Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
ной и той же точки пространства и их траектории имеют в этой точке общую касательную.
Увеличивая мысленно число таких моментов времени и од новременно уменьшая неограниченно промежутки между ними, мы придем в пределе к движению, которое можно рассматри вать, как непрерывно изменяющееся кеплеровское движение с непрерывно изменяющимися элементами. Отсюда следует, что для определения такого (истинного или возмущенного) движения мы можем пользоваться всеми формулами .невозму щенного движения, рассматривая в последних все элементы орбиты (и величины, от них зависящие) как некоторые непре рывные функции времени, которые должны быть соответствен ным образом определены».
Подобный механизм описания возмущенного движения широко применяется на практике. Он позволил найти прибли женные аналитические зависимости, позволяющие с любой степенью точности находить малые поправки к элементам не возмущенного движения и удобно учитывать воздействия раз личного рода дискретных и непрерывных возмущающих сил.
Теоретические исследования показали, что при движении спутников в реальном поле Земли ряд элементов орбит на относительно небольшом отрезке времени достаточно близки к оскулирующим (невозмущенным). Это позволяет в ряде случаев определить элементы орбит как сумму их оскулирующих значений и небольших поправок к ним. Однако это сов сем не устраняет разницу в величинах различных периодов. Вот поэтому часто становится непонятной фраза: «Спутник выведен на орбиту с периодом обращения...» Вы можете раз гадать эту загадку, т. е. определить, что это за период? Автор не берется.
В объятиях атмосферы
Голубой небосвод для ракетчиков и баллистиков —- серьез ное препятствие. Земля защищает себя от губительного воз действия космических и солнечных лучей толстым слоем атмо сферы. Несмотря на то, что основная масса воздуха сосредото чена в каком-нибудь десяти-двадцатикилометровом слое и в дальнейшем плотность его начинает резко падать, все же атмосфера и здесь достаточно сильно проявляет свое возму щающее влияние на полет космических аппаратов. Мы уже говорили, что нижняя граница высоты полета составляет при мерно 150 км. На этой высоте спутник Земли может совер шить всего .один виток. Поэтому высоты полетов выбираются,
137
как правило, за 200 км. Хотя на высоте 220—230 км плотность атмосферы составляет всего около 3-10“13 г/см3, она продол жает оказывать ощутимое влияние на полет спутника. Спут ник, имеющий поперечное сечение 1 м2 и вес 100 кг, испытыва ет тормозящее влияние атмосферы с силой около 2 г, за счет которой возникает ускорение 0,02 см/сек2, направленное на встречу скорости его полета. Если предположить, что в резуль тате торможения спутник не уменьшит свою высоту полета, то через каждые 100 сек полета его скорость будет уменьшаться на 2 см/сек. Для баллистиков это уже заметная величина, с ко торой необходимо считаться. Разумеется, по сравнению с уско рением, вызываемым притяжением Земли и составляющим на высоте 230 км 914 см/сек2, ускорение 0,02 см/сек2 есть малая величина. Тем не менее оно постепенно приводит к существен ному искажению орбиты движения и последующему падению
спутника на Землю. Этот процесс происходит следующим об разом.
Отдельный атом или молекула атмосферы, столкнувшись с корпусом спутника, на некоторую очень малую величину уменьшит скачком скорость его полета. В результате уменьше ния скорости полета нарушится равновесие между центробеж ной силой и силой притяжения Земли. Сила притяжения Земли превысит центробежную и траектория спутника такжена очень малую величину отклонится от первоначального направления к Земле. Значит, в последующем спутник будет двигаться со снижением, по более низкой орбите, причем в промежутке времени до следующего столкновения с молекулой воздуха его скорость начнет возрастать. Беспрерывно чередующиеся мас совые соударения с частицами атмосферы вызовут уже замет ное искажение траектории ц понижение высоты. Снижаясь, спутник будет входить в более плотные слои атмосферы; тор мозящее влияние ее еще больше увеличится, что, в свою оче редь, приведет к еще большему искривлению траектории, и спутник станет описывать траекторию, напоминающую собой спираль (рис. 31). На первых витках, когда сопротивление ат мосферы было еще достаточно малым, снижение высоты поле та было относительно небольшим, но возрастающим от витка к витку. Наконец, снизившись до высоты 150 км, спутник попа дает в ощутимо плотную атмосферу и, не совершив витка быстро погружается в нее и круто опускается к Земле.
Описанный процесс снижения спутника можно наглядно проиллюстрировать на примере полета космических кораблей «Восток-б» и «Восток-6». Вот что об этом сообщает И. А. Мер кулов в своей книге «Космические скорости».
138
Рис . 31. Эволюция орбиты спутника из-за влияния сопротивления атмосферы при выве дении на круговую (а) и эллиптическую (б) ор биты.
14 июня 1963 года совершил старт новый космический ко рабль «Восток-5», на борту которого находился летчик-космо навт Валерий Федорович Быковский. А через два дня — 16 июня 1963 года в орбитальный полет вышел корабль «Восток- 6» с первой в мире женщиной-космонавтом Валентиной Вла димировной Терешковой.
Корабль «Восток-5» находился в космосе около 119 часов, пройдя за это время путь длиной около 3 326 000 км. Полет ко рабля «Восток-6» продолжался около 71 часа. Он прошел путь около 1 971 000 км.
Корабль «Восток-5» летел по эллиптической орбите с высо той над поверхностью Земли в апогее 222 км и в перигее 175 км. Угол наклона орбиты к плоскости экватора составлял около 65°. Полный оборот вокруг земного шара корабль совер шал за 88 минут 16 секунд.
Корабль «Восток-6» летел по орбите, очень близкой к орби те корабля «Восток-5». В апогее он поднимался на высоту 231 км над поверхностью Земли, а в перигее шел на высоте 181 км. Угол наклона орбиты к плоскости экватора у корабля «Восток-6» также был около 65°, а период обращения состав лял 88 минут 18 секунд.
Познакомимся несколько подробнее с тем, как протекал по лет космических кораблей «Восток-5» и «Восток-6».
|
В первый день полета корабль «Восток-5» летел, как мы |
||
уже сказали, |
по эллиптической |
орбите с высотой в апогее |
|
222 |
км и в перигее 175 км. Он делал полный оборот за 88 ми |
||
нут |
16 секунд. В течение дальнейшего полета высота орбиты |
||
космического |
корабля немного |
уменьшилась. Например, на |
139
второй день полета апогей орбиты снизился на 6,8 км и пери гей на 1,8 км. К 15 часам 17 июня апогей орбиты корабля «Восток-5» снизился на 22 км и был равен 200 км, перигей ор биты к этому времени, т. е. за трое суток полета, снизился на 10 км и составил 165 км. За следующие сутки высота орбиты снизилась в апогее еще на 9 км, а в перигее на 6 км.
Полет первой в мире женщины-космонавта В. В. Терешко вой на космическом корабле «Восток-6» протекал аналогично полету В. Ф. Быковского.
В первый день полета, по уточненным данным, космический корабль «Восток-6» двигался по орбите с высотой в перигее 181 км и в апогее 231 км.
На вторые сутки полета, к 15 часам 17 июня, высота орбиты корабля «Восток-6» уменьшилась в перигее на 4 км и в апогее
на 6 км, |
а скорость полета возросла |
соответственно на 1 и |
4 м/сек. |
Еще через сутки, к 15 часам 18 |
июня, космический ко |
рабль «Восток-6» шел по орбите с высотой в перигее 174 км и в апогее 216 км. Его скорость при этом увеличилась в пери гее еще на 1 м/сек, а в апогее на 5 м/сек. Время полного оборо та сократилось до 88 минут 6 секунд.
Приведенные И. А. Меркуловым статистические данные на глядно характеризуют динамику влияния атмосферы на полет космических кораблей. Убедительно выглядит снижение высо ты орбиты полета и постепенное увеличение скорости корабля.
Увеличение скорости полета спутника за счет тормозящего влияния атмосферы часто называют парадоксом спутника. Ра зобравшись в физической стороне вопроса о причинах увеличе ния скорости спутника, давайте рассмотрим следующий при мер. В октябре 1957 г. сделана попытка проникновения челове ка в космос — запущен первый искусственный спутник Земли. Вместе с первым спутником на околоземную орбиту была вы ведена и ракета-носитель, которая, как ее «пассажир», оказа лась на той же самой орбите. Вначале орбиты этих двух тел мало отличались друг от друга и представляли собой эллипсы с малыми эксцентриситетами. Однако ракета-носитель по сво им размерам была значительно больше спутника и, следова тельно, испытывала большее сопротивление атмосферы. Вот отсюда и возникает вопрос: какое из этих двух тел — спут ник или ракета-носитель — будет двигаться медленнее? Не зная явления, именуемого парадоксом спутника, ответ, каза лось, может быть очевидным, но отнюдь не правильным: мед леннее будет двигаться то тело, которое имеет большее сопро тивление, т. е. ракета-носитель. На самом деле ракета-носитель все больше и больше опережала спутник и по количеству обо
140
ротов вокруг Земли, и по величине пройденного расстояния. М. Б. Балк, проанализировав влияние атмосферы на полет спутника, в своей книге «Элементы динамики космического по лета» приходит к следующему заключению: при полете на вы сотах 200—400 км измеренный в радианах угол снижения спут ника, движущегося по почти круговой орбите, примерно вдвое больше отношения атмосферного торможения спутника к его весу. Это правило и выражает по существу парадокс спутника: вследствие торможения атмосферой скорость полета спутника, движущегося по почти круговой орбите, непрерывно возраста ет; ускорение в направлении движения оказывается таким же, каким бы оно было, если бы сила лобового сопротивления из менила свое направление на противоположное и толкала спут ник вперед. Атмосфера как бы образует горку, скатываясь с которой спутник увеличивает свою скорость. Отсюда, в част ности, вытекает, что из двух спутников, запущенных на одну и ту же круговую орбиту, быстрее будет двигаться тот, который испытывает большее торможение. Атмосфера поступает дифференцированно — каждому спутнику строит свою
горку.
