Файл: Ярмолинский, Д. А. Элементы конструкций автоматов линий розлива вин монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Рис. 78. Графики угла поворота (а ) и угловой скорости (б) движения
звездочки
углов поворота цевочного коле са при наличии «жесткого» удара. Передаточное число в этом случае определяется из соотношения
I |
= |
Ф дв |
= Л _ |
|
|
& т а х |
Г Х |
На тех же графиках сплош ными линиями изображены а и а" при отсутствии «жестких» ударов,. причем на участках
фо в начале (о—а) и в конце (Ь—с) движения звездочки скорость принята изменяющейся по линейному закону. В этом слу чае на участке равномерного движения (а—Ь) передаточное число i \ _ 2 меньше передаточного числа i'{_ 2 :
2 = |
Фдв — 2ф0 |
2фо_\ _ |
|
|
----------ашах |
Фдв J |
|
||
|
|
|
||
Соответственно передаточному числу на участке равномерно |
||||
го движения должны |
|
быть подобраны радиусы г\ |
и г2 началь |
|
ных окружностей |
|
|
|
|
|
|
— Гг |
|
|
|
|
ь 1 —2 — Гх |
• |
|
Если паз, в который входит первая цевка, очерчен эпицикло |
||||
идой (теоретический |
профиль) (рис. |
79, а) , то для |
безударного |
начала зацепления центр А0 первой цевки в это мгновение дол жен располагаться в точке касания окружности а радиуса гь проведенной из центра Ох и эпициклоиды Э первого паза звез дочки. Угол ао между линией центров 0 20[ и радиусом 0 20[,
проведенным через основание эпициклоиды, есть угол поворота звездочки в период разгона и соответствует углу ф0 поворота цевочного колеса. Закон движения звездочки в период разгона можно получить следующим образом.
Разделим дугу Л<й4 на несколько равных частей (например, на четыре части) точками А\, А2, А3 и проведем через эти точки дуги окружностей с центром в точке 0 2 до пересечения с эпи циклоидой Э. Из точек пересечения А\ А'2 Ай’ и А\ на окружно
сти С сделаем засечки радиусом гь Полученные |
точки 1', |
2', 3' |
и OJ показывают положение центра цевочного |
колеса в |
обра- |
174
с
Рис. 79. Профилирование первого зуба звездочки и определение закона движения в период разгона (а) и звездчатая передача
с двумя периодами движения (б):
/ — цевочное колесо |
с |
двумя |
группами цевок; 2 — звездочка |
|
||
щенном движении |
при его |
|
1 |
1 |
3 |
|
повороте на углы — ср0, — ср„» — Фо |
||||||
и ф0Дуги 0 1—Г, |
Oi—2', |
0 1—3 |
Oi—О,' соответствуют искомым |
углам поворота звездочки в период разгона.
Рассмотрим основные кинематические соотношения звездча того механизма для этого случая.
17 5
Угол поворота цевочного колеса в период движения звез дочки
ФдВ = 2Фо + (2 — 1)ф<.
где ср( — центральный угол цевочного колеса, соответствующий шагу; 2 — число цевок.
Угол поворота звездочки
а дв = 2ао + у - ( z — 1)ф<-
Передаточное число в период равномерного движения
i" — —
Среднее передаточное число за весь период движения
„ |
ч |
Фдв |
2cp0 + |
(z — 1)ф< |
v 1—2 / с р = |
— ------------------------------ |
: |
' • |
|
|
|
дв |
2а0 -j- Гг (2 — 1) ф; |
Отношение времени движения звездочки ко времени ее по коя (остановок)
^— ^дв — ___Фда___
/ст 2JX фдв
Основные достоинства звездчатой передачи:
1)возможность равномерного движения ведомого звена на значительной части угла поворота;
2)возможность изменения коэффициента К в широких пре
делах при различных углах поворота ведомого звена.
