследствие хими­

 

 

 

ческой неполноты сгорания

и диссоциации

 

 

 

(расщепления) продуктов сгорания.

 

 

 

 

 

Для упрощения расчетов принимают, что

 

 

 

изменение давления во время сгоранпя про­

 

 

 

исходит так же, как в теоретическом цикле,

 

 

 

т.

е. для смешанного цикла

при V =

const

 

 

 

и р = const,

а для цикла быстрого сгора­

 

 

 

ния — при V — const.

 

 

 

 

 

 

 

Температуру конца сгоранпя определяют

 

 

 

по так называемому уравнению сгорания,

 

 

 

составленному для 1

кг введенного в дви­

 

 

 

гатель топлива и представляющему собой

 

 

 

тепловой баланс па участке сгорания cz.

 

 

 

Принцип составления

уравнения сгорания

Рис. 12. Участок сго­

как для смешанного цикла,

так н для цикла

рания

нескругленной

при V = const одни и тот же, но уравнения

индикаторной диа­

сгорания получаются различными.

 

граммы

смешанного

 

Согласно первому закону термодинамики

цикла

 

 

уравнение сгоранпя для смешанного цикла

 

 

 

(участок cz'z на рис.

1 2 ) в общем виде мо­

жно написать следующим образом:

 

 

 

 

 

 

lH u= Uz - U c + LZ't,

 

 

(2 1 )

где

|

— коэффициент активного тепловыделения, представляю­

 

 

щий собой долю теплоты, которая расходуется на уча­

 

 

стке cz и увеличивает внутреннюю энергию газов, а

 

 

также

преобразуется в механическую работу;

сго­

н Uc — внутренняя

энергия

соответственно

продуктов

 

 

рания в точке z и рабочей смееи в точке с в кДж/кг;

Lz'z — работа газов на участке z'z в кДж/кг.

Внутренняя энергия продуктов сгорания (в точке z) и рабочей смеси (в точке с) определяется по формулам:

Uz = mcl(Mt + Mr) Tz-,

Uс — mc'v (Мг + Мг) Тс,

где mcl и mc'v — средние киломольные теплоемкости продуктов сгорания и рабочей смеси при постоянном объеме в кДж/(кмоль К).

36


Так как количество остаточных газов М г незначительно по сравнению с количеством горючей смеси М ъ то можно принять, что теплоемкость mc'D= mcv, где тси— средняя киломольная теплоемкость воздуха в кДж/(кмоль К).

Работа расширения газов на участке z z

L z’z = PzVz — Pz'Vz-.

Так как p zr = Крс и Vz>= Vc, то можно написать, что

L z ’ i = P z P Z h p ^ с V.

Напишем характеристические уравнения для состояния про­ дуктов сгорания в точках z и с:

Ру г = т ц м ъ + м г)тг

РсУ с = 8314 {М1 -\-М ,)Т с.

Подставляя значения работ в точках г н е в ф'ормулу для определения работы LZ’Z (в кДж), получим

Lz'z = 8314 (Мо + Мг) Тг - 8314А. {Мх+ Мт) Тс.

После подстановки в

уравнение (21) значений Uz, Uc и Lz-z

будем иметь

 

 

1Ни= тс’о (М2+ Мг) Tz -

mc'v (Мх-f M r) Тс +

+ 8314 {Mo +

Мт) Tz -

8314А, (Мх + Мт) Тс.

Разделив почленно это уравнение на сумму М х + М г, а также произведя приведение подобных членов и перенеся известные величины в левую часть уравнения, получим

Л/1-j- А1у

(»!Й + 83№ )

Гс = (™S + 8314)

Т ,.

 

 

 

Но

 

 

 

 

Н , + МТ = М ,{ 1 + ^ . ) = М 1 (1 + Тг),

 

а отношение

м.2+мг

7 7 ^ ^ = Ц.

Подставляя их значения, а также значение киломольной

теплоемкости

тс'р = mc"v + 8314

в найденное выше

уравнение,

окончательно

получим уравнение сгорания смешанного цикла

 

~l?7 (f+ v~ + (,пс»+

8314^) Т*= \м сярТг.

(2 2 )

Полученное уравнение позволяет определить максимальную температуру цикла двигателя с воспламенением от сжатия (ди­ зеля).

