Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
востоке. Все они имеют комплексные филиалы, отделения или отделы в областных центрах и крупных городах, расположенных на подведомственных им территориях. Филиалы, отделения и отделы имеют также УкрГИИНТИЗ иХар ьксвГИИНТИЗ Госстроя УССР, БелГИИЗ Госстроя БССР, КазГИИЗ Госстроя КазССР, УзГИИТИ Госстроя УзССР, ТаджикГИИНТИЗ Госстроя ТаджССР, ЛитГИИЗ Госстроя ЛитССР.
Технико-экономический анализ производственной дея тельности специализированных изыскательских органи заций, выполненный Л. Д. Пикулевичем [46, 47] и Е. Я. Наградовой [42], показал, что с каждым годом возрастает техническая вооруженность этих организаций, увеличи ваются объемы выполненных ими работ, повышается ка чество материалов инженерных изысканий. Этот анализ свидетельствует о технико-экономической целесообразно сти дальнейшей концентрации производства инженерных изысканий в специализированных изыскательских орга низациях, в которых оптимальные объемы изыскательских работ в денежном выражении составляют 2,5—3 млн. руб. в год (по опыту работы трестов Госстроя РСФСР).
Наряду с крупными специализированными изыскатель скими организациями в системе Госстроя СССР и госстроев союзных республик продолжает функционировать большое количество изыскательских подразделений в составе про ектных организаций. Их общее количество не поддается строгому учету. В соответствии с постановлением ЦК КПСС
иСовета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390 «Об улучшении проектно-сметного дела» роль изыскательских подразделений проектных организаций, ведущих проекти рование объектов промышленного, жилищно-гражданского
исельскохозяйственного назначения, должна ограничи ваться выполнением незначительных объемов изыскатель ских работ. Эти работы связаны с привязкой проекта к ме стности и уточнением в процессе рабочего проектирования
отдельных характеристик природных условий, а также в совместной проработке с проектировщиками заданий на изыскания и полученных от изыскательских организаций материалов инженерных изысканий. Однако во многих случаях они продолжают выполнять весь комплекс изыс каний под объекты в целом. По этой причине суммарные объемы изысканий, выполняемые изыскательскими под разделениями проектных организаций в системе Госстроя
СССР и госстроев союзных республик, продолжают состав
34
лять в денежном выражении примерно одну треть от' их общих объемов (более 30 млн. руб. из 90 млн. руб. в год). Это свидетельствует о возможности дальнейшей концентра ции инженерных изысканий в специализированных изыс кательских организациях в системе Госстроя СССР и в целом по стране путем передачи изыскательским организациям мелких изыскательских подразделений проектных орга низаций, обслуживающих различные виды строительства (строительство объектов лесного хозяйства, трубопровод ного транспорта, связи и многих других, а не только объ ектов промышленного, жилищно-гражданского и сельско хозяйственного назначения).
Как указывалось выше, большие объемы изыскатель ских работ ведут проектно-изыскательские организации, подведомственные союзным министерствам мелиорации и водного хозяйства, энергетики и электрификации, транс портного строительства.
Проектно-изыскательские организации Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР (Гипроводхозы) ведут изыскания для обоснования проектов мелиоративных си стем, обеспечивающих осушение, орошение или обводнение земель, пригодных для сельскохозяйственного использова ния. Располагаются эти организации, как правило, в опре деленных природно-климатических зонах и специализи руются по указанным основным направлениям мелиорации. В организационном отношении все эти учреждения (Ленгипроводхоз, Росгипроводхоз, Укргипроводхоз, Южгипроводхоз, Севкавгипроводхоз и другие) являются самостоя тельными институтами. Функции головной организации выполняет Гипроводхоз Министерства мелиорации и вод ного хозяйства СССР, а научного центра — Всесоюзный научно-исследовательский институт гидротехники и ме лиорации (ВНИИГиМ). Поскольку инженерные изыскания для обоснования проектов мелиоративных систем имеют ряд специфических особенностей, существенно отличающих их по составу и содержанию от инженерных изысканий для обоснования проектов всех других строительных объ ектов, то в настоящее время существование комплексных проектно-изыскательских организаций в системе Мини стерства мелиорации и водного хозяйства СССР является вполне закономерным и оправданным.
