Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рабатывать государственные стандарты, а из всех катего­ рий нормативных документов — общесоюзные документы. Это позволит существенно сократить общее количество нор­ мативных документов, находящихся в обращении.

При наличии государственных стандартов, которые по существующей в области инженерно-геологических изы­ сканий традиции устанавливают методы определения разно­ образных свойств грунтов, вряд ли возникнет необходи­ мость разработки стандартов других категорий, поскольку процессе определения зависит от состава грунта и его со­ стояния, а не от тех условий, в которых он находится, или вида и назначения проектируемых сооружений. От послед­ них факторов зависит в какой-то степени только выбор ме­ тода определения.

В отношении нормативных документов этого сказать нельзя, так как они устанавливают обычно состав и содер­ жание инженерно-геологических работ, которые неодина­ ковы в различных природных условиях. Поэтому кроме общесоюзных нормативных документов право на существо­ вание имеют ведомственные и республиканские норматив­ ные документы. В отличие от общесоюзных ведомственные нормативные документы должны отражать специфику ин­ женерно-геологических изысканий для определенного вида строительства, республиканские — специфику производ­ ства инженерно-геологических изысканий в природных условиях данной союзной республики, т. е. республикан­ ские нормативные документы по инженерно-геологическим изысканиям должны быть региональными нормативными документами.

Всоответствии с требованиями инструкции СН 395-69

внастоящее время могут разрабатываться три вида норма­ тивных документов: строительные нормы и правила’(СНиП), указания и инструкции. При этом строительные нормы и правила рассматриваются только как общесоюзные норма­ тивные документы, тогда как указания и инструкции могут

быть различных категорий: общесоюзные, ведомственные и республиканские. Однако содержание каждого вида нор­ мативных документов указанная инструкция не-устанав­ ливает; оно определяется назначением документа, причем каждый вид документа должен входить в определенную си­ стему, в которой содержание одного вида документов про­ истекает из содержания другого.

По значимости регламентируемых вопросов и широте их охвата (а не по обязательности исполнения) виды норма­

3 0 2


тивных документов могут быть расположены в следующий ряд: строительные нормы и правила — указания — ин­ струкции.

Строительные нормы и правила должны содержать ос­ новные, принципиальные требования и положения, опре­ деляющие техническую политику инженерных изысканий: их задачи, проистекающие из задач проектирования, обя­ зательный порядок решения этих задач, состав работ, обеспе­ чивающий их решение, соотношение отдельных видов ра­ бот между собой, основные методы их производства и тому подобные вопросы. Примером такого документа может быть глава СНиП П-А. 13-69 «Инженерные изыскания для строи­ тельства. Основные положения». Однако отразить все эти вопросы в приложении к требованиям и запросам различ­ ных видов строительства в одном документе не представля­ ется возможным. Поэтому в развитие и дополнение данной главы по аналогии с построением и содержанием глав II части СНиП, посвященной строительному проектированию, должны быть разработаны главы СНиП по инженерным изы­ сканиям для основных видов строительства. Эти докуменыт должны устанавливать принципиальную схему рационально­ ного выполнения инженерных изысканий для определенного вида строительства, т. е. состав и последовательность работ, методы производства и объемы в зависимости от требований проектировщиков на той или иной стадии разработки про­ екта конкретного сооружения, другими словами, в зависи­ мости от конкретных проектных задач. Документы подоб­ ного характера, используемые при планировании изысканий в целом, при составлении программ на отдельные их виды, при проверке.соответствия программ поставленным задачам и требованиям проектирования применяются обычно впол­ не определенным кругом специалистов: руководителями проектно-изыскательских и изыскательских организаций и их подразделений, главными специалистами, техническими руководителями работ, т. е. лицами, непосредственно не­ сущими ответственность за полноту и качество изысканий,

В развитие строительных норм и правил должны разра­ батываться указания (или наставления). Основное назна­ чение указаний — помочь изыскателю из существующего многообразия методов производства работ выбрать тот, ко­ торый с необходимой точностью и надежностью и наимень­ шими затратами позволит решить поставленную перед изы­ скателями частную задачу. Этим основным требованием дол­ жно определяться содержание указаний. Из этого требова­

3 0 3


ния следует также, что указания должны составляться на группу методов, используемых при решении однотипных задач.

Выбор метода производства работ обычно осуществляется их техническим руководителем или ответственным исполни­ телем, т. е. лицом, несущим ответственность за сроки выпо­ лнения работ, их соответствие поставленным задачам, пол­ ноту и качество первичных и отчетных материалов. Для спе­ циалистов такой категории и должны предназначаться ука­ зания. Региональные нормативные документы по содержа­ нию и назначению должны относиться, как правило, к указа­ ниям. Нормативные документы, устанавливающие нормы и правила производства комплексных видов работ, таких, как инженерно-геологические съемки или инженерно-геологи­ ческая разведка, также должны относиться к указаниям.

Вразвитие указаний для унификации производства ра­ бот тем или иным методом должны разрабатываться ин­ струкции. В техническом аспекте этот вид нормативного до­ кумента регламентирует технологию выполнения отдельного вида работ каким-либо одним методом в приложении к опре­ деленному типу оборудования, конкретной установке или прибору. Отсюда следует, что инструкция предназначена для непосредственного исполнителя работ, она устанавливает обязательную последовательность выполнения отдельных операций, способы и приемы работы с конкретным прибором, оборудованием или установкой.

