Файл: Конституционноеправосудие теория судебногоконституционного праваи практика судебного.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
89
Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй статьи
40, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ.
В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду РФ, Секре- тариат Конституционного Суда РФ может направить его в государственные органы или орга- низации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.
Вторая стадия
– предварительное рассмотрение обращений. Согласно ст. 41 ФКЗ о КС
Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленном Конституционным Судом
РФ (в Регламенте), поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обра- щения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной ста- дией производства в Конституционном Суде РФ. Согласно § 25 Регламента («Распределение обращений между судьями») распределение обращений между судьями для предварительного изучения в порядке, установленном статьей 41 ФКЗ о КС, производится Председателем Кон- ституционного Суда, исходя из нагрузки судей, и регистрируется в Секретариате Конституци- онного Суда.
Судья, изучающий обращение в предварительном порядке, может дать одному или нескольким управлениям (отделам) Секретариата Конституционного Суда письменное или устное поручение об изучении обращения. Такое поручение направляется в соответствующее управление (отдел) через руководителя Секретариата Конституционного Суда или с уведом- лением его об этом. Решениями Конституционного Суда могут быть определены виды пору- чений, которые даются только с согласия Председателя Конституционного Суда.
Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве.
В случае повторного обращения того же заявителя в Конституционный Суд по вопросу,
по которому ранее было вынесено постановление Конституционного Суда либо определение
Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 68 ФКЗ о КС, в засе- дании Конституционного Суда принимается определение о прекращении переписки с указан- ным заявителем. Заявителю направляется заверенная копия соответствующего определения.
Дальнейшие его обращения по тому же вопросу оставляются без ответа и хранятся в установ- ленном порядке.
Третья стадия
– принятие обращения к рассмотрению. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения. Ранее (до поправок 2010–2014 годов) дей- ствовал срок не позднее месяца после завершения предварительного изучения обращения.
О принятом Конституционным Судом РФ решении уведомляются стороны. В случаях,
не терпящих отлагательства, Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Феде- рации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ.
Конституционный Суд РФ согласно ст. 43 ФКЗ о КС принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:
1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституци- онному Суду РФ;
2) обращение в соответствии с требованиями ФКЗ о КС не является допустимым;
3) по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено поста- новление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в соответствии с частью первой статьи 85 или частью второй статьи 101 ФКЗ о КС в связи с принятием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека (в ред.
Федеральных конституционных законов от 03.11.2010 № 7-ФКЗ, от 04.06.2014 № 9-ФКЗ);


И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
90 4) акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия (п. 4 введен Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 № 9-
ФКЗ).
Поправкой 2014 года была отменена гарантия защиты конституционных прав и свобод граждан (ч. 2 ст. 43). Часть 2 ст. 43 гласила, в случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое
Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рас- смотрения дела в заседании Конституционного Суда РФ. В этом случае производство по делу прекращается.
Четвертая стадия
– назначение и подготовка дела к слушанию. Согласно ст. 47 ФКЗ о
КС решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ принима- ется Судом не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В реше- нии указывается очередность слушания дел.
В 2010 году введены особые правила письменного судопроизводства (ст. 47.1 ФКЗ о КС).
Конституционный Суд РФ может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции
РФ указанных в пункте 1 части первой статьи 3 ФКЗ о КС нормативных правовых актов, про- верять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что вопрос о конституционности нормативного правового акта может быть разрешен на основании содержащихся в ранее принятых постановлениях Конституционного
Суда РФ правовых позиций и проведение слушания не является необходимым для обеспече- ния прав заявителя-гражданина или объединения граждан.
Ходатайство с возражением против применения процедуры разрешения дела без прове- дения слушания вправе подать орган государственной власти в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции РФ принятого соответствующим органом государственной власти нормативного правового акта, или заявитель.
Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституцион- ного Суда РФ. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановле- ние.
При разрешении дела без проведения слушания применяются положения статей 48–53
ФКЗ о КС, за исключением положений, применение которых возможно исключительно при устном разбирательстве с проведением слушаний.
