Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
рабатывать государственные стандарты, а из всех катего рий нормативных документов — общесоюзные документы. Это позволит существенно сократить общее количество нор мативных документов, находящихся в обращении.
При наличии государственных стандартов, которые по существующей в области инженерно-геологических изы сканий традиции устанавливают методы определения разно образных свойств грунтов, вряд ли возникнет необходи мость разработки стандартов других категорий, поскольку процессе определения зависит от состава грунта и его со стояния, а не от тех условий, в которых он находится, или вида и назначения проектируемых сооружений. От послед них факторов зависит в какой-то степени только выбор ме тода определения.
В отношении нормативных документов этого сказать нельзя, так как они устанавливают обычно состав и содер жание инженерно-геологических работ, которые неодина ковы в различных природных условиях. Поэтому кроме общесоюзных нормативных документов право на существо вание имеют ведомственные и республиканские норматив ные документы. В отличие от общесоюзных ведомственные нормативные документы должны отражать специфику ин женерно-геологических изысканий для определенного вида строительства, республиканские — специфику производ ства инженерно-геологических изысканий в природных условиях данной союзной республики, т. е. республикан ские нормативные документы по инженерно-геологическим изысканиям должны быть региональными нормативными документами.
Всоответствии с требованиями инструкции СН 395-69
внастоящее время могут разрабатываться три вида норма тивных документов: строительные нормы и правила’(СНиП), указания и инструкции. При этом строительные нормы и правила рассматриваются только как общесоюзные норма тивные документы, тогда как указания и инструкции могут
быть различных категорий: общесоюзные, ведомственные и республиканские. Однако содержание каждого вида нор мативных документов указанная инструкция не-устанав ливает; оно определяется назначением документа, причем каждый вид документа должен входить в определенную си стему, в которой содержание одного вида документов про истекает из содержания другого.
По значимости регламентируемых вопросов и широте их охвата (а не по обязательности исполнения) виды норма
3 0 2
тивных документов могут быть расположены в следующий ряд: строительные нормы и правила — указания — ин струкции.
Строительные нормы и правила должны содержать ос новные, принципиальные требования и положения, опре деляющие техническую политику инженерных изысканий: их задачи, проистекающие из задач проектирования, обя зательный порядок решения этих задач, состав работ, обеспе чивающий их решение, соотношение отдельных видов ра бот между собой, основные методы их производства и тому подобные вопросы. Примером такого документа может быть глава СНиП П-А. 13-69 «Инженерные изыскания для строи тельства. Основные положения». Однако отразить все эти вопросы в приложении к требованиям и запросам различ ных видов строительства в одном документе не представля ется возможным. Поэтому в развитие и дополнение данной главы по аналогии с построением и содержанием глав II части СНиП, посвященной строительному проектированию, должны быть разработаны главы СНиП по инженерным изы сканиям для основных видов строительства. Эти докуменыт должны устанавливать принципиальную схему рационально ного выполнения инженерных изысканий для определенного вида строительства, т. е. состав и последовательность работ, методы производства и объемы в зависимости от требований проектировщиков на той или иной стадии разработки про екта конкретного сооружения, другими словами, в зависи мости от конкретных проектных задач. Документы подоб ного характера, используемые при планировании изысканий в целом, при составлении программ на отдельные их виды, при проверке.соответствия программ поставленным задачам и требованиям проектирования применяются обычно впол не определенным кругом специалистов: руководителями проектно-изыскательских и изыскательских организаций и их подразделений, главными специалистами, техническими руководителями работ, т. е. лицами, непосредственно не сущими ответственность за полноту и качество изысканий,
В развитие строительных норм и правил должны разра батываться указания (или наставления). Основное назна чение указаний — помочь изыскателю из существующего многообразия методов производства работ выбрать тот, ко торый с необходимой точностью и надежностью и наимень шими затратами позволит решить поставленную перед изы скателями частную задачу. Этим основным требованием дол жно определяться содержание указаний. Из этого требова
3 0 3
ния следует также, что указания должны составляться на группу методов, используемых при решении однотипных задач.
Выбор метода производства работ обычно осуществляется их техническим руководителем или ответственным исполни телем, т. е. лицом, несущим ответственность за сроки выпо лнения работ, их соответствие поставленным задачам, пол ноту и качество первичных и отчетных материалов. Для спе циалистов такой категории и должны предназначаться ука зания. Региональные нормативные документы по содержа нию и назначению должны относиться, как правило, к указа ниям. Нормативные документы, устанавливающие нормы и правила производства комплексных видов работ, таких, как инженерно-геологические съемки или инженерно-геологи ческая разведка, также должны относиться к указаниям.
Вразвитие указаний для унификации производства ра бот тем или иным методом должны разрабатываться ин струкции. В техническом аспекте этот вид нормативного до кумента регламентирует технологию выполнения отдельного вида работ каким-либо одним методом в приложении к опре деленному типу оборудования, конкретной установке или прибору. Отсюда следует, что инструкция предназначена для непосредственного исполнителя работ, она устанавливает обязательную последовательность выполнения отдельных операций, способы и приемы работы с конкретным прибором, оборудованием или установкой.