Визложенной схеме строительные нормы и правила опре­ деляют стратегические задачи изысканий, указания — тактические задачи, а инструкции — непосредственное вы­ полнение отдельных операций, что обусловливает взаимо­ связь и взаимозависимость основных видов нормативных документов, однозначное толкование их содержания и на­ значения.

Столь же однозначно должно быть определено содержа­ ние и назначение вспомогательных документов, к которым инструкция СН 395-69 относит пособия (руководства) и ре­ комендации. В настоящее время ПНИИИС и другие инсти­ туты Госстроя СССР выпускают большое их количество, поэтому упорядочение работы по составлению вспомогатель­ ных документов также крайне необходимо.

Впредлагаемой схеме пособия должны разрабатываться

впояснение глав СНиП. Содержание этого вспомога­ тельного документа полностью определяется содержанием соответствующей главы СНиП. Поясняющий текст пособия

304


может содержать обоснование включения в нормативный документ тех или иных требований; норм и правил, сфор­ мулированных впервые; подробные разъяснения всех уста­ новленных правил и норм, которые должны исключить вся­ кую возможность их различного толкования. В необходи­ мых случаях пособия могут содержать примеры и расчеты, помогающие лучше осознать и усвоить требования, нормы и правила.

Руководства разрабатываются как вспомогательный до­ кумент к указаниям. Поэтому они должны содержать тео­ ретические основы методов производства работ, обоснова­ ние применимости каждого метода для решения конкрет­ ной задачи в определенных природных условиях, обоснова­ ние методики обработки и интерпретации получаемых ре­ зультатов со всеми необходимыми для этого вспомогательны­ ми и промежуточными расчетами, формулами, графиками

итаблицами. Руководство должно убедить в правильности

иобоснованности содержащихся в указаниях требований

ипредписаний.

Рекомендации следует рассматривать как документ, по содержанию и назначению, построению й изложению материала полностью соответствующий инструкции, но имеющий не обязательный, а рекомендательный характер.

Таким образом, осуществление на практике предлага­ емой схемы, определяющей содержание нормативных, вспо­ могательных и рекомендательных документов, позволит унифицировать работы по их составлению, ускорить их раз­ работку и внедрение в производство, упорядочить техни­ ческое нормирование и стандартизацию инженерных изы­ сканий.

Директивный характер стандартов и нормативных'документов предопределяет необходимость соблюдения опре­ деленных правил из построения и изложения. Такие пра­ вила установлены ГОСТ 1.5—68.

Работы по составлению стандартов и нормативных доку­ ментов должны осуществляться в плановом порядке. От­ сутствие научно обоснованных перспективных планов раз­ работки стандартов и нормативных документов по инженер­ ным изысканиям в Госстрое СССР приводит к тому, что в со­ ответствующие годовые планы включаются стандарты и нор­ мативные документы, к разработке которых организации не подготовлены. Для упорядочения планирования работ по техническому нормированию и стандартизации инженер­ ных изысканий в системе Госстроя СССР следует разрабаты-

305


Вать перспективные планы составления стандартов и норма­ тивных документов. Перспективные планы дадут возмож­ ность заранее планировать проведение соответствующих научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, предшествующих разработке любого стандарта и нор­ мативного документа. Для научно-исследовательских ор­ ганизаций оптимальной схемой последовательного плани­ рования является следующая: годовые планы научно-иссле­ довательских работ — годовые планы пересмотра действую­ щих и разработки новых государственных стандартов и нор­ мативных документов по строительству. Для производствен­ ных проектно-изыскательских и изыскательских организа­ ций такой схемой будут: годовые планы изучения и обобще­ ния отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства— годовые планы экспериментальных работ— годовые планы пересмотра действующих и разработки новых государственных стандартов и нормативных документов по строительству. При таком последовательном планировании на основе перспективных планов технического нормирова­ ния и стандартизации инженерных изысканий легче осуще­ ствить согласование и координацию работ по составлению то­ го или иного стандарта или нормативного документа, при­ влечь к его составлению те организации, участие которых действительно необходимо, обеспечить этим организациям соответствующее финансирование работ. Таким образом, осуществление перспективного планирования и увязка меж­ ду собой работ по соответствующим планам также являются одной из очередных задач в области технического нормиро­ вания и стандартизации инженерных изысканий для стро­ ительства.

Разработка стандартов и нормативных документов дол­ жна осуществляться по стадиям, в которые не включаются предшествующие этой разработке научно-исследователь­ ские и опытно-конструкторские работы. Стадии предусма­ тривают логически необходимую последовательность работ, начиная с составления тематического задания на стандарт или нормативный документ и кончая изданием стандарта или нормативного документа.

Издание стандарта или нормативного документа обыч­ но не может рассматриваться как акт его внедрения в про­ изводство. Фактическое их внедрение можно считать осу­ ществленным тогда, когда установленные ими требования, нормы и правила будут выполняться соответствующими ор­ ганизациями. Поэтому основным этапом внедрения стан­

3 0 6