В случае, если Конституционный Суд РФ предполагает разрешить дело о соответствии
Конституции РФ указанных в пункте 1 части первой статьи 3 ФКЗ о КС нормативных правовых актов, проверить по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конститу- ционность закона, примененного в конкретном деле, или проверить по запросу суда консти- туционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания,
копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд РФ. Отзыв, представлен- ный в Конституционный Суд РФ, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судья-докладчик истребует необ- ходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экс-


И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
91
пертиз. Судья-докладчик от имени Суда направляет требования о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, о проведении проверок, иссле- дований, которые должны быть исполнены в течение месяца со дня их получения, если иной срок не указан Судом.
Согласно ч. 1 ст. 51 ФКЗ о КС уведомление о заседании Суда и необходимые материалы направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседа- ния.
Пятая стадия
– судебное разбирательство. Легальные сроки не установлены. Срок рас- смотрение дела определяется необходимостью полного и всестороннего изучения материалов дела. Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд
РФ может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. Такое соединение дел (ст. 48 ФКЗ о КС) возможно как в отношении дел, иници- ированных субъектами конкретного контроля, так и абстрактного контроля в Конституцион- ном Суде РФ.
В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума,
открывает заседание Конституционного Суда РФ и сообщает, какое дело подлежит рассмот- рению (ст. 57 ФКЗ о КС).
Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномо- чия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательству- ющий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Конституционный Суд
РФ признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.
Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанно- сти, а другим участникам процесса – их права, обязанности и ответственность.
Согласно ст. 58 ФКЗ о КС председательствующий в заседании Конституционного Суда
РФ руководит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов;
устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предо- ставляет слово судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса,
если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполне- нии требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выраже- ний, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов.
Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий пред- седательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председатель- ствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Консти- туционным Судом РФ в том же заседании.
В заседании Конституционного Суда РФ ведется протокол (ст. 59 ФКЗ о КС), требования к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда РФ (§ 50)
174
. Для обеспече- ния полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания. Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда РФ или по его уполномочию одним из заместителей Председателя Конституционного Суда РФ.
Порядок исследования вопросов в конституционном судопроизводстве устанавливается в общем виде ст.60 ФКЗ о КС. Исследование по существу рассматриваемого в заседании Кон- ституционного Суда РФ дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и осно- ваниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах,
174
Регламент КС РФ (ред. от 08.07.2014) // Официальный интернет-портал КС РФ – www.ksrf.ru/


И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
92
предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда РФ.
По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд РФ заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
Установленный решением Конституционного Суда РФ порядок может быть изменен только самим Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституцион- ного Суда РФ по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом
РФ безотлагательно.
После признания Конституционным Судом РФ исследования вопросов дела завершен- ным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.
Шестая стадия
– принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу.
Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ
в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда РФ, рас- сматривающие данное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Кон- ституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.
В ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою пози- цию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продол- жительность выступлений на совещании не могут быть ограничены.
В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглашению.
Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.
Доказывание и доказательства в конституционном правосудии. ФКЗ о КС 1994
года в отличие от действующих процессуальных кодексов очень лаконично регулирует процесс доказывания и доказательства в конституционном судопроизводстве.
Закон не содержит таких характерных для судопроизводства норм, которыми определя- ются понятие доказательств, предмет доказывания, относимость, допустимость и оценка дока- зательств, распределение бремени доказывания. Помимо этого, следует отметить, что и сам термин «доказательства» в законе отсутствует. Такой подход законодателя существенно отли- чает институт доказывания и доказательств в конституционном судопроизводстве от других видов судопроизводства. Главным в конституционном судопроизводстве является проверка конституционности объектов контроля и их соотнесение с положениями Конституции РФ.
Вместе с тем доказывание (независимо от вида судопроизводства) имеет общие черты как определенный вид познания и развивается в силу общих закономерностей познания в рамках,
предусмотренных процессуальными (или процедурными) правилами.
Поэтому в различных видах судопроизводства (конституционном, гражданском, уголов- ном) применяются общие средства доказывания (объяснения сторон, показания свидетелей,
заключения экспертов, письменные и вещественные доказательства).