Визложенной схеме строительные нормы и правила опре деляют стратегические задачи изысканий, указания — тактические задачи, а инструкции — непосредственное вы полнение отдельных операций, что обусловливает взаимо связь и взаимозависимость основных видов нормативных документов, однозначное толкование их содержания и на значения.
Столь же однозначно должно быть определено содержа ние и назначение вспомогательных документов, к которым инструкция СН 395-69 относит пособия (руководства) и ре комендации. В настоящее время ПНИИИС и другие инсти туты Госстроя СССР выпускают большое их количество, поэтому упорядочение работы по составлению вспомогатель ных документов также крайне необходимо.
Впредлагаемой схеме пособия должны разрабатываться
впояснение глав СНиП. Содержание этого вспомога тельного документа полностью определяется содержанием соответствующей главы СНиП. Поясняющий текст пособия
304
может содержать обоснование включения в нормативный документ тех или иных требований; норм и правил, сфор мулированных впервые; подробные разъяснения всех уста новленных правил и норм, которые должны исключить вся кую возможность их различного толкования. В необходи мых случаях пособия могут содержать примеры и расчеты, помогающие лучше осознать и усвоить требования, нормы и правила.
Руководства разрабатываются как вспомогательный до кумент к указаниям. Поэтому они должны содержать тео ретические основы методов производства работ, обоснова ние применимости каждого метода для решения конкрет ной задачи в определенных природных условиях, обоснова ние методики обработки и интерпретации получаемых ре зультатов со всеми необходимыми для этого вспомогательны ми и промежуточными расчетами, формулами, графиками
итаблицами. Руководство должно убедить в правильности
иобоснованности содержащихся в указаниях требований
ипредписаний.
Рекомендации следует рассматривать как документ, по содержанию и назначению, построению й изложению материала полностью соответствующий инструкции, но имеющий не обязательный, а рекомендательный характер.
Таким образом, осуществление на практике предлага емой схемы, определяющей содержание нормативных, вспо могательных и рекомендательных документов, позволит унифицировать работы по их составлению, ускорить их раз работку и внедрение в производство, упорядочить техни ческое нормирование и стандартизацию инженерных изы сканий.
Директивный характер стандартов и нормативных'документов предопределяет необходимость соблюдения опре деленных правил из построения и изложения. Такие пра вила установлены ГОСТ 1.5—68.
Работы по составлению стандартов и нормативных доку ментов должны осуществляться в плановом порядке. От сутствие научно обоснованных перспективных планов раз работки стандартов и нормативных документов по инженер ным изысканиям в Госстрое СССР приводит к тому, что в со ответствующие годовые планы включаются стандарты и нор мативные документы, к разработке которых организации не подготовлены. Для упорядочения планирования работ по техническому нормированию и стандартизации инженер ных изысканий в системе Госстроя СССР следует разрабаты-
305
Вать перспективные планы составления стандартов и норма тивных документов. Перспективные планы дадут возмож ность заранее планировать проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, предшествующих разработке любого стандарта и нор мативного документа. Для научно-исследовательских ор ганизаций оптимальной схемой последовательного плани рования является следующая: годовые планы научно-иссле довательских работ — годовые планы пересмотра действую щих и разработки новых государственных стандартов и нор мативных документов по строительству. Для производствен ных проектно-изыскательских и изыскательских организа ций такой схемой будут: годовые планы изучения и обобще ния отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства— годовые планы экспериментальных работ— годовые планы пересмотра действующих и разработки новых государственных стандартов и нормативных документов по строительству. При таком последовательном планировании на основе перспективных планов технического нормирова ния и стандартизации инженерных изысканий легче осуще ствить согласование и координацию работ по составлению то го или иного стандарта или нормативного документа, при влечь к его составлению те организации, участие которых действительно необходимо, обеспечить этим организациям соответствующее финансирование работ. Таким образом, осуществление перспективного планирования и увязка меж ду собой работ по соответствующим планам также являются одной из очередных задач в области технического нормиро вания и стандартизации инженерных изысканий для стро ительства.
Разработка стандартов и нормативных документов дол жна осуществляться по стадиям, в которые не включаются предшествующие этой разработке научно-исследователь ские и опытно-конструкторские работы. Стадии предусма тривают логически необходимую последовательность работ, начиная с составления тематического задания на стандарт или нормативный документ и кончая изданием стандарта или нормативного документа.
Издание стандарта или нормативного документа обыч но не может рассматриваться как акт его внедрения в про изводство. Фактическое их внедрение можно считать осу ществленным тогда, когда установленные ими требования, нормы и правила будут выполняться соответствующими ор ганизациями. Поэтому основным этапом внедрения стан
3 0 6