В некоторых случаях применяются звездчатые механизмы с двумя и более периодами движения за один оборот цевочного колеса; продолжительность этих периодов движения может быть различной, например, в механизме, показанном на рис. 79, б.
Основные недостатки звездчатых механизмов; 1) интенсив ное изнашивание цевок; 2) необходимость высокой точности из готовления и монтажа для обеспечения условий нормальной работы.
Во избежание интенсивности изнашивания цевок помимо ис пользования износостойких материалов рекомендуется приме нять так называемое внецентроидное цевочное зацепление, в котором цевки вынесены за пределы начальной окружности це вочного колеса.
Элементы расчета плоских кулачков приведены в гл. VII. Проектирование пространственного кулачкового механизма сравнительно несложно. Приводим пример для цилиндрического
пазового кулака (деталь 19 на рис. 74).
По заданному закону движения ведомого звена |
а=/(<р) |
(рис. 80, а) на траекторию центра ролика В наносим |
его поло |
176
жения Во, В1 , В2 и т. д. через равные интервалы времени в пе риод движения (рис. 80,6). Проектируя точки Bi на ось х—х, делящую угол ао пополам, получаем точки В'г Проводим через
середину отрезка В3В ' прямую, перпендикулярную оси х—х. На
этой прямой произвольно выбираем центр вращения кулачка Оь из которого проводим окружность среднего радиуса R кулачка.
На плоскость, перпендикулярную оси OiOi вращения кулач ка (рис. 80, б), наносим ось у—у, вокруг которой вращается ве домое звено. Касательно к окружности среднего радиуса R ку лачка опускаем перпендикуляр на ось у—у с основанием перпендикуляра в точке А'о. Сообщая системе обращенное дви-
Рис. 80. Проектирование профиля пространственного барабанного кулака (а, б, в)
177
жение с угловой скоростью со] вокруг оси Оь определяем точки, равноотстоящие одна от другой: А [, А'2, А3’ и т. д., соответст-^
вующие выбранным мгновениям времени. Из точек А\ , А'2 и А проводим касательные к средней окружности кулачка и на этих
касательных находим точки В'0, |
В\, В'2, ..., отстоящие от соот |
|
ветствующих точек А'0, А о и т. |
д. на расстояниях А0В'0 , А0В' |
|
и т. д., которые измеряем по оси х—х (рис. 80, б). |
||
Из точек В '0, |
В\ , В'2, ... восстанавливаем к касательным пер- |
|
пендикуляры до |
пересечения со |
средней окружностью кулачка |
в точках В"0, В[, В"2 ........Развертывая средний цилиндр кулачка на плоскость (рис. 80,6), наносим образующие В"0В’0, В\В\
и т. д. |
Параллельно оси х—х на эти образующие сносим точки |
|||
В0, В1, |
В2, ... |
и получаем |
точки Ь0, Ьи Ь2, .. теоретического |
|
профиля. |
|
паза строим приближенно обычным |
||
Практические профили |
||||
путем как огибающие окружности радиуса |
ролика с центрами |
|||
на теоретическом профиле. |
|
выбирают с учетом |
||
Основные |
размеры звеньев механизма |
|||
допускаемых углов давления. При данном |
законе движения ве |
домого звена зависимость углов давления от основных размеров звеньев механизма устанавливается как обычно из плана скоро стей (рис. 81).
