Файл: Абрамов, С. П. Техническое нормирование и стандартизация инженерно-геологических изысканий в строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

востоке. Все они имеют комплексные филиалы, отделения или отделы в областных центрах и крупных городах, расположенных на подведомственных им территориях. Филиалы, отделения и отделы имеют также УкрГИИНТИЗ иХар ьксвГИИНТИЗ Госстроя УССР, БелГИИЗ Госстроя БССР, КазГИИЗ Госстроя КазССР, УзГИИТИ Госстроя УзССР, ТаджикГИИНТИЗ Госстроя ТаджССР, ЛитГИИЗ Госстроя ЛитССР.

Технико-экономический анализ производственной дея­ тельности специализированных изыскательских органи­ заций, выполненный Л. Д. Пикулевичем [46, 47] и Е. Я. Наградовой [42], показал, что с каждым годом возрастает техническая вооруженность этих организаций, увеличи­ ваются объемы выполненных ими работ, повышается ка­ чество материалов инженерных изысканий. Этот анализ свидетельствует о технико-экономической целесообразно­ сти дальнейшей концентрации производства инженерных изысканий в специализированных изыскательских орга­ низациях, в которых оптимальные объемы изыскательских работ в денежном выражении составляют 2,5—3 млн. руб. в год (по опыту работы трестов Госстроя РСФСР).

Наряду с крупными специализированными изыскатель­ скими организациями в системе Госстроя СССР и госстроев союзных республик продолжает функционировать большое количество изыскательских подразделений в составе про­ ектных организаций. Их общее количество не поддается строгому учету. В соответствии с постановлением ЦК КПСС

иСовета Министров СССР от 28 мая 1969 г. № 390 «Об улучшении проектно-сметного дела» роль изыскательских подразделений проектных организаций, ведущих проекти­ рование объектов промышленного, жилищно-гражданского

исельскохозяйственного назначения, должна ограничи­ ваться выполнением незначительных объемов изыскатель­ ских работ. Эти работы связаны с привязкой проекта к ме­ стности и уточнением в процессе рабочего проектирования

отдельных характеристик природных условий, а также в совместной проработке с проектировщиками заданий на изыскания и полученных от изыскательских организаций материалов инженерных изысканий. Однако во многих случаях они продолжают выполнять весь комплекс изыс­ каний под объекты в целом. По этой причине суммарные объемы изысканий, выполняемые изыскательскими под­ разделениями проектных организаций в системе Госстроя

СССР и госстроев союзных республик, продолжают состав­

34


лять в денежном выражении примерно одну треть от' их общих объемов (более 30 млн. руб. из 90 млн. руб. в год). Это свидетельствует о возможности дальнейшей концентра­ ции инженерных изысканий в специализированных изыс­ кательских организациях в системе Госстроя СССР и в целом по стране путем передачи изыскательским организациям мелких изыскательских подразделений проектных орга­ низаций, обслуживающих различные виды строительства (строительство объектов лесного хозяйства, трубопровод­ ного транспорта, связи и многих других, а не только объ­ ектов промышленного, жилищно-гражданского и сельско­ хозяйственного назначения).

Как указывалось выше, большие объемы изыскатель­ ских работ ведут проектно-изыскательские организации, подведомственные союзным министерствам мелиорации и водного хозяйства, энергетики и электрификации, транс­ портного строительства.

Проектно-изыскательские организации Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР (Гипроводхозы) ведут изыскания для обоснования проектов мелиоративных си­ стем, обеспечивающих осушение, орошение или обводнение земель, пригодных для сельскохозяйственного использова­ ния. Располагаются эти организации, как правило, в опре­ деленных природно-климатических зонах и специализи­ руются по указанным основным направлениям мелиорации. В организационном отношении все эти учреждения (Ленгипроводхоз, Росгипроводхоз, Укргипроводхоз, Южгипроводхоз, Севкавгипроводхоз и другие) являются самостоя­ тельными институтами. Функции головной организации выполняет Гипроводхоз Министерства мелиорации и вод­ ного хозяйства СССР, а научного центра — Всесоюзный научно-исследовательский институт гидротехники и ме­ лиорации (ВНИИГиМ). Поскольку инженерные изыскания для обоснования проектов мелиоративных систем имеют ряд специфических особенностей, существенно отличающих их по составу и содержанию от инженерных изысканий для обоснования проектов всех других строительных объ­ ектов, то в настоящее время существование комплексных проектно-изыскательских организаций в системе Мини­ стерства мелиорации и водного хозяйства СССР является вполне закономерным и оправданным.