В системе Министерства энергетики и электрификаций
СССР инженерные изыскания для обоснования проектов гидравлических и тепловых электрических станций, не-
2* |
35 |
которых гидротехнических объектов (плотин, дамб, кана лов, тоннелей), линий электропередач проводятся четырьмя комплексными проектно-изыскательскими институтами: Гидропроектом, Теплоэлектропроектом, Энергосетьпроектом и Сельэлектропроектом. Каждый из указанных инсти тутов помимо своего центрального производства, располо женного в Москве, имеет отделения или филиалы в других городах Советского Союза. Так, например, институт Гидро проект имеет отделения в Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Баку, Тбилиси, Ереване, Красноярске и филиалы в Куйбы шеве и Алма-Ате.'Институт Теплоэлектропроект имеет отде ления в Горьком, Киеве, Ленинграде, Львове, Новосибир ске, Томске, Риге, Ростове-на-Дону, Ташкенте, Свердлов ске, Харькове и др. Отделения и филиалы всех проектно изыскательских институтов Министерства энергетики и электрификации СССР проводят инженерные изыскания и разрабатывают проекты соответствующих сооружений глав ным образом в своей зоне деятельности, хотя по ряду наи более сложных и ответственных объектов бывают исклю чения — их поручают отделению, имеющему наиболее ква лифицированные кадры специалистов.
Кроме чисто производственных функций такие инсти туты, как Гидропроект, проводят работы научно-методи ческого характера, результирующим итогом которых яв ляются нормативные документы по инженерным изыска ниям для строительства в целом и для гидроэнергетического строительства, в частности.
Более сложную в организационном отношении струк туру имеет служба инженерных изысканий в системе Ми нистерства транспортного строительства СССР. Инженерные изыскания для обоснования проектов железнодорожного строительства проводят комплексные проектно-изыска тельские институты, расположенные в различных районах Советского Союза (Мосгипротранс, Ленгипротранс, Киевгипротранс, Днепрогипротранс, Харгипротранс, Кавгипротранс, Уралгицротранс, Ташгипротранс, Сибгипротранс, Дальгипротранс). Головные функции в этой группе ин ститутов выполняет институт Гипромтрансстрой, располо женный в Москве. Каждый институт проводит работы глав ным образом в пределах подведомственной ему территории. Однако при изысканиях и проектировании сложных объ ектов большой протяженности осуществляется обычно концентрация специалистов и производственных мощностей нескольких институтов.
36
Инженерные изыскания Для обоснования проектов ав томобильных дорог выполняет комплексный проектно изыскательский институт Союздорпроект, его отделения и филиалы, а линий метрополитенов — институт Метрогипротранс, также имеющий отделения и филиалы в городах, где линии метрополитена уже построены или будут пост роены в ближайшем будущем.
Таким образом, в системе Министерства транспортного строительства СССР организационная структура изыска ний и проектирования для железнодорожного строительства аналогична структуре в системе Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, где также функционируют орга низационно самостоятельные проектно-изыскательские ин ституты; а для строительства автомобильных дорог и мет рополитенов аналогична организационной структуре в си стеме Министерства энергетики и электрификации СССР, в котором изыскания и проектирование объектов одного и того же назначения осуществляет один союзный институт, имеющий свои отделения и филиалы в различных районах
СССР. По первому принципу (организационно самостоя тельные проектно-изыскательские институты) изыскания и проектирование объектов речного транспорта осуществ ляются в системе Министерства речного флота РСФСР (институты Гипроречтранс, Ленгипроречтранс, Сибгипроречтранс и др.). По второму принципу (союзные институты с филиалами и отделениями) изыскания и проектирование объектов морского транспорта выполняются в системе Ми нистерства морского флота СССР (институт Союзморниипроект и его филиалы, расположенные в Ленинграде, Одес се, Баку и Владивостоке).
