Файл: Конституционноеправосудие теория судебногоконституционного праваи практика судебного.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
104
Объяснение стороны выслушивается Конституционным Судом РФ в полном объеме.
После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда
РФ и другой стороной, а с разрешения Конституционного Суда РФ также экспертами.
Заключение эксперта
(ст. 63 ФКЗ о КС). В заседание Конституционного Суда РФ может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопро- сам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей-докладчиком либо Конституционным Судом РФ.
Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответствен- ности за дачу заведомо ложных заключений. Эксперт вправе с разрешения Конституцион- ного Суда РФ знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. После изложе- ния заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного
Суда РФ и сторон.
Показания свидетелей
(ст. 64 ФКЗ о КС). При необходимости исследования фактиче- ских обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Конституционного Суда РФ,
в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах.
Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Свидетель обязан сообщить Консти- туционному Суду РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Конституционного Суда РФ
и сторон. При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также доку- ментами и другими материалами.
Исследование документов
(ст. 65 ФКЗ о КС). В заседании Конституционного Суда РФ
по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы. Не подлежат оглашению документы, подлинность которых вызывает сомнение.
Документы, исследованные Конституционным Судом РФ, подлежат, по решению Кон- ституционного Суда РФ, приобщению к материалам дела в подлинниках или в заверенных копиях.
По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Конституционный Суд
РФ может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключитель- ным выступлениям. Стороны в своих заключительных выступлениях не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом РФ.
Возобновление рассмотрения вопроса
(ст. 67 ФКЗ о КС). Если после заключительных выступлений сторон Конституционный Суд РФ признает необходимым выяснить дополнитель- ные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса.
По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заклю- чительные выступления, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.
Прекращение производства по делу
(ст. 68 ФКЗ о КС). Конституционный Суд РФ пре- кращает производство по делу в случаях: 1) если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению; 2) если будет установлено, что вопрос, раз- решаемый законом, иным нормативным актом, договором между органами государственной власти или не вступившим в силу международным договором РФ, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ; 3)если будет установлено,
что рассматриваемый вопрос по своему характеру и значению не относится к числу конститу- ционных.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
105
После признания Конституционным Судом РФ исследования вопросов дела завершен- ным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела.
Совещание судей по принятию итогового решения
(ст. 70 ФКЗ о КС). Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Конституционным Судом РФ в закрытом совещании.
В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие дан- ное дело. В совещательной комнате могут присутствовать сотрудники Конституционного Суда
РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.
В ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою пози- цию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продол- жительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голо- сования. Протокол подписывается всеми присутствовавшими судьями и не подлежит оглаше- нию.
Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования.
Особенностей разрешения дел без проведения слушания в заседании Консти-
туционного Суда. Такие особенности регулируются ст. 47.1 ФКЗ о КС и главой 6 Регламента
КС (§§ 52–56).
Дела, разрешаемые без проведения слушания, выносятся судьями-докладчиками в засе- дание Конституционного Суда по мере готовности, но, как правило, не позднее чем через два месяца после принятия к рассмотрению соответствующих обращений (с учетом положений пункта 3 параграфа 53 Регламента КС).
Заседания Конституционного Суда по разрешению дел без проведения слушания про- водятся по мере необходимости. Конституционный Суд может отложить рассмотрение дела,
назначенного к разрешению без проведения слушания, до окончания производства по анало- гичному или связанному с ним вопросу в суде либо ином государственном органе, в компетен- цию которого входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для пра- вильного рассмотрения дела в Конституционном Суде.
Полученные Конституционным Судом отзывы органов (должностных лиц), нормативные правовые акты, которых оспариваются, направляются судьей-докладчиком заявителям в тече- ние двух рабочих дней с предложением в десятидневный срок со дня их получения представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по указанным отзывам. При направлении заявителям указанных отзывов должно обеспечиваться подтверждение факта и даты их полу- чения заявителями. Иные полученные от органов (должностных лиц), нормативные правовые акты которых оспариваются, документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей- докладчиком заявителю (его представителю).
Дополнительно полученные от заявителей документы в течение пяти рабочих дней направляются судьей-докладчиком органам (должностным лицам), нормативные правовые акты которых оспариваются. Заседание Конституционного Суда по разрешению дела без про- ведения слушания, как правило, проводится не ранее истечения 20 дней со дня получения заявителем (его представителем) указанных в пункте 1 настоящего параграфа отзывов с пред- ложением представить в Конституционный Суд пояснения (возражения) по ним.
К заседанию по разрешению дела без проведения слушания судья-докладчик готовит материалы к проекту решения, содержащие сведения, предусмотренные пунктами 4 – 10 части первой статьи 75 ФКЗ о КС. Указанные материалы к проекту решения подлежат рассылке судьям не позднее чем за три дня до дня заседания по разрешению дела без проведения слу- шания. Если судья-докладчик в процессе подготовки к разрешению дела без проведения слу- шания придет к выводу о необходимости прекращения производства по делу по основаниям,
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
106
предусмотренным статьями 43 и 68 ФКЗ о КС, он составляет проект определения о прекраще- нии производства. Указанный проект должен быть мотивированным.
К протоколу и стенограмме заседания по разрешению дела без проведения слушания применяются правила, предусмотренные параграфом 58 Регламента КС для протокола и сте- нограммы закрытых совещаний судей.
Контрольные вопросы:
1. Какие требования к обращению в Конституционный Суд
РФ устанавливаются российским законодательством?
2. Раскройте различия между поводом и основанием к рассмотрению дела в Конститу- ционном суде РФ?
3. Что такое предварительное рассмотрение обращений?
4. В каких случаях Конституционный Суд РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению?
