Файл: Антонов, А. А. Устройство морского судна учебное пособие для подготовки специалистов в мореходных школах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На современных танкерах все шире применяется дистанцион­

ное управление грузовыми системами, когда все эти операции

или значительная их часть осуществляются с одного центрально­

го поста.

Центральный пост управления грузовой системой (ЦПУГС)

располагается в отдельном помещении в кормовой надстройке.

Он оборудован дистанционными приводами к насосам и клинке-

там, дистанционными указателями уровня груза и балласта

в

танках, манометрами, указывающими

давление в

магистралях

и

в танках, указателями числа оборотов грузовых насосов и т. п.

 

Для дистанционного управления

клинкетами

применяется

обычно гидравлический привод. Каждый клинкет (рис. 186) снаб­ жен гидравлическим сервомотором, который состоит из цилиндра с крышкой и поршня, надетого на гладкий шток задвижки. Буфер­

ная пружина компенсирует вес подвижных частей при подходе поршня к крайнему нижнему положению. Управление клинкетом

осуществляется через каналы рабочего масла, к которым присое­

динены масляные трубопроводы небольшого диаметра от цент­

рального поста.

Принцип работы дистанци­ онной системы управления по­ казан на рис. 187. Ліасло пода­

ется в систему рабочим насо­ сом из цистерны. Чтобы давле-

Рис. 186. Клинкет с гидравлическим

Рис. 187.

Принцип

работы

дистан­

сервомотором:

 

 

ционной

системы

управления

клин­

а — общий вид: б — продольный

разрез:

 

 

кетами:

 

 

/ — крышка;

2— цилиндр сервомотора:

1 — клинкет;

2 — сервомотор;

3 — пульт

3 — поршень;

4 — буферная

пружина;

управления;

4 — переключатель;

5 —реле

5 — уплотнения

штока; 6 — шток:

7 — за­

давления;

б — гидроаккумулятор;

7 — ра­

движка; 8 — корпус клинкета;

9

кана­

бочий насос; 8—масляная цистерна

лы

рабочего масла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

214


ниє в системе автоматически поддерживалось в заданных преде­

лах, например 35—45 кгс/см2, к напорному трубопроводу подключен

гидроаккумулятор, снабженный реле давления. Гидроаккумулятор

представляет собой стальной баллон, внутри которого помещена

эластичная емкость, заполненная газом (воздухом или азотом) и сообщенная трубкой с реле давления. При падении давления мас­

ла в аккумуляторе ниже 35 кгс/см2 реле автоматически замыкает

электроцепь и включает насос, при повышении давления до

45 кгс/см2 — размыкает цепь и .останавливает насос.

Открытие и закрытие клинкета осуществляются поворотом пе­ реключателя на пульте управления в ЦПУГС. Масло направляет­

ся в одну из полостей сервомотора, а из противоположной поло­

сти одновременно открывается слив. Степень открытия клинкета

контролируется по специальному указателю.

Для удобства управления системой рычаги переключателей, управляющие клинкетами, выведены на общую панель управле­ ния. На панели нанесена схема всех грузовых и зачистных трубо­

проводов с насосами и клинкетами. Световая сигнализация панев­

ли постоянно указывает, какие клинкеты и насосы находятся

 

работе в данный момент.

 

к

На случай повреждения масляной системы на

масляном тру­

бопроводе каждого клинкета имеются специальные патрубки,

 

которым подключают переносный ручной насос.

 

 

Глава XVII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ

 

 

СИСТЕМЫ

 

 

§ 70. СИСТЕМА ПОДОГРЕВА ГРУЗА

 

 

Многие нефтепродукты, особенно темные сорта, отличаются

большой вязкостью и

высокой температурой застывания (некото­

рые + 40° C и выше).

Для возможности их откачки танки обору­

дуют специальной системой подогрева груза (рис. 188),

 

Основная часть системы — паровые змеевики,

укладываемые

по днищу танков на высоте 100—150 мм от обшивки. Змеевики чаще всего изготовляют из стальных бесшовных труб диаметром около 50 мм, имеющих повышенную толщину стенок для увели­

чения срока службы. Встречаются чугунные змеевики, собранные из коротких секций, они более устойчивы против коррозии, но име­

ют большую массу.

Получают распространение змеевики обогрева из алюминие­ вых сплавов; они хорошо противостоят коррозии, более легкие и

имеют лучшую теплопроводность.

