Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 164
Скачиваний: 0
При перевозке других сыпучих грузов, например рудных кон центратов, следует учитывать их влажность, которая резко меняет их подвижность.
Немногие случаи опрокидывания судов, имевшие место в миро вой практике мореплавания, происходили чаще всего из-за несоб
людения правил перевозки сыпучих грузов.
Влияние жидкости на остойчивость судна. Вода и жидкое топ
ливо, имеющиеся на всех судах обычно в большом количестве
(сотни тонн и более), в случае неполного заполнения танков пред ставляют серьезную опасность для судна, так как жидкость, имею щая свободную поверхность, при качке переливается в сторону
крена, уменьшая этим остойчивость. Остойчивость уменьшается
тем быстрее, чем больше площадь свободной поверхности жидко сти и общее ее количество.
Снижение остойчивости из-за наличия на судне жидкости пре дупреждается несколькими путями: запрессовкой танков (т. е. за
полнение их доверху, когда жидкость не будет переливаться),
установкой продольных переборок, сужением верхней части танков.
Обледенение. При плавании зимой в северных и умеренных ши
ротах случается обледенение судов. Это возникает при штормовом
волнении и морозном ветре, когда брызги воды, попадая на над
водные части судна, замерзают, покрывая слоем льда верхние па
лубы, борта, надстройки, мачты, шлюпки и пр. Толщина льда до
стигает иногда 10—20 |
см |
и тросы превращаются в колонны, |
а па |
||||||
лубные механизмы — в |
|
глыбы льда. |
В практике мореплавания бы |
||||||
ли случаи гибели небольших судов |
из-за потери остойчивости |
||||||||
при сильном обледенении, так как |
лед увеличивает |
вес |
судна, |
||||||
повышает его |
центр |
|
тяжести |
|
и увеличивает |
парусность |
|||
корпуса. |
судна бывает |
I, |
|
|
|
|
|||
Остойчивость |
различной при разных углах кре |
||||||||
на. В начале накренения плечо |
|
а |
следовательно и восстанавли |
вающий момент Мв, возрастает и достигает максимума примерно при крене 30°, а затем начинает уменьшаться и при крене 60—70°
становится равным нулю, т. е. судно полностью теряет остойчи
вость. Поэтому очень большой крен, даже кратковременный, опа сен для всякого судна.
Непотопляемость — это способность судна после затопления
части судовых помещений сохранять плавучесть, остойчивость и частично другие мореходные качества.
Непотопляемость обеспечивается делением корпуса на водоне
проницаемые отсеки, устройством двойного дна, оборудованием
судна специальными системами для удаления и перепуска воды и мощными водоотливными насосами. Основное из этих средств —
деление корпуса на отсеки водонепроницаемыми переборками, так
как даже при небольшой пробоине количество поступающей внутрь воды будет столь велико, что справиться с нею насосы не в со
стоянии. Водоотливные насосы ставят в основном для удаления
воды после заделки пробоины, или воды, поступающей через не-
23
плотности в соединениях. Количество поперечных водонепроницае
мых переборок устанавливается по Правилам Регистра такое, что
бы грузовые суда оставались иа плаву при затоплении одного любого отсека, а пассажирские — при затоплении двух любых смежных отсеков.
Непотопляемость судна зависит не только от конструктивных особенностей, учитываемых в период проектирования и постройки
судна, но в значительной мере от умения экипажа судна правиль
но эксплуатировать его.
Ходкость — это способность судна развивать заданную
скорость при наименьших затратах мощности главного дви
гателя.
При движении судно преодолевает сопротивление воды и воз духа. Величина сопротивления зависит от скорости судна, его раз меров, формы и состояния подводной части корпуса.
Для улучшения ходкости корпусу судна придается соответст вующая обтекаемая форма, многие суда имеют особые бульбовые
наделки в носовой части. Большую роль в обеспечении ходкости
играет регулярная очистка подводной части корпуса от обраста
ний морскими организмами и покраска ее ядовитыми красками, препятствующими обрастанию. Такая очистка и окраска произ
водится при доковании: для судов, плавающих в северных шпро
тах, не реже одного раза в один-два года, а для судов, плавающих
в южных широтах, не реже одного раза в полгода-год (в зависи
мости от типа судна).
При увеличении скорости сопротивление движению судна и по
требная мощность двигателя возрастают примерно в кубической
зависимости. Например, если судно имеет двигатель мощностью
1000 л. с. и развивает скорость 9 узлов, то для получения скоро сти 18 узлов (увеличение в 2 раза) потребуется двигатель мощ
ностью '8000 л. с. (увеличение в 8 раз), расход топлива увеличится
тоже в 8 раз. Этой зависимостью объясняется сравнительно не
большая скорость судов обычного водоизмещения.
Сопротивление движению судна, одпако, можно резко снизить
путем приподнятия корпуса над водой с помощью подводных
крыльев или воздушной подушки (см. § 2). Другой способ сни
жения сопротивления — подводное плавание судна, когда исчеза
ет затрата мощности на образование волн, преодоление воздуш ного сопротивления, а также устраняется вредное влияние иа ско
рость волнения моря. Этот способ в гражданском флоте пока не находит применения.
Управляемость — это способность судна быть послушным ру
лю. Управляемость складывается из двух качеств: устойчивости
на курсе — способности судна удерживать |
направление движе |
ния, и поворотливости — способности судна |
изменять направле |
ние движения.
Оба эти свойства предъявляют к судну противоположные тре
бования, поэтому при проектировании судна предпочтение отдают тому качеству, которое для данного судна более важно. Hanpn-
24
PqJMQ> качни
Рис. 14. Элементы циркуляции судна:
Dq- диаметр установившейся циркуля |
|
||
ции; |
Dt |
диаметр тактической циркуля |
Размах качки |
мер, |
для |
ции |
|
буксира, работающего в тесной |
акватории порта, более |
важна поворотливость, тогда как для транспортного судна важнее
устойчивость на курсе.
Устойчивость на курсе повышается при увеличении относитель
ной длины судна, увеличении площади руля, при некотором диф
ференте судна на корму. Судно считается устойчивым на курсе,
если число перекладок руля в минуту не превышает 4—6, а откло
нения — 3—5°. Судно, не устойчивое на курсе, называется рыск
ливым.
Поворотливость судна улучшается при уменьшении относи тельной длины судна и увеличении площади руля. Основной ха
рактеристикой поворотливости является диаметр установившейся
циркуляции D0, равный у большинства судов четырем — шести дли
нам судна (рис. 14).
Кроме рулей, для управляемости судна используют поворот
ные насадки, подруливающие устройства, крыльчатые и водомет
ные движители, а у двухвинтовых судов — вращение винтов в разные стороны.
Качка — это колебания судна под действием внешних сил. Кач
ка ухудшает работу механизмов, снижает скорость, увеличивает дополнительные напряжения в корпусе судна, которые могут вы звать его разрушение, ухудшить самочувствие людей.
Различают качку бортовую (вокруг продольной оси), килевую
(вокруг поперечной) и вертикальную (вдоль вертикальной).
Качка судна характеризуется а'мплитудой, размахом и перио дом. Амплитуда — это наибольшее отклонение судна от исходного положения в градусах. Сумма двух последовательных амплитуд
называется размахом качки (рис. 15). Период качки — время, в
течение которого судно совершает полный цикл колебаний. Принято различать два вида колебаний судна на качке: сво
бодные, которые происходят по инерции после прекращения дей
ствия сил, их вызвавших, и вынужденные, которые вызываются
внешними периодически приложенными силами, например морски ми волнами.
25
а) дп |
δ) |
|
M
Рис. 16. Скуловые кили:
и— расположение;
б— конструкция
Наибольшую опасность при качке судна в море представляет
явление резонанса, когда совпадают периоды собственных коле
баний судна и периоды волны (время, через которое повторяются
вданной точке моря элементы волны, например вершина волны).
Вэтом случае амплитуда качки резко возрастает. Чтобы избежать
резонанс, иногда приходится изменять скорость и курс судна от
носительно волн.
Для уменьшения размахов качки применяют различные успо
коители качки. |
Наиболее |
простые и распространенные |
из них — |
это скуловые |
кили (рис. |
16), снижающие амплитуду |
качки на |
25—30%. На пассажирских судах получают распространение ак
тивные бортовые рули (рис. 17), которые управляются автомати
чески с помощью специального прибора. Эти рули поворачивают
ся одновременно и в разные стороны — один вверх, другой вниз, создавая тем самым пару сил, препятствующую крену судна.
Имеются и другие успокоители качки, например успокоитель
ные цистерны, гироскопические устройства, однако они применя
ются реже.