В системе Министерства энергетики и электрификаций

СССР инженерные изыскания для обоснования проектов гидравлических и тепловых электрических станций, не-

2*

35


которых гидротехнических объектов (плотин, дамб, кана­ лов, тоннелей), линий электропередач проводятся четырьмя комплексными проектно-изыскательскими институтами: Гидропроектом, Теплоэлектропроектом, Энергосетьпроектом и Сельэлектропроектом. Каждый из указанных инсти­ тутов помимо своего центрального производства, располо­ женного в Москве, имеет отделения или филиалы в других городах Советского Союза. Так, например, институт Гидро­ проект имеет отделения в Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Баку, Тбилиси, Ереване, Красноярске и филиалы в Куйбы­ шеве и Алма-Ате.'Институт Теплоэлектропроект имеет отде­ ления в Горьком, Киеве, Ленинграде, Львове, Новосибир­ ске, Томске, Риге, Ростове-на-Дону, Ташкенте, Свердлов­ ске, Харькове и др. Отделения и филиалы всех проектно­ изыскательских институтов Министерства энергетики и электрификации СССР проводят инженерные изыскания и разрабатывают проекты соответствующих сооружений глав­ ным образом в своей зоне деятельности, хотя по ряду наи­ более сложных и ответственных объектов бывают исклю­ чения — их поручают отделению, имеющему наиболее ква­ лифицированные кадры специалистов.

Кроме чисто производственных функций такие инсти­ туты, как Гидропроект, проводят работы научно-методи­ ческого характера, результирующим итогом которых яв­ ляются нормативные документы по инженерным изыска­ ниям для строительства в целом и для гидроэнергетического строительства, в частности.

Более сложную в организационном отношении струк­ туру имеет служба инженерных изысканий в системе Ми­ нистерства транспортного строительства СССР. Инженерные изыскания для обоснования проектов железнодорожного строительства проводят комплексные проектно-изыска­ тельские институты, расположенные в различных районах Советского Союза (Мосгипротранс, Ленгипротранс, Киевгипротранс, Днепрогипротранс, Харгипротранс, Кавгипротранс, Уралгицротранс, Ташгипротранс, Сибгипротранс, Дальгипротранс). Головные функции в этой группе ин­ ститутов выполняет институт Гипромтрансстрой, располо­ женный в Москве. Каждый институт проводит работы глав­ ным образом в пределах подведомственной ему территории. Однако при изысканиях и проектировании сложных объ­ ектов большой протяженности осуществляется обычно концентрация специалистов и производственных мощностей нескольких институтов.

36

Инженерные изыскания Для обоснования проектов ав­ томобильных дорог выполняет комплексный проектно­ изыскательский институт Союздорпроект, его отделения и филиалы, а линий метрополитенов — институт Метрогипротранс, также имеющий отделения и филиалы в городах, где линии метрополитена уже построены или будут пост­ роены в ближайшем будущем.

Таким образом, в системе Министерства транспортного строительства СССР организационная структура изыска­ ний и проектирования для железнодорожного строительства аналогична структуре в системе Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, где также функционируют орга­ низационно самостоятельные проектно-изыскательские ин­ ституты; а для строительства автомобильных дорог и мет­ рополитенов аналогична организационной структуре в си­ стеме Министерства энергетики и электрификации СССР, в котором изыскания и проектирование объектов одного и того же назначения осуществляет один союзный институт, имеющий свои отделения и филиалы в различных районах

СССР. По первому принципу (организационно самостоя­ тельные проектно-изыскательские институты) изыскания и проектирование объектов речного транспорта осуществ­ ляются в системе Министерства речного флота РСФСР (институты Гипроречтранс, Ленгипроречтранс, Сибгипроречтранс и др.). По второму принципу (союзные институты с филиалами и отделениями) изыскания и проектирование объектов морского транспорта выполняются в системе Ми­ нистерства морского флота СССР (институт Союзморниипроект и его филиалы, расположенные в Ленинграде, Одес­ се, Баку и Владивостоке).