В современных исследованиях справедливо отмечается, что «специфика конституцион- ного судопроизводства может не предполагать столь детального регулирования в силу особен- ностей данной формы отправления правосудия»
175
Доказывание в конституционном судопроизводстве имеет отличительную особенность. В
гражданском, арбитражном и уголовном процессе нормы материального права применяются к определенным фактам действительности. Центральное место занимает здесь факт как явление материального мира, подлежащее установлению, исследованию и оценке в суде. В процессе
175
Конституционный судебный процесс / Отв. ред. М. С. Саликов. – М., 2003.– С.103.


И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
93
доказывания информация о фактах (доказательства) дает суду представление о наличии или отсутствии тех или иных обстоятельств действительности (фактах), после чего определяется подлежащая применению норма права
176
В конституционном судопроизводстве вопросы факта занимают второстепенное место и носят сопутствующий характер, т. к. основная цель данного судопроизводства – это установле- ние соответствия или несоответствия нормативных положений, содержащимся в нормативном акте, другим нормативным положениям, закрепленным в конституции страны.
Основная роль в процессе доказывания принадлежит суду, который собирает, исследует и оценивает доказательства
177
. Стороны в конституционном судопроизводстве также являются активными участниками процесса доказывания, поскольку они представляют доказательства в суд и участвуют в их исследовании. Помимо этого, в процессе доказывания вовлекаются и другие субъекты, которые выполняют вспомогательные функции, – эксперты, специалисты,
свидетели.
Доказательства в конституционном судопроизводстве – это сведения об обстоятельствах дела, имеющие правовой характер, содержащиеся в различных нормативно-правовых предпи- саниях. По мнению Н. В. Витрука, «доказательствами в конституционном судопроизводстве служат разнообразные нормативно-правовые установления: закреплённые в Конституции РФ,
законах и подзаконных актах цели и задачи, определения (дефиниции), принципы, нормы как правила поведения, аксиомы, презумпции, фикции, преюдиции, символы, модели (конструк- ции)»
178
. К ним также относятся правовые позиции органов конституционного правосудия и иных высших судебных инстанций.
Определение фактов. По каждому делу, рассматриваемому в Конституционном Суде,
нужно определить факты, подлежащие доказыванию. Согласно § 31 Регламента КС, в соот- ветствии с установленной Конституционным Судом очередностью рассмотрения дел в засе- даниях, а также с учетом загруженности судей делами, переданными им ранее, сложности и объема этих дел Конституционный Суд при принятии дела к рассмотрению назначает по каждому делу судью-до-кладчика (судей-докладчиков). В случае если в силу сложившихся обстоятельств судья в течение длительного времени не может исполнять свои обязанности,
он передает обращение Председателю Конституционного Суда для назначения другого судьи- докладчика. Председатель Конституционного Суда в заседании Суда ставит вопрос о замене судьи-докладчика. В случаях отстранения судьи, являющегося докладчиком по делу, от уча- стия в рассмотрении дела, приостановления или прекращения его полномочий вместо него также назначается другой судья-докладчик.
Судья-докладчик составляет проект решения Суда, а в зависимости от характера и слож- ности дела – перечень вопросов, подлежащих, по его мнению, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей при вынесении итогового решения.
Конституционный Суд решает исключительно вопросы права и при осуществлении судо- производства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. По общему правилу доказыванию не подлежат общеизвестные факты.
В процессе подготовки дела к рассмотрению требования Конституционного Суда (§ 33
Регламента КС), предусмотренные статьями 49 и 50 ФКЗ о КС, направляются судьей-докладчи- ком или Конституционным Судом. Требование Конституционного Суда подписывается соот- ветственно судьей-докладчиком либо Председателем Конституционного Суда.
176
Полин А. А. Конституционный процесс: проблемы и категории // Журнал российского права. – 2004.– № 1.– С.101.
177
Лушников В. Доказывание в конституционном судопроизводстве // эж-ЮРИСТ 2003. № 47, ноябрь. С.12.
178
Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. – М: Норма, 2011. С. 340–341.