5. Назовите общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном суде РФ.
6. Чем отличается открытое заседание Конституционного Суда РФ от закрытого?
7. В каких случаях судья Конституционного Суда РФ отстраняется от участия в рассмот- рении дела?
8. В каких случаях Конституционный Суд РФ прекращает производство по делу?
9. Какие особенности разрешения дел без проведения слушания в заседании Конститу- ционного Суда устанавливаются законодательством?
10. Какова роль судьи-докладчика в конституционном судопроизводстве?
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
107
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 24
Тема 2.5. Решения и правовые позиции
Конституционного суда РФ: природа и соотношение
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(в ред. от 21.07.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации http://
www.pravo.gov.ru
, 01.08.2014 2. О Конституционном суде Российской Федерации: ФКЗ РФ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ
(ред. от 08.06.2015) // СЗ РФ. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
Основная литература:
1. Витрук Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и про- цесс: Учеб. пособие. 3-е изд. перераб и доп. – М: Норма, 2011. – 592 с.
2. Конституционный судебный процесс: учебник / Отв. ред. М.С. Саликов. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. – 352 с.
3. Лазарев Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России / Л. В. Лазарев. – М.:
Городец, Формула права, 2003. – 528 с.
В научной и учебной литературе решения и правовые позиции Конституционного Суда
РФ признаются различными, хотя и взаимосвязанными правовыми явлениями.
Решения федерального органа конституционного правосудия характеризуются тем, что соединяют черты судебного, интерпретационного и нормативного акта в единый сплав право- вого акта с комплексной конституционно-правовой природой.
Как отмечает Л.В. Лазарев, нельзя утверждать, что какая-то точка зрения относительно правовой природы актов конституционной юрисдикции «в настоящее время безраздельно гос- подствует в доктрине»
181
По мнению М.А. Митюкова, несмотря на имеющиеся споры, «сама практика органов государственной власти уже «de facto» придает итоговым решениям и определениям «с пози- тивным содержанием» характер нормативных актов»
182
Конституционный Суд выполняет «правокорректирующую функцию относительно нор- мотворчества законодательной и президентско-исполнительной власти, направленную на обес- печение адекватного выражения права в законе, сохранения действующего (позитивного)
права в конституционно-правовом поле, правовой защиты Конституции»
183
Поэтому «характеристику решений Конституционного
Суда как имеющих нормативно-прецедентный характер следует понимать в том смысле,
что они обязательны не только для сторон по рассмотренному делу, а для всех органов публич- ной власти, других субъектов права, и юридическая сила решений распространяется не только на акт, который был предметом проверки, но и на все иные, аналогичные по содержанию».
184 181
Лазарев Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России. – М., 2003.– С.38.
182
Митюков М.А. Акты Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов
Российской Федерации и некоторые вопросы их исполнения // Проблемы исполнения федеральными органами государствен- ной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений Конституционного Суда РФ и кон- ституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Материалы Всероссийского совещания (Москва, 22 марта
2001 г.) / Под ред. М.А. Митюкова и др. – М., 2001. – С.20.
183
Лазарев Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России. – М., 2003.– С.43.
184
Лазарев Л. В. Правовые позиции Конституционного Суда России. – М., 2003.– С.58–59.
И. А. Кравец. «Конституционное правосудие: теория судебного конституционного права и практика судебного конституционного процесса»
108
По мнению В. Анишиной, постановления Конституционного Суда РФ «фактически имеют силу нормативного акта»
185
. Следует учитывать, что постановления Конституцион- ного Суда РФ содержат нормативно'-интерпретационные предписания, которые отличаются по содержанию как от нормативно-правовых актов, так и от судебных актов, принимаемых судами общей и арбитражной юрисдикции.
Требования, предъявляемые к решениям. Согласно ст. 74 ФКЗ о КС решения Кон- ституционного Суда РФ должны основываться на материалах, исследованных Судом. Суд при- нимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл,
придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
Конституционный Суд РФ принимает постановления и дает заключения только по пред- мету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа,
конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения Суда оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено ФКЗ о КС или решением Суда. (О
юридических последствиях решения Конституционного Суда РФ, которым выявляется консти- туционно-правовой смысл нормы, см. Определение Конституционного Суда РФ от 11.11.2008
№ 556-О-Р).
ФКЗ о КС в ст. 75 определяет требования к содержанию решения (изложению решения).
Решение состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и резолютивной.
Вводная часть решения содержит:
1) наименование решения, дата и место его принятия;
2) персональный состав Конституционного Суда РФ, принявший решение;
3) необходимые данные о сторонах;
4) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению;
5) нормы Конституции РФ и ФКЗ о КС, согласно которым Конституционный Суд РФ
вправе рассматривать данный вопрос.
Мотивировочная (описательная) часть решения содержит:
1) требования, содержащиеся в обращении;
2) фактические и иные обстоятельства, установленные Конституционным Судом РФ;
3) нормы Конституции РФ и ФКЗ о КС, которыми руководствовался Конституционный
Суд РФ при принятии решения.
Резолютивная (постановляющая) часть решения содержит:
1) доводы в пользу принятого Конституционным Судом РФ решения, а при необходимо- сти также доводы, опровергающие утверждения сторон;
2) формулировка решения;
3) указание на необходимость пересмотра дела в отношении заявителя в случае, если принимается итоговое решение в виде постановления в соответствии с пунктами 2 и 3 части первой статьи 100 ФКЗ о КС (п. 10.1 введен Федеральным конституционным законом от
03.11.2010 № 7-ФКЗ);
4) указание на окончательность и обязательность решения;
5) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его испол- нения и опубликования.
185
Анишина В. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции // Российская юсти- ция. – 1999.– № 11.– С.2.