Составляем векторное уравнение
где vb —вектор скорости точки В на оси цевки (ролика) в неко торое произвольное мгновение, когда АВ образует с осью х—х угол a; vBx — вектор скорости точки Вх теоретического профиля
кулачка, которая в данное мгновение совпадает в пространстве с точкой В; vbbx — вектор скорости точки В в относительном движении по теоретическому
профилю кулачка. Учитывая, что vB-i-AB,
Vb x \\x — X и V b b x Ит т ( т т ----
касательная к теоретическо му профилю кулачка в дан ной точке Вх), строим план скоростей, как показано на рис. 81. Угол давления у за
вис. 81. Схема определения углов давления в пространственном ку лачковом механизме
178
ключей между вектором vB и нормалью пп. Из треугольника ско ростей по теореме синусов
|
vb |
_ sin (у — а) |
|
|
|
||
|
VBX |
sin (90° — у) ’ |
|
|
|
||
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
vb |
sin у cos а — cos у sin а > |
|
|
|
|||
-5 - = |
— ---------------- |
------- == tg у cos ос — sine?; |
|
||||
*>в |
cos у |
VB |
|
|
|
|
|
|
|
|
■sin а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tgY = —— |
|
|
|
|
||
подставляя ив = со2/ и vB = <£>\R, получим |
|
|
|
||||
|
|
ш, |
l |
|
|
|
|
|
tgy |
coi |
R |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для безударного действия необходимо, чтобы при |
а = —°- |
||||||
|
|
|
|
„ |
и, |
Л |
, |
существовало отношение угловых скоростей |
——= и. |
|
|||||
Тогда |
|
|
|
|
0)1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
tgY0 = t g - ^ .
При проектировании механизмов прерывистого движения
обычно бывают заданы К = -^ - = — — — или фдв = 2я ■ |
и • |
||
2я ердв |
*\ |
* |
|
полный угол поворота ведомого звена а о = 2 n/z. |
размера |
||
Для установления взаимосвязи между |
основными |
||
ми звеньев механизма будем иметь в виду, |
что при симметрич |
||
ном законе движения максимальный угол давления |
находится |
обычно вблизи среднего положения ведомого звена, т. е. вблизи
а=0. При а = 0 имеем tgy = ( —1-j — •
Для наиболее распространенного косинусоидального закона
(w 2)max = ^ t'max ^‘ДВ *
Тогда
tgv = — ^ ----- .
2 !дьОД R
И ЛИ
яЧ
tg Y = г^фдв *
Iто
\ i Г
Для косинусоидального закона ускорения ведомого звена ус ловия безопасной работы механизма с точки зрения заклини вания приближенно выражаются следующим неравенством:
R _ > |
я2 |
(53) |
|
|
^гфдв ^ Тдоп
Аналогично могут быть получены условия безопасной ра боты при других законах движения.
Мри законе постоянного ускорения и синусоидальном законе ускорения ведомого звена (KVmiX = 2)
R ^ |
фя |
^2Ф дВ^ёУдО П
где удоп—допустимый угол давления.
При равномерном движении ведомого звена происходят «жесткие» удары в начальное и конечное мгновение, а макси
мальный угол давления будет при а = — В этом случае надеж
ность работы по условиям заклинивания выражается неравенст вом, полученным из выражения (53):
R_ |
2 л cos уд о п |
(54) |
||
I ^ |
. |
( |
||
«о \ |
||||
|
2фДв Sin |
( Тдоп — — ) |
Размер / в большинстве случаев при проектировании меха низмов бывает задан, поэтому общие размеры механизма опре деляются радиусом R кулачка.
Как видно из неравенств (53) и (54), размеры механизма уменьшаются с увеличением угла фдв поворота кулачка в период движения ведомого звена. Это обстоятельство в значительной мере обуславливает применение подобных механизмов в авто матах с большим числом рабочих позиций.
Основной недостаток рассмотренных механизмов — значи тельный износ роликов-цевок и рабочих поверхностей кулачков, вследствие чего они не находят применения для передачи боль ших крутящих моментов.
Кроме описанного механизма с одним пазом можно приме нять механизмы с двумя и более пазами на кулачке. В таких механизмах за один оборот кулачка происходят два и более дви жений ведомого звена с одинаковыми или различными периода ми движения и покоя.
Световые экраны. Визуальный контроль чистоты бутылок и качества налитых в них пищевых жидкостей зависит от навыков оператора, времени просмотра (экспозиции) бутылок и их осве щенности. В связи с постоянным ростом производительности линий скорость движения бутылок перед световым экраном уве личивается, что приводит к быстрой утомляемости обслуживаю-
180