§ 7. МАРКИ УГЛУБЛЕНИЙ. ГРУЗОВАЯ И ТОННАЖНАЯ МАРКИ
Марки углублений (рис. 18). Для быстрого определения осадки
судна на носу и в кормовой части судна наносят арабские или римские цифры — марки углублений.
На судах заграничного плавания марки углублений наносят:
на правом борту в дециметрах и обозначают арабскими цифрами,
высота цифр и интервалы между ними равны 1 дм; на левом бор ту— в футах и обозначают римскими цифрами, высота цифр и ин тервалы между ними равны 1∕2 фута. На судах внутреннего плава ния марки углублений наносят в дециметрах. Нижние кромки
цифр соответствуют той осадке, которую они обозначают.
Марки углублений иакернивают при постройке судна и нано
сят на темном фоне белой краской, а на светлом |
фоне — черной. |
По известной осадке можно легко определить дедвейт и водоизмещение |
|
судна, используя специальную таблицу — грузовую шкалу, |
Грузовая шкала |
26
50 6) |
|
|
|
5м |
|
|
∩Q∕1U0nθ* ΛU∏U* |
|
|
XVL |
6J |
|
|
JOOмм |
|
||||
⅛⅛8. |
|
fL801: |
|
1 |
/ корму і |
|
|||
L5 . |
|
|
|
|
|
SLOmm |
|
||
|
|
... .g |
|
£-( |
|
|
|
|
|
≈ |
|
|
«5 |
|
|
ATO(LTF) |
|
||
УмЬІІсм46 |
X / |
І5футоб |
' 60.⅛m∂Ucm |
|
|
|
|
||
⅛m50cm |
У? фута— |
7⅜ ½ фцто |
40 |
AT(LI) |
|
|
|
||
|
AA(LS) |
|
Q¿JOMM |
T/ТІ |
|||||
42 |
|
XIV |
|
|
20 |
∕I3(LW) |
|
J(W) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A(S) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/і ∩ |
|
V ⅜wgJcH |
|
4м |
/13СА |
|
|
JCA |
|
|
|
(LWNA) |
|
⅛5Dmm |
(WNA) |
||||
|
|
(Í5 /’ і фута) |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||
Рис. 18. |
Марки |
углублений: |
Рис. |
19. |
Международная |
грузовая |
|||
о — в дециметрах; б — в футах; в — другой |
|
|
марка |
|
|||||
вариант марок |
|
углублений в |
дециметрах |
|
|
|
|
позволяет решать и обратные задачи, например, как изменится осадка при при еме известного количества груза и т. п. Такая шкала является одним из важ нейших судовых документов.
Грузовая марка (рис. 19) показывает минимальный допустимый надводный борт с учетом района плавания судна и времени года.
Грузовые марки наносятся в соответствии с требованиями
Международной конвенции по охране человеческой жизни на море
и Правил Регистра СССР о грузовой марке. Суда загранплавания
должны иметь Международное свидетельство о грузовой марке, а
каботажные суда, плавающие во внутренних водах,— свидетельст во Регистра СССР, учитывающее более легкие условия плавания
между' портами СССР.
Марка наносится (накрашивается) следующим образом. На обоих бортах судна в средней части на уровне верхней (главной)
палубы надводного борта наносят горизонтальную линию длиной
300 мм, которая называется палубной линией. От ее верхней кром ки вниз откладывают высоту минимального летнего надводного
борта и наносят горизонтальную линию длиной 450 мм. Из сере
дины этой линии, как из центра, описывают окружность диамет ром 300 мм. Если грузовую марку наносят по Правилам Регистра
СССР, то по бокам круга наносят буквы «Р» и «С» высотоіі
115 мм и шириной 75 мм. На расстоянии 540 мм от центра круга
(диска Плимсоля) в нос проводят вертикальную линию, а перпен
дикулярно ей — марки (горизонтальные линии длиной 230 мм, так
называемую «гребенку»).
Летняя марка—-это верхняя кромка линии, проходящей через
центр круга, или линии, |
отмеченной буквой Л (S). Осадка судна |
||
в тропиках отмечается |
маркой T (T); |
для зимнего |
плавания — |
маркой 3 (W); для зимнего плавания |
в Северной |
Атлантике — |
маркой ЗСА (WNA). Эта марка наносится только на судах дли ной не более 100,5 м. Осадка судна в пресной воде указывается маркой П (F), в пресной воде в тропиках — ТП (TF).
Суда, перевозящие лесные грузы на палубе, могут иметь мень шую высоту надводного борта, которая определяется «лесной гре
27