Из всего сказанного следует, что в настоящее время в це лом по стране служба инженерных изысканий завершает свое организационное оформление как территориально отраслевая служба. Управляют этой службой соответст вующие министерства и ведомства, проектно-изыскатель ские и изыскательские организации которых проводят изы скания для того или иного вида строительства. Функции же директивного органа, обеспечивающего проведение единой технической политики в области инженерных изыс каний, как и в отрасли строительства в целом, функции контрольного органа, а также научно-методического центра, должен осуществлять Госстрой СССР. Для выполнения некоторых из перечисленных функций в системе Госстроя
СССР в 1963 г. был создан Производственный и научно
37
исследовательский институт по инженерным . изысканиям в строительстве (ПНИИИС), который в дальнейшем стал головной организацией. В задачи этого института входит разработка научных основ инженерных изысканий, норма тивно-методических документов, производство инженерных изысканий для обоснования проектов зданий и сооруже ний в сложных природных условиях (главным образом объектов промышленного и жилищно-гражданского на значения), оказание консультационной помощи проектноизыскательским и изыскательским организациям и т. д. Создание ПНИИИС и возложение на него функций головной организации в области инженерных изысканий по стране явилось лишь полумерой, поскольку институт по своему статуту не может выполнять все функции, которые вправе осуществлять только Госстрой СССР. Да и ПНИИИС, в котором производственные функции (производство инже нерных изысканий для многочисленных рядовых объектов промышленного и другого назначения) доминируют над всеми другими, не может должным образом выполнять роль головной организации. В этой связи процесс упорядочения службы инженерных изысканий для строительства и ее дальнейшего совершенствования требует осуществления ряда организационных мероприятий. Эти мероприятия должны предварить процесс полного организационного обо собления службы инженерных изысканий, ее дальнейшего сосредоточения, превращения из территориально-отрасле вой в территориальную, а также способствовать этому про цессу, так как только территориальная служба инженерных изысканий позволит полностью раскрыть и использовать имеющиеся резервы в повышении производительности труда, повышения качества материалов изысканий, сокращении сроков и стоимости их выполнения. Об этом же свидетель ствует опыт родственных служб, каковыми являются гео- - логическая, топографо-геодезическая и гидрометеорологи ческая службы, материалами которых все чаще и в боль шем объеме пользуются для непосредственного обоснова ния проектов зданий и сооружений.
В свое время геологическая служба в нашей стране также была организована по территориально-отраслевому прин ципу, т. е. геологическую разведку нефти и газа проводили организации Министерства нефтяной промышленности, угля — Министерства угольной промышленности и т. д. Функции Геологического комитета, а впоследствии — Ми нистерства геологии, ограничивались изучением общего
38
геологического строения территории Союза, выявлением закономерностей размещения полезных ископаемых, их поиском и оконтуриванием перспективных площадей для постановки разведочных работ на то или иное полезное ис копаемое и их передачей отраслевой геологической службе.
Вдальнейшем появилась необходимость в реорганиза ции геологической службы. В системе Министерства гео логии СССР были созданы территориальные геологи ческие управления, которым были переданы геологиче ские организации других министерств, работавшие на подведомственных этим управлениям территориях. Были организованы Всесоюзные и территориальные геологиче ские фонды. Все это позволило более планомерно прово дить дальнейшие геологические работы с меньшими затра тами времени и средств.
Впроцессе реорганизации геологической службы были сомнения в том, что территориальным геологическим уп равлениям будет посильно выполнение больших объемов работ, связанных с разведкой «непрофильных» для этих
организаций полезных ископаемых, в особенности нефти и газа. Жизнь опровергла эти опасения. Бурное развитие
впоследние годы нефтяной и газовой промышленности стало возможным благодаря успешной работе террито риальных геологических управлений, открывших новые нефтегазоносные провинции и разведавших грандиозные месторождения нефти и газа на Украине и в Коми АССР,
вСредней Азии и в Западной Сибири. Опыт развития и со вершенствования геологической, топографо-геологической и гидрометеорологической служб, организованных в насто
ящее время по территориальному принципу, показал, что и службу инженерных изысканий следует организовать по тому же принципу, сосредоточив ее в системе одного ве домства — Госстроя СССР.
3. ВИДЫ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
Научную основу инженерных изысканий составляют фундаментальные науки о Земле, а также науки приклад ного характера. Поэтому инженерные изыскания подраз деляются на отдельные виды. Краткое описание некоторых видов инженерных изысканий приводится ниже.
Для картографирования поверхности Земли в пределах строительных площадок и трасс линейных сооружений, определения координат и отметок отдельных точек поверх
3 9