Файл: Конституционноеправосудие теория судебногоконституционного праваи практика судебного.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В обращении должны быть указаны:
1) Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;
2) наименование заявителя (в жалобе гражданина – фамилия, имя, отчество), адрес и иные данные о заявителе;
3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;
4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит про- верке, либо участвующего в споре о компетенции;
5) нормы Конституции РФ и настоящего Федерального конституционного закона, даю- щие право на обращение в Конституционный Суд РФ;
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
99 6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции РФ, подлежащем толкованию;
7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ;
8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссыл- кой на соответствующие нормы Конституции РФ;
9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституцион- ному Суду РФ;
10) перечень прилагаемых к обращению документов.
К направляемому в Конституционный Суд РФ обращению прилагаются следующие доку- менты (ст. 38 ФКЗ о КС):
1) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции РФ, подлежащего тол- кованию;
2) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;
3) документ об уплате государственной пошлины;
4) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.
К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлага- ется вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы.
До поправок 2014 года обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью пер- вой статьи 38 ФКЗ о КС документы и иные материалы представлялись в Конституционный
Суд РФ с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляли необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров. После поправок 2014 года обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой статьи 38 ФКЗ о КС документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с одной копией.
Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной (ст.
39 ФКЗ о КС).
Основания и порядок уплаты государственной пошлины при обращении в Конституци- онный Суд РФ, возврата или зачета государственной пошлины и предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных ФКЗ о КС. Конституционный Суд
РФ своим решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения,
от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.
Запросы судов, запросы о толковании Конституции РФ, ходатайства Президента РФ по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, запросы о даче заключе- ния о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государ- ственной измене или совершении иного тяжкого преступления государственной пошлиной не оплачиваются.
Государственная пошлина возвращается в случаях, если обращение не было принято к рассмотрению, или в случаях прекращения производства по делу.
Предварительное рассмотрение обращений. Предварительное рассмотрение обра- щений регламентируется главой VI ФКЗ о КС. Обращения, поступающие в Конституционный
Суд РФ, рассматриваются Секретариатом и подлежат обязательной регистрации (ст. 40 ФКЗ
о КС).
В случаях, если обращение: 1) явно не подведомственно Конституционному Суду РФ;
2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона; 3)
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
100
исходит от ненадлежащего органа или лица; 4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено ФКЗ о КС, 5) не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом консти- туционных прав и свобод предусмотренного статьей 97 ФКЗ о КС срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон (п. 5 введен
Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 № 9-ФКЗ) Секретариат Конституци- онного Суда РФ уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям ФКЗ о
КС. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом РФ решения по этому вопросу.
Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах 2 и 4 части второй ст. 40
ФКЗ о КС, вправе вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ.
В случае, если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду РФ, Секре- тариат Конституционного Суда РФ может направить его в государственные органы или орга- низации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.
Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда РФ
(ст. 41 ФКЗ
о КС). Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленном Конституционным
Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения.
Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией про- изводства в Конституционном Суде РФ.
Заключение судьи (судей) Конституционного Суда РФ по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда РФ.
Принятие обращения к рассмотрению
(ст. 42 ФКЗ о КС). Решение по вопросу о при- нятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения. О принятом Конституционным
Судом РФ решении уведомляются стороны.
В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении дей- ствия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного дого- вора РФ до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ.
Отказ в принятии обращения к рассмотрению
(ст. 43 ФКЗ о КС). Конституционный Суд
РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:
1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституци- онному Суду РФ;
2) обращение в соответствии с требованиями ФКЗ о КС не является допустимым;
3) по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее было вынесено постанов- ление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в соот- ветствии с частью первой статьи 85 или частью второй статьи 101 ФКЗ о КС в связи с приня- тием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека;
4) акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.
Отзыв обращения
(ст. 44 ФКЗ о КС). Обращение в Конституционный Суд РФ может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда
РФ. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.
Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ.
Правила рассмотрения дел в Конституционном Суде (судебное разбирательство), общие для всех категорий дел, устанавливаются главой VII ФКЗ о КС.
Созыв заседаний
(ст. 45 ФКЗ о КС). До реформы 2010–2011 годов пленарные заседания
Конституционного Суда РФ созывались Председателем Конституционного Суда РФ, а заседа-
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
101
ния палаты – председательствующим в палате. В настоящее время все заседания Конституци- онного Суда РФ созываются его Председателем.
Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда РФ прини- мается Конституционным Судом РФ не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел (ст. 47 ФКЗ о КС).
Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд
РФ может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета (ст. 48 ФКЗ о КС).
Подготовка дела к слушанию
(ст. 49 ФКЗ о КС). Для подготовки дела к слушанию,
составления проекта решения Конституционного Суда РФ, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд РФ назначает одного или нескольких судей – докладчиков.
При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья – докладчик в соответ- ствии с полномочиями Конституционного Суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консульта- циями специалистов, направляет запросы. Судья – докладчик и председательствующий в засе- дании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряже- ния об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.
Требования
Конституционного Суда РФ (ст. 50 ФКЗ о КС) о предоставлении текстов нор- мативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материа- лов; о заверении документов и текстов нормативных актов; о проведении проверок, исследо- ваний, экспертиз; об установлении определенных обстоятельств; о привлечении специалистов;
о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматри- ваемым делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы.
Требования Конституционного Суда РФ должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду РФ в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Конституционным Судом РФ.
Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями тре- бований Конституционного Суда РФ, несут эти органы и организации. Расходы иных органи- заций и лиц возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Прави- тельством РФ.
Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотре- ния либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституци- онного Суда РФ, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную зако- нодательством РФ ответственность.
Уведомление о заседании Конституционного Суда РФ, копии обращений и поступивших отзывов на них, копии проверяемых актов, а при необходимости и иные документы направля- ются судьям и участникам процесса не позднее, чем за десять дней до начала заседания. При этом отзывы на обращения направляются в указанный срок лишь в случае, если они поступили не позднее, чем за две недели до начала заседания (ст. 51 ФКЗ о КС).
Объявления о заседаниях Конституционного Суда РФ помещаются в доступных для граждан местах занимаемого им здания, а также в средствах массовой информации.
Открытые заседания.
Заседания Конституционного Суда РФ проходят открыто (ст. 54
ФКЗ о КС), за исключением случаев, предусмотренных ФКЗ о КС. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом кино- и фотосъемка,
видеозапись, прямая радио- и телетрансляция заседания допускаются с разрешения Консти- туционного Суда РФ.
Председатель Конституционного Суда РФ с согласия Конституционного Суда РФ может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституци-
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
102
онного Суда РФ о проведении проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей в личном досмотре.
Присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституцион- ному Суду РФ и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям пред- седательствующего о соблюдении распорядка заседания.
Поддержание порядка в заседании Конституционного Суда РФ возлагается на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих.
Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряже- ниям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председа- тельствующий с согласия Конституционного Суда РФ может после предупреждения удалить публику в случае, если ею допущено нарушение порядка, мешающее нормальному ходу засе- дания.
Конституционный Суд РФ может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в размере до одной тысячи рублей.
Закрытое заседание
(ст. 55 ФКЗ о КС). Конституционный Суд РФ назначает закрытое заседание в случаях, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обес- печения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.
На закрытом заседании присутствуют судьи Конституционного Суда РФ, стороны и их представители. Возможность присутствия других участников процесса и сотрудников Секре- тариата Конституционного Суда РФ, непосредственно обеспечивающих нормальный ход засе- дания, определяется председательствующим по согласованию с судьями. Дела в закрытых засе- даниях рассматриваются с соблюдением общих правил конституционного судопроизводства.
Судья Конституционного Суда РФ отстраняется от участия в рассмотрении дела (ст.
56 ФКЗ о КС) в случаях, если:
1) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; 2) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон.
Судья Конституционного Суда РФ при наличии обстоятельств, указанных в части первой статьи 56 ФКЗ о КС, обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.
Отстранение судьи Конституционного Суда РФ от участия в деле производится мотиви- рованным решением Конституционного Суда РФ, принимаемым большинством от числа при- сутствующих судей после заслушивания судьи, вопрос, об отстранении которого должен быть решен.
Распорядок заседания
(ст. 57 ФКЗ о КС). В назначенное время председательствующий,
удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Конституционного Суда РФ и сооб- щает, какое дело подлежит рассмотрению.
Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномо- чия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательству- ющий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае, если Конституционный Суд
РФ признает невозможность рассмотрения дела, оно откладывается.
Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям их права и обязанно- сти, а другим участникам процесса – их права, обязанности и ответственность.
Председательствующий в заседании Конституционного Суда РФ (ст. 58 ФКЗ о КС) руко- водит заседанием, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка раз- бирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому делу; предоставляет слово
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
103
судьям и участникам процесса; прерывает выступления участников процесса, если они каса- ются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству, лишает их слова при самоволь- ном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозгла- шении преследуемых по закону утверждений и призывов.
Возражения кого-либо из участников процесса против распоряжений и действий пред- седательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председатель- ствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Консти- туционным Судом РФ в том же заседании.
В заседании Конституционного Суда РФ ведется протокол (ст. 59 ФКЗ о КС), требова- ния к которому устанавливаются Регламентом Конституционного Суда РФ. Для обеспечения полноты и точности протокола может вестись стенограмма заседания.
Протокол заседания подписывается Председателем Конституционного Суда РФ или по его уполномочию одним из заместителей Председателя Конституционного Суда РФ.
Стороны имеют право знакомиться с протоколом и стенограммой заседания Конститу- ционного Суда РФ и приносить на них свои замечания. Иные участники процесса могут зна- комиться с протоколом и стенограммой с разрешения Конституционного Суда РФ. Замечания на протокол или стенограмму заседания рассматриваются совместно председательствующим в заседании и судьей-докладчиком с участием в случае необходимости лиц, подавших замеча- ния. Замечания на протокол и на стенограмму заседания, а также решение об удостоверении их правильности или об их отклонении приобщаются соответственно к протоколу и к стено- грамме.
Порядок исследования вопросов
(ст. 60 ФКЗ о КС). Исследование по существу рассматри- ваемого в заседании Конституционного Суда РФ дела начинается с сообщения судьи-доклад- чика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению. Судье-доклад-чику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда РФ.
По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд РФ заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.
Установленный решением Конституционного Суда РФ порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом РФ. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложе- ния судей Конституционного Суда РФ по порядку исследования вопросов рассматриваются
Конституционным Судом РФ безотлагательно.
Отложение заседания
(ст. 61 ФКЗ о КС). Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд РФ найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждаю- щимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вслед- ствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд РФ
назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.
Объяснения сторон
(ст. 62 ФКЗ о КС). В соответствии с порядком, установленным реше- нием Конституционного Суда РФ, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обос- нование своей позиции. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее пред- ставителями, последовательность и объем их выступлений определяются данной стороной.
Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Конституцион- ном Суде РФ для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбитель- ных высказываний в адрес государственных органов, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан.