Файл: Авдеев, Ю. Ф. Преддверие сказочного мира. (Космос, баллистика, человек).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нить влиянием многих факторов. С одной стороны — это несо­ вершенство теории, точнее ■— ее приближенность. С другой — отсутствие надежных данных о плотности атмосферы в период полета спутника и аэродинамических характеристиках его. Все это в совокупности и привело к возникновению ошибок расче­ та. Значит, чтобы добиться удовлетворительной точности, не­ обходимо проведение дальнейших теоретических изысканий в методическом плане, а главное — надежное определение и про­ гнозирование состояния атмосферы. А эти вопросы в свою оче­ редь не могут быть решены без создания динамической моде­ ли атмосферы, о чем мы также говорили. Воздушный океан еще не раскрыл своих тайн. Настало время, когда мы уже не должны закрывать глаза на бушующие над Землей и в космосе 800 000 000 000 000 куб. км всепоглощающего гиганта, именуе­ мого атмосферой.

Однако атмосфера — это не только неумолимый противник космических кораблей. При надлежащем обращении она мо­ жет выступить и в роли союзника. Вы, наверное, догадались, почему орбиты космических кораблей «Восток-5» и «Восток-6», да и других, были столь низкими. По этому поводу Главный конструктор, рассказывая о полете космонавтов Валентины Терешковой и Валерия Быковского, сказал: «...наши корабли летают по так называемым самотормозящим орбитам. Это значит: во всех случаях, даже если-откажут тормозные устрой­ ства, движение кораблей будет замедлено сопротивлением ат­ мосферы. Через сравнительно непродолжительное время ко­ рабль опустится на Землю. Вопрос может быть только о месте посадки».

Атмосфера также способна быстро, в течение считанных минут, погасить скорость полета корабля от первой круговой до самолетной и дальше плавно опустить на парашюте корабль. Мало того, она позволила космическим кораблям, совершив­ шим полеты к Луне, осуществить управляемый спуск и при­ землиться в заданном районе поверхности Земли, когда вход в атмосферу происходил со второй космической скоростью. Но эта добровольная услуга атмосферы не проходит бесплатно, в процессе гашения скорости она стремится обжечь корабль, расплавить его и погубить космонавта. Конструкторы вынуж­ дены отдать дань атмосфере; они покрывают наружные поверх­ ности спускающихся аппаратов специальными теплостойкими материалами, которые, оплавляясь сами, сохраняют в целости аппарат.

Если иметь в виду только влияние сопротивления атмосфе­ ры, то задача баллистиков заключается в том, чтобы на ос­

143


новании уравнений движения построить теорию движения спут­ ника, позволяющую с помощью несложных формул вычислить возмущения его на любой момент времени. Для многих клас­ сов орбит такие теории построены, но они, как правило, дают лишь приближенное решение поставленной задачи и позволя­ ют качественно оценить влияние сопротивления атмосферы на движение спутника. Вот только по этой причине для точных расчетов прогноза движения до сих пор используются числен­ ные методы с привлечением быстродействующих электронных машин.

Как нам уже известно, строение земной атмосферы являет­ ся достаточно сложным. Ее плотность беспрерывно изменяется по высоте в зависимости от времени суток, времени года. Она находится в прямой зависимости от процессов, происходящих на Солнце, и может колебаться в значительных пределах. Флуктуации плотности атмосферы автоматически приводят к изменению орбиты полета спутника. Значит, в орбите спутника, если сравнить ее с невозмущенным движением (без влияния атмосферы) и отфильтровать влияние сжатия Земли, в неяв­ ном виде запрятана информация о плотности атмосферы. Что­ бы выделить эту информацию, необходимо сравнить фактиче­ скую траекторию движения спутника с расчетной, полученной при определенной гипотезе о строении атмосферы. Наличие рассогласований в этих траекториях будет свидетельствовать о том, что наша гипотеза о строении атмосферы, в частности, ее плотности в данный промежуток времени, неправильна. Те­ перь задача баллистиков состоит в том, что, следуя определен­ ным правилам, необходимо подобрать иную модель атмосферы, хорошо согласующую фактическую и расчетную траектории полета спутника. В настоящее время такие работы выполня­ ются практически в каждом пуске. Таким образом, маленький спутник является замечательным средством геофизических ис­ следований атмосферы. За какие-нибудь десять лет он суще­ ственно раздвинул наши горизонты в познании атмосферы Зем­ ли и тем самым утвердил себя в еще одной роли — незамени­ мого помощника человека на пути овладения неразгаданными тайнами природы.

Под притяжением Земли, Луцы и Солнца

Мы уже не раз говорили, что нахождение траектории по­ лета космического аппарата с учетом притяжения его Землей и Луной или Землей, Луной и Солнцем одновременно — до сих пор неразрешенная в аналитической форме задача даже

144

при допущениях, что Земля, Луна и Солнце представляю: со­ бой материальные точки, совершающие полет по круговым ор­ битам. Чтобы все же как-то оценить влияние совместного дей­ ствия сил притяжения двух или трех планет на летящий кос­ мический аппарат, баллистики пошли по старому, проторенно­ му пути, в основе которого заложен метод теории возмущений. Напомним еще раз его существо. Представим, что космический аппарат выведен на орбиту спутника Земли, которая может быть круговой или эллиптической. В процессе полета на него будут действовать силы притяжения Земли, Луны и Солнца {притяжением других планет, очевидно, можно пренебречь, поскольку их влияние на много порядков меньше, чем притяже­ ние Луны и Солнца). Однако для относительно низких орбит спутников Земли основную притягивающую силу будет созда­ вать Земля. Количественный анализ максимальных значений соответствующих возмущающих ускорений, а также их отно­ шений к ускорению земного притяжения в зависимости от вы­ соты над поверхностью Земли показывает, что даже для орбит спутников высотой 100 000 км возмущающее ускорение Луны и Солнца примерно в 10 000 раз меньше земного уско­ рения и, таким образом, их отношение является очень малой величиной. Это обстоятельство дало возможность баллисти­ кам учесть влияние притяжения Луны и Солнца следующим образом: они вначале рассматривают невозмущенный полет спутника (т. е. в поле притяжения одной Земли), а затем отыскивают малые поправки, обусловленные притяжением Луны и Солнца, к этому опорному невозмущенному движе­ нию. Конечно, найденное решение будет приближенным, но в принципе путем соответствующих математических операций (так называемых разложений в ряды) его можно сделать сколько угодно точным. Однако для целей качественного ана­ лиза, как правило, бывает достаточным первое приближенное решение, о котором говорят, что оно определяет главную линейную часть поправок. Если у вас возникнет желание более подробно познакомиться с математической стороной этого дела, ,вы можете обратиться к книге П. Е. Эльясберга «Введение в теорию полета искусственных спутников Земли».

Конечно, обсуждение вопросов возмущенного движения можно найти и в массе других книг и статей, но в книге П. Е. Эльясберга они изложены достаточно просто, понятно и последовательно.

Рассмотрим качественную сторону вопроса влияния возму­ щений на полет спутника от притяжения Луны и Солнца. Об­ ратимся к рис. 32, на котором изображены положения Земли,

10 Ю. Ф. Авдеев

145


Рис . 32. Схема действия Луны на движение спутника Земли:

ОЗемля; О, — Луна; Д — спутник.

Луны и спутника (точно так же может быть показано и поло­ жение Солнца). Точка ОТ соответствует проекции положения центра масс Луны на плоскости орбиты спутника. Луна одно­ временно притягивает к себе как спутник, так и Землю, созда­ вая ускорения Аі и А2, направленные к Луне. Значит, возму­ щающие влияния Луны на полет спутника проявляется в виде разности ускорений А і и Л2. Но нам уже известно, что величи­ на ускорения, вызываемого силами притяжения, зависит от рас­ стояния между притягивающими телами: чем больше это рас­ стояние, тем ускорение меньше, и наоборот. Отсюда следует, что разность ускорений А\ и А2, выступающая как возмущаю­ щее ускорение, будет наибольшей в том случае, когда расстоя­ ние от спутника и от Земли до Луны отличаются наиболее сильно. Такими точками на орбите спутника будут точки Д і и Д 2. В первом случае (при нахождении спутника в точке Д і) Луна станет сильнее ускорять спутник, чем Землю, и возму­ щающее ускорение будет направлено в сторону Луны. Во вто­ ром случае, когда спутник находится в точке Д 2, ускорение Земли будет превышать ускорение спутника и поэтому возму­ щающее ускорение, действующее на спутник, будет направлено от Луны. В этих точках будет наблюдаться более сильное по величине возмущающее ускорение. Во всех остальных положе­ ниях спутника оно будет иметь меньшее значение. Но ускоре­

ние — векторная

величина и каждое

из них, А\ и А 2, будет

всегда «следить»

за положением Луны.

Значит, результирую-

146

шее ускорение, выступающее как вектор­

 

 

 

ная разность ускорений А\ А2, будет из­

 

 

 

меняться как по величине, так и по на­

 

 

 

правлению, т. е. будет являться периоди­

 

 

 

ческой функцией времени. В целях на­

 

 

 

глядности последующих рассуждений раз­

 

 

 

ложим результирующее ускорение на три

 

 

 

направления — по нормали к плоскости

 

 

 

орбиты (W), вдоль радиуса (S) и по пер­

Р и с .

33.

Периодиче­

пендикуляру к радиусу-вектору в плоско­

сти орбиты

(Q)

и теперь рассмотрим,

ские

возмущающие

ускорения,

действую­

как каждое из выделенных ускорений

щие

по

нормали к

повлияет

на

орбиту полета

спут­

плоскости

орбиты.

ника.

 

 

W. Типичный характер из­

В л и я н и е с о с т а в л я ю щ е й

менения этой составляющей вдоль орбиты спутника показан на рис. 33, где вертикальные стрелки обозначают возмущаю­ щие ускорения, стрелка М — направление полета спутника. Прямая Д 1Д 2 совпадает с линией проекции радиуса-вектора Луны на плоскость орбиты спутника. Очевидно, что если плос­ кость орбиты спутника будет совпадать с плоскостью орбиты Луны, то возмущающее ускорение W исчезнет и спутник будет все время двигаться в одной и той же плоскости. Когда же плоскости орбит не совпадают, то в одной части орбиты, при­ ближенной к Луне, возмущающее ускорение будет направлено вверх, а в другой ее части, удаленной от Луны, оно будет дей­ ствовать вниз. Что же произойдет в этом случае с орбитой спутника?

Когда спутник находится в окрестности точки Д\ своей ор­ биты, то здесь возмущающее ускорение будет иметь наиболь­ шее значение и его воздействие будет направлено на то, чтобы повернуть вектор скорости полета спутника вверх, т. е. в на­ правлении, противоположном вращению часовой стрелки, если смотреть вдоль линии Д\ Д 2. Точно так же, когда спутник .на­ ходится в окрестности точки Д 2, вектор скорости за счет влия­ ния возмущающего ускорения будет также поворачиваться, от­ клоняясь вниз. Эти же эффекты, но уже в уменьшающейся степени, будут наблюдаться во всех других положениях спут­ ника. Результирующее воздействие приводит к тому, что плос­ кость орбиты спутника начнет вращаться вокруг прямой Д \ Д 2 в направлении, указанном на рис. 33 стрелкой N.

Таким образом, итог воздействия притяжения Луны — вращение плоскости орбиты. По мере повышения Луны над плоскостью орбиты ее возмущающее влияние будет возрастать.

10*

147


но только до некоторых границ. Когда Луна окажется точно над центром орбиты вверху или внизу ее (что может быть до­ стигнуто соответственным выбором условий выхода спутника на орбиту), то возмущающие ускорения во всех точках орбиты, станут равными между собой и направлены в одну сторону,, вследствие чего эффект поворота плоскости орбиты спутника исчезнет. Точный математический анализ показывает, что наи­ большая скорость вращения плоскости орбиты будет наблю­ даться в том случае, когда угол между плоскостью орбиты и направлением на Луну составляет 45°. Величина угла поворота плоскости за один виток спутника будет, очевидно, зависеть от радиуса или высоты его орбиты. С повышением орбиты притя­ жение Луны будет ощущаться сильнее. Соответствующие воз­ мущения, обусловленные притяжением Солнца, будут пример­ но в 2,2 раза меньше. Однако процесс поворота плоскости ор­ биты из-за влияния Луны происходит значительно сложнее, чем просто последовательное повитковое суммирование пово­ ротов. Дело осложняется тем, что одновременно с полетом спутника по своей орбите происходит и перемещение Луны вок­ руг Земли. В результате этого линия Д\ Д 2 , на которую выпада­ ет максимум боковых возмущений, будет постепенно, со ско­ ростью одного оборота в один месяц для Луны и одного обо­ рота за год для Солнца, смещаться вдоль орбиты. И, следуя за этой линией, автоматически сместится направление поворота плоскости орбиты. Все это значительно усложняет определение финального результата влияния возмущений Луны и Солнца. При этом не надо забывать и то обстоятельство, что в процессе вращения линии Д\ Д 2 одновременно может происходить сни­ жение или повышение высоты Луны над орбитой спутника. Она может перейти с верхней стороны орбиты на нижнюю, в ре­ зультате чего направление вращения плоскости орбиты спутни­ ка изменится на обратное.

В л и я н и е с о с т а в л я ю щ е й 5. Радиальная составляю­ щая возмущающего ускорения от действия сил притяжения Луны слагается из двух частей — постоянной и периодической. Однако направление действий этих ускорений (т. е. от Земли или к Земле) и величина их существенным образом зависят от угла между плоскостью орбиты спутника и направления на Луну. В соответствии с этим наиболее интересны следующие три характерных случая.

С л у ч а й 1. Луна расположена на перпендикуляре к плос­ кости орбиты спутника. При нахождении спутника в любой точке своей орбиты Луна, притягивая к себе одновременно и спутник и Землю, будет стараться сблизить их между собой

148


одним и тем же усилием. Иначе говоря, в этом случае спутник будет испытывать постоянное радиальное ускорение, равное во всех точках орбиты и направленное к центру Земли. Чтобы ра­ зобраться в качественном влиянии этого ускорения на после­ дующий полет спутника, вспомним, что при отсутствии возму­ щающего ускорения спутник совершал полет по круговой орби­ те, в каждой точке которой центробежная сила и сила притя­ жения Земли находились в равновесии. Однако при наличии притяжения Луны возникнет новая сила (вызывающая возму­ щение движения), приложенная к спутнику и направленная к центру Земли. В результате равенство сил нарушится и спут­ ник, .начав опускаться под действием возмущающей силы к Земле, станет увеличивать свою скорость. Увеличение скоро­ сти полета вызывает, в свою очередь, возрастание центробеж­ ной силы, которая уравновесит как силу притяжения Земли, так и возмущающую силу. Таким образом, воздействие ра­ диального ускорения, обусловленного притяжением Луны, в конечном счете выльется в увеличение скорости полета спутни­ ка или в уменьшение периода его обращения. Этот эффект под­ тверждается строгим математическим анализом. В частности,

при радиусе

орбиты 100 000 км период обращения

спутника,

равный примерно 4 суткам, уменьшится на 420 секунд.

С л у ч а й

2. Луна расположена под некоторым

углом к

плоскости орбиты спутника. Ввиду того, что Луна несколько отошла в сторону от перпендикуляра к плоскости орбиты и, следовательно, стала несколько ниже, то результирующее воз­ действие ее на спутник и Землю изменится. По мере прибли­ жения Луны к плоскости орбиты постоянная часть радиаль­ ного возмущающего ускорения начнет уменьшаться и одновре­

менно станет

возрастать

периодическая

составляющая

его.

Математический

анализ

показывает,

 

 

что когда угол между плоскостью

 

 

орбиты спутника и направлением на

 

 

Луну станет равным примерно 35°, по­

 

 

стоянная часть радиального ускорения

 

 

исчезнет, а останется только периоди­

 

 

ческая (рис. 34).

Эта составляющая

 

 

в одних частях орбиты будет стремить­

 

 

ся вытянуть

ее,

а в других — сжать,

 

 

соответственным

образом

периодиче­

 

 

ски уменьшая или увеличивая скорость

Рис. 34. Радиальные

полета по орбите. В целом спутник

возмущения спутника,

будет колебаться

около начальной ор­

обусловленные

при­

биты, все время возвращаясь к ней, и

тяжением Луны.

149