Из всего сказанного следует, что в настоящее время в це­ лом по стране служба инженерных изысканий завершает свое организационное оформление как территориально­ отраслевая служба. Управляют этой службой соответст­ вующие министерства и ведомства, проектно-изыскатель­ ские и изыскательские организации которых проводят изы­ скания для того или иного вида строительства. Функции же директивного органа, обеспечивающего проведение единой технической политики в области инженерных изыс­ каний, как и в отрасли строительства в целом, функции контрольного органа, а также научно-методического центра, должен осуществлять Госстрой СССР. Для выполнения некоторых из перечисленных функций в системе Госстроя

СССР в 1963 г. был создан Производственный и научно­

37


исследовательский институт по инженерным . изысканиям в строительстве (ПНИИИС), который в дальнейшем стал головной организацией. В задачи этого института входит разработка научных основ инженерных изысканий, норма­ тивно-методических документов, производство инженерных изысканий для обоснования проектов зданий и сооруже­ ний в сложных природных условиях (главным образом объектов промышленного и жилищно-гражданского на­ значения), оказание консультационной помощи проектноизыскательским и изыскательским организациям и т. д. Создание ПНИИИС и возложение на него функций головной организации в области инженерных изысканий по стране явилось лишь полумерой, поскольку институт по своему статуту не может выполнять все функции, которые вправе осуществлять только Госстрой СССР. Да и ПНИИИС, в котором производственные функции (производство инже­ нерных изысканий для многочисленных рядовых объектов промышленного и другого назначения) доминируют над всеми другими, не может должным образом выполнять роль головной организации. В этой связи процесс упорядочения службы инженерных изысканий для строительства и ее дальнейшего совершенствования требует осуществления ряда организационных мероприятий. Эти мероприятия должны предварить процесс полного организационного обо­ собления службы инженерных изысканий, ее дальнейшего сосредоточения, превращения из территориально-отрасле­ вой в территориальную, а также способствовать этому про­ цессу, так как только территориальная служба инженерных изысканий позволит полностью раскрыть и использовать имеющиеся резервы в повышении производительности труда, повышения качества материалов изысканий, сокращении сроков и стоимости их выполнения. Об этом же свидетель­ ствует опыт родственных служб, каковыми являются гео- - логическая, топографо-геодезическая и гидрометеорологи­ ческая службы, материалами которых все чаще и в боль­ шем объеме пользуются для непосредственного обоснова­ ния проектов зданий и сооружений.

В свое время геологическая служба в нашей стране также была организована по территориально-отраслевому прин­ ципу, т. е. геологическую разведку нефти и газа проводили организации Министерства нефтяной промышленности, угля — Министерства угольной промышленности и т. д. Функции Геологического комитета, а впоследствии — Ми­ нистерства геологии, ограничивались изучением общего

38


геологического строения территории Союза, выявлением закономерностей размещения полезных ископаемых, их поиском и оконтуриванием перспективных площадей для постановки разведочных работ на то или иное полезное ис­ копаемое и их передачей отраслевой геологической службе.

Вдальнейшем появилась необходимость в реорганиза­ ции геологической службы. В системе Министерства гео­ логии СССР были созданы территориальные геологи­ ческие управления, которым были переданы геологиче­ ские организации других министерств, работавшие на подведомственных этим управлениям территориях. Были организованы Всесоюзные и территориальные геологиче­ ские фонды. Все это позволило более планомерно прово­ дить дальнейшие геологические работы с меньшими затра­ тами времени и средств.

Впроцессе реорганизации геологической службы были сомнения в том, что территориальным геологическим уп­ равлениям будет посильно выполнение больших объемов работ, связанных с разведкой «непрофильных» для этих

организаций полезных ископаемых, в особенности нефти и газа. Жизнь опровергла эти опасения. Бурное развитие

впоследние годы нефтяной и газовой промышленности стало возможным благодаря успешной работе террито­ риальных геологических управлений, открывших новые нефтегазоносные провинции и разведавших грандиозные месторождения нефти и газа на Украине и в Коми АССР,

вСредней Азии и в Западной Сибири. Опыт развития и со­ вершенствования геологической, топографо-геологической и гидрометеорологической служб, организованных в насто­

ящее время по территориальному принципу, показал, что и службу инженерных изысканий следует организовать по тому же принципу, сосредоточив ее в системе одного ве­ домства — Госстроя СССР.

3. ВИДЫ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

Научную основу инженерных изысканий составляют фундаментальные науки о Земле, а также науки приклад­ ного характера. Поэтому инженерные изыскания подраз­ деляются на отдельные виды. Краткое описание некоторых видов инженерных изысканий приводится ниже.

Для картографирования поверхности Земли в пределах строительных площадок и трасс линейных сооружений, определения координат и отметок отдельных точек поверх­

3 9