37


Так как для цикла со сгоранием жидкого топлива при V = const (карбюраторный двигатель) работа газов LZ'Z — 0, то уравнение сгорания упрощается, принимая при коэффициенте а ^ 1 сле­

дующий вид:

1Па

тс'г'Тс =

pmc"KTz.

(23)

AMl+Yr)

У карбюраторных двигателей на некоторых режимах работы коэффициент а < 1 , и поэтому топливо не сгорает полностью

из-за недостатка кислорода. Потерю теплоты сгорания 1 кг то­ плива вследствие недостатка кислорода воздуха при а < 1 обоз­

начают через ДНи. Следовательно, в уравнение сгорания (23) вместо величины Ни должна быть подставлена разность IIи— ДЯи.

Величину ДНи (в кДж/кг) определяют по формуле

АНи 119 750 (1 — a) L0.

Таким образом, уравнение сгорания для цикла со сгора­

нием при V = const и а < 1

можно написать в следующем виде:

Е (Ни—А//,,)

тс'вТс \\.mc"vTz.

(24)

М1 (1 + Уг)

 

 

В уравнениях (22) — (24) все величины известны, кроме температуры конца сгорания Тг и средних кпломольных тепло­ емкостей воздуха и продуктов сгорания при V = const (гпс,]; тср) и при р = const (тср), которые определяют по справочнику.

Так как

тс'ц= а-\-ЬТ\

тС;= а ;+ ы т -,

тср = а"р-\- Ъ'рТ,

то уравнение сгорания для смешанного цикла можно

написать

в таком виде:

 

+ (а ~Ь ЬТс) Т’с-|-8314А,7,с = р (a"p-\-b'pl *) Тг.

Обозначив буквой А член р&£, буквой В член [ia'p

и буквой

С численное значение всех известных величин в левой части уравнения, составим квадратное уравнение

АТ1 + ВТг - С = 0,

откуда

т

В-\-]1В2-\-4АС

/пс,

1 z

2 А

1

Таким же образом получим уравнение сгорания для карбю­

раторного двигателя

 

 

1

+ -+ ЬТС)тс = р (а; + b''Jz) Тг ,

(26)

38


Обозначив буквой А член p.bt,, буквой В член |ха» и буквой С численное значение всех известных величин в левой части урав­ нения, получим аналогичное квадратное уравнение для определе­ ния температуры Т2 конца видимого сгорания.

Давление в конце сгорания для любого цикла можно опре­

делить из двух характеристических уравнений,

составленных

для конца сгорания (точки z) и конца сжатия (точки с):

Р г У г = 8314 (Mo -f М г) Т г

(27)

рс7 с = 8314(Л/1 + Л/г)Тс.

(28)

Разделив первое уравнение па второе и сделав

подстановки

М 2+ М

рс

.

I\h + Mr

= р.

получпм

 

Р Тг

 

Х =

 

р ту

Тогда давление (в МН/м2) в конце сгорания: для смешанного цикла

P z = b P c

= f ^

P c \

(29)

для цикла со сгоранием при

V =

const

 

p z = \x,

Tz

 

(30)

 

J с

 

 

Коэффициент £ зависит от режима работы двигателя, способа смесеобразования, условий охлаждения камеры сгорания и дого­ рания на линии расширения.

Ниже приведены значения коэффициента £ при работе дви­ гателей с полной нагрузкой:

Карбюраторные двигатели .......................................................

0,85—0,95

Газовые

» ......................................................

0,80—0,85

Быстроходные д и зел п .................................................................

0,65—0,85

Малые значения коэффициента | указывают на увеличенную теплоотдачу в охлаждающую среду, а также на значительное догорание при расширении.

Для карбюраторных двигателей величину коэффициента | выбирают также с учетом диссоциации продуктов сгорания.

Диссоциация

(расщепление) молекул

С02 и Н20 ,

находящихся

в продуктах

сгорания,

происходит

с

поглощением теплоты и

зависит в основном от

температуры

и

давления,

увеличиваясь

с повышением температуры и уменьшаясь с увеличением давления. Значительная диссоциация наблюдается при коэффициенте избытка воздуха, равном приблизительно 1 , а также при

39