Для подвода к змеевикам пара и отвода от них конденсата по

палубе танкера под переходным мостиком прокладывают две ма­ гистрали (см. рис. 188) —паровую 2 и конденсатную 9. От обеих

магистралей к каждой группе танков отходят отростки с клапан­

ными коробками — распределительной 4 и сборной 6, к которым

215


2

ʌ.

Рис. 188. Система подогрева груза:

I — реакционный

клапан;

2 — паровая

 

магистраль;

3j 8. 10 — разобщительные клапаны:

4, 6 — клапанные

коробки;

5 — змеевики

обогрева;

7 — контрольный край; 9 — магистраль

 

отвода конденсата; Ii—контрольная цистерна

присоединяются змеевики

3обогрева

5.

Входные и выходные отрост­

ки снабжены клапанами

и

8,

которые позволяют отключать при

 

 

 

 

 

 

 

необходимости данную секцию танков от системы.

Свежий пар поступает в систему от котла через редукционный клапан 1, где давление его снижается до 4—5 кгс/см2 (иногда до­

пускается до 10 кгс/см2). Отдав тепло змеевикам, пар превраща­

ется в конденсат, который через контрольную цистерну 11 отводится в питательную систему котла. Контрольная цистерна служит для

наблюдения за тем, чтобы в конденсат не попадали нефтяные

примеси.

При включении системы в работу важно проверить ее на гер­ метичность, так как пропуски змеевиков могут привести к обвод­

нению груза и заполнению самой системы нефтепродуктами. Для

этого на выходном отростке от змеевиков предусматривается

контрольный краник 7, который при пуске пара в змеевики дер­ жат открытым. Выход из краника чистой воды или пара без сле­

дов нефтепродуктов свидетельствует об исправности . змеевика. Если же выходят нефтепродукты, змеевик следует отключить от системы до устранения дефекта. C помощью этого же краника

проверяют подачу пара в змеевики, которую регулируют таким

образом, чтобы в отводной трубопровод выходил только конден­ сат без пара. Этим обеспечивается наиболее полное использова­ ние теплоты пара и минимальный расход топлива на работу си­ стемы.

Температура подогрева груза зависит от его сорта и может

доходить до 60—65° С. Продолжительность подогрева также зави­

сит от конкретных условий. Система позволяет обычно разогреть груз до нужной температуры за 12—16 ч до выгрузки. Однако

если забортная вода и наружный воздух имеют низкую темпера­

туру, а переход до порта выгрузки продолжителен, вязкие нефте­

216


продукты часто подогревают в течение всего рейса, например, до 20—25° С, а перед выкачкой повышают температуру до нужной

величины. Иначе нефтепродукты застывают в танках, и потом их трудно разогреть из-за плохой циркуляции. Температуру груза

контролируют с помощью переносных или дистанционных термо­

метров.

В целях противопожарной безопасности температура подогре­

ва груза во всех случаях должна быть ниже температуры вспыш­ ки по крайней мере на 15° С.

После работы, особенно в зимнее время, система должна быть

тщательно продута сжатым воздухом от остатков влаги и надеж­

но отключена.

§ 71. СИСТЕМЫ ГАЗООТВОДА, ОРОШЕНИЯ ПАЛУБЫ, ИНЕРТНЫХ ГАЗОВ

Газоотводная система (рис. 189). При колебаниях наружных

температур значительно изменяется давление нефтяных паров, за­

полняющих свободное пространство над уровнем груза в танках.

Для поддержания в танках нормального давления служит газо­ отводная система, с помощью которой при избытке давления па­ ры нефтепродуктов отводятся в атмосферу, а при снижении дав­

ления ниже атмосферного в танки впускается наружный воздух.

Необходимость такой системы обусловлена тем, что примене­ ние обычных воздушных трубок для грузовых танков привело бы

K большой потере нефтепродуктов, особенно легких сортов _ОТ

испарения.

3

ч

5

6

Рис. 189. Газоотводная система;

а—общая схема системы; б — располо­ жение газоотоодных труб на палубе

217

Система газоотводных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

труб

выполняется

 

раз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дельно для каждой груп­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пы танков с разнородны­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ми грузами. Это делается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для того, чтобы исклю­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чить смешение и возмож­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ность порчи грузов одно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го сорта

конденсирующи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мися парами грузов дру­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гих сортов. Каждая часть

1— корпус;

2 — крышка;

 

3 — маховик;

4—шток;

системы имеет свою газо­

Рис.