Если спутник совершает полет по вытянутой эллиптической орбите, то деформация ее из-за влияния атмосферы происходит несколько иначе, чем в случае полета по круговой орбите. Пе ригей— наиболее приближенная к Земле точка орбиты и, сле довательно, здесь будет наибольшая плотность атмосферы и ее сопротивление. Значит, наиболее интенсивное торможение спутника будет происходить при полете в районе перигея. Од нако снижение перигея происходит значительно медленнее, чем снижение апогея. Например, если спутник выведен на орбиту с высотой апогея 700 км и высотой перигея 300 км, то пониже ние апогея на 100 км соответствует снижению перигея лишь на 6 км. Это происходит из-за того, что в результате торможения атмосферы полная механическая энергия спутника убывает. Уменьшение же энергии автоматически приводит к понижению высоты полета, которое особенно сильно проявляется в апогее. Таким образом, от витка к витку апогей будет быстрее прибли жаться к Земле, чем перигей (рис. 31), эксцентриситет орбиты будет убывать, т. е. орбита станет приближаться к круговой и окажется почти круговой в последние сутки, предшествующие крутому падению спутника на Землю.
Теперь мы коснемся последнего вопроса — времени сущест вования спутника или его срока жизни. Об этом мы уже упо минали несколько ранее, там, где речь шла о полете в разре женной атмосфере. Определение времени существования спут
141
ника — чрезвычайно важная практическая задача, от правиль ного решения которой во многом будет зависеть возможность выполнения программы полета, а в иных случаях — даже жизнь космонавта. Не случайно поэтому, что математическому решению этого вопроса уделялось ранее, да и сейчас уделяется большое внимание. В специальной технической и научной ли тературе вы можете найти большое число опубликованных ис следований, основная цель которых — изучить возможности предсказания продолжительности существования спутника по данным о его орбите, известным по первым виткам его свобод ного полета. Однако решить эту проблему оказалось далеко не просто. Ведь на продолжительность жизни спутника оказы вают влияние не только сопротивление атмосферы, но и сжатие Земли, вращение атмосферы, притяжение к Луне и Солнцу и даже давление солнечных лучей. Совместное действие этой компании сил значительным образом деформирует орбиту спутника, вращает ее в пространстве, перемещает перигей над поверхностью Земли, отчего испытываемое спутником тормо жение в целом увеличивается, что в конечном счете сокращает срок его жизни. Например, из-за воздействия Луны высота пе ригея американского спутника «Эксплорер-6» каждые три ме сяца менялась в диапазоне от 250 до 160 км, вследствие чего срок жизни его сократился до двух лет вместо 20, которые про существовал бы спутник при отсутствии воздействия притяже ния Луны. Сжатие Земли вызывает смещение перигея орбиты вдоль широты. Если, например, перигей переместился из по лярных областей в экваториальные, то из-за сжатия Земли он окажется ближе к поверхности Земли и, следовательно, в бо лее плотной среде, что опять-таки отразится на сроке его жиз ни. Одновременно с этим и сама атмосфера не остается спокой ной. Она непрерывным образом меняет свою плотность в тече ние суток, следует, как уже об этом говорили, за излучением Солнца, положением его относительно Земли и т. д. и т. п. И только по этой причине до сих пор не создано удовлетвори тельной аналитической (да и численной) теории расчета време ни существования с высокой точностью. Вот наглядный при мер: 9 ноября 1957 г. перигей первого искусственного спутни ка находился на высоте 210 км, а апогей — на высоте 810 км. Приближенный расчет времени его существования, выполнен ный М. Б. Балком, показал, что спутник должен был прекра тить свое существование 8 января 1958 г., т. е. продолжитель ность его жизни составляла 60 суток. Фактически первый спут ник упал на Землю 4 января 1958 г., т. е. через 55 суток. Не согласование данных теории и практики здесь можно объяс
142