190. Дыхательный

клапан:

 

отводную

магистраль

4,

6 — впускная

тарелка;

7 — выпускная

тарелка;

 

5 — колонка

 

8 — груз

положения

корпуса;

которая сообщается через

 

указателя

 

 

отростки со всеми танка­

 

 

 

 

8,

10,

 

 

ми своей группы. Магист­

переходным

 

 

 

и наружный

раль

прокладывается под

мостиком

 

 

конец ее сообщается с га­

зоотводным

стояком

 

 

который проходит внутри

полумачт

6

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крепится к их наружной стороне. Выходной конец стояка подни­ мается на высоту 10—15 м над грузовой палубой и снабжается огневым предохранителем 9. Такие же предохранители 3 устанав­ ливаются на каждом отростке из танков перед магистралью. На

каждом стояке предусматривается задвижка 7, позволяющая при необходимости перекрыть магистраль (например, в случае пожа­ ра). Отдельными газоотводными стояками оборудуются коффер­ дамы.

Важнейшая особенность газоотводной системы — наличие авто­

матических дыхательных клапанов 2, которые сообщают танки с

атмосферой только в случае повышения или понижения давления

в них сверх установленной величины, а в остальное время остают­

ся закрытыми. Этим и предупреждается чрезмерное испарение грузов. Дыхательные клапаны располагаются на каждом отрост­ ке танка (как в рассматриваемой схеме) или непосредственно на магистрали, обслуживая всю группу танков. Последний вариант встречается на танкерах, не оборудованных системой осушки воз­ духа, т. е. когда нет необходимости изолировать каждый танк группы друг от друга.

Дыхательный клапан (рис. 190) имеет две тарелки, из которых нижняя (выпускная) является невозвратной, а верхняя (впуск­ ная)— невозвратно-управляемой, т. е. снабжена штоком, с кото­ рым соединяется с некоторым зазором по высоте. Маличне штока

позволяет вручную открывать тарелку (при грузовых операциях)

или, наоборот, закрывать (например, при вакуумной откачке гру­ за). Во время рейса шток устанавливают на небольшой подъем,

благодаря чему тарелка работает как обычная невозвратная.

Положение верхней тарелки контролируется по указателю подъ­ ема штока. Обе тарелки подбирают такой массы, чтобы срабаты­

вали при заданной разности давлений (например, при пзбыточ-

218


Рис. 191.

Концевой

огне­

Рис. 192. Ленточный огневой предо­

вой

предохранитель:

хранитель:

1 — корпус:

2 — внутренняя

1 — кассета; 2 — корпус

сегка;

3 — наружная

сетка

 

ном давлении в тайке 0,14 kγccm2= 1400 мм вод. ст. и при вакуу­

ме 0,07 kγccm2 = 700 мм вод. ст.).

Огневой предохранитель, установленный на конце газоотвод­

ного стояка, показан на рис. 191. Предохранитель состоит из двух-

трех слоев медных мелкоячеистых сеток (сетка Деви), которые не

пропускают пламя внутрь стояка в случае воспламенения выходя­

щих из него газов.

Огневые предохранители, установленные на отростках из тан­ ков, служат для того, чтобы в случае пожара не пропустить пламя

по газоотводной магистрали из одного танка в другой. Предохра­

нители бывают сетчатого или ленточного типа. Основная часть

ленточного предохранителя (рис.

192) — вставная кассета,

представляющая собой рулон из

латунной перфорированной

ленты.

магистралях контролируется

Давление паров в газоотводных

с помощью U-образных манометров, установленных в рулевой

рубке или в посту управления грузовой системой.

Газоотводные магистрали снабжены также спускными крана­ ми, патрубками для пропаривания при дегазации и предохрани­ тельными переливными клапанами (рис. 193), которые в случае

переполнения танков и попадания груза или балласта в магистраль сбрасывают его на палубу, не допуская попадания в стояк.

Уход за системой состоит в периодических (не реже раза в три месяца) осмотрах и очистке дыхательных и предохранительных

клапанов, огневых предохранителей; подвижные детали промыва­

ют и смазывают консистентной смазкой с графитом.

Система орошения грузовой палубы. Даже при исправной ра­

боте газоотводной системы потери груза от испарения на крупных

танкерах могут достигать нескольких десятков и даже сотен тонн,

219